БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321р. Груз. ССР им. 3. Палиашвили, 1973), "В бурю" Хренникова (1974), "Тихий Дон" ("Григорий Мелехов") Дзержинского (1976); балеты - "Лесная песня" Скорульского (2-я ред., 1958), "Тени забытых предков" Кирейко (1963), "Спартак" Хачатуряна (1965), "Легенда о любви" Меликова (1967), "Поэма о Марине" Яровинского (1968), "Каменный властелин" Губаренко (1970).

В разное время в театре работали: дирижёры - А. Э. Маргулян, В. О. Пира-дов, С. А. Столерман, В. С. Тольба, С. В. Турчак; режиссёры - В. М. Скля-ренко, Н. В. Смолич, М. П. Стефанович; балетмейстеры - В. И. Вронский, С. Н. Сергеев; певцы -П. С. Белинник, Н. Д. Ворвулев, Н. И. Гончаренко, В. Н. Гужо-ва, Ю. А. Гуляев, А. А. Иванов, А. И. Кикоть, Н. К. Кондратюк, К. А. Лаптев, Л. Д. Лобанова, К. А. Минаев, Т. В. По-номаренко, М. Д. Роменский, Б. А. Руденко, Е. И. Чавдар, Н. А. Частий и др.; солисты балета - Н. А. Апухтин, А. А. Белов, А. И. Васильева, Е. Н. Ершова, И. П. Лукашова и др.

В труппе (1976): певцы - нар. артисты СССР Д. М. Гнатюк, Е. С. Мирошниченко, А. Б. Соловьяненко, нар. артисты УССР С. Д. Козак, В. М. Любимова, А. Ю. Мокренко, К. П. Радченко, В. И. Тимохин, В. Я. Трегяк, Г. А. Туф-тина, 3. П. Христич, М. И. Шевченко; солисты балета - нар. артисты СССР В. Ф. Калиновская, Е. М. Потапова, нар. артисты УССР А. В. Гавриленко, В. И. Круглов, А. В. Лагода. Гл. дирижёр - нар. артист СССР К. А. Симеонов, гл. режиссёр - нар. артист УССР Д. Н. Смолич, гл. балетмейстер - засл. деят. искусств УССР А. Ф. Шекера, гл. хормейстер - нар. артист УССР Л. Н. Венедиктов, гл. художник - нар. художник СССР Ф. Ф. Нирод. Оперная труппа гастролировала в Югославии, Болгарии, балетная - в Финляндии, Дании, Швеции, Франции, Югославии, Румынии, Египте, Японии и др. Театр награждён орденом Ленина (1936) и орденом Трудового Красного Знамени (1968).

Лит.: Стефанович М., Киевський Державний театр ордена Ленша академичний театр опери та балету УРСР им. Т. Г. Шевченка, Киев, 1968; Станишевський Ю. О., Украшський радянський музич-ний театр. (1917 - 1967). Нариси историй, KHIB, 1970. Ю. А. Станишевский.



УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК, язык украинцев. Распространён гл. образом в УССР. Один из рабочих языков ООН. Число говорящих на У. я. в СССР св. 35 млн. чел. (1970, перепись). Относится к вост. группе славянских языков. Совр. диалекты У. я. объединяются в три осн. наречия: северное, юго-западное и юго-восточное (легло в основу лит. У. я.). Гл. фонетич. особенности лит. языка: различение переднего i и более заднего "и"; переход старых "о", "е" в закрытом слоге в i ("снопъ - снш"); последоват. изменение др.-рус. ь в i (льто - лито); изменение "е" в "о" после шипящих и j перед твёрдыми согласными независимо от ударения (щока, пшоно); совпадение др.-рус. "ы" и "i" в одном гласном "и" (риба, сила); сочетание "ри", "ли" из др.-рус. "ръ", "лъ", "рь", "ль" в открытом неударном слоге (кришити-"крошить"); звук "и" на месте редуцированного ъ и ь перед j (шия); употребление аффрикат дж дз (ходжу,дзвин), фрикативного г (голова); отвердение согласных перед "е", губных, шипящих и "р" в конце слога; сохранение мягкого "ц"; сохранение звонких согласных в конце слова и перед глухими (cнiг, дуб, кладка); долгие мягкие согласные, возникшие в результате ассимиляции мягким согласным последующего j (буття, питания, пиччю), звук [w] (орфографич. "в") на месте др.-рус. "л" перед согласным и в глаголах прошедшего времени мужского рода (вовк, ходив); варианты слова с начальным i - и, у - в (иги - йти, учитель - вчитель); протетические "в", "г" (вухо, гострий).

