БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321ю роль сыграли объединения АХЧУ [Ассоциация художников Красной (Червоной) У.], солидаризовавшиеся с АХРР и АРМУ [Ассоциация революционного иск-ва (мистец-тва) У.].

Эволюция укр. изобразит. иск-ва в 30-е гг. проходила под знаком острой борьбы с формалистич. тенденциями, за углубление его гражд. содержания. Ведущее место в живописи заняла тема-тич. картина, отразившая пафос рево-люц. битв и социалистич. преобразования действительности (В. Н. Костецкий, Кричевский, Самокиш, К. Д. Трохименко и др.). Жизнеутверждающе-гуманистич. настроения усилились также в портрете (Волокидин и др.), пейзаже (Бурачек, Шовкуненко и др.), графике (А. М. Дов-галь, Касиян и др.) и скульптуре (М. Г. Лысенко и др.). В 1938 был создан Союз художников УССР. После воссоединения зап. земель и Сев. Буковины (а после окончания Великой Отечеств. войны 1941-45 - Закарпатья) с Сов. У. передовые зап.-укр. художники (И. И. Бок-шай, Кульчицкая, Манастырский, А. М. Эрдели и др.) влились в отряд деятелей укр. сов, иск-ва.

В годы Великой Отечеств. войны 1941 - 1945 укр. художники активно работали в действующей армии и в сов. тылу, создавая боевые плакаты (Касиян, В. Г. Литвиненко и др.), агитокна, карикатуры и рис. для фронтовых газет. Широкую известность получили скульптурные портреты Г. Л. Петрашевич, живописные портреты Шовкуненко, линогравюры А. С. Пащенко, офорты М. Г. Дерегуса, созданные в последние годы войны и многосторонне запечатлевшие её героев.

Тема героич. борьбы сов. народа в годы Великой Отечеств. войны заняла одно из ведущих мест в укр. живописи 1950- 1970-х гг. (В. Г. Пузырьков и др.). Исполнены романтич. пафоса полотна, посвящённые ист.-революц. и ист. сюжетам (М. М. Божий, А. М. Лопухов, Г. С. Мелихов, М. И. Хмелько, В. В. Шаталин и др.). Тонкой наблюдательностью отличаются портреты работы Божия, А. А. Коцки, Шовкуненко, темпераментные пейзажи Н. П. Глущенко, А. М. Каш-шая, С. Ф. Шишко и др. Поэтически раскрыли различные стороны совр. сов. быта картины С. А. Григорьева, Костецкого, А. Г. Сафаргалина и др. Оптимизм лирических образов, позднее сочетающийся с яркой декоративностью колорита, свойствен живописи Г. М. Глюка, Т. Н. Яблопекой и др.

Широта проблематики отличает укр. скульптуру этого периода. Богатый духовный мир современника отражён в скульптурных портретах работы В. 3. Бородая, А. А. Ковалёва, А. П. Олей-ника и др., в композициях В. И. Свиды и др. Масштабностью образов отличаются скульптурные произв. на ист. сюжеты (М. К. Вронский, Д. П. Крвавич, П. Ф. Мовчун, А. П. Скобликов и др.). Значительны достижения монументальной пластики (Бородай, В. И. Зноба, Г. Н. Каль-ченко, Лысенко и др.).

Наряду со станковой живописью и скульптурой в 1950-70-е гг. плодотворно развивается театрально-декорационное иск-во, где вместе со старейшими мастерами (Петрицкий, Хвостенко-Хвостов и др.) успешно выступали П. А. Злочев-ский, Е. Н. Лысик, Ф. Ф. Нирод и др. Глубокое понимание специфики кинема-тографич. образа характерно для творчества художников-оформителей В. И. Агранова и др. Широким тематич., жанровым и эмоциональным диапазоном отличается совр. укр. графика. Новые грани таланта продемонстрировали старые мастера (Дерегус, Касиян, Кульчицкая, Л. И. Левицкий и др.); плодотворно работают мн. молодые художники (А. Д. Базилевич, А. Г. Данченко, В. С. Кут-кин, А. Ф. Фищенко, Г. В. Якутович и др.). Успехи иск-ва плаката связаны с именами Т. А. Лящука, О. К. Терентьева и др. В 1960-1970-е гг. заметно возросла роль монументально-декоративной живописи, открывающей многообразные пути синтеза с архитектурой (С. А. Кириченко, В. В. Мельниченко, А. Ф. Рыбачук и др.).

