БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321мандами по футболу, баскетболу, волейболу, гандболу, регби и водному поло. Футбольная команда "Динамо" (Киев) - 7-кратный чемпион СССР и 4-кратный обладатель Кубка СССР, победитель турнира на Кубок обладателей кубков Европ. стран и обладатель Суперкубка 1975; "Шахтёр" (Донецк) - 2-кратный обладатель Кубка СССР; женская ганд-больная команда "Спартак" (Киев) в 1969-76 - чемпион СССР и 5-кратный победитель розыгрыша Кубка европ. чемпионов. На Олимпийских играх 1952-76 укр. спортсмены завоевали 113 золотых, 75 серебряных и 63 бронзовые медали (в личном и командном зачётах).

Республика располагает богатыми рекреационными ресурсами. На 1 янв. 1976 было 113 туристских баз, кемпингов, гостиниц, 78 бюро путешествий и экскурсий, 178 туристских клубов. Действовало 79 всесоюзных туристских маршрутов. Осн. туристские районы - Крым, побережье Чёрного и Азовского морей, Прикарпатье, Закарпатье, а также древнейшие города и центры нац. культуры - Киев, Львов, Чернигов, Полтава, Пере-яславль-Хмельницкий, Каменец-Подольский. Популярны путешествия на теплоходах по Днепру и Десне, круизы по Чёрному морю. В 1975 республику посетило св. 4 млн. туристов, в т. ч. 67,5 тыс. чел. из 42 стран. М.М.Бака.

Ветеринарное дело. В результате проведения профилактич. и противоэпи-зоотич. мероприятий ликвидированы чума кр. рог. скота, сап, инфекц. анемия, эпизоотич. лимфангоит лошадей, оспа, бруцеллёз кр. рог. скота, овец, коз и свиней. На грани ликвидации трихофития, гиподерматоз кр. рог. скота, лептоспироз животных. Регистрируются спорадически сибирская язва, эмфизематозный карбункул, чума и рожа свиней. Проблемное значение имеют лейкоз, туберкулёз кр. рог. скота, вирусные болезни кр. рог. скота и свиней. Снижается заболеваемость животных гельминтозами.

В республике 5335 вет. учреждений и организаций (на 1 янв. 1976), в т. ч. 1 респ., 25 областных и 477 районных вет. лабораторий, 4 лаборатории Асколи, 25 областных и 477 районных станций по борьбе с болезнями животных, 1189 участковых вет. лечебниц, 1601 вет. участок, 322 вет. пункта, 1080 мясомолочных и пищевых контрольных станций, 119 гор. вет.-сан. станций, 15 вет.-сан. отрядов.

В 19/6 в республике было 11 584 вет. врача и 26 954 вет. фельдшера. Вет. специалистов высшей квалификации готовят Харьковский и Львовский зоовет. ин-ты, а также вет. ф-ты Украинской с.-х. академии, Белоцерковского и Одесского с.-х. ин-тов. Специалистов ср. звена готовят 26 вет. техникумов республики. Ведущий исследоват. центр по ветеринарии - Укр. н.-и. ин-т экспериментальной ветеринарии (УНИИЭВ).

С. П. Волков.

XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения

История нар. образования на У. уходит в глубокую древность. Первые школы, преим. для подготовки духовенства, в Киевской Руси были открыты ещё в 10-11 вв. Развитие торговли и ремёсел в 12-14 вв. способствовало распространению грамотности среди гор. населения.

Дальнейшая просветит. деятельность на Правобережной У., становление укр. нац. культуры происходили в условиях острой нац.-религ. борьбы с феодалами Польско-Литовского гос-ва и католицизмом. После Брестской унии 1596 сопротивление католицизму ещё более усилилось, возросло число братств, избравших одним из средств борьбы за нац. независимость школы. Первой братской школой на У. была Львовская (1586), позже возникли Киевская (1615), Луцкая (1624) и др. Создавались братские школы и в сел. местности. В 16 в. в укр. сёлах появились нар. школы, в к-рых обучали элементарной грамоте и пению.