Отличие от рус. языка в морфологии: звательный падеж существительных (Петре); окончание -oвi, -евi в дательном падеже существительных II склонения (братови); переход "г", "к", "х" в "з", "ц", "с" перед окончанием i (у лузи, на руци, у вyci); отсутствие j и стяжение гласных в полных формах номинатива и аккузатива прилагательных женского, среднего рода, множеств. числа (червона,червону, червош), формы сравнит. степени прилагательных с суффиксом -iш- и -ш- (добриший, ширший); утрата окончания -ть в 3-м лице ед. ч. наст. времени глаголов 1-го спряжения (знае, пише); глагольное окончание -мо в 1-м лице мн. ч. (знаемо); синтетич. форма глаголов будущего времени (хо-дитиму); деепричастия на -чи (знаючи, ходячи). Специфич. черты синтаксич. строя: безличные предложения с гл. членом, выраженным неизменяемыми глагольными формами на -но, -то (роботу виконано); сложное именное сказуемое в форме винительного падежа с предлогом "за" (старший брат був нам за батька); своеобразие глагольного управления (дякувати кому - "благодарить кого") и употребления предлогов (о перший години - "в первом часу") и др. Основу лексики составляют слова общеславянского происхождения, но есть много слов, образовавшихся в У. я. в период его самостоят, историч. развития, есть заимствования из польск., нем. и др. языков.

Древнейшие памятники лит. языка представлены грамотами 14 в. Унаследовав др.-рус. письменность, У. я. в 14- 15 вв. развивал традиции лит. языка Киевской Руси, хотя и подвергался сильному влиянию местных говоров. С кон. 15 в. делаются первые попытки приблизить книжный язык к укр. живой речи, в 16 в. появляются переводы церк. книг на У. я. ("Пересопницкое евангелие", 1556-61; "Креховский апостол", 1560). Возникают два типа лит. яз.- "проста мова" и "сла-веноросский язык". В кон. 16 - 1-й пол. 17 вв. на лит. языке появляются значит. произведения полемич. жанра, составляются летописи, развивается художеств. лит-pa. На его стандартизацию оказывают влияние грамматика М. Смотрицкого (1619) и словарь П. Берынды (1627). Воссоединение Украины с Россией (1654) содействовало более тесным взаимосвязям У. я. с русским, что положительно сказалось на его лит. развитии, на сближении сживой разг. речью. В 17-1-й пол. 18 вв. лит. У. я. употребляется во всех жанрах письменности. Появляются художеств. произведения на нар.-разг. языке (И. Нек-рашевич). К нач. 19 в. ("Энеида" И. Кот-ляревского, 1798, и др.) нар.-разг. язык закрепляется в лит. употреблении. Основополагающее значение в создании совр. лит. У. я. имело творчество Т. Г. Шевченко. У. я. при царизме подвергался ограничениям и офиц. запрещению. Все условия для всестороннего развития лит. языка были созданы только после Окт. революции 1917. Алфавит У. я. создан на основе рус. графики, употребляются также буквы i, I, e, апостроф.

Лит.: Булаховський Л. А., Питания походження украшськой мови, Киев, 1956; Курс icтopii украшськой литературной мови, за ред. I. К. Билодида, т. 1-2, Киев, 1958 - 1961; Украинський правопис, Киев, I960; Исторична граматика украшськой мови, Кшв, 1962; Сучасна украинська литературна мова, за ред. I. К. Билодида, т. 1 - 5, Киев, 1969-73; Украшсько-росийський словник, т. 1 - 6, К., 1953-1963; Русско-украинский словарь, т. 1-3, К., 1969. М. А. Жовтобрюх.



УКРАИНСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА МУЗЕЙ в Кие-в е, центральный художеств. музей УССР. Осн. в 1936. Обладает богатейшим собранием укр. живописи, скульптуры, декоративно-прикладного иск-ва 13- 20 вв. (в т. ч. замечательной коллекцией укр. портретов 17-18 вв.). В музее широко представлено, в частности, творчество живописцев и графиков С. И. Василь-ковского, К. К. Костанди, Н. К. Пимо-ненко, С. И. Светославского, Т. Г. Шевченко, М. М. Божия, С. А. Григорьева, М. Г. Дерегуса, И. И. Ижакевича, В. И. Касияна, В. Н. Костецкого, Ф. Г. Кричевского, Г. . С. Мелихова, А. С. Пащенко, А. Г. Петрицкого-А. А. Шовкуненко, скульпторов В. 3. Бо-родая, М. И. Гельмана, Г. Н. Кальченко, А. П. Олейника, Л. В. Позена и др. Музей размещён в здании, возведённом для Гор. музея древностей и иск-в (с 1904 - Киевский художеств.-пром. и науч. музей) и решённом в формах др.-греч. дорич. храма ,(1900, арх. Г. П. Бойцов, В. В. Городецкий).



УКРАИНЦЕВ Емельян-Игнатьевич [1641-12(23).9Л708], русский гос. деятель, дипломат. Выходец из мелкопоместных дворян. С 1660 подьячий Посольского приказа, службу проходил под рук. А. Л. Ордина-Нащокина, участвовал с ним в посольстве в Варшаву (1662-63) и в заключении Андрусовского перемирия 1667 с Польшей. В 1672- 1673 посланник в Швеции, Дании, Голландии; вёл переговоры об участии этих стран в воен. действиях против Турции. Участвовал в подписании "Вечного мира" 1686 с Польшей. В 1689-99 управлял Посольским приказом. В 1699-1700 посол в Турции, где добился выгодного для России Константинопольского мирного договора 1700. В 1702-06 управлял Провиантским приказом. Был уличён в злоупотреблениях и подвергнут телесному наказанию и денежному штрафу. В 1707-08 посол в Польше (вместе с кн. В. Л. Долгоруким). С целью примирить венг. князя Ф. Ракоци с австр. императором Иосифом I У. был послан в Венгрию, где и умер.

Лит.: Белокуров С. А., О Посольском приказе, М., 1906; Богоявлен-с кий С. К., Приказание судьи XVII в., М. -Л., 1946; Богословский М. М., Петр I. Материалы для биографии, т. 5 - Посольство Е. И. Украинцева в Константинополь 1699-1700, М., 1948.



УКРАИНЦЫ, нация в СССР, осн. население УССР (по переписи 1970, 35 284 тыс. чел.; 74,9% всего населения). Живут также в др. республиках СССР, в т. ч. в РСФСР (3346 тыс. чел.), Казах. ССР (930 тыс. чел.), Молд. ССР (507 тыс. чел.), БССР (191 тыс. чел.), Кирг. ССР (120 тыс. чел.), Узб. ССР (115 тыс. чел.) и т. д. Общая числ. в СССР 40 753 тыс. чел. За пределами СССР У. живут в соседних социалистич. странах: Польше (ок. 300 тыс. чел.), Чехословакии (св. 70 тыс. чел.), Румынии (ок. 70 тыс. чел.), Югославии (ок. 40 тыс. чел.), а также в нек-рых капиталистич. странах Европы и особенно Америки (в США - ок. 1 млн. чел., Канаде - 600-700 тыс. чел., Аргентине- 150-160 тыс. чел., Бразилии- св. 100 тыс. чел.), в Австралии (ок. 30 тыс. чел.). Это в основном потомки эмигрантов, выехавших в кон. 19 - нач. 20 вв. преим. из зап.-укр. земель. Говорят на украинском языке. Верующие - в большинстве православные. В зап. р-нах часть У. в 16-17 вв. под давлением польск. феодалов приняла униатство.

У. вместе с русскими и белорусами относятся к вост. славянам. Их общей эт-нич. основой была др.-рус. народность, сложившаяся к 10 в. из близкородственных вост.-слав. племён и создавшая своё государство - Киевскую Русь. В дальнейшем, в результате социально-эконо-мич. и культурного развития в условиях политич. разобщённости др.-рус. земель в период феод. раздробленности (12- 14 вв.), на основе др.-рус. народности постепенно сложились три братские народности - русская, украинская и белорусская. Приблизительно с 14-15 вв. У. выступают как самостоят.этнич. общность со свойственными ей особенностями языка, культуры и быта. Центром формирования укр. народности было Поднепровье - Киевщина, Полтавщина и юж. Черниговщина. К этому этнич. ядру У. тяготело население других укр. земель.

