БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

21970318235521985493212); в Театре им. Заньковецкой-"Фея горького миндаля" Кочерги (1926), "Мой друг" (1934) и "Аристократы" (1936) Погодина, "Любовь Яровая" Тренёва (1936); в Днепропетровском театре им. Шевченко-"Когда народ освобождается" Мамонтова (1929), "Любовь Яровая" Тренёва (1927), "Интервенция" Славина (1933), "Оптимистическая трагедия" Вишневского (1934) и др. Театры успешно работали над классич. драматургией, углубляя реалистич. традиции в режиссуре и актёрском творчестве.

На сценах ведущих укр. театров появились значит. пост. мировой и укр. классики: в Театре им. Франко - "Свадьба Фигаро" Бомарше (1920), "Дон Кар-лос" Шиллера (1936), "Последние" Горького, "Борис Годунов" Пушкина (оба в 1937), "Последняя жертва" Островского (1939), "Живой труп" Л. Н. Толстого (1940), новаторское воплощение получила драма "Украденное счастье" Франко (1940) с выдающимися сценич. работами Бучмы, Ужвий и Добровольского; в Харьковском театре им. Шевченко -"Васса Железнова" Горького, "Дай сердцу волю, заведёт в неволю" Кропивницкого (оба в 1936), "Гроза" (1938) и "Лес" (1940) Островского, "Талан" Старицкого (1941); в Харьковском рус. театре-"Анна Каренина" по Л. Н. Толстому (1938). Большое значение для развития укр. театра и укрепления его связей с братскими театр. культурами народов СССР имели пьесы А. Е. Корнейчука "Гибель эскадры" (1933), "Платон Кречет" (1934), "Правда" (1937), "Богдан Хмельницкий" (1939), "В степях Украины" (1940), поставленные почти всеми театрами республики, а также в Москве, Ленинграде и во мн. театрах союзных республик.

В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 мастера укр. театра активно участвовали во всенар. борьбе против фаш. оккупантов, выступали на фронтах, в госпиталях; в условиях эвакуации создавали значит. спектакли о героич. борьбе сов. народа, в т. ч. "Фронт" Корнейчука, и др.

После войны, возвратившись из эвакуации, укр. театры работали над спектаклями о подвиге народа в Великой Отечественной войне, о самоотверженном труде рабочих, колхозников, шахтёров Донбасса, о борьбе за мир. Среди этих спектаклей: "Молодая гвардия" по А. А. Фадееву (1947), "Макар Дубрава" (1948) и "Калиновая роща" (1950) Корнейчука, "Профессор Буйко" Я. В. Баша (1949) в Театре им. Франко; "Генерал Ватутин" Л. Д. Дмитерко (1947), "За вторым фронтом" (1949) и "Жизнь начинается снова" (1950) В. Н. Собко в Харьковском театре им. Шевченко; "За тех, кто в море!" Лавренёва (1947), "На большую землю" А. Ф. Хижняка (1949), "Под золотым орлом" Я. А. Галана (1951) в Театре им. Заньковецкой.

Создавались масштабные героич. спектакли на историке-революц. и историч. сюжеты: "Арсенал" В.А. Суходольского (1946, Театр им. Франко); "Ярослав Мудрый" Кочерги (1946, Харьковский театр. им. Шевченко); "Навеки вместе" Дмитерко (1950, Днепропетровский театр им. Шевченко) и др. Расширялась работа над глубоким раскрытием классических произв.: в Театре им. Франко - "Вишнёвый сад" Чехова (1946), "Без вины виноватые" Островского, "Житейское море" (1948) и "Мартын Боруля" Карпенко-Карого (1950); в Харьковском театре им. Шевченко-"Назар Стодоля" Шевченко (1953) и "Гамлет" Шекспира (1956); в Черновицком театре им. О. Кобылян-ской -"Земля" по Кобылянской (1947); в Театре им. Заньковецкой - "Мещане" Горького (1950), "Лесная песня" Леси Украинки (1952), "Сон князя Святослава" Франко (1954). Большой вклад в сценич. иск-во внесли актёры и режиссёры, работавшие в рус. театрах республики, в частности нар. артисты СССР М. Ф. Романов, А. Г. Крамов, К. П. Хохлов, А. П. Воронович, Ю. С. Лавров.

