БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321ьного и нац. гнёта на У., полное закрепощение крестьянства отрицательно сказывались на формировании укр. нац. культуры. Вместе с тем широкое вовлечение У. в экономич. и политич. жизнь России, участие укр. деятелей в общеросс. культурной жизни способствовали развитию прогрессивных тенденций в обществ. жизни У. В Харькове и др. городах появляются периодич. издания, альманахи и журналы на рус. яз., в к-рых освещаются вопросы укр. истории и нар. жизни ("Харьковский Демокрит", "Украинский вестник", "Украинский журнал", "Утренняя звезда", "Украинский сборник" и др.). В Петербурге, Москве, Харькове и Львове в 20- 30-е гг. выходят первые сб-ки укр. песен: "Опыт собрания старинных малороссийских песней" (1819) Н. А. Цертелева, "Малороссийские песни" (1827), "Украинские народные песни" (1834) М. А. Максимовича и др.; альманахи и сб-ки на укр. языке - "Ластовка" (1841), "Молодик" (1843-44) и др. Укр. тематика утвердилась в творчестве мн. рус. литераторов. Укр. язык и лит-pa отстаивали право на самостоят. существование и развитие.

В лит-ру пришли талантливые писатели - П. П. Гулак-Артемовский (1790- 1865), Г. Ф. Квитка-Основьяненко (1778-1843), Е. П. Гребёнка (1812-48) и др. Укр. лит-pa развивалась в это время на укр. и рус. языках. Оказавшись в русле общеросс. ускоренного лит. развития, она представляла собой многослойную и пёструю картину; в ней сосуществовали элементы классицизма и сентиментализма, романтизм и просветит. реализм, наблюдалось смешение стилей и жанров. В 20-40-е гг. на первое место выдвинулась басня (Гулак-Арте-мовский; Л. И. Боровиковский, 1806- 1889; Гребёнка и др.); началось развитие прозаич. жанров, появились переводы с рус. и др. языков. В творчестве Котляревского, Гулак-Артемовского, Квитки-Основьяненко, Гребенки, Константина Пузыны (1790-1850) и др. развивались черты реалистич. бытописания, делались попытки социального анализа действительности.

Родоначальником новой укр. прозы и одним из первых создателей простонар. повести является Квитка-Основьяненко. Изображая крест. быт в юмористич. рассказах, повести "Конотопская ведьма" (1834), комедии "Сватанье на Гон-чаровке" (1836), он продолжал традиции бурлеска, широко использовал нар. анекдот и предание. В центре его сенти-ментально-реалистич. повестей ("Маруся", "Козырь-девка", "Сердешная Оксана", "Щирая любовь" и др.)- положит. герой из народа как носитель высокой морали. Вместе с тем в творчестве Квитки-Основьяненко проявились и приверженность монархии и крепостнич. строю, идеализация патриарх. нравов, проповедь христ. смирения.

В 1820-е гг. в укр. лит-ре возникает романтич. направление, для к-рого в это время характерны противоречивое соединение прогрессивных и консервативных тенденций, слабость и невыразительность положит. программы. В творчестве А. Л. Метлинского (1814-70), Н. И. Костомарова (1817-85), Боровиковского, А. С. Афанасьева-Чужбин-ского (1817-75) преобладали пессимизм, тоска по невозвратному ист. прошлому У., рисовавшемуся им в идеализиров. свете. Консерватизмом и реакционностью отмечены произв. П. А. Кулиша (1819- 1897) и А. А. Корсуна (1818-91). В то же время укр. романтики отражали в своём творчестве стремление личности к свободе, углубляли психологич. характеристику лирич. героя, развивали изобразит. средства поэзии, продуктивно осваивали поэтику нар. песни (Гребёнка, М. Н. Петренко, 1817-?; В. Н. Забила, 1808-69, и др.), создали на фольклорной основе жанры лит. баллады, романса, историч. поэмы, трагедии.

С началом деятельности "руськой трiйцi" ("русской троицы") - М. С. Шашкевич (1811-43), Я. Ф. Головацкий (1814-88), И. Н. Вагилевич (1811-66) - и выходом в свет альманаха "Русалка Дшстровая" (1837) начинается формирование черт новой укр. лит-ры и в Галиции. Выступлением против политического и социального гнёта, церковно-лит. авторитетов, введением в литературу нар. языка и поэзии "Русалка Дшстровая", по словам И. Я. Франко, была для своего времени явлением насквозь революционным. В этот период в Галиции вступают в лит-ру Н. Л. Устиянович (1811-85), А. Л. Могильницкий (1811-73), а в Закарпатье - А. В. Дух-нович (1803-65).

