БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321 под влиянием передовой профессуры складывались прогрессивные традиции, сыгравшие положит. роль в развитии университетского образования в стране. Эти прогрессивные черты росс. У. сохранены и приумножены советскими У.

После Великой Окт. социалистич. революции началось преобразование У. на социалистич. основе. Высшее образование стало бесплатным, доступным для трудящихся и их детей. Были отменены привилегии для бывших имущих классов, полностью сняты все нац. ограничения. Женщины получили равное с мужчинами право на высшее образование. Задаче пролетаризации вузов посвящено было и постановление Наркомпроса от 11 сент. 1919 "Об организации рабочих факультетов при университетах" (см. Рабочие факультеты). 17 сент. 1920 Ленин подписал декрет о рабфаках, к-рые становились равноправными ф-тами У. В 1919 - нач. 1920-х гг. перестраиваются уч. плавы всех ф-тов У. Усиливается преподавание естеств. наук. Появляются новые ф-ты: биологич., физико-химич., механико-электротехнич. и др. Радикально реорганизуется преподавание обществ, дисциплин. Для подготовки марксистских кадров юристов, дипломатов, историков, экономистов и др. при У. создаются ф-ты обществ. наук (ФОН), куда вливаются ист. отделения историко-фило-логич. ф-тов. Они состояли из отделений: экономич., историч., политико-юридического. В 1918-20 было образовано 15 новых сов. У., многие из к-рых в нац. республиках - Ташкентский, Тбилисский, Азербайджанский, Ереванский, Всеобщий университет труда в Вильнюсе, Рижский.

Развернувшаяся в СССР индустриализация потребовала ускоренной подготовки многочисл. технич. интеллигенции. В кон. 20 - нач. 30-х гг. на базе нек-рых ф-тов У. создавались самостоят. отраслевые вузы. Открывались новые У. в союзных республиках. В 1927 начали работу Самаркандский (до 1960 Узбекский), в 1934 Казахский, в 1940 Петрозаводский У. С воссоединением Зап. Украины с УССР (1939), образованием Молд. ССР (1940), с восстановлением Сов. власти в прибалт. республиках (1940) в число сов. У. вошли Львовский, Черновицкий, Латвийский, Тартуский (б. Юрьевский) и Вильнюсский. В 1940/41 уч. г. в СССР было 29 У., в к-рых обучалось 75,7 тыс. студентов.

В 1945 открываются Кишинёвский и Ужгородский, в 1948 Таджикский, в 1950 Туркменский, в 1951 Киргизский У. Принятое 12 апр. 1956 постановление Сов. Мин. СССР "О мерах улучшения научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях" ещё теснее связало деятельность У. с нар. х-вом, науч. учреждениями АН. 18 июля 1972 ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР приняли постановление "О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране", в к-ром особое внимание уделено развитию университетского образования. В 1956-75 создано 28 новых У., гл. обр. в авт. республиках.

Сов. У. развиваются в тесной связи с задачами коммунистич. строительства. Это крупные уч.-науч. центры, в к-рых проводятся фундаментальные исследования. Развитие науки в У. создаёт базу подготовки высококвалифицированных специалистов и научно-пед. кадров, разработки принципов и методов совершенствования уч.-воспитат. процесса. В 1975/76 уч. г. У. готовили специалистов по 105 специальностям - фактически по всем отраслям науч. знаний, в каждом ун-те имелось от 4 до 16 ф-тов. Наиболее типичные ф-ты: историч., фило-логич., юридич., экономич., механико-математич., химич., биолого-почвенный, биологич., физич., географич., геологический. В Вильнюсском, Тартуском, Петрозаводском и Якутском У., а также в Ун-те дружбы народов имеются мед. ф-ты. В У. авт. республик есть ф-ты, отвечающие местным экономич. и культурным потребностям: инженерно-тех-нич., сельскохозяйств., механизации с. х-ва, лесоинженерные и др.

