БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321кко (костёл бернардинцев во Львове, 1600-30, арх. Павел Римлянин и А. Прихильный; илл. см. т. 15, табл. IV, стр. 48-49).

Многие памятники укр. монументальной живописи 14-16 вв. благодаря плоскостности фигур и декоративизму колорита обнаруживают приверженность их создателей к др.-рус. традициям, но порой отличаются большей эмоциональной напряжённостью образов [фрески церкви св. Онуфрия в Лаврове (Львовская обл.), 15 в.]. Отд. росписи несут в себе черты итал. Проторенессанса (фрески Горян-ской ротонды в Ужгороде, 1360-70). Жанровой непосредственностью и фольклорной жизнерадостностью мн. мотивов отмечены росписи церкви Св. духа в Поте-'личах (Львовская обл.; ок. 1620) и стилистически связанные с ними росписи церквей Параскевы в Радруже (ныне -в ПНР; 1582)и Воздвиженья в Дрогобыче (до 1636).

Значит. демократизм образного строя, идейно обусловленный обострением освободит. борьбы укр. народа, потребностью в религ. живописи, близкой и понятной нар. массам, проявился и в иконописи 15-17 вв. Уже в ранних укр. иконах на смену строгому иератизму, свойственному иск-ву Киевской Руси, приходят черты мягкой задушевности. С 16 в. многие образы икон обретали бытовую окраску и подчёркнутую злободневность; в иконах усилилось стремление к пышной нарядности, распространились орнаментированные нимбы, узорчатые рамки, фоны с геом. и растит. орнаментами, а позднее и с пейзажными изображениями, а также элементами перспективы; контрастные сочетания цветов сменились более живописными и нежными. Ясное выражение в иконах этого периода нередко получали нац. черты, а вместо ка-нонич. святых в ряд композиций включались ист. укр. персонажи. Стремление к индивидуализации человеческого характера дало толчок к выделению портрета в самостоят. жанр.

Большое место в ср.-век. укр. живописи заняла книжная миниатюра. В 14 в. в укр. миниатюре на смену геом. и растит. узорам приходят т. н. звериный орнамент и плетёнка. К сер. 16 в. их вытесняют растит. мотивы, орнамент становится полихромным. С началом книгопечатания на У. стала развиваться гравюра на дереве. Традиции иск-ва миниатюры сказались в деятельности типографии Киево-Печерской лавры (осн. в 1616), мастера к-рой (гравёр Илия и др.) особое внимание уделяли местным историческим сюжетам.

Сохранившиеся немногочисл. образцы укр. религ. скульптуры 14-16 вв. отличаются цельностью и лаконизмом форм, в ряде случаев генетически связанных с дохрист. иск-вом. Особое развитие круглая пластика получила в зап. обл. У., где католич. церковь поощряла её использование. Во 2-й пол. 16 - нач. 17 вв. скульптура из камня (известняка) на Зап. У. широко применялась как в оформлении фасадов (аттики жилых домов, обрамление окон, междуярусные членения), так и в интерьерах, т. е. в иконостасах и надгробиях (среди произв. этого периода выделяется пластич. убранство часовен Боимов и Трёх святителей во Львове). Нидерл., нем. и польск. мастера-резчики, принёсшие на Зап. У. приёмы иск-ва Возрождения, перерабатывали их в творческом содружестве с местными зап.-укр. мастерами.

В укр. декоративно-прикладном иск-ве 13 - 1-й пол. 17 вв. развивались керамика, бытовая и известная с 14 в. декоративная (изразцы), резьба по дереву, изготовление художеств. изделий из металла (литургич. и бытовая утварь, оружие, сбруя) и ювелирных изделий, шитьё.

Искусство 2-й пол. 17 - 18 вв. Новый этап в эволюции укр. художеств. культуры начался во 2-й пол. 17 в. Наряду с культовым чрезвычайно интенсивно развивается светское зодчество. После воссоединения с Россией (1654) на Левобережье бурно росли старые и образовывались новые города, для к-рых были характерны геометрически правильные прямоугольные (Лебедин, Прилуки), ра-диально-кольцевые (Нежин, Путивль, Чугуев), линейные (Сумы) системы планировки, подчинённые особенностям местного рельефа. Строения были обращены к улицам торцами и углами и располагались свободно, с неравномерными и большими отступами от красной линии и обилием зелени. Со 2-й четв. 18 в. ведущее место в гор. застройке заняли монастырские и дворцовые комплексы, сложные, дифференцированные силуэты к-рых вносили новые динамич. акценты во внешний облик городов. Жилые и обществ. здания 17 в., обычно варьировавшие тип сел. постройки с простым построением плана, нередко сохраняли оборонные черты, имеющие чисто декоративный характер.