В 1632 была создана Киево-Могилян-ская академия (коллегия), ставшая крупнейшим центром просвещения Южной и Юго-Зап. России в 17-18 вв. Под её влиянием и по её образцу возникли коллегиумы в Чернигове (1700) и Харькове (1727).

Воссоединение У. с Россией (1654) имело прогрессивное значение для развития укр. культуры и просвещения, способствовало взаимному обогащению культур укр. и рус. народов. В кон. 17 - 1-й пол. 18 вв. возросло количество нач. школ, однако во 2-й пол. 18 в. усиление социального гнёта привело к упадку просвещения. В условиях крепостничества и самодержавной монархии школы в основном были доступны детям имущих классов, украинцы не имели возможности обучаться на родном языке.

Важную роль в просвещении народа сыграла в 18 в. деятельность Г. С. Сковороды. По реформе 1803 на У. установлено 4 типа уч. заведений; церковноприходские школы, уездные училища, губернские гимназии и ун-ты. В 1-й пол. 19 в. было 10 гимназий: Новгород-Се-верская (1804), Харьковская (1805), Киевская (1812), Симферопольская (1812) и др. В 1820 в Нежине открылась Гимназия высших наук, преобразованная в 1832 в лицей. Имелись также лицеи в Одессе (Ришельевский, 1817) и Кремен-це (1805). В 1805 был открыт Харьковский ун-т, в 1834 - Киевский. В 1-й пол. 19 в. открыты жен. привилегированные уч. заведения - ин-ты благородных девиц (в Харькове, Полтаве, Одессе, Керчи, Киеве).

В середине и 2-й пол. 19 в. большое влияние на развитие образования имело ре-волюц.-демократич. Движение, представителями к-рого были укр. деятели культуры: Т. Г. Шевченко, И. Я. Франко, П. А. Грабовский, М. М. Коцюбинский, Леся Украинка и др. За создание нар. школ с укр. языком преподавания выступал К. Д. Ушинский, многое сделал для развития образования на У. Н. И. Пирогов. Под влиянием-Революции 1905-07 на У. усилилась борьба за демократизацию школы, за право развивать свою нац. культуру. Однако вплоть до Окт. революции 1917 широкие нар. массы продолжали оставаться неграмотными. По переписи 1897, среди населения 9-49 лет грамотные составляли 27,9%, в т. ч. среди мужчин 41,7%, среди женщин 14% (в сел. местности соответственно 23,5%, 37,4% и 9,8%). В 1914/15 уч. г. на терр. У. (в границах УССР до 17 сент. 1939) насчитывалось 20,2 тыс. школ (1728,3 тыс. уч-ся), ок. 19,4 тыс. из них - нач. школы, не было ни одной гос. школы с преподаванием на родном языке. Ок. 80% детей школьного возраста не имели возможности учиться. Прогимназий, высших нач. гор. училищ и др. уч. заведений, дававших неполное ср. образование, было 341, средних общеобразовательных школ - 577, средних специальных - 61 и высших учебных заведений - 19.

Победа Окт. революции 1917 положила начало революц. преобразованиям в области нар. образования. В 1919 Наркомпрос УССР опубликовал проект "Положения о единой трудовой школе Украинской Социалистической Советской Республики". В марте 1920 на 1-м Всеукр. совещании по просвещению была утверждена система нар. образования в республике, в к-рую вошли дошкольные дет. учреждения, общеобразоват. школы, уч. заведения низшего, ср. и высшего проф. образования, различные культ.-просвет. учреждения для взрослых. Большое внимание воспитанию и образованию было уделено на 9-м (1925) и 10-м (1927) съездах КП(б)У, 11-м Всеукр. съезде Советов (1929). Огромная работа была проведена по ликвидации неграмотности. С 1921 начала развиваться сеть школ и пунктов ликбеза. В 1923 было создано об-во "Прочь неграмотность!". В 1929/30 уч. г. грамоте обучалось 560 тыс. человек.