Укрепляя творческие взаимосвязи с театр. культурами народов СССР, укр. театр интенсивно обогащает выразит. средства, ищет новые сценич. формы, образные решения, расширяет репертуар. В Театре им. Франко ставятся художественно значительные спектакли: "Дума о Британке" Ю. И. Яновского (1957), "Свадьба Свички" Кочерги(1960), "Фараоны" А. Ф. Коломийца (1961), "Оптимистическая трагедия" (1961); Вс. Вишневского в Харьковском театре им. Шевченко - "Почему улыбались звезды" Корнейчука (1957), "Кровь людская - не водица" по М. А. Стель-маху (1959), "Антей" Н. Я. Зарудного (1961); в Театре им. Заньковецкой - "Фауст и смерть" А. С. Левады (I960), "Под золотым орлом" Галана (1962), "Мои друзья" Корнейчука (1967); в Ивано-Франковском театре им. Франко-"Земля моя" по В. Стефанику (1971); в Харьковском рус. театре - "Открытие" Ю. Щербака (1975).

Большинство укр. драматич. театров (ок. 30) наз. муз.-драматич.; определяющее начало в их работе - связь с традициями классич. нац. театра, синтетичного по своему характеру. Их репертуар отличается жанровым разнообразием, в него входят многонац. сов. драматургия, рус., укр. и зарубежная классика, а также оперетты, мьюзиклы и др. В этих коллективах работают актёры, развивающие традиции нац. исполнительского иск-ва, мастерски владеющие словом, пением, пластикой; различные по творческим индивидуальностям режиссёры - нар. артисты УССР Ф. Г. Верещагин, Я. Т. Геляс, Н. П. Равицкий, засл. деят. иск-в УССР А. С. Барсегян, Б. В. Мешкис, Б. М. Прокопович и др. Среди спектаклей муз.-драматич. театров 60-70 х гг.: "Сталевары" Бокарева и "Голубые оленн" Коломийца (Запорожский театр им. Щорса), "Кавказский меловой круг" Брехта (Винницкий театр им. Садовского), "Дума про любовь" Стельмаха (Черновицкий театр им. Кобылянской), "Незабываемое" по А.П. Довженко (Тернопольский театр им. Шевченко), "Тихий Дон"по М. А. Шолохову (Сумской театр им. Щепкина), "Семья" Попова (Полтавский театр им. Гоголя) и др.

В 60-70-е гг. драматич. театры добились новых творческих успехов и поставили ряд примечательных в идейно-худо-жеств. отношении постановок: "Знаменосцы" по Гончару и "Каменный властелин" Леси Украинки (Театр им. Заньковецкой), "Пора жёлтых листьев" и "Такое долгое, долгое лето" Зарудного, "В ночь лунного затмения" Карима (Театр им. Франко), "Русские люди" Симонова и "Дарю тебе жизнь" Валеева (Харьковский театр им. Шевченко). Новаторским развитием традиций укр. сов. театра, углублением их интернац. содержания отличаются постановки - "Ярослав Мудрый" Кочерги (3апорожский театр им. Щорса) и "Память сердца" Корнейчука (Театр им. Франко). Содружество творческих поколений - определяющая черта развития совр. укр. театра. В театрах, рядом с крупными мастерами, нар. артистами СССР Уж-вий, Б. В. Романицким, А. И. Сердюком, В. М. Дальским, В. Н. Добровольским, П. В. Куманченко, Е. П. Понома-ренко, О. Я. Кусенко, Н. П. Доценко, А. Е. Гашинским, Л. С. Тарабариновым и мн. другими, успешно работает талантливая молодёжь. Кадры театр. работников готовят Киевский ин-т театр. иск-ва им. Карпенко-Карого (основан в 1918, до 1934 - Муз.-драматич. ин-т им. Лысенко), Харьковский ин-т иск-в им. Котля-ревского (основан в 1923, до 1963 - Харьковский театр. ин-т). Исследованием истории и теории укр. театра занимается отдел театроведения (создан в 1947) Ин-та искусствоведения, фольклора и этнографии им. М. Ф. Рыльского АН УССР. Ведущие теоретики и историки театра: Ю. Н. Бобошко, Н. К. Йосипен-ко, Ю. Г. Костюк, Р. Я. Пилипчук, Ю. А. Станишевский и др. В 1945 организовано Укр. театр. об-во. С 1966 выходит науч. ежегодник "Театральна культура".

