БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321н. выборных казаков; все прочие были занесены в "под-помощники", обязанные предоставлять материальные средства выборным казакам для отбывания службы. В 1783, с ликвидацией автономии Украины, М. к. были упразднены и составили особый разряд податного сословия, близкого к гос. крестьянам. В. А. Голобуцкий.

УКРАИНСКИЕ КАРПАТЫ, сев. часть Восточных Карпат, протягивающихся на терр. Украины на 280 км в пределах Львовской, Ивано-Франковской, Закарпатской и Черновицкой областей. Выс. До 2061 м (г. Говерла). Склоны гор покрыты смешанными и темнохвойными лесами, в нижнем поясе - буковые леса. Горные луга верхнего пояса (полонины) используются как летние пастбища. Месторождения нефти, газа, бурого угля, серы, озокерита, каменной и калийной соли и др.

УКРАИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЖИВОТНОВОДСТВА СТЕПНЫХ РАЙОНОВ научно-исследовательский им. М. Ф. Иванова ВАСХНИЛ ("Аскания-Нова"). Находится в посёлке Аскания-Нова Херсонской области. Организован в 1956, реорганизован из Всесоюзного н.-и. ин-та гибридизации и акклиматизации животных ("Аскания-Нова"), созданного в 1932 на базе гос. заповедника Аскания-Нова (в 1940 присвоено имя акад. ВАСХНИЛ М. Ф. Иванова). Имеет отделы (1975): овцеводства, скотоводства, свиноводства, кормопроизводства, кормления и физиологии с.-х. животных, биологии размножения животных, экономики, технологии и механизации животноводства, акклиматизации и гибридизации диких животных (зоопарк), интродукции древесной и травянистой растительности (ботанич. парк и заповедная степь), научно-технич. информации, а также лаборатории (шерстове-дения, массовых анализов, вычислительная и др.), науч. музей. В ведении ин-та- экспериментальное х-во, 4 плем. завода с.-х. животных. Ин-т работает над созданием новых и совершенствованием существующих пород и типов животных; изучением закономерностей наследственности и изменчивости хоз.-полезных признаков; технологией содержания и кормления овец на базе комплексной механизации; методами акклиматизации, гибридизации и одомашнивания диких копытных животных и птиц; созданием новых методов исследований в животноводстве и др. Разработана и внедрена методика совершенствования асканийской породы овец, типизации тонкой шерсти, выведены породный тип многоплодных каракульских овец, молочно-мясной тип крас-ного степного скота и новая порода свиней - украинская степная рябая порода, заводские линии кр. рог. скота, овец и свиней. Получены гибридные формы диких копытных животных и птиц, акклиматизированы и размножаются ок. 50 видов копытных и ок. 50 видов птиц. На дендрологич. участке парка испытываются св. 1400 видов, разновидностей и форм растений, из них 250 (1975) рекомендованы для введения в культуру. Ин-т имеет очную и заочную аспирантуру. Издаёт "Труды" (с 1933). Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1969).

Лит.: Институт "Аскания-Нова". Основные итоги научной деятельности и перспективы развития, Од., 1970; К р у т ы п о р о х Ф. И., Т р е у с В. Д., К р а м а р е н к о Д. А., Сокровища Аскании-Нова, М., 1972.



"УКРАИНСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ" ("Украиньский Историчний жу.рнал"), орган Ин-та истории АН УССР, Ин-та истории партии ЦК Коммунистич. партии Украины - филиала Ин-та марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Издаётся на укр. языке с июля 1957 (до 1964 выходил 6 раз в год, с 1965 - ежемесячно). Публикует исследования и материалы по истории УССР, компартии Украины, народов СССР, всемирной истории, методологии и методике йс-торич. исследований и т. п. Тираж (1976) св. 6 тыс. экз.

Лит.: Украинський историчний журнал (1957 - 1966). Систематнчний показчик, Ки-1В, 1968.



