БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321ировку обучающихся на 240 пром. предприятиях, с.-х. фермах, в клиниках, н.-и. учреждениях в 35 городах 10 союзных республик.

В 1974/75 уч. г. обучалось ок. 5 тыс. студентов, стажёров, ординаторов, аспирантов из 87 стран, работало св. 1 тыс. преподавателей и науч. сотрудников, в т. ч. ок. 100 профессоров и докторов наук, 460 доцентов и кандидатов наук. Профессорско-преподавательский состав участвует в разработке актуальных проблем науки и техники, связанных с профилем ун-та. Издаются сборники науч. трудов, уч. и методич. лит-pa (ежегодный общий объём св. 2 тыс. печатных листов). УДН является членом Междунар. ассоциации ун-тов, поддерживает связи с высшими уч. заведениями и науч. учреждениями многих стран.

За годы существования подготовлено св. 5,6 тыс. специалистов, в т. ч. св. 450 кандидатов наук, к-рые работают в 92 странах. Награждён орденом Дружбы народов (1975). В. Ф. Станис.

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Я. М.СВЕРДЛОВА, см. Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова.

УНИВЕРСИТЕТ ШАНЯВСКОГО, см. Шанявского университет.

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ УСТАВЫ в России, законодат. акты, определявшие организационное устройство и порядки в университетах. Первым У. у. в России был утверждённый 12(23) янв. 1755 "Проект об учреждении Московского университета", в соответствии с к-рым ун-т подчинялся Сенату, управлялся кураторами, назначаемыми верховной властью. Коллегия профессоров составляла совещат. орган при кураторах. Все дисциплинарные дела решал университетский суд. В связи с открытием новых ун-тов в Вильне, Казани и Харькове 5(17) нояб. 1804 был издан первый общий У. у., к-рый устанавливал университетскую автономию. Во главе ун-та стоял Совет профессоров, к-рый избирал ректора, ведал замещением кафедр, определял порядок учебного процесса, являлся учёным советом и высшей инстанцией университетского суда. Ун-ты были центрами учебных округов, осуществляли руководство начальными и средними учебными заведениями и выполняли цензурные функции. В царствование имп. Николая I университетская автономия была уничтожена. 26 июля (7 авг.) 1835 был введён новый У. у., в соответствии с к-рым управление ун-тами перешло к попечителям учебных округов, подчинённых Мин-ву нар. просвещения. Кандидатуры ректоров утверждались царём, а профессоров - попечителем. Совет профессоров лишился самостоятельности в учебных и научных делах. В эпоху бурж. реформ 1860-х гг. автономия ун-тов была восстановлена. Принятый 18(30) июня 1863 У. у. вновь ввёл выборность всех адм. должностей и профессоров, восстановил права Совета профессоров и университетский суд. В результате усиления правительственной реакции 1880-х гг. 23 авг. (4 сент.) 1884 был введён У. у., к-рый вновь ликвидировал автономию ун-тов. В начале Революции 1905-07 автономия ун-тов была восстановлена "Временными правилами 27 авг. 1905", к-рые фактически утратили силу после Третъеиюньского государственного переворота 1907. У. у. 1884 действовал до февраля 1917. После Великой Окт. социалистич. революции деятельность сов. ун-тов регламентируется "Уставом высшего учебного заведения СССР".

Лит.: Полн. собр. законов Российской империи. [Собрание 1], т. 28, СПБ, 1830, № 21497-21500; там же, Собрание 2, т. 10, СПБ, 1836, № 8337; там же, т. 38, СПБ, 1866, № 39752; там же, Собрание 3, т. 4, СПБ, 1887, № 2404; Рождественский С. В., Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802 - 1902, СПБ, 1902; Эймонтова Р. Г., Университетская реформа 1863 г., в сб.: Исторические записки, т. 70, М., 1961; Щ е т и н и-н а Г. И., Университеты в России и устав 1884 г., М., 1976. А. Е. Иванов.

УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, подготовка в университетах специалистов для различных отраслей нар. х-ва и культуры (в т. ч. для н.-и. и проектно-конструкторских учреждений), а также кадров для высших и средних спец. уч. заведений, общеобразоват. школ и др. В Сов. Союзе У. о.-это подготовка гл. обр. по фундаментальным гуманитарным и естественным наукам. Под термином "У. о." понимается также совокупность общенауч. и спец. знаний и навыков, позволяющих окончившим ун-т решать актуальные задачи на производстве, вести н.-и. или пед. работу в соответствии с полученной специальностью.

УНИВЕРСИТЕТЫ (от лат. universitas - совокупность, общность), высшие учебно-научные заведения, ведущие подготовку специалистов по совокупности дисциплин, составляющих основы научного знания. История У. начинается с эпохи западно-европейского средневековья и связана с ростом ср.-век. городов, потребностями развивавшейся гор. экономики и культуры. Ранее всего (11 в.) ср.-век. высшие (светские) школы появились в Италии - Болонская правовая, в 1158 получившая статус У., высшая мед. в Салерно. В кон. 12-13 вв. возникли У.: Парижский (1215) и в Монпелье (1289, Франция), Кембриджский (1209) и Оксфордский (Англия), Саламанк-ский (Испания), Лисабонский (1290, Португалия); в 14 в. в Центр. Европе - Пражский (Карлов университет, 1348, Чехия), Краковский (1364, Польша), Венский (1365, Австрия), Гейдельберг-ский (1386, Германия); в 15 в. в Сев. Европе - Упсальский (1477, Швеция), Копенгагенский (1479, Дания).

Ср.-век. ун-т состоял из ф-тов: артистического, или искусств (подготовительного), и трёх высших - права, мед. и богословского (теологического). На артистич. ф-те, позднее получившем назв. философского, преподавали т. н. семь свободных искусств (лат. septem artes liberales): сначала тривиум (trivi-um) - грамматику, риторику, диалектику, затем квадривиум (quadrivium) - арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Процесс обучения состоял из лекций и диспутов. Преподавание велось на интернациональном в ср.-век. Европе лат. языке. После овладения курсом тривиума и сдачи соответствующего экзамена присуждалась степень бакалавра иск-в, после овладения курсом квадривиума - степень магистра иск-в. На высших ф-тах присуждались степени магистра и доктора наук, соответственно профилю ф-та. Студенты и преподаватели жили в обще-житиях - коллегиях (коллежах, колледжах); здесь же проводились занятия. У. являлись ср.-век. корпорациями, включавшими как магистров, так и учащихся (отсюда и их назв.- Universitas magist-rorum et scolarium, корпорации учителей и учеников, или просто У.). Они обладали адм. автономией, своей юрисдикцией (степень самоуправления У. была различной), имели свои уставы, строго регламентировавшие всю жизнь У. Первые У., возникавшие без вмешательства церк. и светских властей, становились нередко очагами свободомыслия и еретич. идей, связанных с бюргерской оппозицией феод, строю и католич. церкви. Церковь, стремившаяся утвердить свою монополию на образование в ср.-век. обществе, нуждалась в филос. обосновании церк. догм (см. Схоластика) и повела борьбу за господство над У. В её руках ср.-век. У. всё более становились проводниками католич. ортодоксии. Королевская власть, вступившая в борьбу с папством за создание нац., независимых от него церквей, в свою очередь стремилась усилить влияние на У. Многие У. (в Италии, Испании, Центр. Европе) были основаны королевской властью.

Несмотря на господство в ср.-век. У. ортодоксально-религ. мировоззрения, в них развивались передовые для своего времени идейные и науч. направления. Нек-рые У., несмотря на гонения, были важными центрами распространения в Зап. Европе материалистич. идей. Материали-стич. тенденции учения Аристотеля разрабатывались, в частности, в аверроизме. Ряд виднейших противников католич. ортодоксии вышел из более свободного от влияния папства Оксфордского ун-та (Р. Бэкон, У. Оккам и др.). Борьба Я. Гуса против нем. засилья в Пражском ун-те сыграла большую роль в начале гуситского революционного движения 1-й пол. 15 в. в Чехии. У. способствовали интернац. культурному общению.