В авг. 1930 ЦК КП(б)У принял пост. о введении всеобщего обязат. обучения на У. начиная с 1930/31 уч. г. В 1930/31 уч. г. нач. обучением было охвачено 98,2% детей 8-10 лет (в городах - 99,8%), 76% окончивших 4 класса продолжали обучение в 7-летних школах. В сер. 30-х гг. завершилось введение на У. общей для СССР системы нар. образования. К кон. 30-х гг. неграмотность в республике была практически ликвидирована. В 1939 грамотность населения в возрасте 9-49 лет составляла 88,2%, в т. ч. среди гор. населения 94,2% , среди сельского 85%; среди мужчин 93,9%, среди женщин 82,9%.

В 1939 в состав УССР вошла Зап. У. На терр. Зап. У., где 90% населения составляли украинцы, только 5% укр. детей обучалось на родном языке, св. 30% детей не имели возможности учиться, неграмотность населения составляла ок. 70%. В Сев. Буковине, до 1940 находившейся под гнётом боярской Румынии, 80% населения было неграмотным. После воссоединения укр. земель трудящимся были созданы все необходимые условия для получения образования и приобщения к социалистич. культуре. В 1940/41 уч. г. в зап. областях У. функционировало 7034 школы, в к-рых обучалось 1284,4 тыс. уч-ся. Св. 86% школ вели преподавание на укр. яз. В 1945 впервые за всю историю Закарпатья был открыт ун-т в Ужгороде.

В 1940/41 уч. г. в УССР имелось 15,3 тыс. начальных, ок. 11 тыс. 7-летних и св. 4,4 тыс. ср. школ (в них обучалось 6615,1 ты-с. детей, работало 251,3 тыс. учителей), 693 ср. спец. уч. заведения (196,2 тыс. уч-ся), 173 вуза (196,8 тыс. студентов). С 1949 введено всеобщее обязат. 7-летнее обучение.

В 1959 уровень грамотности среди гор. и сел. населения составил 99,1%. В 1959/60 уч. г. в республике, как и по всей стране, начался переход ко всеобщему обязательному 8-летнему обучению, а с 1966/67 уч. г. - ко всеобщему ср. образованию молодёжи. По переписи 1970, грамотность населения на У. составляла 99,8% (в т. ч. гор. населения 99,9%, сельского 99,7%). В 1975/76 уч. г. ок. 98% выпускников 8-х классов продолжало обучение в ср. общеобразоват. школах, ср. спец. и проф.-технич. уч. заведениях, дающих ср. образование. К 1976 в основном завершён переход ко всеобщему ср. образованию.

В 1975/76 уч. г. в 26 тыс. общеобразоват. школ всех видов обучалось 8276,9 тыс. уч-ся. Культ.-просветит. и воспитат. работа со школьниками проводилась в 1564 внешкольных учреждениях, среди к-рых имелось 764 дворца и дома пионеров, 213 станций юных техников, 155 станций юных натуралистов, 28 дет. экскурсионно-туристских станций и др. В 1975 в дошкольных учреждениях республики воспитывалось 2037 тыс. детей.

За годы Сов. власти создана система проф.-технич. уч. заведений. На 1 янв. 1976 в 1006 проф.-технич. уч. заведениях Госпрофобра СССР обучалось 553 тыс. учащихся, в т. ч. в ср. проф.-технич. училищах - 213 тыс. В 730 ср. спец. уч. заведениях обучалось 783,8 тыс. уч-ся.

В систему высшего образования в 1975/76 уч. г. входило 142 вуза, в т. ч. 9 ун-тов, 7 политехнич. ин-тов. Крупнейшие из них: Киевский университет, Харьковский университет, Львовский университет, Одесский университет, Днепропетровский университет, Киевский, Харьковский, Львовский, Донецкий политехнич. ин-ты. В вузах У. ведётся подготовка более чем по 300 специальностям, в 1975/76 уч. г. в них обучалась 831 тыс. студентов.

В 1975 в УССР имелось 27 тыс. массовых библиотек (320448 тыс. экз. книг и журналов). Крупнейшие библиотеки: Гос. б-ка УССР им. КПСС в Киеве (см. в ст. Библиотеки союзных республик), Библиотека Академии наук УССР, Гос. науч. б-ка им. В. Г. Короленко в Харькове, Одесская гос. науч. б-ка им. А. М. Горького, Львовская гос. науч. б-ка им. В. Стефаника АН УССР.