УКРАИНСКИЙ КРИСТАЛЛИЧЕСКИЙ МАССИВ, Украинский щ и т, глыбовое поднятие фундамента в юго-зап. части Восточно-Европейской платформы, протянувшееся вдоль ср. и ниж. течения Днепра. Пл. ок. 200 тыс. км2. Складчатый фундамент расчленён меридиональными глубинными разломами на ряд блоков: Волыно-Подольский, Бело-церковско-Одесский, Кировоградский, Приднепровский и Приазовский. Кристал-лич. фундамент У. к. м. местами перекрыт чехлом кайнозойских отложений. Наиболее древние породы фундамента - нижнеархейские амфиболиты и кристал-лич. сланцы конско-верховцевской серии в Приднепровском блоке; несколько моложе (верхний архей) гнейсы и кристал-лич. сланцы Волыно-Подольского, Кировоградского и Приазовского блоков; нижний протерозой образует криворожская серия, включающая пачки железистых кварцитов. К среднему протерозою относятся коростенский и корсунь-ново-миргородский плутоны гранитоидов ра-пакиви, приазовский комплекс щелочных пород и др. Верхний протерозой представлен овручской серией кварцитов, сланцев и кварцевых порфиров на С.-З. массива, к-рые залегают резко несогласно. К У. к. м. приурочен Криворожский железорудный бассейн. С породами чехла на склонах массива связаны Днепровский буроугольный бассейн, Никопольское месторождение марганцевых руд.

Лит.: К а л я е в Г. И., Тектоника Украинского щита и положение его в структуре Восточно-Европейской платформы, в кн.: Тектоника фундамента древних платформ, М., 1973. Г. И. Каляев.



"УКРАИНСКИЙ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ", науч. журнал, выпускаемый Ин-том математики АН УССР. Издаётся на рус. и укр. языках в Киеве. Выходит с 1949 6 раз в год. В журнале публикуются статьи по различным вопросам математики, математич. и теоретич. физики. Тираж (1976) ок. 1300 экз.

УКРАИНСКИЙ НАРОДНЫЙ ХОР академический им. Г. Г. Верёвки, создан в 1943 в Харькове, с 1944 работает в Киеве. Организатор и художеств. руководитель (до 1964) композитор и дирижёр, нар. арт. УССР Г. Г. Верёвка (с 1965 - хор его имени), с 1966 У. н. х. возглавляет нар. арт. УССР А. Т. Авдиевский. Коллектив объединяет хор, оркестр и танцевальную группу. Основу репертуара составляют укр. фольклор, песни и танцы народов СССР и зарубежных стран, произведения сов. композиторов. Исполнит. стиль - органичное сочетание традиций укр. нар. хорового пения с характерными особенностями академич. хорового искусства. Коллектив выступает в различных городах Сов. Союза и за рубежом. С 1965- заслуженный коллектив УССР.

Лит.: Клименко Я., Державиш за-служений украшський народиш хор .меш Г. Верьовки, Киш, 1967; Головащен-к о М., Державний заслужений украинський народний хор .меш Г. Верьовкн, Кшв. 1968.



УКРАИНСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БОТАНИЧЕСКИЙ САД, см. Центральный республиканский ботанический сад АН УССР.


УКРАИНСКИЙ СТЕПНОЙ ЗАПОВЕДНИК, создан в 1961 на базе заповедников "Хомутовская степь", "Каменные могилы" и "Михайловская целина", для охраны степных природных комплексов. Пл. 1634 га (1976).

Участок "Хомутовская степь" (1028 га) расположен на Приазовской равнине (Новоазовский р-н Донецкой обл.); обитают заяц-русак, слепыш, большой тушканчик, степной хорь, перевязка, чернолобый сорокопут, жулан, черноголовая овсянка, степная гадюка, желтобрюхий полоз и др.; реакклиматизирован сурок, истреблённый в нач. 20 в.

Участок "Каменные могилы" (404 га, Володарский р-н Донецкой обл. и Куйбышевский р-н Запорожской обл.) состоит из 2 параллельных, сложенных из гранита гряд (выс. до 100 м), разделённых степной долиной; по внеш. склону вост. гряды - узкие полосы древесно-кустар-никовой растительности (осина, яблоня ранняя, берест пробковый, груша, боярышник, спирея, шиповник, кизильник черноплодный и др.); на склонах произрастают тысячелистник голый и василёк ложнобледночешуйчатый, нигде более не встречающиеся; обычный здесь папоротник вудсия альпийская оторван от др. мест обитания этого вида на неск. тыс. км (Сев. и Центр. Европа, Карпаты, Кавказ, Алтай).