К 15-16 вв. университетская схоластика стала тормозом для культурного и науч. развития. Развитие культуры в эпоху Возрождения оказало воздействие на преподавание в У. В нек-рых странах, напр, в Германии, гуманистич. движение было тесно связано с У. Важным центром гуманизма стали также ун-ты Оксфордский в Англии, Краковский в Польше. В Германии основанный в 1502 Виттен-бергский ун-т (гл. центр деятельности М. Лютера и Ф. Меланхтона) стал очагом Реформации. Протестантские У. подверглись реформированию, но и они становились очагами схоластической (теперь уже протестантской, а не католической) науки. Расцвет естествознания в 17- 18 вв., вызвавший к жизни многочисл. академии, науч. об-ва, протекал, в основном минуя У. В период контрреформации произошло заметное укрепление позиций католич. церкви в У. Большинство их в католич. странах оказалось в руках иезуитов.

Эпоха капитализма обусловила необходимость приспособления У. к потребностям бурж. общества: придания университетскому образованию светского характера, освобождения его от догматизма и схоластики, превращения У. в центры новой, опытной науки, что в зап.-европ. У. особенно проявилось в 19 в.

В США развитие У., уровень университетского образования долгое время отставали от европейских. До войны за независимость в североамер. колониях Англии (1775-83) англ. поселенцами было осн. 9 колледжей (Гарвардский в 1636, Уильяма и Мэри в 1693, Йельский в 1701, и др.), являвшихся по существу привилегированными ср. школами, лишь позднее, в основном в 19в., преобразованных в У. Колледжи основывались преим. различными религ. протестантскими орг-циями, долго сохраняли конфессиональный характер. Первым независимым от влияния церкви ун-том стал Виргинский (осн. в 1819), инициатором создания к-рого и первым ректором был Т. Джефферсон. Гл. роль в организации и финансировании У. в США принадлежала не гос-ву, а отд. орг-циям и частным лицам. Уч. программы амер. У., как и английских, долго отражали ари-стократич. подход к образованию (клас-сич. образование). В 1802 в Йельском колледже была открыта первая в США кафедра химии, геологии и минералогии, в 1854 там же учреждена Высшая естественнонаучная школа. Однако поворот в сторону изучения естеств. наук, практики совершался в США медленнее, чем во мн. европ. странах; американцы, получавшие образование в европ. У., переносили их опыт в США. Значение университетского образования стало возрастать со времени Гражданской войны в США 1861-65 и особенно с кон. 19 в.

В странах Лат. Америки У. были основаны в период исп. колон. господства (У. в Санто-Доминго, 1538; в Мехико, 1551; Лиме, 1551, и др.; до кон. 18в. всего ок. 20); они представляли копию ср.-век. исп. У., прежде всего Саламанкского, и находились под полным влиянием католич. церкви. Преобразование старых У. и возникновение новых связано с образованием независимых лат.-амер. республик в 1-й пол. 19 в. Постепенно в лат.-амер. У. усиливалось влияние университетского образования США; то же характерно для ун-тов Канады (первый колледж был осн. в 1635 иезуитами в Квебеке, в 1852 преобразован в ун-т; крупнейшие совр. канадские У.- в Торонто, Монреале, Ванкувере и др.).

В странах Азии и Африки У. совр. типа почти не было вплоть до 20 в. (существовавшие со времён средневековья тра-диц. высшие школы сохраняли религ. характер). Небольшая часть местной интеллигенции, имевшая возможность получать высшее образование, училась в европ. У. Британскими колон. властями в целях создания кадров чиновников из числа местного населения были основаны первые У. в Индии (Калькуттский, Мадрас-ский, Бомбейский, все в 1857; Пенджабский в Лахоре, 1882; в Аллахабаде, 1887); моделью служил английский (Лондонский) ун-т. Ряд высших школ типа колледжей был открыт европ. и амер. миссионерскими орг-циями (Амер. ун-т в Бейруте, 1866; иезуитский Св. Иосифа в Бейруте, 1881; Алжирский, 1879, и др.); обучение в них имело соответствующую направленность.