В 1975 работали 25,9 тыс. клубных учреждений, 154 музея (включая филиа-лы). Крупнейшие музеи: Киевский и Львовский филиалы Центр. музея В. И. Ленина (см. Музеи В. И. Ленина), Ис-торич. музей УССР, Украинского изобразительного искусства музей, Киево-Печерский ист.-культурный заповедник, архит.-ист. заповедник "Софийский музей" - в Киеве, Киевский музей русского искусства. Киевский музей западного и восточного искусства, Харьковский художеств. музей, Львовский музей украинского искусства и Музей этнографии и художеств. промыслов во Львове, историч. музеи в Харькове, Днепропетровске, Львове, Переяславле-Хмельницком, Краснодоне (музей "Молодая гвардия"), Музей истории Полтавской битвы в Полтаве, Музей героич. обороны и освобождения Севастополя, Дом-музей А. П. Чехова в Ялте, Каневский музей-заповедник "Могила Т. Г. Шевченко", Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского.

М. В. Фоменко, Н. И. Ковбасюк.

Художественная самодеятельность. После Окт. революции 1917 началось создание сети рабоче-крест. театров. В 20-е гг. организовывались рабочие клубы и нар. дома, красноармейские драматич. кружки, разнообразные культурно-просветит. коллективы. Успешному развитию самодеятельности в сёлах способствовало создание т. н. крест. домов. В последующие десятилетия художеств. самодеятельность приобрела ещё больший размах и более совершенные организационно-творческие формы.

В 1974 в республике насчитывалось 216,4 тыс. коллективов художеств. самодеятельности, в т. ч. 37,8 тыс. хоровых, 34,7 тыс. музыкальных, 29,7 тыс. драматических, 28,2 тыс. танц. коллективов, 3,4 тыс. коллективов изобразит. и декоративно-прикладного иск-ва. Св. 800 лучших самодеятельных коллективов удостоено звания народных (в т. ч. ок. 300 театральных). Общее количество участников самодеятельности ок. 3,6 млн. чел. П. П. Харламов.

XII. Наука и научные учреждения

1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Развитие естественных и технических наук до Великой Октябрьской социалистической революции. С образованием укр. народности естеств. и технич. знания на У. развивались в тесной органич. связи с наукой и культурой рус. и белорус. народов. Возможности развития знаний значительно расширились после воссоединения с Россией (1654). Существенную роль играла Киево-Моги-лянская коллегия (осн. в 1632, преобразована в академию в 1701), в к-рой преподавались математика, астрономия, география, архитектура, медицина и др.

В 19 в. начали свою деятельность Харьковский (1805), Киевский (1834) и Новороссийский (в Одессе, 1865) ун-ты, при них работали науч. кабинеты и т. п. Возникли науч. об-ва: Харьковское испытателей природы (1869), естествоиспытателей в Киеве (1869) и Одессе (1870), Харьковское математич. (1879), Одес-ское(1849) и Харьковское (1864) медицинские и др. Нек-рую науч. работу вели музеи. В Харьковском ун-те в кон. 19 - нач. 20 вв. проводились исследования по механике и математич. анализу (В. Г. Имшенецкий), общей теории устойчивости движения (А. М. Ляпунов), гидродинамике, теории упругости и математич. физике (В. А. Стеклов), геометрии (Д. М. Синцов), теории вероятностей и теории функций (С. Н. Бернштейн). Существ. роль для развития математики сыграли исследования, проведённые в Киевском ун-те М. Е. Ващенко-Захар-ченко по теории функций комплексного переменного и др. и В. П. Ермаковым по математическому анализу, алгебре, геометрии, теории функций, механике. Сформировалась алгебраич. школа Д. А. Граве и его последователей. В 19 в. на У. начали действовать астрономич.