Несмотря на захват в 14 в. большинства укр. земель польско-литов. феодалами, в. 16-17 вв., в связи с дальнейшим социально-экономич. и культурным развитием, борьбой трудящихся масс (в первую очередь феод.-зависимого крестьянства, а также рядового казачества) против литов., польск., венг. феод.-католич. агрессии, опустошительных набегов тур.-тат. захватчиков, происходили консолидация и упрочение укр. народности.

Определяющими моментами этнич. истории У. в 17 в. были усиление товарно-денежных отношений и зарождение буржуазных связей, а особенно воссоединение Левобережной Украины с Россией (1654), что стало актом великого историч. значения. Оно сыграло огромную роль в дальнейшем экономич., политич. и культурном развитии У., спасло укр. народ от иноземного порабощения. В 90-х гг. 18 в. в состав России вошла Правобережная Украина. Воссоединение Украины с Россией способствовало росту их производит. сил, взаимообогащению культур двух братских народов, сплотило и усилило оба народа в их борьбе против внутр. поработителей и внеш. захватчиков.

Начавшийся в 17 в. процесс складывания У. в буржуазную нацию завершился в 19 в. после отмены крепостного права и утверждения капиталистич. отношений. В результате быстрого развития различных отраслей пром-сти на основных укр. землях, входивших в состав России, сформировался передовой отряд укр. трудящихся - рабочий класс. Вместе с трудящимися др. наций, в первую очередь с героич. рус. пролетариатом, под руководством партии большевиков он повёл решит. борьбу против царизма, укр. и рус. помещиков и капиталистов за социальное и нац. освобождение. Рево-люц. движение на Украине оказало большое влияние на развитие освободит. борьбы трудящихся зап.-укр. земель (Вост. Галиции, Сев. Буковины, Закарпатья), находившихся под гнётом Австро-Венгрии.

После победы Великой Окт. социалистич. революции, свергнувшей власть помещиков и буржуазии, трудящиеся массы Украины вместе с трудящимися др. сов. народов разгромили внутр. и внеш. контрреволюцию и их агентуру - укр. бурж. националистов и создали своё нац. суверенное государство - УССР, к-рое объединило в составе СССР укр. земли. С построением социализма У. сформировались в социалистич. нацию. В 1939 в состав УССР вошла Зап. Украина, в 1940 - Сев. Буковина, а также Хотинский, Ак-керманский и Измаильский уезды Бессарабии, в 1945 - Закарпатье. Т. о. в составе УССР были воссоединены исконные укр. земли.

Особенности историч. развития различных частей Украины, разница в геогра-фич. условиях обусловили возникновение нескольких крупных историко-этно-графич. областей: центр.-вост. (юго-вост.), северной (Полесье) и западной (юго-зап.), в пределах к-рых, в свою очередь, выделяются более мелкие р-ны и отдельные этнографич. группы У. (напр., в Полесье - литвины и полещуки, на Ю.-З. укр. горцы - гуцулы, бойки, лемки). При наличии ряда локальных особенностей народно-бытовой культуре всех групп У. свойственны общие черты. Традиц. крестьянским жилищем У. до Окт. революции 1917 была хата, преим. с двух-, реже трёхкамерной планировкой, глинобитным полом, четырёхскатной или двускатной (Полесье) соломенной крышей, как правило, внутри и снаружи побеленная. В Полесье и ряде р-нов Галиции жилище оставалось вплоть до нач. 20 в. курным или полукурным.

Противоположная от входа стена, а также печь (помещалась справа или слева от входа) часто разрисовывались цветами. По диагонали от печи находился парадный угол, украшенный рушниками, стояли стол или скрыня (сундук). Вдоль стен располагались лавы для сидения, между печью и поперечной стеной настилался пил для спанья. Над ним висела жертка, служившая вешалкой. На стене или в углу при входе устраивался миснык для посуды. Крестьянский двор включал, в зависимости от зажиточности хозяина, кроме жилища, обычно расположенного фронтоном к улице, одну или несколько хоз. построек. Укр. сёла всегда отличались обилием зелени.

Разнообразной и красочной была нар. одежда У. Женский костюм состоял из вышитой рубахи (сорочки) и поясной одежды - дерги, запаски, плахты, с 19 в. - юбки (спидницы), к к-рой в прохладную погоду добавляли безрукавки (керсетки, киптари и др.). Девушки заплетали волосы в косу, укладывали вокруг головы, украшая цветами, венком из бумажных цветов, пёстрыми лентами. Женщины носили различных видов чепцы, покрывая их длинной полотенцеоб-разной намиткой или платком. Мужской костюм состоял из сорочки и штанов (на Полесье и в Карпатах узких, на остальной терр.- преим. типа шаровар) с добавлением также безрукавок (у гуцулов и др. горцев - меховых). Головным убором служили соломенные шляпы - брыли, войлочные или барашковые шапки. В холодное время мужчины и женщины носили свиту из домотканого сукна, преим. долгополую, зимой - разнообразные, обычно длинные, овчинные кожухи.