Предпосылки для нового расцвета укр. нар. иск-ва были обеспечены многочисл. мероприятиями Сов. пр-ва (организация выставок, промысловых артелей, центров по собиранию и изучению образцов нар. творчества). В 1920-х гг. сложился самобытный жанр нар. станковой живописи, генетически связанной с изготовлением орнаментальных композиций на бумаге (с нач. 20 в. частично вытеснявших настенные росписи хат); полные декоративной экспрессии композиции создавали Т. А. Пата, М. А. Примаченко, Г. Ф. Собачко-Шостак. Ярким своеобразием отличаются живописные произв. нар. художницы Е. В. Белокур. В 20-50-х гг. в области декоративно-прикладного иск-ва особую известность приобрели нар. мастера П. П. Верна, Я. Р. Хала-будный (резьба по дереву), Д. Ф. Головко, И. Т. Гончар, Е. С. Железняк, П. И. Цвилык (керамика), А. Ф. Саенко (инкрустации из соломы), П. И. Василенко, Н. IO. Вовк, Г. И. Верес (ткачество, в т. ч. килимарство). Развивались также набойка, вышивка, с кон. 1920-х гг. возрождались многие традиц. нар. промыслы [например, производство керамики (Косов, Опошня) и художеств. стекла (Львов)]. В 1960-70-е гг. традиции нар. художеств, культуры, переосмысляемые в связи с новыми условиями гор. и сел. быта, продолжают служить осн. стилистич. источником укр. декоративно-прикладного иск-ва.

Лит.: Л о г в и н Г. Н., Украинское искусство. X-XVIII вв., М., 1963; История украинського мистецтва, т. 1 - 6, Кшв, 1966 - 70; Головко Г. В., Архитектура Советской Украины, М., 1973; Сучасна apxiтектура Радянськой Украини, Киев, 1974.

Г. Н. Логвин (до 18 в.), В. А. Афанасьев (кон. 18 - 20 вв.), С. К. Килессо (сов. архитектура).
XVII
XVII. Танец. Балет

Истоки укр. танца - в древних вост.-слав. трудовых песнях-играх, обрядах ("просо", "гуси", "перепёлка", "коза" и др.). Укр. нар. пляски и особенно хороводы тесно связаны с песней и, как правило, исполняются в её сопровождении, насчитывают несколько сот названий и имеют множество областных вариантов, разнообразных и богатых по тематич. содержанию, жанровым и композиционным особенностям, хореографич. лексике, мелодич. и ритмич. основе. В них отражаются черты жизни народа - героика, оптимизм, юмор. Основу танц. лексики составляют разнообразнейшие прыжки (тынки, голубцы, яструбы, разножки), верчения, присядки, ползунки, партерные движения (выхилястики, верёвочки, бегунцы, плескачики, дорижечки, ви-биванцы, припадания и др.). Женские танцы отличаются лиризмом, задушевной теплотой, разнообразием плавных мелких партерных движений, мужские - широтой движений, героикой, мужеством, романтич. приподнятостью, богатством прыжков, верчений, присядок и ползунков. Преобладающие муз. размеры - простой двудольный (на нём основаны мелодии гопака, казачка, коломиек, полек) и простой трёхдольный (весенние и купальские хороводы, щедривки и др.). Среди наиболее популярных танцев - гопак, казачок, метелица, горлица, аркан, тропотянка, подолянка, плескач, пол-зунец, шевчики. На проф. сцене укр. нар. танцы были впервые показаны в 1819 в Полтаве в спектакле "Наталка Полтавка", пост. И. П. Котляревским с участием М. С. Щепкина, в 1823 - в оперных спектаклях. Проф. коллективы нар. танца начали создаваться только в сов. время. В 20-е гг. работали небольшие группы под рук. М. А. Соболя и В. Н. Верховинца. В 1937 организован Ансамбль нар. танца УССР под рук. П. П. Вирского (при участии Н. М. Болотова), где были созданы сценич. варианты нар. танцев. Ансамбль является также собирателем и хранителем традиций укр. танц. фольклора. Нар.-сценич. танец в республике развивался и в танц. коллективах проф. ансамблей песни и танца (Укр. нар. хор им. Г. Г. Верёвки, хоры Закарпатский, Буковинский, Черкасский и др.), и в многочисл. самодеятельных ансамблях нар. танца.