В кам. культовом зодчестве в распространённом типе 3-частного 3-купольного храма каждая часть к кон. 17 в. обрела самостоят. форму плана (Покровский собор в Харькове, 1689). Стройность и значит. высота ряда храмов достигались заимствованным из рус. зодчества ярусным построением (в ряде случаев - также с помощью устройства подклетов), однако внутр. пространство оставалось открытым во всю высоту, а переход одной геометрич. формы в другую совершался плавно и постепенно (Николаевская церковь в Глухове, кон. 17 в.). Ещё большие возможности для создания хорошо обозреваемых внутр. пространств появились в крестообразных в плане, бесстолпных храмах, к-рые ставились в честь казацких побед по всей Левобережной У. (Николаевский собор в Нежине, 1668). Большого разнообразия достигли прямоугольные в плане 6-столпные храмы, где решение интерьера было основано на контрасте арочных членений 3-ярусных боковых нефов и большого центр. удлинённого нефа, открытого в сторону иконостаса (собор Троицкого монастыря в Чернигове, 1679-95).

С нач. 18 в. особенно интенсивными стали рус.-укр. культурные гвязи (на У. работали приезжавшие из Петербурга и Москвы А. В. Квасов, бр. В. И. и П. И. Нееловы, И. Ф. Мичурин, В. В. Растрелли, И. Г. Шедель, а украинец И. П. Зарудный с 1701 возглавлял моск. стр-во). В архитектуре церковных и светских сооружений нашёл яркое и своеобразное выражение стиль барокко; пышная орнаментальная лепка, сложная конфигурация объёмов (раскрепованные карнизы, спаренные колонны на фасадах и т. д.), масштабность планировочных решений создавали впечатление праздничности. Новые художеств. вкусы отчётливее всего проявились в постройках Киево-Печерской лавры и самого Киева, оказавших решающее влияние на всё укр. зодчество 1720-50-х гг. [Великая колокольня (1731-45, арх. Шедель), много-числ. постройки С. Д. Ковнира, все-в Ки-ево-Печерской лавре; брама (ворота) Забо-ровского (1746-48, арх. Шедель), Андреевская церковь (1748-67, арх. Растрелли, Мичурин; илл. см. т. 12, табл. V, стр. 96-97), дворцы Мариинский (1752- 1755, арх. Растрелли, Квасов и др.; илл. см. т. 12, табл. V, стр. 96-97) и Клов-ский (1754-58, арх. В. И. Неелов, Ков-нир)]. В центр. обл. У. во 2-й пол. 18 в. обрёл популярность разработанный архитектором И. Г. Григоровичем-Барским тип простого по внешнему оформлению, предвосхищающего принципы классицизма храма, где собственно церковь и колокольня объединялись благодаря резкому выделению по высоте ср. объёма (церковь Николая Набережного в Киеве, 1772-85, и др.).

В кам. зодчестве Зап. У. в 18 в. господствовали формы барокко, иногда сочетавшиеся с элементами классицизма 17 в. [дворец Вишневецкого в Вишневце (Ивано-Франковская обл.), 1731-44, арх. Ж. Ардуэн-Мансар].

Деревянная церковная архитектура Левобережья и Правобережья в кон. 17- 18 вв. была отмечена необычайным многообразием местных школ (волынской, галицкой, гуцульской, подольской и т. д.). Особой монументальностью и пространств. компактностью отличались деревянные храмы Приднепровья и Сло-божанщины, возводившиеся на средства казацких и мещанских общин (Троицкий собор в Новомосковске, 1773, мастер Яким Погребняк; илл. см. т. 8, табл. VIII, стр. 49).

В укр. монументальной живописи кон. 17 в. выделяются росписи деревянных церквей Зап. У. (напр., росписи Воздвиженской и Юрьевской церквей в Дрогобы-че), нередко ассоциирующиеся с борьбой нар. масс против гнёта шляхетской Польши. В 1760-70-х гг. укр. стенную живопись почти полностью вытеснила живопись иконостасов.