В процессе построения социалистич. общества в СССР произошли большие изменения в материальной и духовной культуре У. Реконструированы города, выросли новые крупные благоустроенные пром. центры. Изменили свой облик и укр. сёла; они электрифицированы и радиофицированы. Большинство их - благоустроенные поселения с адм.-хоз. центром, совр. жилыми домами и производст-венно-хоз. постройками совхоза или колхоза, обычно вынесенными к околице. В поселениях У. стойко сохраняется тра-диц. приверженность к озеленению. Вместо хат они застроены совр. жилищами, в архитектуре к-рых используются лучшие нар. традиции. Коренные изменения произошли в интерьере, к-рый приближается к городскому. Комнаты меблированы совр. фабричной мебелью, в быт прочно вошли многочисленные новые предметы хоз. и культурно-бытового назначения - холодильники, телевизоры и т. д.

Совр. одежда У. характеризуется повсеместным распространением городского общеевроп. костюма с сохранением ряда элементов укр. нац. одежды и нац. одежды др. народов СССР (особенно в сел. местности).

В процессе социалистич. строительства произошла коренная перестройка обществ. и семейного быта У. На смену старому, основанному на классовом антагонизме быту пришёл новый, социалистический, коллективистский быт со свойственным для него единством личных и обществ. интересов. Сложились новые отношения в семье, характеризующиеся равноправным положением её членов.

На новой социалистич. и интернац. основе получило дальнейшее развитие традиционное устно-поэтическое, муз., хореографическое нар. творчество У., а также разнообразные жанры нар. изобразительного иск-ва - художеств. роспись, вышивка, керамика, резьба по дереву, ковроткачество и пр.

Процесс социалистич. преобразований на всех укр. землях способствовал консолидации укр. социалистич. нации; этнографич. особенности отдельных р-нов и групп укр. народа всё больше стираются. Одновременно происходит дальнейшее сближение У. с другими сов. народами. Совр. укр. социалистич. нация вместе со всеми социалистич. нациями и народностями СССР составляет новую историч. общность - советский народ. Об истории, экономике и культуре У. см. в ст. Украинская Советская Социалистическая Республика.

Лит.: Народы Европейской части СССР, т. 1, М., 1964 (лит.); Восточно-славянский этнографический сборник. Очерки народной материальной культуры русских, украинцев и белорусов в XIX - начале XX вв., М., 1956; 1стория Украинськой РСР, т. 1 - 2, Киев, 1967; Г у с л и с т ы й К. Г., Ленин и вопросы этнической истории украинского народа, "Советская этнография", 1970, .No 5; его же, До питания про утворення украинськой наци, Ки1в, 1967; Самойлов и ч В. П., Народна творчхсть в apxiтектypi сильського житла, Киев, 1961; Украинське народне мистецтво, т. 2, Кшв, 1961; Стельмах Г. Ю., 1сто ричний розвиток сшьських поселень на Укра-ини, Киев, 1964; Н а у л к о В. I., Етничний склад населения УРСР, Кшв, 1965; Кравець О. М., Симейний побут i звичай укра-инського народу, Кшв, 1966; К у в е н ь о в а О. Ф., Громадський побут украшсько-го селянства, Кшв, 1966; Г о ш к о Ю. Г., Громадський побут роботников Захидной Украини. (1920-1939 pp.), Кшв, 1967; М а л а н ч у к В. А., 1нтерьер украинського народного житла, Кшв, 1973; Горленко В.Ф., Б о и к о I. Д., К у н и ц ь к и й О. С., Народна землеробська техника украинцев, Киев, 1971; Здоровега Н. I., Нариси народной весильной обрядовости на Украини, Киев, 1974. В. Ф. Горленко.