"Михайловская целина" (202 га, Лебединский р-н Сумской обл.)-участок разнотравно-злаковой луговой степи, где произрастают редкие растения: дельфиний клиновидный, астрагал пушистоцвет-ковый, гвоздика Евгении, касатик боровой. Л. К. Шапошников.



УКРАИНСКИЙ ТЕАТР академический им. И. Я. Ф р а н к о, один из ведущих драматич. театров УССР. Создан в 1920 в Виннице. В 1923 переведён в Харьков, а в 1926 в Киев. Вскоре после основания театру присвоено имя И. Я. Франко. Создавая героико-роман-тические, масштабные спектакли, режиссура театра добивалась правдивости актёрского исполнения, гармонич. ансамбля, бытовой достоверности. Большое внимание уделялось музыке в спектакле. Стремление заострить социальное звучание драматургич. произведения проявилось в спектаклях: "Ревизор" (1921) и "Женитьба" (1922) Гоголя, "Гайдамаки" по Шевченко, "Царь Эдип" Софокла (оба в 1921), "Привидения" Ибсена, "Тартюф" Мольера (оба в 1922), "Фуэнте Овехуна" Лопё де Вега (1923). Среди лучших спектаклей 20-х гг. также -"97" (1924) и "Коммуна в степях" (1925) Кулиша.

Выдающимися достижениями театра стали "Дон Карлос" Шиллера (1936), "Борис Годунов"Пушкина (1937), "Суета" (1936), "Бесталанная" (1937) и "Хозяин" (1939) Карпенко-Карого, "Последние" Горького (1937), "Последняя жертва" Островского (1939), "Много шума из ничего" Шекспира, "Украденное счастье" Франко (оба в 1940). Вгоды Великой Отечеств. войны 1941-45 театр работал в Узбекистане и Казахстане, где были созданы спектакли: "Фронт" Корнейчука (1942) и "Русские люди" Симонова (1943). В 1944 театр возвратился в Киев. Среди лучших спектаклей совр. репертуара: "Макар Дубрава" (1948; Гос. пр. СССР, 1949) и "Калиновая роща" (1950; Гос. пр. СССР, 1951) Корнейчука, а также "Молодая гвардия" по Фадееву (1947), "Профессор Буй-ко" (1949) и "Днепровские звёзды" (1952) Баша, "За вторым фронтом" Собко (1949), "Не называя фамилий" Минко (1953), "Приезжайте в Звонковое" (1945), "Крылья" (1954), "Почему улыбались звёзды" (1957), "Над Днепром" (1960), "Страница дневника" (1965) Корнейчука и др. Большое место в творчестве театра занимают произведения драматургии народов СССР, русская, украинская и зарубежная классика. Глубоко народное и реалистическое режиссёрское иск-во Г. П. Юры проявилось в современных по образному решению постановках "Думы о Британке" Яновского (1957), "Свадьбы Свички" Кочерги (1960) и др.

Среди лучших работ театра 60 - нач. 70-х гг.- "Планета надежд" (1966) и "Голубые олени" (1974) Коломийца, "Память сердца" Корнейчука (1969), "Кассандра" Л. Украинки (1971), "В ночь лунного затмения" Карима (1972), "Пора жёлтых листьев" (1973) и "Такое долгое, долгое лето" (1974) Зарудного, "Краковцы и горцы" Богуславского (1976). В разное время в театре работали: нар. артисты СССР А. М. Бучма, В. Н. Добровольский, М. М. Крушельницкий, Д. Е. Ми-лютенко, Ю. В. Шумский, нар. артисты УССР А. И. Борисоглебская, Б. Н. Норд, В. М. Скляренко, засл. деят. Узб. ССР К. П. Кошевский и др. В труппе (1976): нар. артисты СССР Н. М. Ужвий, А. Е. Гашинский, В. М. Дальский, П. В. Куманченко, О. Я. Кусенко, Е. П. Пономаренко, нар. артисты УССР В. П. Дашенко, М. А. Заднепровский, Н. К. Копержинская, А. В. Омельчук, Н. Л. Панасьев, П. Т. Сергиенко, С. И. Станкевич, Ю. С. Ткаченко и др. Гл. режиссёр и директор (с 1970) - нар. арт. УССР С. К. Смиян. В 1940 театр награждён орденом Ленина и ему присвоено звание академического.