Начало проф. укр. балетного театра было заложено в танц. интермедиях спектаклей школьного театра (17-18 вв.). Первые проф. балетные представления на У. были показаны в 1780 в Гор. театре в Харькове балетной труппой под рук. петерб. танцовщика П. И. Иваницкого. В 20-е гг. 19 в. дивертисменты и балетные спектакли показывали в Харькове, Киеве, Одессе труппы И. Ф. Штейна и Л. И. Млотковского. С 1840-х гг. на У. часто гастролировали рус. и зарубежные балетные труппы. С 1867 в Киеве открылась постоянная рус. опера, но до 1893 из-за малочисленности проф. танцовщиков балетные спектакли не ставились. Дальнейшее развитие нац. сценич. хореографии связано с муз.-драматич. и оперными пост. М. Л. Кропивницкого, с к-рым в 90-х гг. 19 в. сотрудничал ба-летм. Ф. Л. Нижинский (опера "Катерина" Н. Н. Аркаса). В Киеве в Первом укр. стационарном театре (1906-19) работал фольклорист Верховинец, создавший неск. вечеров нар. хореографии и танц. картин в операх и опереттах Н. В. Лысенко и К. Г. Стеценко.

После Окт. революции 1917 в Киевском оперном театре (с 1919 им. К. Либ-кнехта) балетную труппу возглавили М. М. Мордкин и М. П. Фроман. В 1925 в Харькове также начал работать театр оперы и балета (на основе Рус. оперы, осн. в 1920), балетной труппой к-рого руководил балетм. Р. И. Баланотти (пост. "Лебединое озеро" П. И. Чайковского). Укр. балет в самом начале своего становления стремился осваивать школу рус. классич. балета. В 1926 оперно-ба-летный театр открылся в Одессе. В 1928 на У. начала работать балетная труппа под рук. балетм. П. К. Йоркина, в 1929 - под рук. балетм. Ю. П. Ковалёва и балетм. Ф. И. Пинно. Балетные коллективы республики искали оригинальные решения совр. балетного спектакля ("Красный мак" Р. М. Глиэра, 1927, балетм. М. Ф. Моисеев). Балетмейстеры в содружестве с укр. композиторами создавали новые героико-революц. балеты: "Ференджи" Б. К. Яновского (1930, Харьков, балетм. П. К. Кретов и Н. М. Фореггер) и "Карманьола" В. А. Фемелиди (1930, Одесса, балетм. Моисеев).