Илл. см. на вклейках, табл. L-LI (стр. 576-577).

Лит.: Украшсысий драматичний театр, т. 1-2, Кшв, 1959 - 67; Шляхи i проблеми розвитку укра1нського радянського театру, Кшв, 1970; История советского драматического театра, т. 1-6, М., 1966-71.

Ю. А. Станишевский.

Цирк. Ведёт начало от времён Киевской Руси, вобрал в себя черты, общие для массовых представлений вост. славян. Об этом свидетельствуют фрески Софийского собора в Киеве (1067), изображающие амфитеатр, где идёт представление с участием кулачных бойцов, музыкантов, эквилибристов с шестом; показаны также состязания на лошадях и борьба с дикими зверями. Укр. цирк унаследовал нек-рые жанровые элементы скоморошьего иск-ва (борьба, своеобразная муз. эксцентрика, партерная акробатика, дрессировка животных и др.). На формирование демократич. циркового иск-ва оказали влияние балаганы, бывшие обязательным компонентом нар. гуляний. В 17-18 вв. на У. существовала смешанная форма зрелищ - т. н. театры-балаганы, интермедии укр. школьного театра с элементами цирка. В кон. 80-х гг. 19 в. в Киеве были построены стационарные цирковые помещения. В дореволюц. годы известность получили мастера арены, начинавшие свою деятельность на У.,- борец И. М. Под-дубный, клоун В. Е. Лазаренко и др. Укр. цирк особенно интенсивно развивается в годы Сов. власти. К участию в постановке цирковых программ привлекались известные укр. режиссёры - Г. П. Юра, Б. А. Балабан, М. М. Кру-шельницкий, В. М. Скляренко, композиторы - П. И. Майборода, А. Я. Што-гаренко, В. Н. Верменич.

В 30-е гг. впервые осуществляются тематич. пост.: водная пантомима - "Бунтарь Кармелюк" (1930), пантомимы "Махновщина" (1930), "1905 год" (1930), "Будь наготове" (1932) и др. В 1956 в Харькове создан Укр. цирковой коллектив (программа "День рождения", в том же году показана в Киевском цирке). Он подготовил к декаде укр. лит-ры и иск-ва в Москве (1960) представление "Здравствуй, Москва!". С 1960 укр. цирк осуществляет художеств.-постановочную работу, здесь выпущены номера и аттракционы: Э. Э. Кио (иллюзия), "Дрессированные шимпанзе" под рук. В. и В. Ивановых, акробатич. ансамбль "Черемош" под рук. В. Максимова, пантомима "Подвиг". Крупнейшими мастерами укр. цирка были: клоун-дрессировщик М. М. Золло, группа мотогонщиков П. Н. Маяцкого и др. Среди ведущих деятелей укр. цирка - антипо-дисты Микитюк, жонглёры Филиппенко, наездник-дрессировщик Б. П. Манжел-ли, силовые акробаты Яловые, исполнительница танцев на проволоке - Э. Г. Ко-сяченко. В 1975 в УССР работало 11 стационарных цирков, а также "Цирк на сцене". В Киеве создано уч-ще эстрадно-циркового иск-ва (1956). В.А.Никулин.