Новый этап развития укр. лит-ры начинается творчеством Т. Г. Шевченко (1814-61), появлением его "Кобзаря" (1840) и поэмы "Гайдамаки" (1841). Начав в русле романтизма и будучи представителем его революц. крыла, Шевченко наряду с произв. на темы историч. прошлого У., где он искал пример и нравств. силу для борьбы с самодержавием, обращался к жизни крестьянства и заявлял гневный протест против крепостнической действительности. Политич., филос., эстетич. и лит. взгляды Шевченко, его реалистич. творч. метод развивались под влиянием освободит. движения в России, в особенности идей декабристов и деятельности рус. революц. демократов. Шевченко поднял кардинальные вопросы жизни общества, сделал лит-ру средством воспитания классового сознания народа. Он едко изобличал националистич. псевдопатриотизм и показное народолюбие укр. либерального барства. На основе нар. поэзии Шевченко создал поэтич. мир, характеризующийся оригинальным образным мышлением, богатым и развитым лит. языком, глубоким проникновением в сущность обществ. явлений, социальных конфликтов и характеров. Он дал укр. лит-ре политич. и филос. поэзию, социальную сатиру, утвердил в ней ряд новых жанров, безмерно обогатил средства поэтич. выразительности. Творчество Шевченко приобрело мировое значение и оказало огромное влияние на развитие лит-ры и культуры во всех слав. странах.

В 50-60-е гг. в лит.-критич. и лит.-эстетич. мысли на У. уже чётко проявляются 2 гл. направления: революционно-демократическое и либерально-буржуазное. Последнее в лице её теоретика Кулиша, ратуя за народность лит-ры, требовало от неё этнографически-бытовой достоверности, религ.-дидактич. тенденциозности в духе укр. бурж. национализма. Эти принципы Кулиша нашли отражение в его "Малороссийских рассказах" (1841) и др. произв., а также в нек-рых рассказах Костомарова, творчестве А. П. Стороженко (1805-74) и др.

Реалистич. тенденции укр. лит-ры в 40-60-х гг. нуждались в развитии и пересмотре в духе революц.-демокра-тич. эстетич. мысли. Подобно Шевченко в поэзии, эту задачу в прозе решала Марко Вовчок (М. А. Маркович, 1833- 1907), утверждавшая в ней критический реализм: антикрепостнич. "Народные рассказы" (т. 1-2, 1857-62), повесть "Институтка" (I860) и др. В повести и многих рассказах Марко Вовчок показывает пробуждение классового сознания крестьянства, нарастание в этой среде возмущения и переход к открытому протесту против феод.-помещичьих порядков, рисует характеры бескомпромиссные, волевые, отважные. К Марко Вовчок приближался А. П. Свид-ницкий (1834-71), автор первого в украинской литературе социального романа "Люборацкие" (написан в 1861-62, опубл. 1886, полностью - 1901). В русле реалистич. традиции находилась и "малая проза" писателей, выступавших в 1861-62 в журн. "Основа": Д. Мордовец (Д. Л. Мордовцев, 1830-1905), М. Олелькович (М. Н. Александрович, 1840-81), М. Чайка (В. Гуглинский) и др. В то же время в "Основе" печатались произв. Ганны Барвинок (А. М. Белозерская-Кулиш, 1828-1911), П. С. Кузь-менко (1831-67), содержащие натурали-стич. описания этнографич. подробностей крест. быта.

Творчество Шевченко вызвало к жизни целую плеяду последователей, среди к-рых Л. И. Глебов (1827-93)- талантливый баснописец, изобличавший пороки феод.-крепостнич. общества; С. В. Рудан-ский (1834-73)- поэт-реалист демокра-тич. направления, создавший образцы интимной лирики, юмористич. и сатирич. стихи актуального гражд. звучания; поэт-романтик Я. И. Щоголев (1823- 1898) В Галиции, на Буковине и в Закарпатье в 60-е гг. в лит-ру также пришёл ряд поэтов демократического направления - В. М. Шашкевич (1839-85), А. И. Павлович (1819-1900) и др., в лучших произв. к-рых звучали мотивы единения укр. земель, любовь к порабощённому народу. Осип Юрий Федькович (1834- 1888) - один из видных украинских писателей-демократов, основатель новой украинской лит-ры на Буковине. Гл. темами его поэзии ("Стихотворения Иосифа Федьковича", 1862) являются тяжёлая жизнь крестьянства, пороки духовенства, освободительная борьба славянских народов. Популярность Федькови-чу принесли его романтико-реалистич. рассказы и повести ("Штефан Славич", "Кто виноват?", "Сердце не научить", "Сафат Зинич", "Трое, как родные братья" и др.).