Подготовка специалистов в У. имеет по сравнению с др. вузами ряд особенностей, обеспечивающих наиболее высокий общенаучный уровень их образования. Обучение здесь в течение всех 5 лет тесно связано с проведением фундаментальных науч. исследований, что способствует повышению уровня преподавания и вовлечению студентов в активную н.-и. работу под руководством профессоров и преподавателей. В процессе обучения студенты выполняют курсовые работы, представляющие собой или обзоры опубликованной науч. лит-ры, или являющиеся результатом небольших экспериментальных исследований. Для них организуются спец. науч. семинары и практикумы, на к-рых рассматриваются новейшие достижения науки по соответствующей специальности, совр. методы науч. исследований. На семинарах студенты выступают с обобщающими докладами по определённой теме и активно участвуют в дискуссиях. На завершающем этапе обучения они выполняют дипломные работы и защищают их публично в Гос. комиссиях. У студентов развиваются навыки постановки и проведения эксперимента, умение анализировать получаемые результаты. Лучшие студенч. работы публикуются в науч. сборниках и журналах. Выпускники У. успешно работают в н.-и. учреждениях, в системе высшего и ср. образования, различных учреждениях культуры, заводских лабораториях и конструкторских бюро, на опытных станциях, в гос. и партийном аппарате и т. д. Они творчески разрабатывают новейшие направления науки и техники, возглавляют совр. научно-технический и культурный прогресс .

Крупнейшие У. являются ведущими высшими уч. заведениями по подготовке науч.-пед. кадров по фундаментальным наукам (философия, математика, физика, биология, химия, история, политич. экономия и др.) для всех вузов страны. В аспирантуре У. обучалось в 1975 св. 13 тыс. аспирантов по этим наукам, или 23% аспирантов всех вузов СССР. У. являются также осн. центрами подготовки и повышения квалификации преподавателей общественных, гуманитарных и общенаучных дисциплин высших и ср. спец. уч. заведений, а также повышения квалификации специалистов с высшим образованием, занятых в отраслях нар. х-ва, науч. учреждениях, органах управления и др. В У. созданы и работали в 1976 8 ин-тов и 25 ф-тов повышения квалификации преподавателей. Ежегодно ок. 42% преподавателей проходят повышение квалификации в У. Ведущие У. являются крупнейшими уч.-методич. центрами. В них разрабатываются уч. планы и программы по многим дисциплинам высших уч. заведений. В У. подготавливается большое число учебников и уч. пособий по общетеоретич. дисциплинам для всех вузов страны, по естествен-нонауч. и гуманитарным предметам для У., пед. ин-тов и ср. уч. заведений. Хотя в СССР имеется значит. число академич. и отраслевых н.-и. ин-тов, У. остаются крупными науч. и культурными центрами. Они вносят свой вклад во все основные направления науч.-технич. прогресса. Особенно велика роль У. в решении крупнейших науч. проблем, в развитии новых направлений, возникающих на границах смежных наук, в разработке к-рых мн. У., в первую очередь старейшие из них, добились выдающихся результатов, обогативших отечественную и мировую науку. В У. сложились и успешно развиваются всемирно известные своими достижениями науч. школы. Крупные мате-матич. школы работают в Ленинградском, Новосибирском, Киевском, Тбилисском, Казанском и др. У. Мн. направления математики и механики выросли в такие разделы науки, что на их основе созданы спец. исследовательские ин-ты: математики и механики при Ленингр. ун-те, механики при Московском, математики при Казанском и др. Известные химич. школы работают в Казанском, Ленинградском, Харьковском и др. У., филологии и языкознания - в Ереванском, Ленинградском, Тбилисском и др. Крупные исследования У. проводят в области теоретич. физики, физики твёрдого тела и др. направлений этой науки. Существенные успехи достигнуты У. в разработке проблем биологии, в особенности совр. её разделов (молекулярная биология, генетика, микробиология, биохимия, биофизика и др.).