XIX. Кино

Первые фильмы, снятые на У., были показаны в 1896. В результате исследований укр. киноведов (Г. В. Журов, И. С. Корниенко, А. А. Шимон и др.) установлено, что ещё в 1893 механик Одесского ун-та И. Тимченко (при участии профессора М. Любимова) сконструировал киносъёмочный и кинопроекционный аппараты. В 1896 - 1902 харьковский фотограф А. К. Федецкий, усовершенствовав киноаппарат, снимал и демонстрировал хроникальные киноленты. Одним из пионеров освоения киноаппаратуры был механик Д. Сахнен-ко (позже кинооператор), к-рый в 1911 - 1914 вместе с известным укр. театр. актёром и режиссёром Н. К. Садовским снял сцены спектаклей "Наталка Полтавка" И. П. Котляревского и др., с участием выдающихся укр. актёров М. К. Занько-вецкой, И. А. Марьяненко и др. В 1917- 1919 в Ялте и Одессе в частных киноателье А. А. Ханжонкова, Драпкова и др. снимались фильмы "Скерцо дьявола", "К богу на бал" и др.

Великая Окт. социалистич. революция положила начало созданию укр. сов. киноискусства. 27 авг. 1919 по декрету СНК осуществляется переход всей кино-пром-сти в руки государства, гл. обр. в ведение органов нар. просвещения. В Наркомпросе УССР 27 янв. 1919 был создан Всеукр. кинокомитет, преобразованный в 1922 во Всеукр. фотокино-управление (ВУФКУ). Съёмки кинохроники и агитац. фильмов велись в широких по тем временам масштабах, преследуя гл. обр. пропагандистские цели. В 1919-21 создано св. 30 игровых агит-фильмов, в т. ч.: "Всё для фронта", "Мир хижинам, война дворцам", "Прежде и теперь", "Революционный держите шаг", "Братский союз города и села", "Красногвардеец, кто твой враг?", "Два мира", "Мы победим", "Под красной звездой", "Это будет последний и решительный бой" и др. Большую роль в создании картин сыграли в эти годы политорганы Красной Армии - при их участии создавались выпуски кинохроники и тематич. документальные картины ("Взятие Одессы красными войсками" и др.).

Тогда же было положено начало укр. научно-популярному кино (с.-х. и сан.-просветит. картины и др.). Уже с первых шагов деятельности гос. киноорганов создавались художеств, фильмы. Реорганизуются Одесская и Ялтинская кинофабрики, в сер. 20-х гг. строится большая кинофабрика в Киеве (открыта в 1928, ныне Киевская киностудия им. А. П. Довженко). В кино пришли деятели смежных иск-в: художники А. П. Довженко, В. Г. Кричевский, скульптор И. П. Кавалеридзе, театр. режиссёры Л. С. Курбас, М. И. Терещенко, писатели М. Бажан, Ю. И. Яновский, театр. актёры А. М. Бучма, Н. М. Ужвий, Н. 3. Надемский, Д. Л. Капка и др., значит. помощь была оказана работниками Моск. и Ленингр. студий, режиссёрами дореволюц. и сов. кино - В. Р. Гар-диным, П. И. Чардыниным, А. Д. Ано-щенко. Среди первых укр. художеств. фильмов - "История первого мая" (1922), в к-ром делалась попытка воскресить историю революционного прошлого, а также создать на экране образ К. Маркса, и экранизация рассказа Чехова "Шведская спичка" (1922, реж. Курбас). Процесс обновления киноиск-ва проходил нелегко, через преодоление ремесленничества, приспособленч. тенденций, с накоплением творческого опыта. Фильмы "Призрак бродит по Европе" (1923), "Слесарь и канцлер", "Атаман Хмель", "Остап Бандура" (все в 1924, реж. Гардин), "Лесной зверь" (1925, реж. А. Ф. Лундин), "Укразия" (1925, реж. Чардынин), "Трипольская трагедия" (1926, реж. Анощенко) и ряд др. пытались передать новую тематику, новое идейное воплощение историч. материала, но всё ещё делали это в старых, подражат. формах.