УКРЕПЛЁННЫЙ РАЙОН (УР), район (рубеж) или полоса местности, оборудованные долговременными и полевыми фор-тификац. сооружениями, прикрываемые заграждениями всех видов и системой огня, а также гарнизон спец. войск, предназначенных для самостоятельных действий или совместно с полевыми войсками. УР предназначались для прикрытия участков гос. границы, важных в оперативно-стратегич. отношении направлений или объектов, политич. или пром. центров. Стр-во УР началось после 1-й мировой войны 1914-18 вместо устаревшей системы крепостей (крепостных р-нов). Различали долговременные УР, имевшие систему прочных и сложных железобетонных и броневых фортификац. сооружений со спец. арт. и пулемётным вооружением, и полевые УР, состоявшие гл. обр. из ка-менно-земляных и дерево-земляных сооружений, приспособленных под штатное оружие полевых войск.

Теория УР получила разработку в трудах сов. воен. инженеров Ф. И. Голен-кина, С. А. Хмелькова, Н. И. Коханова и др., а также зарубежных авторов (Ф. Кюльман, А. Шовино и др.). Впервые УР полевого типа были построены войсками Красной Армии во время Гражд. войны 1918-20 для прикрытия подступов к Москве, Петрограду, Самаре и др. важным политич. и пром. центрам страны.

Во Франции, Германии, Финляндии и др. гос-вах УР строились при создании перед началом 2-й мировой войны 1939- 1945 пограничных укреплённых линий (см. "Мажино линия", "Зигфрида линия", "Маннергейма линия"). В СССР вдоль зап. границ в 30-х гг. было построено 24 УР, предназначавшихся для прикрытия важных направлений и стратегич. р-нов. В нач. Великой Отечеств. войны 1941-45 нек-рые сов. УР (Карельский, Коростенский, Киевский и др.) сыграли важную роль в Приграничных сражениях 1941, в обороне Ленинграда, Киева.

Лит.: Коханов Н. И., Инженерная подготовка государств к обороне, М. - Л., 1928; Хмельков С. А., Унгерман Н. И., Основы и формы долговременной фортификации, М., 1931; Ш п е р к В. Ф., История фортификации, М., 1957.

Г. Ф. Самойлович.



 


УЛЬТРАЗВУКОВАЯ ДЕФЕКТОСКОПИЯ, группа методов дефектоскопии, в к-рых используют проникающую способность упругих волн ультразвук
УЛЬТРАЗВУКОВАЯ ДЕФЕКТОСКОПИЯ, группа методов дефектоскопии, в к-рых используют проникающую способность упругих волн ультразвукового диапазона частот (иногда звукового). У. д.- один из наиболее универсальных способов неразрушающего контроля, методы к-рого позволяют обнаруживать поверхностные и глубинные дефекты -- трещины, раковины, расслоения в метал-лич. и неметаллич. материалах (в т. ч. сварных и паяных швах, клеёных многослойных конструкциях), определять зоны коррозии металлов, измерять толщину (резонансный метод). См. также Дефектоскопия, Звуковидение.

УЛЬТРАЗВУКОВАЯ ОБРАБОТКА, воздействие ультразвука (обычно с частотой 15-50 кгц) на вещества в техноло-гич. процессах. Для У. о. применяют технологич. аппараты с электроакустич. излучателями либо аппараты в виде свистков и сирен. Осн. элемент излучателя - электроакустический преобразователь (магнитострикц. или пьезоэлектрич.)-соединён с согласующим устройством, к-рое осуществляет передачу акустич. энергии от преобразователя в обрабат. среду, а также создаёт заданные технич. условиями размеры излучающей поверхности и интенсивность ультразвукового поля. В качестве согласующих устройств используют, как правило, вол-новодные концентраторы акустические - расширяющиеся (обычно при У. о. жидкостей) или сужающиеся (обычно при У. о. твёрдых веществ), резонансные (настроенные на определённую частоту) или нерезонансные пластины. Согласующее устройство, кроме того, может одновременно выполнять функции режущего или к.-л. др. инструмента (напр., при сверлении, сварке, пайке). Иногда применяют преобразователи, работающие без согласующего устройства (напр., кольцевые преобразователи, встроенные в трубопровод).

У. о. твёрдых веществ используется в основном для сварки металлов, пластмасс и синтетич. тканей (см. Ультразвуковая сварка), при резании металлов, стекла, керамики, алмаза и т. п. (напр., сверлении, точении, гравировании), а также при обработке металлов давлением (волочении, штамповке, прессовании и др.).

Резание на ультразвуковых станках обеспечивает высокую точность, позволяет получать не только прямые круглые отверстия, но и вырезы сложных сечений, криволинейные каналы. Ультразвук, подведён