В иконах 2-й пол. 17 в. нарастало тяготение к барочной экспрессивности поз и жестов [вишенская школа (И. Бродлакович и др.)], интерес к пластич. моделировке форм, к гармоничной плавности и бытовой детализации повествования [жолковская школа (И. Кондзелевич, И. Руткович и др.)]. В 18 в. возросла роль иконописной мастерской Киево-Печерской лавры, в произв. к-рой тенденции к барочной декоративности стали ещё более интенсивными. В последней четв. 18 в. ведущим стилем укр. иконописи стал классицизм. С кон. 17 в. в станковой и монументальной живописи плодотворно развивались батальный и ист. жанры. В укр. портретах кон. 17-18 вв. (мастер Самуил и др.) чопорная репрезентативность и плоскостный декоративизм манеры постепенно соединялись с многочисл. попытками раскрытия внутр., духовного мира человека. Особо популярным в этот период стал жанр т. н. нар. картины, где одно из ведущих мест занял образ казака-бандуриста ("Казак Мамай").

Укр. графика к кон. 17 в. почти полностью освободилась от иконописных схем. В 17 в. распространились техника гравюры на меди, гравюрные портреты и панегирические композиции и тезисы, снабжённые витиевато-торжеств. надписями (среди крупнейших мастеров укр. гравюры этого периода - Н. Зубрицкий, А. и Л. Тарасовичи, И. Щирский). Образы нар. художеств. культуры нашли выражение в раскрашенных акварелью лубочных эстампах и в гравюрах типа шпалер ("кольтринах"), предназначавшихся для обклейки стен.

Укр. скульпторы кон. 17-18 вв..переосмыслявшие приёмы барокко, стремились к точности анатомич. и психологич. характеристик. Пластике львовских мастеров 18 в. (С. Фесингера, А. Осинского и др.) была свойственна стилистика рококо. Выдающееся место в декоративной скульптуре кон. 17-18 вв. заняло оформление иконостасов, резьба к-рых к сер. 18 в. становилась всё более совершенной.

Среди характерных произв. укр. декоративно-прикладного иск-ва кон. 17- 18 вв. выделялись керамика (в частности, покрытая сплошными орнамент. росписями посуда, изготовлявшаяся в Косове и Опошне), изделия из стекла (сосуды, украшенные лепными "прикрасами" и росписью, а также фигурная посуда), образцы резьбы по дереву, рогу и кости, художеств. шитья, килимы.

Искусство кон. 18 - нач. 20 вв. С кон. 18 - нач. 19 вв. на У. проводились правительств. мероприятия по реконструкции и застройке городов в духе классицизма. Наряду с зодчими, работавшими преим. в России (А. Д. Захаров, Ч. Камерон, Дж. Кваренги, А. И. Мельников, И. Е. Старев, В. П. Стасов, Ж. Тома-де-Томон), в стр-ве участвовали многочисл. местные мастера (В. И. и А. В. Беретти, П. А. Дубровский, А. И. Меленский, П. А. Ярославский и др.). Выход России к Чёрному морю обусловил возникновение новых городов на юге У., при стр-ве к-рых использовались лучевые (Екате-ринослав, ныне Днепропетровск), прямоугольные (Николаев, Одесса) и комбинированные (Симферополь) схемы. В городах Приднепровья и Левобережья (Киев и др.) регулярная планировка применялась, как правило, лишь па свободных территориях. Важнейшее значение в новом облике укр. городов имели жилые дома, возведённые по "образцовым" типовым проектам, и, прежде всего, обществ. и торг. сооружения, получившие доминирующее значение в застройке площадей (в Белой Церкви, Киеве, Одессе, Полтаве, Харькове и др. городах). Роль церк. стр-ва повсеместно сокращалась. Во многих областях У. возводились загородные дворцы и усадьбы, решённые в духе классицизма (резиденции высшей знати) или сочетавшие черты классицистич. и нар. зодчества (преим. усадьбы среднего и мелкого дворянства).

После отмены крепостного права бурно развивалось пром. стр-во, сопровождавшееся нарастанием хаотичности гор. застройки, появлением многочисл. убогих рабочих посёлков на окраинах, лишённых элементарных удобств. Достижения строит. техники (большепролётные метал-лич., а с нач. 20 в.- железобетонные каркасные конструкции), новые материалы (гипс, метлахская плитка, майолика) сочетались с образно-композиционными решениями в духе неоклассицизма (П. Ф. Алёшин, А. Н. Бекетов), "рус.-визант.", псевдоготич., псевдоренессансного, "мавританского" и пр. эклектич.стилей. В зодчестве укр. "модерна" в нач. 20 в. выделилось нац.-романтич. течение [В. Г. Кри-чевский (здание б. Полтавского земства, ныне ист.-краеведческий музей, 1903- 1908), И. И. Левинский (здание страхового об-ва "Днестр" во Львове, 1905, совм. с А. О. Лупшинским и др.)].