В странах Востока, сохранивших гос. независимость, создание первых У. (обычно по зап. образцам) было связано с потребностями бурж. развития, со стремлением преодолеть экономич. и культурную отсталость. В Японии в соответствии с принятой в 1872 новой бурж. системой образования были основаны У. в Токио (1877), Киото (1897) и др. В 1898 основан первый ун-т в Китае (Пекинский).

В обстановке общего подъёма нац.-освободит. движения возникли египетский светский У.- Каирский (1908), Сирийский в Дамаске (1923), Тегеранский (1934, Иран).

Совр. состояние У. в капиталистич. странах отличается большой противоречивостью. Перестройка У., сопутствовавшая развитию бурж. общества, проведена непоследовательно, система университетского образования сохранила мн. архаические черты, отстаёт от требований времени. Во мн. странах имеется большое число частных У. (особенно в США, Японии). Бюджетные ассигнования ка-питалистич. гос-в на нужды У. не обеспечивают необходимой материальной базы развития У. (недостаточный размер и число стипендий, нехватка помещений, совр. оборудования, высокая, как правило, плата за обучение, напр. в Колумбийском и Гарвардском ун-тах она составляет ок. 6 тыс. долл. в год, и т. д.). Лишь с 50-60-х гг. 20 в. усиливается внимание гос-ва к У., растут ассигнования на развитие науч. исследований в У. Это повышение интереса гос-ва (а также отд. капиталистич. корпораций) к У. связано с резким возрастанием роли науки в жизни совр. общества, с требованиями, к-рые предъявляет к подготовке кадров совр. науч.-технич. революция. В США, где традиционно федеральные (общегосударств.) ассигнования У. были весьма незначительными, с 1960-х гг. они покрывают уже большую часть расходов на н.-и. работы У. в важнейших областях науки (напр., в области физич. наук- св. 90% ); федеральные ассигнования на науч. нужды обычно получают У., уже располагающие хорошо оборудованными лабораториями и достаточным числом высококвалифицированных науч. работников (такие, как Калифорнийский, Колумбийский, Чикагский, Гарвардский, Йель-ский, Нью-Йоркский, Корнеллский, Принстонский и др.). Всё возрастающее вмешательство монополий и гос-ва в подготовку науч. кадров, направление науч. исследований на осуществление воен. программ и т. д. характерны для совр. капиталистич. стран. Значит. часть всех гос. расходов, отпускаемых на исследования У. США, происходит по бюджетам военных и полувоенных ведомств. В 1972 на эти ведомства (без учёта контрактных центров) приходилось 25% гос. ассигнований, выделенных У. на исследовательские работы.

Происходит сужение университетской автономии, хотя в положении У. разных стран имеются существенные различия: напр., в Великобритании во многом сохраняются традиции У. как самоуправляющихся орг-ций, Франция представляет тип страны, где У. находятся под строжайшим гос.-адм. контролем. В целом бурж. гос-ву в 19 - 1-й пол. 20 вв. удаётся подчинить У. своим целям. Из У., особенно в периоды политич. реакции, изгоняются оппозиционные (не только де-мократич., но и умеренно-либеральные) элементы; ведущие кафедры, особенно на гуманитарных ф-тах, не доверяются даже крупнейшим учёным левого направления, среди профессоров У. почти нет учёных-марксистов, университетская наука приобретает официозный характер. Тенденция к максимальному подчинению У. бурж. гос-вом, особенно усилившаяся в условиях гос.-монополистич. капитализма, сдвиги в социальном составе студенчества в сторону его демократизации, являющиеся следствием потребностей капиталистич. произ-ва в высококвалифицированных кадрах, сделали совр. У. (особенно с 60-х гг.) очагами серьёзных оппозиц. выступлений. Борьба за демократизацию У., за модернизацию образования и увеличение на него бюджетных ассигнований является частью совр. общедемократического, антимонополистического движения.