Лит.: Шляхи i проблеми розвитку укра-инського радянського театру, Киев, 1970; Мистецтво франинвцив, Кит, 1970; XX рокив театра Им. I. Франка [1920-1940], Киев, 1940; История советского драматического театра, т. 1 - 6, М., 1966-71.

Ю. А. Станишевский.



УКРАИНСКИЙ ТЕАТР академический им. М. К. Заньковец-к о й, один из ведущих драматич. театров УССР. Создан в 1922 в Киеве на базе нар. театра, к-рым рук. П. К. Сак-саганский. Коллектив активно работал над воплощением сов. драматургии: "97" (1924) и "Коммуна в степях" (1930) Кулиша, "Фея горького миндаля" Кочерги (1926), "Семья щёточников" Ирча-на (1926), "Республика на колёсах" Мамонтова (1927), "Яблоневый плен" Днепровского (1928), "Диктатура" Мики-тенко (1929), "Выстрел" Безыменского (1930) и др. В 1923 - 30 работал как передвижной театр в Донбассе, Криворожье, Днепропетровске, Запорожье, Николаеве и др. городах. В его репертуаре наряду с пьесами совр. драматургов большое место занимала рус., укр. и иностр. классика. С 1931 находился в Запорожье; здесь созданы масштабные постановки: "Гибель эскадры" (1933), "Платон Кречет" (1935), "В степях Украины" (1940) Корнейчука, "Мой друг", чПосле бала" (обе в 1934), "Аристократы" (1936) Погодина, "Васса Железнова" (1936), "Последние" (1938), "На дне" (1940) Горького, "Камо" Левады (1941) и др. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 труппа была эвакуирована в Тобольск, затем в Кузбасс. С 1944 работает во Львове.

Активно сотрудничает с укр. драматургами, постоянно обогащает совр. и классич. репертуар. Среди лучших спектаклей-"Макар Дубрава" (1948), "Калиновая роща" (1950), "Память сердца" (1970) Корнейчука, "Под золотым орлом" (1951), "Любовь на рассвете" (1952), "Лодка качается" (1955) Галана, "На большую землю" Хижняка (1949; Гос. пр. СССР, 1950), "Фауст и смерть" (1960) Левады, "Кремлёвские куранты" (1955), "Третья патетическая" (1963) Погодина, "Верность" (1970), "Пора жёлтых листьев" (1973) Зарудного, "Мария Заньковецкая" Рябокляча (1972), "Знаменосцы" Гончара (1975) и др.

Театр плодотворно работает над классикой, создал такие яркие спектакли, как "Мещане" Горького (1950), "Гамлет" (1957), "Король Лир" (1969), "Ричард III" (1974) Шекспира, "Лесная песня" (1952),"Каменный властелин" (1971) Л. Украинки, "Суета" (1967), "Хозяин" (1970) Карпенко-Карого, "Сон князя Святослава" Франко (1954) и др. В 1970 театру присвоено звание академического. В разное время в театре работали: режиссёры - народные артисты УССР Б. Ф. Тягно, В. И. Харченко, С. К. Смиян, засл. деят. иск-в УССР М. В. Гиляровский; актёры -нар. арт. УССР Д. И. Ко-зачковский, Ф. Г. Гаенко, В. А. Любарт, В. И. Аркушенко, А. С. Кривицкая, В. А. Данченко, Я. Т. Геляс, Д. А. Ду-дарев; нар. художник СССР Ф. Ф. Ни-род. В труппе (1976): нар. артисты СССР Н. П. Доценко, Б. В. Романиц-кий (худ. рук. до 1948), нар. артисты УССР А. Д. Гай, В. Г. Максименко, В. К. Полинская и др. Гл. режиссёр - засл. деят. иск-в УССР С. В. Данченко, гл. художник - засл. деят. иск-в УССР М. В. Киприян. В 1951 т-р награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Лит.: Заныивчани, Кшв, 1972; К о р д i а н i Б. Ф., Мельничук-Лучко Л. Т., Львивський державний ордена Трудового Червоного Прапора Украинський драматич-ний театр им. M. Заньковецькой, Киев, 1965. Ю. А. Станишевский.