Укр. сел. архитектура 19 в. позволяет с наибольшей полнотой изучить типы укр. нар. жилища. На смену древнему 1-камерному типу хаты в этот период пришли 2-камерные и 3-камерные. Среди типичных материалов укр. сел. жилища - брёвна (срубные постройки сев. р-нов, Карпат, отд. р-нов Киевщины, Подольщины, Полтавщины, Слобожан-щины), доски или бруски со связанным в пучки тростником, глина и солома (лесостепная зона У.), глина и камень (на юге У.). К характерным конструктивным особенностям укр. сел. жилища относятся лаконизм и симметричность пространств. композиций, преобладание покрытий в виде соломенных кровель с большим свесом.

В изобразит. иск-ве У. кон. 18 - нач. 19 вв. ощущается влияние классицизма, в распространении к-рого значит. роль сыграла созданная в Петербурге в 1757 Академия художеств (здесь учились внёсшие огромный вклад в рус. иск-во выходцы с У.- В. Л. Боровиковский, Д. Г. Левицкий, А. П. Лосенко, И. П. Мартос и др.). Идеи классицизма усваивались также и художниками, обучавшимися в зап.-европ. школах (Л. Долинский и др.). Строгая нормативность классицизма интенсивнее всего преодолевалась в портретном жанре с его пристальным вниманием к индивидуальным особенностям моделей; помимо Боровиковского и Левицкого, основополагающее влияние на укр. портрет (а также крест. жанр 1-й пол. 19 в.) оказал В. А. Тропинин, работавший на У. в 1804-21. Среди укр. портретистов 1-й пол. 19 в. выделялись Г. А. Васько, К. С. Павлов и др. Основы укр. романтико-реалистич. пейзажа заложили рус. живописцы А. М. Кунавин, И. М. Сошенко, В. И. Штернберг. Великий укр. поэт и художник Т. Г. Шевченко, творчески переосмыслив приёмы романтизма, создал в своих жанровых композициях, портретах, пейзажах, исполненных маслом, акварелью, сепией, а также в офортах и рисунках первые и наиболее совершенные образцы критич. реализма в укр. иск-ве 19 в. Гражд. и художеств. заветам Шевченко следовали живописцы Л. М. Жемчужников, И. И. Соколов, К. А. Трутовский, а также мастера 2-й пол. 19 - нач. 20 вв., идейно, а чаще всего и организационно связанные с рус. передвижниками. Глубоким демократизмом были проникнуты жанровые полотна К. К. Костанди, Н. Д. Кузнецова, П. А. Нилуса, Н. К. Пимоненко, к нац.-исто-рич. тематике обращались С. И. Василь-ковский и др., образные и формальные средства портрета обогащались в живописи и графике П. Г. Волокидина, М. И. Жука, А. А. Мурашко и др. Ведущим мастером укр. батальной живописи и графики был Н. С. Самокиш. Укр. пейзаж 19 в. прошёл путь от романтизированных произв. С. И. Васильковского, В. Д. Орловского к композициям И. П. Похитонова, близкого мастерам барбизонской школы, творчеству Н. Г. Бурачека и С. И. Свето-славского, впитавшему отд. пленэристские достижения импрессионизма. В живописи Зап. У. нач. 20 в. реалистич. принципы развивали А. X. Новаковский, И. И. Труш и др. Реалистич. черты в укр. скульптуре 2-й пол. 19 в. утверждались в результате обращения мастеров к образам выдающихся деятелей прошлого (памятники работы Л. В. Позена и др.), к сценам крест. жизни (Позен и др.). В укр. графике 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. выдвинулись П. Д. Мартынович и А. Г. Сластион. В связи с подъёмом революц. движения и выходом сатирич. журналов "Звон", "Комар", "Шершень" (1905-06) интенсивно развивалась укр. политич. карикатура (И. М. Бурячок, Ф. С. Кра-сицкий, В. В. Резниченко и др.). Нац.-романтич. тематика (нередко в сочетании с остросоциальными мотивами) была характерна для творчества И. И. Ижаке-вича, зап.-укр. мастеров Е. Л. Кульчиц-кой и А. И. Манастырского.