Развивающиеся страны предпринимают значит, усилия для преодоления отставания в области высшего образования. После 2-й мировой войны 1939-45 с распадом колон. системы империализма первые нац. У. возникли во мн. странах, добившихся гос. независимости: в Индонезии Ун-т Гаджа Мада (Джокья-карта, 1949), Индонезийский (Джакарта, 1950), в Ливане (Бейрут, 1953), Ливии (Бенгази, 1955), Марокко (Рабат, 1957), Судане (Хартум, 1956, на базе университетского колледжа, существовавшего с 1951), Ираке (Багдад, 1957), Тунисе (осн. в 1960 на базе ин-та высшего образования). В тропич. Африке первыми высшими уч. заведениями были университетские колледжи в Легоне (Гана) и Ибадане (Нигерия), осн. в 1948 как филиалы Лондонского ун-та, после провозглашения независимости Ганы и Нигерии они были преобразованы в 1961 - 1962 в самостоят. У. Создание собств. квалифицированных кадров с высшим образованием в целях преодоления тех-нико-экономич. и культурной отсталости как наследия колон. прошлого - острейшая проблема для стран, освободившихся от колон. зависимости. Разрешение её требует больших средств, преподавательских кадров, значит. расширения (а в ряде стран создания) системы высшего образования и его полной модернизации и преобразования. Это предполагает резкое расширение подготовки специалистов с высшим технич. и естественнонауч. образованием, нехватка к-рых в этих странах особенно велика (в колон. период обучение в У. носило преим. гуманитарный уклон и имело соответствующую идеологич. направленность), пересмотр программ гуманитарного образования в сторону изучения игнорировавшейся в колон. период нац. истории, культуры и т. д. В СССР для оказания помощи развивающимся странам Азии, Африки, Лат. Америки в подготовке высококвалифицированных кадров учреждён Ун-т дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

В России история университетского образования восходит к 1725, когда был учреждён Академический университет (при Академии наук); в 1766 он фактически закрылся "за отсутствием слушателей". В 1755 по инициативе и по плану М. В. Ломоносова открылся Моск. ун-т. В 1802-05 учреждены Дерптский (ныне Тартуский), Харьковский и Казанский У. Виленским ун-том стала называться Гл. школа Великого княжества Литовского, существовавшая как высшее уч. заведение ещё с 16 в. У. удовлетворяли потребность страны в образованных чиновниках, врачах, педагогах, являлись уч., науч. и адм. (в 1804-35) центрами уч. округов и осуществляли науч.-методич. руководство всеми уч. заведениями округа. В 1816 возник Варшавский ун-т, в 1819 - Санкт-Петербургский на основе Гл. пед. ин-та. В отличие от зап.-европейских, в росс. У., кроме Дерптского и Варшавского, не было богословских ф-тов. Большинство дворянских детей получало образование вне У., в закрытых пансионах и лицеях. Дворян отпугивала перспектива мед. и пед. деятельности. Пр-во, опасаясь слишком разночинного состава студенчества, постоянно стремилось изменить его социальный состав, увеличить число студентов из дворян. Однако это не давало ощутимых результатов, и увеличение числа студентов шло за счёт разночинцев.

Политич. реакция 20-х гг. 19 в. сказалась и на У. Усилилось "политическое воспитание" студентов в духе официальной "народности". В У. ограничивалось преподавание филос. наук, естеств. права, создавались межфакультетские кафедры богословия. Значит. урон был нанесён Казанскому, Петербургскому и Харьковскому У. Нек-рые профессора были изгнаны из них "за пагубные лжемудрствования". Усилилась русификаторская политика царизма в У. западных губ. России.

Устав 1835 юридически упразднил университетскую автономию. В У. были созданы ф-ты: философский (отделения- историко-филологич. и физико-матема-тич.), юридический и медицинский. На всех ф-тах в обязательном порядке изучались богословие, церк. история, действующее право. Вопреки офиц. правительств, курсу, в 30-е гг. усиливается интерес молодёжи к науке, обществ. проблемам. В Московском ун-те возникают студенч. кружки (Критских кружок, В. Г. Белинского, А. И. Герцена и Н. П. Огарёва, Н. В. Станкевича и др.). Подобные кружки действовали в Киеве, Харькове, Дерпте (Тарту).