В 1931 на харьковской сцене балетм. В. К. Литвиненко создал первый нац. героич. балет "Пан Каневский" ("Бондаривна") М. И. Вериковского, в к-ром объединились формы классич. танца, нар. пляски и были заложены основы хореографич. лексики укр. проф. балета, его актёрского и балетмейстерского иск-ва. "Пан Каневский" был пост. и в Киеве (1931, балетм. Йоркин). Оба спектакля стимулировали развитие нар.-сценич. танца, создание развёрнутых танц. картин в операх "Золотой обруч" Б. Н. Лятошинского, "Тарас Бульба" и "Наталка Полтавка" Н. В. Лысенко, "Запорожец за Дунаем" С. С. Гулак-Артемовского. В 1934 балетную труппу Киевского театра оперы и балета возглавил Л. А. Жуков. Интенсивное развитие нац. нар.-сценич. хореографии способствовало созданию в 1940 на сцене театра героико-романтич. спектакля "Ли-лея" К. Ф. Данькевича по мотивам произв. Т. Г. Шевченко (балетм. Г. А. Бе-рёзова). В 1941 на харьковской сцене балетм. Йоркин пост. совр. героич. балет "Светлана" Д. Л. Клебанова. Создание нац. репертуара сочеталось с углублённым освоением рус. хореографич. наследия, в чём укр. коллективам помогали мастера балета Москвы и Ленинграда. Первые укр. балерины В. С. Дулен-ко и А. В. Ярыгина учились в Ленинграде, танцовщик А. М. Соболь -в Москве. Утверждению балетной классики на укр. сцене способствовала деятельность Жукова (Киев, 1926 и 1934), В. А. Рябцева и А. М. Мессерера (Харьков, 1926), К. Я. Голейзовского (Харьков, 1935), Ф. В. Лопухова (Днепропетровск, 1936). Театры обращались к балетам сов. композиторов: "Пламя Парижа" (1933, Днепропетровск; 1935, Харьков), "Бахчисарайский фонтан" Б. В. Асафьева (1937, Киев; 1938, Харьков; 1939, Одесса, Луганск, Днепропетровск), "Сердце гор" А. М. Баланчивадзе (1940, Киев и Харьков), "Соловей" М. Е. Крошнера (1939, Одесса).

Балетм. Вирский и Болотов создали комедийный балет "Мещанин из Тосканы" В. Н. Нахабина (1935, Днепропетровск; 1936, Киев). В годы Великой Отечеств. войны оперные театры Киева и Харькова объединились в Иркутске, балетную труппу возглавил С. Н. Сергеев (пост. укр. комедийный балет "Чёртова ночь" В. Я. Йориша, 1943). Театры Одессы и Днепропетровска работали в Красноярске, балетной труппой руководил В. И. Вронский. Послевоен. деятельность театры начали с утверждения совр. героич. темы - были созданы балет о партизанах "Олеся" Е. М. Ру-синова (1945, Одесса, балетм. Вронский), новая редакция "Светланы" Клебанова (1946, Харьков, балетм. А. Р. Томский; 1948, Львов, балетм. М. Д. Цейтлин); прочное место в репертуаре заняла "Лился" Данькевича (1945, Киев; 1946, Харьков, балетм. Берёзова; 1946, Одесса и Львов, балетм. Вронский; 1945, Донецк, балетм. А. А. Гирман). В этих спектаклях рядом с опытными мастерами - А. И. Васильевой, А. Б. Рынди-ной, Н. Н. Виноградовой, Ярыгиной, О. Н. Сталинским, выступали молодые танцовщики - Н. В. Слободян, Е. Н. Ершова, Л. П. Герасимчук, Е. Н. Потапова, Н. А. Апухтин, А. А. Белов.

Театры обращались к балетам композиторов др. республик: "Гаянэ" А. И. Хачатуряна, "Юность" М. И. Чулаки, "Лайма" А. Я. Ленина, "На берегу моря" В. В. Гривицскаса, "Семь красавиц" К. А. Караева, "Шуралс" Ф. 3. Яруллина. В содружестве с укр. композиторами балетные труппы активно создавали нац. репертуар, утверждая синтез нар. и классич. танца, обогащая достижения актёрского и балетмейстерского иск-ва: "Лесная песня" М. А. Скорульского по драме Леси Украинки (1946, Киев, балетм. Сергеев), "Платок Довбуша" А. О. Кос-Анатольского (1951, Львов, балетм. Н. И. Трегубов), "Маруся Богуславка" А. Г. Свечникова (1951, Киев, балетм. Сергеев), "По синему морю" Русинова (1955, Одесса, балетм. С. А. Павлов и 3. А. Васильева), "Сорочинская ярмарка" В. Б. Гомоляки (1956, Донецк, балетм. Трегубов, по Гоголю), "Сойкино крыло" Кос-Анатольского (1956, Львов, балетм. Трегубов, по Франко), "Тени забытых предков" В. Д. Кирейко (1960, Львов, балетм. Т. Е. Романова, по Коцюбинскому; 2-я ред., 1963, Киев, балетм. Н. М. Скорульская), "Оксана" В. Б. Гомоляки (1964, Донецк, балетм. Р. А. Клявин, по Шевченко). Спектаклями, утверждавшими развёрнутые танц. формы, стали "Лесная песня" Скорульского (1958, Киев, балетм. Вронский), триптих "Предрассветные огни" Кирейко, Л, В. Дычко и М. М. Скорика (1967, Львов, балетм. М. С. Заславский и А. Ф. Шекера), "Каменный властелин" В. С. Губаренко (1970, Киев, балетм. Шекера, по Лесе Украинке) и др. Совр. тема решалась в пост.: Вирского - "Чёрное золото" Гомоляки (1960, Киев), И. К. Ковтунова - "Песня о дружбе" Ю. С. Щуровского (1961, Харьков), Заславского-"Орыся" Кос-Анатольского (1964, Львов), Вронского - "Поэма о Марине" Б. Л. Яровинского (1968, Киев), Шекеры - "Возвращение" Лято-шинского (1975, Киев).