В 60-70-е гг., несмотря на цензурные притеснения и запреты, укр. лит-ра, органически связанная' с освободит. движением России, продолжает развиваться. Определяющая роль в ней принадлежит революционно-демократич. и демократич. силам.

В 70-80-е гг. в укр. лит-ру приходят крупнейшие писатели-реалисты - И. С. Нечуй-Левицкий (1838-1918), Панас Мирный (А. Я. Рудченко, 1849- 1920), И. Карпенко-Карый (И. К. Тоби-левич, 1845-1907), революц. демократ, писатель и ученый И. Я. Франко (1856- 1916). Издание произв. укр. писателей перемещается в Галицию, где при непо-средств. участии Франко организуется ряд периодич. изданий демократич. и революц.-демократия, направления: "Друг" (1874-77), "Громадський друг" (1878), "Дзвин" (1878), "Молот" (1878), "Свит" (1881-82), "Народ" (1890-95), "Хлибороб" (1891-95), "Жите i слово" (1894-97) и др. В Женеве в 1878-82 выходят общественно-политические и социально-экономические бесцензурные сборники под ред. М. П. Драгоманова (1841-95), М. И. Павлика (1853-19Г5) и др.

В 70-90-е гг. революц.-демократич. лит.-эстетич. мысль отстояла и развила революц. традиции Шевченко, достижения рус. материалистич. эстетики, принципы критич. реализма, идейности и народности лит-ры. Важнейшая роль принадлежит в этом Франко, к-рый, опираясь на теоретич. наследие В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского, с 70-х гг. начинает разрабатывать материалистич. принципы и взгляды на обществ. роль и задачи лит-ры, в частности вопрос об обществ. природе иск-ва, о социологич. основах лит. критики и материалистич. эстетики; он вскрывает гносеологич. корни идеалистич. концепций иск-ва, несостоятельность декадентской теории "чистого искусствах В 70-90-х гг. в га-лицийских периодич. изданиях печатают критич. и публицистич. статьи Павлик, Леся Украинка (Л. П. Косач, 1871- 1913), П. А. Грабовский (1864-1902), В. С. Стефаник (1871-1936), Драгоманов.

Укр. проза делает решит. шаг к обобщённым картинам социального быта, к анализу всех обстоятельств формирования характеров в их сопряжении с социальной средой и историей. Наряду с рассказом, повестью, историч. драмой, бытовой комедией, документ. очерком в укр. лит-ре появляется монументальная проза - социально-бытовой и со-циально-психологич. роман. Тематич. диапазон лит-ры расширяется за счёт отражения жизни пореформенного села, наёмных рабочих капиталистич. предприятий; в лит-ру входит жизнь интеллигенции, чиновников, капиталистов, пролетариата, людей социального "дна". Уже в первых произведениях Нечуя-Левицкого - повести "Две солдатки" (1868) и др. - предстают широкие картины обществ. быта, трагизм и безысходность жизни крестьян в пореформенном селе. В романе "Микола Джеря" (1878) и повести "Бурлачка" (1876) он изображает пролетаризацию села, созревание классового сознания и протеста рабочих, фабричный быт и первых "чумазых" - "губернаторов мужицкого пота и слез". В романах "Тучи" (1874), "Над Чёрным морем" (1888-90) из жизни интеллигенции и мещанства проявилась либерально-бурж. и нац. ограниченность Нечуй-Ле-вицкого. Блестящими образцами сатиры являются его произв. из жизни духовенства ("Старосветские батюшки и матушки", 1884-85, "Афонский проходимец", 1890).

Развитие социально-психологич. повести и романа связано в укр. лит-ре в основном с именем Панаса Мирного, повесть к-рого "Пьяница" (1874) раскрывала трагич. судьбу "маленького человека" в антигуманном обществе. В его повести "Лиходеи" (1877) впервые появляются образы революционеров-народников 70-х гг., ищущих ответ на вопрос "что делать?". Энциклопедией укр. обществ. жизни, своеобразной историей укр. бурж. общества 2-й пол. 19 в. явились романы Мирного "Разве ревут волы, когда ясли полны?" (1880, Женева; цензурное назв. "Пропащая сила") и "Гулящая" (ч. 1-2, 1883-84; ч. 1-4, 1928).