Фильмы "Два дня" (1927, реж. Г. М. Стабовой, в гл. роли И. Э. За-мычковский) и "Ночной извозчик" (1929, реж. Г. Н. Тасин, в гл. роли Бучма), достоверно и эмоционально раскрывшие изменения в психологии людей под влиянием революц. событий, стали значит. достижением, результатом творч. поисков укр. кино 20-х гг. К кон. 20-х гг. выдающимися событиями явились работы режиссёра Довженко, ставшего основоположником поэтич. образности, революц. гражданственности сов. кино,-"Зве-нигора" (1928), "Арсенал" (1929), а также получившая всемирное признание "Земля" (1930), к-рую референдум Всемирной выставки в Брюсселе (1958) назвал в числе 12 лучших фильмов всех времён и народов. Укр. режиссёр Довженко наряду с С. М. Эйзенштейном и В. И. Пудовкиным стал общепризнанным классиком сов. и мирового кино. Утверждение и развитие метода социалистич. реализма с присущим ему стилевым и тематич. многообразием отличало произв., созданные в 30-40-е гг. режиссёрами: А. В. Кордюмом ("Мира-бо", 1930, "Последний порт", 1934), И. П. Кавалеридзе ("Ливень", 1929, "Колиившина", 1933, "Прометей", 1935), Дз. Вертовым ("Симфония Донбасса", 1930), Л. Д. Луковым ("Большая жизнь", 1-я серия, 1940), И. А. Савченко ("Всадники", 1939, "Богдан Хмельницкий", 1940), И. А. Пырьевым, пост. здесь муз. комедии-"Богатая невеста" (1938) и "Трактористы" (1939) и др.

Вклад в развитие нац. киноискусства вносят деятели др. киностудий. Продолжается утверждение героико-романтич. иск-ва в фильмах Довженко "Иван" (1932) и "Щорс" (1939). Значит. успехов достигло иск-во операторов - Д. П. Демуцкого, Ю. И. Екельчика, В. Г. Войтенко, А. А. Панкратьева, Н. П. Топчия, М. К. Чёрного, А. А. Мишурина, Н. Л. Кульчицкого; художников - М. Б. Уманского, С. М. Зарицкого, В. И. Агранова и др. Великая Отечеств, война не приостановила деятельности укр. кинематографистов, несмотря на то что студии были эвакуированы в глубокий тыл, а часть кадровых работников ушла на фронт. Из фильмов, созданных в годы войны, получили известность художеств.-документальные работы Довженко и Ю. И. Солнцевой - "Битва за нашу Советскую Украину" (1943) и "Победа на Правобережной Украине" (1945); художеств. картины: "Два бойца" (1942, реж. Луков), "Партизаны в степях Украины" (1943, реж. Савченко), "Непокорённые" (1945, реж. М. С. Донской) и др.

В послевоен. годы укр. кинематография быстро преодолевает нанесённый ей ущерб, восстанавливаются разрушенные студии. Наиболее значит. фильмы 40-50-х гг.: "Подвиг разведчика" (1947, реж. Б. В. Барнет), "Третий удар" ("Южный узел"; 1948) и "Тарас Шевченко" (1951)- реж. Савченко. В 50-60-е гг. создано большое количество экранизаций, гл. обр. укр. классич. лит-ры ("Украденное счастье" по И. Я. Франко, "Кровавый рассвет", "Дорогой ценой", "Кони не виноваты" по М. М. Коцюбинскому, "За двумя зайцами" по М. П. Стариц-кому и др.), и по произв. М. Горького - "Мать", "Мальва" и др. Осуществлялись экранизации по произв. сов. писателей ("Гибель эскадры" по А. Е. Корнейчуку). Была создана трилогия, посв. истории рабочей семьи легендарного завода "Арсенал" - "Киевлянка" (1-я серия 1958; 2-я серия 1959), "Наследники" (I960) -реж. Т. В. Левчук.