УКРАИНСКИЙ ТЕАТР академический им. Т. Г. Шевченко, один из ведущих драматич. театров УССР. Осн. в 1922 в Киеве, в 1926 переведён в Харьков; до 1935 работал под назв. "Березиль". В начальный период здесь ставились ге-роико-романтические, агитационно-массовые, публицистич. спектакли, театр. обозрения, отмеченные поисками новых сценич. форм. Утверждению реалистич. принципов способствовали: "Джимми Хиггинс" по Синклеру (1923), " Гайдамаки " по Шевченко (1924), "Бронепоезд 14-69" Иванова (1928), "97" Кулиша (1930), "Неизвестные солдаты" Первомайского, "Кадры" Микитенко (оба в 1931), "Хозяин" Карпенко-Карого (1932) и др. Победу метода социалистич. реализма и героико-романтич. направления в творчестве театра знаменовал спектакль "Гибель эскадры" Корнейчука (1933).

В репертуаре появляются масштабные постановки: "Платон Кречет" (1935), "Правда" (1937), "Богдан Хмельницкий" (1939), "В степях Украины" (1940) Корнейчука, "Портрет" Афиногенова (1935), "Любовь Яровая" (1937) Тренёва. Глубокое социальное звучание получили "Васса Железнова" Горького (1936), "Гроза" (1938) и "Лес" (1940) Островского. Особенно характерны работы театра в 40-50-е гг.: "Ярослав Мудрый" Кочерги (1946; Гос. пр. СССР, 1947), "Генерал Ватутин" (1947; Гос. пр. СССР 1948) и "Навеки вместе" Дмитерко (1950) "Молодая гвардия" по Фадееву (1947) "Макар Дубрава" Корнейчука (1948) "За вторым фронтом" Собко (1949) "Любовь на рассвете" Галана (1952), "Третья патетическая" Погодина (1958),"Кровь людская - не водица" по Стельмаху (1959).

Среди спектаклей 60 - нач. 70-х гг.: "Над Днепром" (1961), "Расплата" (1967), "Калиновая роща" (1972) Корнейчука, "Марина> (1964), "На седьмом небе" (1969) Зарудного, "Планета надежд" (1966), "Голубые олени" (1974) Коломийца. Театр обращается также к новым произведениям драматургии народов СССР, к классике. В 1935 театру присвоено имя Т. Г. Шевченко, в 1947 - звание академического. В театре работали: нар. артисты СССР Д. И. Антонович, Е. В. Бондаренко, П. В. Куманченко, И. А. Марьянен-ко, нар. арт. УССР Г. Я. Козаченко, Л. А. Криницкая, Ф. И. Радчук, С. В. Федорцева, В. Н. Чистякова; его возглавляли: режиссёры - нар. артисты УССР Л. Курбас, Л. Ф. Дубовик, Б. Н. Норд, нар. арт. СССР М. М. Крушельницкий и А. И. Сердюк, засл. деятели искусств УССР - В. Г. Крайниченко, Б. П. Мешкис. В труппе (1976): нар. артисты СССР А. И. Сердюк, Л. С. Тарабари-нов, нар. артисты УССР Р. А. Колосова, В. Н. Мизиненко, С. М. Чибисова и др. Гл. режиссёр - засл. деят. искусств УССР А. Я. Литко. Награждён орденом Ленина (1947).

Лит.: Шляхи i проблеми розвитку укра-шського радянського театру, Кит, 1970: Попова Л., Харьковский Гос. ордена Ленина академия, укр. драматич. театр им. Т. Г. Шевченко, К., I960; ГорбенкоА., Творческий путь театра, в кн.: Харьковский украинский драматический театр им. Т. Г. Шевченко, Хар., 1960; Харкивський державний ордена Лешна академичний украинсь-кий драматичний театр мени Т. Г. Шевчен-ка, Кшв, 1972. Ю. А. Станишевский.