Поднимается на новую ступень укр. драматургия. Жизнь различных классов и общественных групп отражена в социально-бытовых драмах М.Л. Кро-пивницкого (1840-1910): "Дай сердцу волю, заведёт в неволю" (1863), "Пока солнце взойдёт, роса очи выест" (1882), "Две семьи" (1888-89), "Мироед, или Паук" (1882). В пьесах украинского драматурга Карпенко-Карого, создавшего новый для украинской литературы жанр социальной сатирической комедии, драмы и трагедии, гл. тема - изобличение капиталистич. хищничества, жадности, скупости, ханжества и ограниченности новых "чумазых": "Батрачка" (1887), "Сто тысяч", "Мартын Боруля" (обе опубл. 1891), "Хозяин" (1902). Драматург сочетает серьёзное и комическое, возвышенное и низменное, вводит в сатирическое изображение элементы гротеска. Тема связи творч. интеллигенции с народом представлена в его сатирич. комедии "Суета" (1905). Верность нар. идеалам в социальной и нац. борьбе утверждается в историч. трагедии "Савва Чалый" (1899).

Заметная роль в развитии демократич. тенденций в укр. лит-ре принадлежит М. П. Старицкому (1840-1904) и И. И. Манжуре (1851-93). В лучших поэтич. произв. Старицкий, стремясь следовать реалистич. традициям Шевченко и Н. А. Некрасова, утверждал высокое гражд. призвание поэта; ему принадлежат пьесы на совр. и историч. темы: "Не суждено" (1883), "Ой не ходи, Гри-цю..." (1890), "Судьба" (1894), "Богдан Хмельницкий" (1897), "Оборона Буши" (1899). Либерально-буржуазную и национально-ограниченную, культурническую программу проводили в своём творчестве Олена Пчилка (О. П. Косач-Драгоманова; 1849-1930) и А. Я. Конисский (1836- 1900); близко к ним стоял и Б. Д. Грин-ченко (1863-1910), сумевший, однако, в 900-е гг. выйти на путь общеросс. демократич. движения. Начав свой творч. путь как революц. народник и выразитель интересов беднейшего крестьянства, к пониманию важности классовой борьбы пролетариата приходит П. А. Грабовский (1864- 1902): поэмы "Из Сибири" (1888), "Текинка" (1892); сб-ки стихов "Подснежник" (1894), "С Севера" (1896), "Кобза" (1898).

Начало нового этапа в укр. поэзии после Шевченко знаменует творчество Франко: поэтич. сб-ки "С вершин и низин" (1887), "Увядшие листья" (1896), "Мой Измарагд" (1898), "Поэмы" (1899), "Из дней печали" (1900), "Semper tiro" (1906). Франко создал новую политическую и философскую лирику, совр. поэму, в к-рой затрагивались сложные политико-моральные и филос. вопросы, связанные с проблемами освободит. движения ("Смерть Каина", 1889; "Похороны", 1899; "Иван Вышенский", 1900;"Моисей", 1905, и др.). Художник социально-исто-рич. мышления, прослеживающий воплощение общего, исторического в индивидуальных судьбах, Франко в своих повестях и романах ("Boa Constrictor", 1879;"Бори-слав смеётся", 1880-81; "Столпы общества", 1894-95; "Для домашнего очага", 1897; "Перепутья", 1900, и др.), драме "Украденное счастье" (1894) поднимал социальные проблемы общенар. значения. Писатель предугадывал историч. роль рабочего класса в коренном преобразовании жизни всего общества ("Борислав смеётся"). Франко видел историч. ограниченность критич. реализма и, показывая в отд. произв. жизнь в её революц. развитии, создавал тем самым важные предпосылки для формирования в укр. литературе основ социалистического реализма.

Под воздействием Франко развивается творчество Павлика, С. М. Ковалива (1848-1920), Н. И. Кобринской (1855- 1920), Т. И. Бордуляка (1863-1936), О. С. Маковея (1867-1925), Стефаника, Леся Мартовича (1871-1916), Марка Черемшины (1874-1927), показавших в своих произведениях предельное обнищание и разорение крестьянства Галиции в условиях капиталистич. развития. Жизнь буковинского крестьянина, разрушит. силу "власти земли", тяжёлое экономич. и политич. угнетение нар. масс в Австро-Венгерской империи изображала в повести "Земля" (1902) О. Ю. Кобылянская (1863-1942). С именами Стефаника, Мартовича, Черемшины, М. М. Коцюбинского (1864-1913) связан расцвет укр. новеллы.