Среди ведущих мастеров укр. балета: нар. арт. СССР - В. Ф. Калиновская, Е. М. Потапова, нар. арт. УССР - А. В. Гавриленко, С. И. Колыванова, А. В. Лагода, Г. Н. Исупов, В. И. Круглов. Иск-во этих мастеров раскрылось в спектаклях: "Ромео и Джульетта" С. С. Прокофьева (Киев), "Тропою грома" Караева (Одесса), "Спартак" Хачатуряна (Львов и Харьков) и др. В 1974 открылся Днепропетровский театр оперы и балета, балетную труппу к-рого возглавила Л. Н. Воскресенская, поставившая спектакли "Лебединое озеро", "Бахчисарайский фонтан"; "Спартак" Хачатуряна.

При Харьковском, Одесском, Донецком и Львовском оперно-балетных театрах работают 4-годичные балетные школы, в Киеве - Респ. хореографич. уч-ще, созданное в 1944 на основе хореографич. отделения театр. техникума. Первый художеств. руководитель уч-ща - Берёзова, с 1972 - Г. Н. Кириллова. Историей укр. балетного театра занимается отдел театроведения Ин-та искусствоведения, фольклора и этнографии им. М. Ф. Рыльского АН УССР. Статьи по вопросам балетного иск-ва печатаются в журн. "Музика".

Лит.: Станишевский Ю. О., Украшський радянський балет, Кшв, 1963; его же, Танцювальне мистецтво Радян-ськой Украхни, Киев, 1967; его же, Хорео-графичне мистецтво, Киев, 1969; его же, Украшський радянський балетний театр, Кшв, 1975. Ю. А. Станишевский.

XVIII. Драматический театр

Начало укр. театра - в творчестве скоморохе и культуре Киевской Руси, в интермедиях школьного театра. В 17 - нач. 18 вв. на сцене школьного театра наряду с назидательно-религ. пьесами ставились драмы на историч. сюжеты, в т. ч. "трагедокомедия" "Владимир" Феофана Прокоповича (1705); "Милость божия..." неизвестного автора (1728) о борьбе украинского народа под рук. Б. Хмельницкого против шляхетской Польши. В 17-19 вв. развивался нар. кукольный театр вертеп, комедийные спектакли к-рого носили сатирич. характер, высмеивали угнетателей, церковников, крепостников.