В 19 - нач. 20 вв. интенсивно развивались многочисл. традиц. виды нар. декоративно-прикладного иск-ва (резьба по дереву, керамика, килимарство, вышивка, набойка и т. д.). Особого расцвета достигло иск-во декоративной росписи, покрывавшей наружные детали построек (наличники, ставни и т. д.), мебель и образовывавшей наиболее сложные композиции в интерьерах хат. Исключит. культурой геометрич. по формам и древнего по мотивам орнамента было отмечено нар. иск-во Закарпатья (резчик по дереву Ю. И. Шкрибляк и др.).

Искусство Советской Украины. Великая Окт. социалистич. революция коренным образом изменила условия эволюции укр. художеств. культуры, создав наиболее благоприятные предпосылки для её развития. В 1920-х гг. были составлены ген. планы реконструкции Запорожья, Краматорска, Харькова и мн. др. городов (арх. А. М. Касьянов, И. И. Малозёмов н др.), выдвинут ряд прогрессивных предложений по планировке жилых кварталов и типизации жилых домов и пр. сооружений (Бекетов, В. К. Троценко), развёрнуто широкое стр-во школ, клубов, дворцов культуры, больниц и поликлиник. В архитектуре этого периода использовались формы нар. зодчества (посёлок Харьковского паровозостроит. з-да, 1924, арх. Троценко), укр. барокко (с.-х. академия в Киеве, 1923-30, арх. Д. М. Дьяченко), неоклассицизма (Дом Советов в Первомайске, 1925-27, арх. В. А. Эстерович); сформировалось направление конструктивизма (ансамбль пл. им. Ф. Э. Дзержинского в Харькове, 1925-29, арх. С. С. Серафимов и др.), представители к-рого стремились к лаконизму форм и строгой функциональности планировочных решений (гор. больница в Запорожье, 1930-32, арх. Л. И. Юровский), разрабатывали методы организации нового, социалистич. быта (рабочий посёлок Харьковского тракторного з-да, 1930, арх. Алёшин). Невиданный размах приобрело пром. стр-во, примечат. образцом к-рого на У. стал комплекс Днепрогэс им. В. И. Ленина (1927-32, бр. Веснины, Н. Я. Колли, Г. М. Орлов, С. Г. Андриевский, инж. И. Г. Александров; илл. см. т. 2, табл. XXX, стр. 256-257, т. 8, стр. 364).

Осн. планировочным элементом в градостроительстве 1930-х гг., получившем ещё больший размах, стал застроенный по периметру квартал, благоустроенный и озеленённый. Началась интенсивная реконструкция и застройка Донецка, Винницы, Запорожья, Киева, Полтавы и др. городов. Значит. роль в облике городов приобрели монументальные обществ. здания, решённые в духе освоения классич. архит. наследия [здание Сов. Мин. УС. СР (1934-38, арх. И. А. Фомин, П. В. Абросимов) и Верх. Совета УССР (1936-39, арх. В. И. Заболот-ный; илл. см. т. 12, табл. VI, стр. 96- 97), оба - в Киеве]. Среди др. значит. обществ. сооружений этого периода - театр оперы и балета в Донецке (1935- 1940, арх. Л. И. Котовский), центр. универмаг в Днепропетровске (1935-37, арх. А. Л. Красносельский), многочисл. ансамбли санаториев (санаторий ЦК профсоюза угольщиков в г. Жданове, 1939, арх. О. В. Лукьянов). В 1930-е гг. продолжалось бурное пром. стр-во (комплекс 2-й очереди Харьковского тракторного з-да, 1936-38, арх. В. И. Богомолов и др.). В 1933 был организован Союз архитекторов УССР.

После Великой Отечеств. войны 1941- 1945 укр. города, восстановленные из руин, стали ещё более удобными для жизни населения. При восстановлении городов (напр., Севастополя, арх. В. М. Артю-хов и др., Тернополя, арх. В. И. Новиков и др., оба - 1945-54), стр-ве новых городов (напр., Новой Каховки, 1952- 1954, арх. А. Д. Маторин и др.), а также при реконструкции и застройке Креща-тика в Киеве (1947-54, арх. А. В. Власов, А. В. Добровольский, В. Д. Елизаров, А. И. Малиновский, Б. И. Приймак и др.; илл. см. т. 12, табл. VI, стр. 96- 97) зодчие стремились к величеств. репрезентативности образов, применяли разнообразный архит. декор (в т. ч. традиц. для У. облицовочную керамику). Со 2-й пол. 50-60-х гг. укр. архитекторы широко использовали типовые проекты, а с 70-х гг.- типовые блок-секции и конструкции сборного домостроения. Среди градостроит. проектов этих лет выделяются ген. планы Киева (1969, арх. Приймак и др.), Одессы (1966, арх. Б. И. Тандарин и др.), Харькова (1963, арх. В. Л. Антонов и др.) и др. городов. В новых гор. жилых массивах и новых городах ведущее значение обрели крупные микрорайоны с комплексной застройкой. Созданы проекты планировки городов-заповедников (Луцка, 1970, арх. Б. В. Колосок и др.), предусматривающие выделение охранных зон для памятников архитектуры. В лучших из новых жилых р-нов создаются многообразные пространств. композиции застройки [массивы: Русановка (1965-72, арх. В. Е. Ладный, Г. С. Кульчицкий) и Березняки (1971, арх. С. Б. Шпильт, В. М. Гречина и др.), оба - в Киеве; застройка набережной р. Кальмиус в Донецке (1965- 1972, арх. В. С. Бучек и др.) и Мандры-ковской набережной в Днепропетровске (1970-73, арх. О. Г. Хавкин) и др.], к-рые обогащаются за счёт сочетания зданий разной этажности и усиления пластич. выразительности объёмов.