В кон. 50-х гг. в укр. кино пришло значит. пополнение молодых творч. работников. Студии У. поставили в эти годы героико-приключенч., комедийные, историко-революц. картины с определённой тенденцией к совр. тематике: "Весна на Заречной улице" (1956, реж. Ф. М. Миронер и М. М. Хуциев), "Чрезвычайное происшествие" (1959), "Иванна" (1960), "Гадюка" (1966) - все реж. В. И. Ивченко; "Жажда" (1960) и "Приходите завтра" (1963)- оба реж. Е. И. Ташкова; "Среди добрых людей" (1962, реж. А. С. Буковский и Е. В. Брюнчугин) и "Бурьян" (1966, реж. Буковский), "Трое суток после бессмертия" (1963, реж. В. 3. Довгань), "Сон" (1964) и "Повесть о женщине" (1973) - оба реж. В. Т. Денисенко; "Наш честный хлеб" (реж. А. И. и К. Г. Муратовы), "Ключи от неба" (реж. В. М. Иванов), "Верность" (реж. П. Е. Тодоровский) - все в 1965; "Вниманию граждан и организаций" (1966, реж. А. И. Войтецкий), "Их знали только в лицо" (1967, реж. А. Г. Тимонишин); "Комиссары" (реж. Н. П. Мащенко), "Аннычка" (реж. Б. Ивченко) - все в 1969; "Белая птица с чёрной отметиной" (1970, реж. Ю. Г. Ильенко), "Захар Беркут" (1971, реж. Л. М. Осыка); "Адрес вашего дома" (реж. Е. М. Хринюк), "За тчою судьбу" (реж. Т. А. Золоев)-оба в 1972; "В бой идут одни старики" (реж. Л. Ф. Быков), "До последней минуты" (реж. В. Т. Исаков) - оба в 1974; трилогия "Дума про Ковпака" (1973, 1975, 1976, реж. Левчук).

Развивается документальное (фильмы "Рулевые", 1965, реж. И. Грабовский, "Пять песен про коммунистов", реж. А. А. Слесаренко, "Путь к тоннелю", реж. А. И. Коваль, М. Н. Мамедов - оба в 1975; "Огни Приднепровья", 1967, реж. В. Г. Шкурин), научно-популярное (значит. успехов достигли кинематографисты Киевской студии науч.-популярных фильмов - картины "Язык животных", 1967, и "Думают ли животные?", 1970, реж. Ф. М. Соболев) и мульти-пликац. кино. Совм. с кинематографистами Югославии пост. фильмы: "Проверено - мин нет" (1965), "Наперекор всему" (1973), "Свадьба" (1975); создаются совм. фильмы также с кинематографистами др. стран и сов. республик. Выпущен ряд телевизионных фильмов. Большой успех имел телевизионный многосерийный фильм "Как закалялась сталь" (по роману Н. А. Островского, 1973, реж. Н. П. Мащенко). Периодически выходит киножурнал "Советская Украина". В городах У. проводятся всесоюзные кинофестивали, в 1973 в Одессе состоялся Междунар. кинофестиваль, посв. морской тематике ("Киномарина-73").

В нач. 30-х гг. в Киеве был создан киноинститут, ныне при Ин-те театр. иск-ва им. Карпенко-Карого работает кинрфа-культет (готовит режиссёров, актёров, операторов, киноведов для кино и телевидения). Науч. работой в области киноведения занимается киноотдел Ин-та искусствоведения, фольклора и этнографии им. М. Ф. Рыльского (ведущие киноведы - А. Е. Жукова, Г. В. Журов, И. С. Корниенко, В. А. Кудин, Н. М. Капель-городская и др.). В 1957 создан Союз кинематографистов У. В Укр. ССР работают (на 1976) ок. 28 тыс. киноустановок. Вопросы кино освещает ежемесячный журнал "Новини киноекрану" и еженедельный бюллетень"На екранах Украини".

Лит.: Р о м i ц ы н А. А., Украшське радянське кшомистецтво, Кшв, 1958; его же, Украшське радянське кшомистецтво. 1941 - 1954, Кшв, 1959; Журов Г. В., 3 мину-лого кша на Украпп, Киев 1959; Ж у-к о в а А. Е., Журов Г. В., Украшське радянське кшомистецтво. 1930- 1941, Кшв, 1959; Корниэнко I. С., Украшське радянське киномистецтво. 1917 - 1929, Кшв, 1959; его же, Пивстолиття украинського ра-дянського кшо, Кшв, 1970; его же, Ми-стецтво кшо, Кшв, 1974; его же, Кино советской Украины, М., 1975; Капель-городськаН. М., Шляхи едности, Кшв, 1972; Слободян М. I., Украинський до-кументальний ф.льм, Киев, 1972; Ш и-м о н А., Страницы биографии украинского кино, К., 1974. Т. В. Левчук.