Первая постановка "Наталки Полтавки" И. П. Котляревского (1819) с участием М. С. Щепкина ознаменовала рождение проф. укр. театра, синтетичного по своей природе, вобравшего достижения рус. сценич. иск-ва. Щепкин заложил основы демократич., реалистич. направления в актёрском иск-ве У., представителями к-рого были также К. Т. Со-леник, И. X. Дрейсиг и др. В 1-й пол. 19 в. работали русско-укр. театр. труппы, в репертуаре к-рых наряду с "Наталкой Полтавкой", "Солдатом-чародеем" Котляревского, "Шельменко-денщиком", "Шельменко, волостным писарем" и "Сватаньем на Гончаровке" Г.Ф. Квитки-Основьяненко большое место занимала русская драматургия-"Ревизор" и "Женитьба" Н. В. Гоголя, "Недоросль" Д. И. Фонвизина, "Горе от ума" А. С. Грибоедова, и др. На утверждение передовых идейно-эстетич. принципов в укр. театре большое влияние оказывали творчество Т. Г. Шевченко, а также гастроли известных рус. актёров. С нач. 80-х гг. 19 в. возникали укр. театр. труппы (первая из них организована в 1882 М. Л. Кропивницким, создавшим в 1883 совм. с М. П. Старицким муз.-драматич. коллектив, ставивший драмы, а также нац. оперы и оперетты), к-рые утверждали различные стилевые направления в режиссуре, свой репертуар, о чём свидетельствовали не схожие между собой искания Кропивниц-кого, Старицкого, Н. К. Садовского и П. К. Саксаганского. В постановках пьес Кропивницкого, Старицкого, И. К. Карпенко-Карого, П. Мирного звучал протест против социального неравенства, угнетения и бесправия крестьянства, против жестокости сел. буржуазии, воспевались духовное богатство и мудрость трудового народа.

В этих спектаклях раскрылись актёрские дарования М. К. Заньковецкой, А. И. Борисоглебской, Л. П. Линицкой, А. П. Затыр-кевич-Карпинской, Е. Ф. Зарницкой, И. А. Марьяненко, Ф. В. Левицкого, Кропивницкого, Садовского, Саксаганского, Карпенко-Карого и мн. др. Реакционная политика рус. царизма всячески ограничивала развитие нац. театра и его репертуара. В то же время иск-во укр. театра находило горячую поддержку среди прогрессивных деятелей рус. культуры, с к-рыми укр. актёров и режиссёров связывала творческая дружба. Укр. труппы гастролировали по городам У. и России, с успехом выступали в Петербурге, Москве, в Варшаве, а также в Париже. На зап.-укр. землях, входивших в состав австро-венгерской монархии, укр. проф. театр "Руська бесида" был создан в 1864; здесь работали одарённые актёры Т. О. Бачинская, И. Д. Стадник, Е. А. Рубчакова, И. Д. Рубчак и др. Утверждению принципов народности и реализма на сцене этого театра способствовали творчество И. Я. Франко и Заньковецкой и плодотворная деятельность Садовского (в 1905- 1906 возглавлял театр). В 1891 рус. режиссёр и антрепренёр Н. Н. Соловцов создал в Киеве "Товарищество драматич. актёров". С 1910 режиссёр Н. Н. Синельников возглавил антрепризу в Харькове, работал в Киеве.

В 1906 в киевском Нар. доме Садовский создал Первый укр. стационарный театр, развивавший реалистич. традиции Кропивницкого и Старицкого и использовавший достижения рус. сценич. иск-ва. Садовский, объединив талантливых актёров во главе с Заньковецкой, значительно расширил репертуар театра, включая в него не только произв. укр. авторов ("Суета" Карпенко-Карого, "Украденное счастье" Франко, "Каменный властелин" Леси Украинки), но и рус. драматургию ("Доходное место" А. Н. Островского, "Ревизор" Гоголя), оперы Н. В. Лысенко, С. С. Гулак-Артемов-ского, С. Монюшко, Б. Сметаны, П. Мас-каньи и др. В труппе Садовского работали И. А. Марьяненко, Борисоглебская, Линицкая, В. С. Василько, Л. С. Кур-бас, к-рые принесли в укр. театр её лучшие традиции.

Великая Окт. социалистич. революция открыла новые пути развития театр. иск-ва У., способствовала интенсивному развитию нац. театра. Коллективы, переданные в ведение Наркомпроса, давали бесплатные спектакли для рабочих и красноармейцев, стремились приблизить репертуар к широким массам, организовывали самодеятельные кружки в частях Красной Армии, на фронтах Гражд. войны, в рабочих клубах, создавали массово-агитац. представления, вели большую художеств.-политич. работу в спец. агитпоездах, участвовали в проведении революц. и театрализов. празднеств на площадях. Создавались передвижные рабоче-крест. театры, активную деятельность развивали новые театр. коллективы, рождённые революцией.