При У. имеются н.-и. ин-ты (на 1 янв. 1976 их было 38), вычислит. центры (17), проблемные и отраслевые науч. лаборатории (176) и др. учреждения, к-рые наряду с углублением фундаментальных научных исследований всё более расширяют отраслевые для многих областей нар. х-ва. Все У. имеют науч. библиотеки и многие - свои изд-ва, выпускают "Учёные записки", "Труды", "Вестники" и т. п. С У. связана деятельность виднейших сов. учёных. Крупнейшие советские У. осуществляют широкое сотрудничество со многими У. мира как в области дальнейшего развития высшего образования, так и в области совместных науч. исследований, внося тем самым важный вклад в осуществление Программы мира. Многие сов. учёные избраны почётными докторами зарубежных У. 26 советских У. (1976) являются членами Междунар. ассоциации университетов (МАУ), деятельность к-рой проходит в сфере компетенции ЮНЕСКО. Все У. находятся в системе мин-в высшего и ср. спец. (нар.) образования союзных республик. Московский, Казанский и Днепропетровский У. непосредственно подчиняются Мин-ву высшего и ср. спец. образования СССР, к-рое издаёт журнал "Вестник высшей школы" (с 1940), освещающий жизнь и деятельность сов. вузов, в т. ч. и университетов. В 1972 при этом мин-ве образован Совет У., в к-рый входят ректоры всех У. СССР.

В 1976/77 уч. г. в СССР было 65 У., в к-рых обучалось более 560 тыс. студентов (83 тыс. на вечерних отделениях, 169 тыс. заочников). В 1975 У. выпустили более 87 тыс. специалистов. В У. работало 52,7 тыс. преподавателей и науч. сотрудников (168 академиков и чл.-корр. всех академий; 3,2 тыс. докторов наук и профессоров; 20,9 тыс. кандидатов наук и доцентов).

Создание новой системы высшего образования и подготовка кадров нар. интеллигенции (в т. ч. через У.) явились одной из важнейших сторон культурной революции в СССР. Другие со-циалистич. страны использовали опыт строительства высшей школы в СССР. Нек-рые социалистич. страны (Чехословакия, Польша, ГДР, Югославия) имели старые У., появившиеся ещё в эпоху средневековья, в других У. возникли в 19 в., с обретением этими странами гос. независимости (Болгария, Румыния), в МНР, Албании первые У. были созданы только после нар. революций. Во всех странах шёл сложный процесс преобразования У. на социалистич. началах, поиски новых форм обучения. В соответствии с задачей формирования новой нар. интеллигенции преимущество при поступлении в У. отдавалось в определённый период рабочим и крестьянам. При У. организовывались рабфаки, перестраивались уч. планы, усиленное внимание было обращено на методологич. перестройку изучения обществ. и естественнонауч. знаний, созданы новые ф-ты, на базе нек-рых из них - отраслевые ин-ты, иногда создавались технич. У. (напр., в Дрездене, в ГДР, в 60-х гг. 20 в. на базе Высшей технич. школы - Технич. У.). В организации университетского образования (как и социалистич. системы образования в целом) устранены антидемократич. ограничения, существовавшие в большинстве стран до революций, в У. получили доступ широкие массы трудящихся; устранены ограничения приёма женщин, существовавшие в нек-рых странах; созданы У. на нац. окраинах и т. д. У., как и в СССР, являются гос. уч. заведениями, гос-во их финансирует, оплачивает из обществ. фондов потребления стипендии студентам и т. д. Науч. планы У. органически входят в общегос. планы развития науки и техники социалистич. стран и являются их важной составной частью. Осуществляется тесная связь университетского образования с практикой социалистич. строительства.

Университеты СССР (на 1 янв. 1977) и даты их основания: Азербайджанский (1919), Алтайский (1973), Башкирский (1957), Белорусский (1921), Вильнюсский (1579), Воронежский (1918), Гомельский (1969), Горьковский (1918), Дагестанский (1957), Дальневосточный (1920), Днепропетровский (1918), Донецкий (1965), Ереванский (1920), Ивановский (1973), Иркутский (1918), Кабардино-Балкарский (1957), Казанский (1804), Казахский (1934), Калининградский (1967), Калининский (1971), Калмыцкий (1970), Карагандинский (1972), Кемеровский (1973), Киевский (1834), Киргизский (1951), Кишинёвский (1945), Красноярский (1969), Кубанский (1970), Куйбышевский (1969), Латвийский (1919), Ленинградский (1819), Львовский (1661), Марийский (1972), Мордовский (1957), Московский (1755), Новосибирский (1959), Нукусский (1974), Одесский (1865), Омский (1974), Пермский (1916), Петрозаводский (1940), Ростовский (1915), Самаркандский (1927), Саратовский (1909), Северо-Осе-тинский (1969), Симферопольский (1972), Сыктывкарский (1972), Таджикский (1948), Тартуский (1802), Ташкентский (1920), Тбилисский (1918), Томский (1880), Туркменский (1950), Тюменский (1973), Удмуртский (1972), Ужгородский (1945), Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (1960), Уральский (1920), Харьковский (1805), Челябинский (1974), Черновицкий (1875), Чечено-Ингушский (1972), Чувашский (1967), Якутский (1956), Ярославский (1969).