УКРАИНСКАЯ СТЕПНАЯ БЕЛАЯ ПОРОДА свиней, порода универсальной продуктивности. Выведена в "Аскании-Нова" акад. М. Ф. Ивановым. Мелких местных позднеспелых свиней скрещивали с хряками крупной белой породы. Для закрепления в потомстве желательных качеств применялось близкородственное спаривание. Утверждена порода в 1934. Взрослые хряки весят ок. 350 кг, матки - ок. 250 кг. Плодовитость 11 -12 поросят (максимально до 25) за опорос. Молочность маток 75-80 кг. Молодняк отличается скороспелостью: при мясном откорме к 6-7 мес весит 95-100 кг; затраты корма 3,8-4 кормовые единицы на 1 кг привеса. Животные хорошо приспособлены к засушливой степной зоне. Хряков используют для промышленного скрещивания с др. породами. Разводят в УССР.

Лит.: Украинская степная белая порода свиней, под ред. Л. К. Гребеня, К., 1962.



УКРАИНСКАЯ СТЕПНАЯ РЯБАЯ ПОРОДА свиней, порода универсальной продуктивности. Выведена в УССР отбором и разведением "в себе" черно-пёстрых (рябых) свиней, появляющихся как мутантные формы при чистопородном разведении свиней украинской степной белой породы. Для улучшения породы применялось вводное скрещивание с хряками беркширской, мангалиц-кой пород и ландрасами. Утверждена порода в 1961. Взрослые хряки весят 240-325 кг, матки -200-260 кг. Плодовитость 11-12 поросят за опорос. Молочность 60-70 кг. При мясном откорме молодняк к 6-7 мес весит ок. 100 кг. Свиньи используются в промышленном скрещивании с хряками украинской степной белой и крупной белой пород, а также с ландрасами. Разводят в УССР.

Лит.: Гребень Л. К., Гребень Е. К., Украинские степные рябые свиньи, К., 1961.



УКРАИНСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАДА, объединённый орган бурж. и мелко-бурж. националистич. партий и организаций на Украине в 1917-18. См. Центральная рада.



УКРАИНСКИЕ КАЗАКИ, малороссийские казаки, собирательное название укр. казачества, состоявшего, с одной стороны, из т. н. вольного казачества, появившегося во 2-й пол. 15 в. на Юж. Киевщине и в Вост. Подолии, и казаков Сечи Запорожской и, с другой - из реестровых казаков. Малоросс, казаками (М. к.) официально наз. казаки Левобережной Украины (Гетманщины) после её присоединения к России (1654). Гетманщина была разделена на 10 полков (Киевский, Черниговский, Стародуб-ский, Нежинский, Переяславский, При-луцкий, Лубенский, Миргородский, Полтавский и Гадячский), к-рые делились на сотни, а последние - на казачьи громады (общины). В 1654 спец. грамотами рус. пр-ва количественный состав М. к. был определён в 60 тыс. чел., за ними признавались право собственности на землю и личная свобода. Осн. повинностью М. к. было отбывание воинской службы за собственный счёт. Вначале ограничить число М. к. до 60 тыс. не удалось, т. к. значит. часть крестьян и мещан считали себя казаками, а пр-во боялось, лишив их этого звания, вызвать недовольство. Сокращение количества М. к. произошло позже в результате роста феод. землевладения и превращения части крестьян и казаков в феодально-зависимых от старшины и монастырей людей. Уже в конце 17 в. переход из крестьян в казаки стал затруднён. Тяжесть воен. службы, захват старшиной казачьих земель, политика нац. угнетения со стороны царизма были основой классовой борьбы М. к. При гетмане Д. П. Апостоле (1727-34) состав М. к. был сокращён до 10 тыс. т.