После подавления Польского восстания 1830-31 царское пр-во закрыло Варшавский и Виленский ун-ты. Учреждён вместо них Киевский ун-т (1834) в целях утверждения рус. влияния на Правобережной Украине. Напуганное революциями 1848-49 в Зап. Европе, царское пр-во усиливает контроль над У. Воспрещаются внеучебные контакты профессоров со студентами, преподавание логики и психологии поручается профессорам богословия.

В 60-х гг. 19 в. усиливается приток разночинцев в У., в к-рых стали распространяться идеи революц. демократов. Студенч. волнения кон. 50 - нач. 60-х гг. ускорили проведение университетской реформы. В период бурж. реформ 60-х гг. новыми уставами росс. У. (1863) и Дерптского ун-та (1865) восстановлена университетская автономия. У. становятся более самостоятельными в адм. и хоз. отношении. Начали создаваться студенч. науч. кружки. В У. впервые были допущены женщины-вольнослушательницы. Устав 1863 предусматривал в У. по 4 ф-та: историко-филологич., физико-математич., юридич. и медицинский. Петерб. У. имел ф-т вост. яз., но не имел медицинского. В Дерптском открыт богословский ф-т для подготовки пасторов евангелическо-лютеранской церкви. В 1865 статут У. и назв. Новороссийского получил Ришельевский лицей (Одесса) с ф-тами историко-филологич., физико-математич. и юридич. (мед. ф-т возник в 1900). В 1869 Варшавская гл. школа, созд. в 1862, преобразуется в рус. Варшавский ун-т. Он предназначался для детей рус. администрации, а также для польск. молодёжи, чтобы отвлечь её от поступления в Краковский и Львовский У., находившиеся на терр. Аастро-Венгрии.

"Контрреформы" в 80-е гг. начались по существу с нового устава У. 1884, к-рый был введён, несмотря на протесты большинства профессоров и студентов. У. были отданы полностью под контроль Мин-ва нар. просвещения.

Кон. 19 - нач. 20 вв. отмечены революц. выступлениями студенчества, недовольством либеральной профессуры. У. оказались в центре Революции 1905-07.

В них началась всеобщая студенч. забастовка. У. становятся местами массовых митингов. Революция ускорила поли-тич. дифференциацию студентов. Они делятся на партийные группировки, большей частью мелкобуржуазные. С поражением революции У. лишаются завоёванных уступок, в них восстанавливается реакц. устав 1884, ликвидируются акаде-мич. свободы. В последующие годы шла ожесточённая борьба царского пр-ва со студенч. выступлениями, с передовой профессурой. В 1911 мин. нар. просвещения Л. А. Кассо изгнал из Моск. ун-та 1000 студентов, были вынуждены уйти в отставку и 130 профессоров. Репрессии обрушились и на другие У. В 1914 в России было 10 У. (без Гельсингфорсского, ныне Хельсинкский). В них обучалось ок. 37,5 тыс. студентов (дети дворян и чиновников - 36%, духовенства - 10,3%, др. сословий - 53,7%). Наиболее крупными У. были Московский (9892 студента) и Петербургский (7442 студента). У. в России сыграли большую роль в развитии освободит. движения. В них воспитывались мн. революционеры всех поколений. В 1891 диплом Петербургского У. получил В. И. Ленин, начавший свою революц. деятельность ещё студентом Казанского У. Российские У. являлись центрами развития отечеств. науки. До кон. 19 в. им принадлежала монополия в науч. исследованиях. Немногочисленные тогда самостоятельные науч. учреждения были тесно связаны с У. Академия наук (см. Академия наук СССР) в значит. степени состояла из профессоров У. Росс. У. были также центрами пропаганды науч. знаний и образования в широких слоях общества. На основе У. или при их участии создавались разнообразные культ.-просвет, учреждения и новые высшие уч. заведения. Профессора У. были инициаторами создания Высших женских курсов в Москве (В. И. Герье) и Петербурге, Народного ун-та А. Л. Ша-нявского, Вольной высшей школы П. Ф. Лесгафта, Пед. академии и мн. др. Несмотря на реакц. политику росс. самодержавия по отношению к У., в них