Появлялись спектакли, проникнутые революц. идеями и героич. пафосом, бывшие вершиной новаторских поисков того времени: "Фуэнте Овехуна" Лопе де Вега (1919, Киев, реж. К. А. Мард-жанов) и "Гайдамаки" по Шевченко (1920, Киев, реж. Курбас). В янв. 1920 в Виннице был создан Новый драматич. театр им. Франко (с 1926 Украинский театр им. И. Я. Франко, работает в Киеве), в марте 1919 в Киеве организован Первый театр Укр. Сов. Социалистич. Республики им. Шевченко (с 1927 - в Днепропетровске), в марте 1922 в Киеве создан театр "Березиль", возглавлявшийся Курбасом (в 1926 переведён в Харьков, в 1935 переименован в Украинский театр им. Т. Г. Шевченко), в сент. 1922 - Киевский укр. народный театр им. М. К. Заньковецкой (ныне Украинский театр им. М. К. Заньковецкой, с 1944 - во Львове), в 1925 - Одесская укр. госдрама (с 1946 - Украинский театр им. Окт. революции). С 1924 активно росла сеть укр. театров юного зрителя. Укр. театр интенсивно осваивал достижения рус. и всего сов. сценич. иск-ва, лучшие произв. драматургии народов СССР. В сер. 20-х гг. на сценах республики повсеместно ставились произв. А. В. Луначарского, Б. С. Ромашова, Л. Н. Сей-фуллиной, К. А. Тренёва, Вс. Иванова, Б. А. Лавренёва и др. Театры успешно работали над воплощением пьес зачинателей укр. сов. драматургии - И. А. Кочерги, А. В. Головко, Я. А. Мамонтова, Е. М. Кротевича, Д. И. Бедзика, М. Ирчана, М. Г. Кулиша, И. Д. Днепровского, И. К. Микитенко, вели поиски новых сценич. форм.

В острой борьбе с формализмом и бурж. национализмом проходило утверждение метода социалистич. реализма в укр. сценич. иск-ве, отстаивались высокая идейность, партийность и народность режиссёрского и актёрского творчества, совр. репертуар. В 20-30-е гг. формировалось иск-во реж. Г. П. Юры, Кур-баса, Василько, К. П. Кошевского, Б. Ф. Тягно, Л. Ф. Дубовика, В. М.Скля-ренко, М. М. Крушельницкого, раскрывались яркие артистич. индивидуальности Марьяненко, А. М. Бучмы, Ю. В. Шумского, Д. Е. Милютенко, Д. И. Антоновича, Юры, В. С. Ярёменко, Н. М. Ужвий, А. И. Сердюка, В. Н. Добровольского, Л. М. Гаккебуш, Д. И. Козачковского, В. Н. Чистяковой. Вклад в развитие укр. театра вносили художники А. Г. Петрицкий, А. А. Хвостенко-Хвостов, М. И. Драк, В. Г. Меллер и др. Укреплению реали-стич. позиций в режиссуре и актёрском иск-ве способствовали освоение системы К. С. Станиславского, творческого опыта M X AT и участие в работе укр. мастеров старшего поколения - Саксаганского, Заньковецкой, Борисоглебской, И. Э. За-мычковского и др. Значительна роль в развитии театр. иск-ва У. рус. театров и, прежде всего, Киевского театра им. Леси Украинки (осн. в 1926) и Харьковского театра им. А. С. Пушкина (осн. в 1933).

В 20 - нач. 40-х гг. были осуществлены идейно и художественно зрелые постановки сов. драматургии, в частности в Театре им. Франко - "97" Кулиша, "Поджигатели" Луначарского (оба в 1924), "Воздушный пирог" Ромашова (1925), "Мятеж" по Фурманову (1928), "Диктатура" (1929), "Соло на флейте" (1935) и "Дни юности" (1936) Микитенко; в театре "Березить" -"Яблоневый плен" Днепровского (1927), "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова (1928), "Неизвестные солдаты" Первомайского (1931), "Тетнульд" Дадиани (193