Об отдельных отраслях образования см. в статьях: Биологическое образование, Географическое образование, Историческое образование, Механико-математическое образование, Физическое образование, Филологическое образование, Философское образование и др.; см. также Высшее образование, Высшие учебные заведения, Университетские уставы; разделы Народное образование и Просвещение в статьях о зарубежных странах; статьи об отдельных университетах.

Лит.: Ленин В. И., О науке и высшем образовании, 2 изд., М., 1971; Суворов Н., Средневековые университеты, М., 1898; Сидорова Н. А., Основные проблемы истории университетов в средние века в освещении современной буржуазной историографии, в сб.: Средние века, в. 23, М., 1963; Высшая школа СССР за 50 лет, под ред. В. П. Елютина, М., 1967; Бутягин А. С., Салтанов Ю. А., Университетское образование в СССР, М., 1957; Ременников Б. М., Ушаков Г. И., Университетское образование в СССР. (Экономико-статистический обзор), М., 1960; История Московского университета, т. 1-2, М., 1955; Московский университет за 50 лет Советской власти, М., 1967; Мартинсон Э. Э., История основания Тартуского (б. Дерптского - Юрьевского) университета, Л., 1954; История Казанского гос. университета им. В. И. Ульянова-Ленина, Казань, 1954; Харьковский гос. университет им. A.M. Горького за 150 лет. 1805-1955, Хар., 1955; Очерки по истории Ленинградского университета, т. 1 - 2, Л., 1962 - 1968; ICTOpia Киiвского унiверситету. 1834-1959, К., 1959; F1ехner A., Universities American, English, German, N. Y. - L.-Toronto, 1930; Irsау S. de, Histoire des universites francaises et etrangeres des origines a nos jours, t. 1 - 2, P., 1933-35; American universities and colleges, ed. A. J. Brumbaugh, Wash., 1948. В. П. Елютин.

УНИВЕРСИТЕТЫ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА, одна из форм высшего звена системы партийного просвещения. Слушатели У. м.-л. (гл. обр. партийные, советские, хозяйственные работники, работники сов. культуры) обучаются без отрыва от производства; срок обучения - 2-3 года. Комплектование У. м.-л. производится комитетами КПСС, при к-рых созданы ун-ты. Принимаются члены партии, комсомольцы и беспартийные, имеющие преимущественно высшее образование, по рекомендации первичных партийных организаций. Уч. год начинается 1 октября и заканчивается в июне. У. м.-л. имеют три факультета: общий, парт.-хоз. актива и пропагандистский. Слушатели изучают историю КПСС, политэкономию, диалектич. и историч. материализм, науч. коммунизм, вопросы экономич. политики КПСС на совр. этапе, вопросы управления произ-вом, парт. и сов. строительства, лит-ры и искусства, основы сов. законодательства, обществ. психологию, внеш. политику СССР и совр. междунар. отношения и т. п. У. м.-л. работают по утверждённым ЦК КПСС планам. Уч. процесс состоит из циклов лекций и семинарских занятий; большое место занимает самостоят. работа слушателей над произв. классиков марксизма-ленинизма, парт. документами и уч. лит-рой. После окончания У. м.-л. слушателям выдаётся диплом.

У. м.-л. стали создаваться в 1938 как форма идейно-теоретич. подготовки кадров, их марксистско-ленинского воспитания. В 1940 было ок. 40 У. м.-л., в к-рых обучалось 12 тыс. слушателей. В 1956 работало 288 университетов с числом слушателей 149 тыс. В 1974/75 уч. году действовало 352 У. м.-л., в к-рых было ок. 334 тыс. слушателей, в т. ч. членов КПСС 209 661 чел.