УКРАИНСКИЙ ТЕАТР им. Октябрьской революции, один из ведущих драматич. театров УССР. Создан в 1925 в Одессе на базе Киевской экспериментальной театр. студии под назв. Одесская укр. госдрама (с 1930 - Театр Революции, с 1946 - им. Октябрьской революции). Традиции сценич. правды в творчестве коллектива принесли видные укр. актёры: И. Э. Замычковский, Е. А. Хуторная, Л. В. Мациевская, А. Е. Мещерская. В 20-30-е гг. поставлены произведения укр. сов. драматургов: "97" Кулиша (1925), "Яблоневый плен" Днепровского (1928), "Комсомольцы" (1930) Первомайского, "Кадры" Микитенко (1930), "Гибель эскадры" Корнейчука (1933). Этапными спектаклями стали "Любовь Яровая" Тренёва (1927), "Разлом" Лавренёва (1929), "Егор Булычев и другие" Горького (1933, впервые на укр. сцене). Режиссура театра искала новые сценич. формы, утверждала героико-романтич. направление.

Крупнейшие творческие достижения театра связаны с деятельностью нар. арт. СССР В. С. Василько (в 1926-28, 1938- 1941 режиссёр, в 1948-56 гл. режиссёр). Среди значит. спектаклей: "Свадьба Свички" Кочерги (1946), "Земля" по Кобы-лянской (1948), "Наймичка" Карпенко-Карого (1950), "Под золотым орлом" (1951) и "Любовь на рассвете" (1953) Галана, "Навеки вместе" Дмитерко (1954), "Калиновая роща" Корнейчука (1956), "Гайдамаки" по Шевченко (1961), "Правда и кривда" Стельмаха (1964), "Страница дневника" Корнейчука (1965), "Птицы нашей молодости" Друцэ, "Трибунал" Макаёнка (оба в 1972), "Сорочинская ярмарка" по Гоголю (1973). В театре работали: нар. артисты СССР В. Н. Добровольский, Е. П. Пономаренко, Н. М. Ужвий, Ю. В. Шуйский, нар. артисты УССР П. М. Нятко, Л. М. Гаккебуш, Л. А. Криницкая, Е. А. Осмяловская, 3. С. Хрукалова, Б. А. Борин, А. И. Кра-маренко, Г. Г. Бабенко и др. В труппе (1976): нар. артисты УССР А. Э. Луцен-ко, И. И. Твердохлеб, В. П. Туз и др. Гл. режиссёр - засл. деят. иск-в УССР Б. В. Мешкис. В 1975 театр награждён орденом "Знак Почёта".

Лит.: Шляхи i проблеми розвитку укра-шського радянського театру, Киев, 1970; Д у з ь I. М., Театр имени Жовтневой Револю-Ш1, Ки1в, 1975. Ю. А. Станишевский.

УКРАИНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА академический им. Т. Г. Шевченко, старейший и ведущий муз. театр УССР. Открыт в 1867 в Киеве оперой А. Н. Верстов-ского "Аскольдова могила" в исполнении рус. труппы. Здание театра в 1896 сгорело, в 1901 построено новое (арх. В. Шреттер). Репертуар включал произведения М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, А. Н. Серова, Дж. Верди, Р. Вагнера и др. На киевской сцене были также поставлены оперы Н. В. Лысенко "Рождественская ночь" (1903) и "Ноктюрн" (1914). Развитию муз.-сценич. культуры театра способствовали дирижёры И. В. Прибик, В. И. Сук, И. О. Палицын, А. М. Па-зовский, Л. П. Штейнберг, режиссёры И. П. Прянишников, Н. Н. Боголюбов. В театре выступали Е. Д. Воронец, Н. И. Забела-Врубель, В. А. Лос-ский, М. Е. Медведев, А. Ф. Мышуга, А. В. Нежданова, Д. А. Смирнов, Л. В. Собинов, Ф. И. Стравинский, Ф. И. Шаляпин и многие др. Небольшую балетную труппу возглавляли Б. Ф. Ни-жинская, М. М. Мордкин и др.