Плеяда выдающихся писателей-реалистов революционно-демократического направления - Леся Украинка, Коцюбинский, Стефаник и др.-испытала на себе благотворное влияние марксизма. Страстный борец против политического гнёта, за демократич. свободы и права личности, Леся Украинка способствовала расцвету укр. гражд. поэзии (сб-ки "На крыльях песен", 1893; "Думы и мечты", 1899; "Отзвуки", 1902; лиро-эпические поэмы "Старая сказка", 1896; "Роберт Брюс, король Шотландский", 1894, и драматические поэмы "Кассандра", 1908; "В пуще", 1910; "Лесная песня", 1912). Проблематика произв. Леси Украинки-филос. осмысление положения человека в классово антагонистическом обществе, поиски путей к освобождению личности и народа. Большое место в её творчестве занимает проблема художника и общества, стремление превратить поэтическое слово в оружие борьбы за нар. интересы. Творчество Леси Украинки, её лит.-критич. статьи активно противостояли реакц. лозунгам аполитичности, пессимизма, ухода от действительности, выдвигаемым поэтами-декадентами (В. Н. Пачовский, 1878-1942; Г. О. Чупринка, 1879-1921; Б. С. Леп-кий, 1872-1941, и др.), бурж.-национа-листич. индивидуализму и презрению к массам (В. К. Винниченко, 1880- 1951).

Крупный шаг в развитии социально-психологич. новеллы, повести и романа представляет творчество Коцюбинского, отразившего в своих произв. сложную общественно-политич. и нравственно-психологич. атмосферу периода Революции 1905-07 ("Смех", 1906; "В дороге", 1907; "Persona grata", 1908; "Intermezzo", 1909; "Подарок на именины", 1912; "Кони не виноваты", 1912). Показав в романе "Fata morgana" (ч. 1-2, 1904- 1910) бесперспективность стихийной борьбы крестьянства, Коцюбинский создал здесь образ нового нар. героя, нашедшего путь к организованной революц. борьбе. Среди ярких творч. дарований, вошедших в укр. лит-ру в предре-волюц. двадцатилетие, выделяются писатели-реалисты демократич. направления А. Е. Тесленко (1882-1911) и С. Василь-ченко (С. В. Панасенко, 1879-1932).

Идейно-эстетич. поиски новой укр. лит-ры дооктябрьского периода, серьёзные достижения в развитии реализма и народности обеспечили ей заметное место в мировой лит-ре и создали предпосылки для расцвета укр. лит-ры в сов. время. М. Т. Яценко.



Украинская советская литература - качественно новое явление, сннтезировавшее революционно-демократич. традиции классич. лит-ры и новаторство художеств. идей и форм иск-ва социалистич. реализма. Оплодотворённая уче-нием В.И. Ленина о социалистич. культуре, благодаря ленинской нац. политике Коммунистич. партии укр. сов. лит-ра становится мощным фактором строительства нового мира и формирования социалистич. самосознания народа. Сов. укр. лит-pa развивается в тесном взаимодействии со всеми лит-рами Сов. Союза и прежде всего с рус. сов. лит-рой.

Уже в первые годы после Окт. социалистич. революции в укр. лит-ру пришли новые силы из среды рабочих и крестьян, демократич. интеллигенции; на сторону Сов. власти стали лучшие из писателей, начавших свой творч. путь до революции. Становление укр. сов. лит-ры происходило в обстановке острой классовой борьбы; часть писателей, не понявших значения социалистич. революции, оказалась в лагере национа-листич. эмиграции, нек-рые из них, осознав свои заблуждения, вскоре вернулись на Родину.

Первыми значит. явлениями сов. укр. лит-ры были сб-ки стихов "Плуг" (1920) П. Г. Тычины (1891-1967), "Красная зима" (1921) В. Н. Сосюры (1898-1965) и др. Путь к социалистич. реализму у ряда писателей был довольно сложным, чему пример символистско-импрессионистич. сб. стихов Тычины "Вместо сонетов и октав" (1920) или творч. эволюция М. Ф. Рыльского (1895-1964), для поэзии к-рого в годы Гражд. войны 1918-20 были характерны аполитизм, отрыв от социальных проблем. Участие в революц. борьбе, пребывание в рядах Красной Армии определили дальнейший путь прозаиков А. В. Головко (1897-1972), М. Ирчана (А. Д. Бабюк, 1897-1937), П. И. Панча (р. 1891).