УНИВЕРСУМ (лат. universum, summa rerum), филос. термин, обозначающий "мир как целое" или "всё сущее".

УНИИ ЦЕРКОВНЫЕ, объединения православной и католич. церквей на условиях признания православной церковью главенства рим. папы, но при сохранении ею своих обрядов и богослужения на родном языке. В 13 в. У. ц. добивались не только рим. папы, стремившиеся т. о. подчинить своей власти православную церковь, но и визант. императоры: они рассчитывали на помощь папства в борьбе против многочисл. врагов Византии, прежде всего против сельджуков. Несмотря на сопротивление большей части православного духовенства, визант. императоры пошли на заключение в 1274 Лионской унии (фактически не принятой в Византии ни духовенством, ни населением и осуждённой Константинопольским собором 1285), в 1439 - Флорентийской унии (отвергнутой Иерусалимским 1443 и последующими соборами православной церкви). После падения Византии папство тщетно пыталось склонить к У. ц. Русское гос-во. Папам удалось в союзе с правительством Речи Посполитой навязать укр. и белорус. народам Брестскую унию 1596, в союзе с венг. феодалами - ввести в Закарпатье и на терр. совр. Чехословакии Ужгородскую унию 1649, к-рая в 1699 была распространена на православное население Трансильвании. Брестская уния официально расторгнута в 1946; в Трансильвании У. ц. была ликвидирована в 1948, в Закарпатье (СССР) - в 1949, в Чехословакии - в 1950.

УНИКАЛЬНЫЙ, единственный в своём роде; исключительный.

УНИКУМ (лат. unicum), единственное в своём роде, исключительное, большая редкость.
2705.htm
УНИФОРМИЗМ, науч. концепция в геологии, исходящая из представления о неизменяемости системы геол. факторов во времени. Впервые англ. учёный У. Уэвелл (1832) назвал У. учение Ч. Лайеля. В основу У. было положено утверждение ме-ханистич. естествознания, что законы природы вечны и неизменны; в геол. прошлом действовали те же силы и с такой же интенсивностью и скоростью, как и в наст. время. Отсюда вытекал известный тезис Лайеля об однообразии системы земных изменений на протяжении всех геол. периодов. Принятие этого тезиса означало отрицание прогрессивного развития, поскольку утверждались лишь изменения в истории Земли и жизни, происходившие всегда на одном и том же уровне. Впоследствии У. подвергся критике, к-рая особенно усилилась после появления работы Ч. Дарвина "Происхождение видов" (1859), т. к. теория естеств. отбора допускала тенденцию к прогрессу, а это неизбежно нарушало однообразие. В 20 в. было установлено, что история внешних оболочек Земли (атмосферы, гидросферы, биосферы, литосферы) имеет черты необратимого развития; был принят принцип эволюц. развития Земли и её обитателей. См. также Актуализм.

Лит.: К вопросу о периодичности осадкообразования и о методе актуализма в геологии, в сб.: К вопросу о состоянии науки об осадочных породах, М., 1951; Равикович А. И., Развитие основных теоретических направлений в геологии XIX в., М., 1969 (Труды Геологического ин-та АН СССР, в. 189); Whewе11 W., Changes in the organic world now in progress, "Quarterly Review", 1832, v. 47, № 93; Huxley Т h. H., Geological reform [1869], в его кн.: Collected essays, v. 8, L., 1908. Л. И. Равикович.

УНИЯ (от позднелат. unio - единство, объединение), форма соединения монар-хич. гос-в под короной одного суверена. В гос. праве различают два вида У.- личную (персональную) и реальную (органическую). Личная У. возникала, когда в силу династич. связей и порядка престолонаследия одно и то же лицо оказывалось монархом двух или более гос-в (напр., У. Англии и Ганновера 1714- 1837). Объединённые в личной У. гос-ва сохраняли свой суверенитет, а власть общего монарха часто носила номинальный характер. Реальная У. образовывалась на основании договора (напр., У. Швеции и Норвегии 1814-1905) либо в результате одностороннего акта более сильного гос-ва (У. Австрии и Венгрии 1867-1918, Дании и Исландии 1918- 1944). В междунар. отношениях реальная У. выступала как единое суверенное гос-во.