Функциональная чёткость планировки, лаконизм форм, применение монументально-декоративных композиций (мозаичных панно, майолики, анодированного алюминия и т. д.) характерны для обществ. и транспортных сооружений 60-70-х гг. [гостиница "Тарасова гора" в Каневе (1961, арх. Н. Б. Чмутина, Е. В. Гусева, А. А. Зубок и др.; илл. см. т. 11, стр. 326), киноконцертный зал "Украина" в Харькове (1963, арх. В. С. Васильев и др.), Дворец пионеров (1965, арх. А. М. Милецкий, Э. А. Бильский; илл. см. т. 12, табл. VI, стр. 96-97), аэровокзал в Борисполе (1966, арх. А. В. Добровольский и др.), Дворец культуры "Украина" (1970, арх. Е. А. Маринчен-ко, И. Г. Вайнер, П. Н. Жилицкий; илл, см. т. 12, стр. 88), все - в Киеве; морской вокзал в Одессе (1965-66, арх. В. К. Головин и др.), детская спортивная школа в Луцке (1970, арх. Р. Г. Метельницкий и др.), крытый рынок в Черкассах (1971, арх. Чмутина и др.), гостиница "Запорожье" в Запорожье (1972, арх. С. А. Тульчинский), Оперный театр в Днепропетровске (1974, арх. Б. П. Жежерин) и др.]. Ещё большие масштабы получает пром. стр-во. Работы по восстановлению и реконструкции сёл, начатые после 1945, нашли продолжение в проектировании и стр-ве 15 эксперимент. сёл, при к-ром особое внимание уделяется зонированию жилых и производств. терр. с учётом природных условий, использованию местных строит. материалов и приёмов нар. зодчества [село Кодаки (Киевская обл.), 1966-70, арх. Б. А. Прицкер, М. М. Мельников и др.; центр. села Моринцы (Черкасская обл.), 1964, арх. В. М. Орехов, Ю. С. Панько, и др.]. В первые годы Сов. власти на У. сложилось иск-во наглядной агитации (плакат, окна УкРОСТА и ЮгРОСТА, оформление празднеств, агитационных поездов и пароходов). Ленинский план монументальной пропаганды стимулировал создание обобщённо-героич. образов в монументальной скульптуре (М. И. Гельман, И. П. Кавалеридзе). Художники-монументалисты во главе с М. Л. Бойчуком (И. И. Падалка, В. Ф. Седляр и др.) стремились переосмыслить опыт др.-рус. и итал. ренессансных фрескистов, нередко придавая своим образам схематич. отвлечённость. Укр. живописцы 1920-х гг. [наряду с художниками, сложившимися ещё в дореволюц. период (Са-мокиш, Волокидин, Ф. Г. Кричевский и др.), выдвинулись такие мастера, как А. Г. Петрицкий, А. А. Шовкуненко и др.] запечатлевали в своих произв. дра-матич. события революции и Гражд. войны, характерные приметы сов. действительности, черты нового человека.

С 1920-х гг. на Сов. У. интенсивно развивалось и театрально-декорационное иск-во, первоначально не свободное от элементов конструктивизма и кубизма (М. И. Драк, Петрицкий, В. Г. Меллер, А. В. Хвостенко-Хвостов), книжная (Ижа-кевич, Г. И. Нарбут и др.) и станковая (В. X. Заузе, В. И. Касиян и др.) графика, плакат (А. И. Страхов). В художеств. жизни этих лет важну