Окт. революция 1917 открыла широкие возможности для развития театра; в 1919 он получил назв. Гос. оперный театр им. К. Либкнехта, с 1926 - Киевская гос. академич. укр. опера (все постановки осуществлялись на укр. яз.). В 1934 театр получил совр. название (с 1939 - им. Т. Г. Шевченко). Его возглавили: дирижёр А. М. Пазовский, режиссёр И. М. Лапицкий, балетмейстер Л. А. Жуков. Среди лучших спектаклей 20- 30-х гг.- "Борис Годунов" Мусоргского, "Кармен" Визе, "Нюрнбергские мейстерзингеры" и "Лоэнгрин" Вагнера, "Турандот" Пуччини, "Тарас Бульба" Лысенко, "Орлиный бунт" Пащенко, "Северный ветер" Книппера, балет "Красный мак" Глиэра. Со 2-й пол. 30-х гг. в театре работали: дирижёры - В А. Дранишников, В. Я. Йориш, Н. Г. Рахлин; режиссёры - В. Д. Манзий, Н. В. Смолич; балетмейстеры - П. П. Вирский и др.; художники - А. Г. Петрицкий, А. В. Хво-стенко-Хвостов и др. Были поставлены: оперы-"Щорс" Лятошинского, "Тихий Дон" и "Поднятая целина" Дзержинского, "В бурю" Хренникова, "Даиси" 3. Палиашвили, "Пиковая дама" Чайковского, "Проданная невеста" Сметаны, "Отелло" Верди и др.; балеты-"Спящая красавица" Чайковского, "Бахчисарайский фонтан" Асафьева, "Лаурен-сия" Крейна, "Сердце гор" Баланчивад-зе, "Лилея" Данькевича и др. Раскрылись яркие дарования певцов: 3. М. Гайдай, Б. Р. Гмыри, М. С. Гришко, М. И. Донца, Ю. С. Кипоренко-Даманского, М. И. Литвиненко-Вольгемут, И. С. Па-торжинского, О. А. Петрусенко, О. Д. Ропской, Л. А. Руденко и др.

В нач. Великой Отечеств. войны 1941- 1945 театр был эвакуирован в Уфу, в 1942-44 работал в Иркутске, объединившись с Харьковским театром оперы и балета, в 1944 возвратился в Киев. Расширяя классич. репертуар, возрождая лучшие довоенные постановки, театр создаёт новые спектакли, среди к-рых произведения укр. композиторов: оперы - "Честь" Жуковского (1946), "Молодая гвардия" Мейтуса (1947), "Богдан Хмельницкий" Данькевича (1951); балеты - "Лесная песня" Скорульского (1946), "Ростислава" Жуковского (1955); рус. и укр. классика-"Иван Сусанин" Глинки (1948; Гос. пр. СССР, 1949), "Князь Игорь" Бородина (1952), "Тарас Бульба" Лысенко (1955); балеты композиторов сов. республик-"Гаянэ" Хачатуряна (1947), "Золушка" (1949) и "Ромео и Джульетта" (1955) Прокофьева, "Юность" Чулаки (1950), "Под небом Италии" Юровского (1952), "Шурале" Яруллина (1955).

В кон. 50 - нач. 70-х гг. наряду с постановками оперной и балетной классики коллектив активизировал работу над воплощением произведений сов. композиторов, создавая монументальные реа-листич. спектакли, отмеченные новаторским развитием лучших традиций театра. Среди этапных постановок: оперы - "Война и мир" Прокофьева (1956), "Милана" (1957), "Арсенал" (I960), "Тарас Шевченко" (1964), "Ярослав Мудрый" (1975) Г. И. Майбороды, "Укрощение строптивой" Шебалина (1959), "Катерина Измайлова" Шостаковича (1965; 1974, Гос. пр. УССР им. Т.Г.Шевченко, 1976), "Гибель эскадры" Губаренко (1967), "Абесалом и Этери" 3. Палиашвили (1972; Гос. п