К концу Гражд. войны и на протяжении 20-х гг. в укр. лит-ру приходят писатели, чьё творчество определило её идей-но-тематич. направленность. Это, кроме названных выше,- Микола (Н. П.) Ба-жан (р. 1904), П. М. Усенко (1902- 1975), Остап Вишня (П. М. Губенко, 1889-1956), А. И. Копыленко (1900- 1958), Ю. И. Яновский (1902-54), Ю. К. Смолич (1900-76), Иван Ле (р. 1895), А. Е. Корнейчук (1905-72), И. К. Ми-китенко (1897-1937), С. Д. Скляренко (1901-62); драматурги Н. Г. Кулиш (1892-1942), И. А. Кочерга (1881-1952) и др.

С 1922 начинается объединение в различные союзы и орг-ции писателей, к-рые, отказавшись от пролеткультовских заблуждений, стремились к участию художеств. словом в социалистич. строительстве: "Плуг" (1922-32), "Гарт" (1923-25), "Всеукраинский союз пролетарских писателей" (1927-32), а также союз комсомольских писателей "Молодняк" (1926-32) и организация писателей, выходцев из Зап. У.,-"Захщна Ук-раша" (1925-33). В идейно-художественной борьбе тех лет различные творч. позиции занимали: "Аспанфут" ("Ассоциация пан футуристов", 1922), "Новая генерация" (1927-31), орг-ция укр. конструктивистов "Авангард" (1926-29), руководимая национал-уклонистом М. Хвылевым (1893-1933) "Ваплите" ("Вольная академия пролетарской литературы", 1925-28) и в известной степени продолжавшие её линию "вне-групповой" альманах "Литературний ярмарок" (1928-29) и организация "Пролит-фронт" (1930-31). В процессе идейной борьбы мн. укр. писатели укреплялись на позициях социалистич. реализма.

К 10-летию Окт. революции укр. литература пришла с крупными произв.: роман Головко "Бурьян" (1927) о становлении нового человека укр. сов. села; цикл повестей Панча "Голубые эшелоны" (1928); поэма Сосюры "Ответ" (1927); комедия Я. А. Мамонтова (1888-1940) "Республика на колёсах" (1928). Значит. произв. укр. лит-ры не исчерпываются названными. В поэзии-это "Ветер с Украины" (1924) Тычины и"КСМ" (1925) Усенко, "Цель и предел" (1927) Н. И. Терещенко (1898-1966) и "В окружении" (1927) И. Ю. Кулика (1897-1941), "Строения" (1929) Бажана и "Где сходятся дороги" (1929) Рыльского, стихи и сб-ки поэтов младшего поколения В. А. Мысика (р. 1907), Т. Г. Масенко (1903-70), Л. С. Первомайского (1908-73). В прозе наряду с малыми формами развиваются роман и повесть-"Буйный хмель" (1925) Копыленко, "Братья" (1927) Микитенко, "Мастер корабля" (1928) Яновского, 1-я кн. "Романа межгорья" (1929) Ле, приключенч. роман "Последний Эйдже-вуд" (1926) Смолича. Лит. общественность резко выступила против натурали-стич. и националистич. тенденций, проявившихся в творчестве нек-рых писателей (В. П. Пидмогильный, 1901-41, и др.).

В 20-е гг. рядом произведений обогатилась укр. драматургия, пришедшая к психологич. драме, трагедии и комедии, а в тематике - к проблемам восстановления нар. х-ва, междунар. революц. движению. Широкий сценич. успех имели драмы Ирчана "Семья щёточников" (1923) и "Яд" (1927); Кулиша "97" (1924) и "Коммуна в степях" (1925); Микитенко "Диктатура" (1929).

По пути углубления народности, партийности, социалистич. реализма пошла укр. лит-pa после пост. ЦК ВКП(б) от 23 апр. 1932 "О перестройке лит.-художеств. организаций".

Годы довоенных пятилеток стали новым этапом в развитии укр. сов. лит-ры. Неизмеримо возросли связи писателей с жизнью; лучшие произв. социалистич. реализма отражают важнейшие социальные процессы, рост нового человека. Изживались остатки нац. ограниченности. Усиливалось вни