УНКОВСКИЙ Алексей Михайлович [24.12.1828 (5.1.1829), с. Дмитрюково, ныне Калининской обл.,-20.12.1893 (1.1.1894), Петербург], русский обществ. деятель. Из дворян. В кон. 1840-х гг. был близок к петрашевцам, друг М. Е. Салтыкова-Щедрина. В 1850 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. В 1857-59 предводитель дворянства Тверской губ. Автор либерального проекта отмены крепостного права, предусматривавшего предоставление крестьянам земельного надела за выкуп и немедленное дарование им личной свободы. В авг. 1859 был депутатом дворянства, приглашённым для обсуждения проектов Крестьянской реформы 1861; один из авторов "Адреса пяти", требовавшего бурж. преобразований. В кон. 1859 за заявление тверским дворянством протеста против запрещения обсуждения крест. вопроса в печати У. был сослан в Вятку. С 1861 выступал адвокатом по крест. делам; в 1862 его деятельность была запрещена. В 1865 пред. Нижегородской контрольной палаты, с 1866 присяжный поверенный в Петербурге. "Записки" У. опубликованы в журн. "Русская мысль", 1906, № 6-7.

Лит.: Джаншиев Г., А. М. Унковский и освобождение крестьян, М., 1894; Салтыков-Щедрин М. Е., Письма к А. М. Ун-ковскому, Полн. собр. соч., т. 18-20, М., 1937 - 39. П. А. Зайончковский.

УНКОВСКИЙ Иван Семёнович (1822- 1886), русский мореплаватель, адмирал, исследователь материкового берега Японского м. В 1852-54 командовал фрегатом "Паллада" эскадры Е. В. Путятина. Под его руководством были проведены опись и съёмка всего вост. берега Кореи (от 35° до 42° 20' с. ш.) и прилегающего участка берега России (от 130°40' до 135° 15' в. д.), открыты о-ва Путятина, Рикорда, Рейнеке, Римского-Корсакова (в зал. Петра Великого), а также заливы Посьета и Ольги (1854).

УНКЯР-ИСКЕЛЕСИЙСКИЙ ДОГОВОР 1833, о вечном мире, дружбе и оборонит, союзе между Россией и Турцией, подписан 26 июня (8 июля) в местечке Ункяр-Искелеси (Хюнкяр-Искелеси, Hunkar Iskelesi) - летней резиденции султана, близ Стамбула. Во время егип. кризиса 1831-33 (см. Египетские кри зисы) царское пр-во, стремясь к усилению своего влияния в Турции и считая, что не в интересах России иметь соседом сильное гос-во под властью егип. паши Мухаммеда Али, решило оказать тур. султану Махмуду II помощь, о к-рой официально просило тур. пр-во. В февр. 1833 рус. эскадра вошла в Босфор, в апр. в Ункяр-Искелеси был высажен десант, преградивший путь егип. армии на Стамбул. Великобритания и Франция, обеспокоенные рус.-тур. сближением, содействовали примирению Египта и Турции (май 1833). Накануне эвакуации рус. войск был подписан У.-И. д. Россия обязалась, если возникнет необходимость, оказать Турции воен. помощь. В соответствии с секретной статьёй Турция должна была в случае войны закрыть по требованию России Дарданелльский пролив для всех иностр. воен. кораблей. У.-И. д. означал усиление позиций России на Бл. Востоке. Это привело к обострению отношений России с зап.-европ. державами. В нач. 1840-х гг. рус. пр-во согласилось не возобновлять У.-И. д. и заключило конвенцию о проливах (см. Лондонские конвенции о проливах).

Лит.: Юзефович Т., Договоры России с Востоком политические и торговые, СПБ, 1869; Киняпина Н. С., Ункяр-Искелесийский договор 1833 г., "Научные доклады высшей школы. Исторические науки", 1958, № 2. С. В. Шостакович.

УННА КЛЕТКИ, то же, что плазматические клетки.

УНСЕТ (Undset) Сигрид (20.5.1882, Ка-лунборг, Дания, -10.6.1949, Лиллехам-мер, Норвегия), норвежская писательница. Род. в семье археолога. Повесть "Фру Марта Эули" (1907, рус. пер. 1910) положила нача