обсерватории: Харьковская - 1808, Николаевская - 1821, Киевская - 1845, Одесская - 1871. В Харьковской обсерватории с помощью горизонтальных маятников изучались микроколебания земной коры. Проводились также работы по составлению звёздных каталогов, исследовались вопросы теоретич. астрономии, небесной механики, астрофизики. В 1895 в Одессе организована первая на У. магнитно-метеорологич. обсерватория. В кон. 19 в. в Киевском ун-те изу-*чались термоэлектрич. явления, физ. свойства жидкостей (М. П. Авенариус) и др., организована первая на У. кафедра теоретич. физики (1884). В Харьковском ун-те были начаты первые на У. исследования в области радиотехники. В Новороссийском ун-те выполнялись исследования по волновым процессам и земному магнетизму. Здесь в 1910 организована первая в России радиологич. лаборатория.

Систематич. геологич. изучение терр. У. началось в 19 в. и активизировалось после организации в Петербурге (1882) Геологического комитета. Были составлены геологические карты Днепровско-Донецкой низменности, Причерноморья, Волыно-Подолии, открыты крупные месторождения угля, железной и марганцевой руд. Осн. закономерности строения и угленосности Донбасса установил коллектив геологов под руководством Ф. Н. Чернышева и Л. И. Лутугина. Развитию геологии на У. способствовали труды Н. Д. Борисяка (выдвинул идею "Большого Донбасса"), П.П.Пятницкого (изучение Криворожского железорудного басс.), П. А. Тутковского (четвертичная геология и геоморфология), Н. И. Анд-русова (стратиграфия неогена Понто-Каспийского басс.) и др.

Исследования по физич. географии на У. были начаты в кон. 19 - нач. 20 вв. В 1895 А. Н. Краснов опубликовал первый в России курс общего землеведения; он же возглавил первую на У. кафедру физич. географии в Харьковском ун-те. Значит. вклад в географич. науку внесли метеоролог П. И. Броунов, организовавший приднепровскую сеть метео-рологич. станций, ботаник Г. И. Тан-фильев, проводивший комплексные географич. исследования в Полесье, Приднепровье и юж. р-нах Украины, лесовод Г. Н. Высоцкий, занимавшийся проблемами ландшафтоведения, исследованием гидрологической роли леса, и др. В нач. 19 в. в Харьковском университете начаты работы по общей химии. Во 2-й пол. 19 в. появились основополагающие труды Н. Н. Бекетова по физ. химии. В Киевском ун-те проводились исследования в области органической химии, в частности по восстановлению ни-тросоединений. Были синтезированы (3-оксикислоты (С. Н. Реформатский), разработан способ нитрования алифатических углеводородов; исследования по электролизу вёл Н. А. Бунге. В Новороссийском ун-те Л. В. Писаржевский изучал строение перекисей и надкислот, А. А. Вериго разработал оригинальные методы получения ряда органич. веществ. Начало развития биологии на У. было положено зоологами и ботаниками Харьковского и Киевского ун-тов. Ими разрабатывались проблемы физиологии растений, эволюционной морфологии, физиологии животных и др. Учёные Харьковского ун-та положили начало отечеств. исследованиям по биохимии (А. Я. Данилевский). В. А. Бец стал одним из основоположников учения об архитектонике головного мозга. Ряда крупных успехов достигли медики,. В. П. Образцов разработал методику т. н. глубокой скользящей пальпации. В 1909-10 он и Н. Д. Стражеско изучили и описали клинич. картину инфаркта миокарда. С Новороссийским ун-том связаны классич. исследования И. И. Мечникова и А. О. Ковалевского по эволюционной эмбриологии, работы Л. С. Ценковского по альгологии и микробиологии, труды И. М. Сеченова по газообмену крови и физиологии нервной системы.

Усилиями биологов Новороссийского ун-та создана Севастопольская биологич. станция (1871), по инициативе учёных Киевского ун-та - зоологич. станция в Виллафранке на Средиземном м. (1886). С организацией на У. ряда бактериологич. станций в Одессе, Харькове (1887), Киеве (1894)и санитарно-бактериологич. ин-та в Екатеринославе (1913) начались исследования по эпидемиологии, развитые в трудах Д. К. Заболотного. В 19 в. появились пособия по растениеводству и животноводству. Проблемы с.-х. наук разрабатывались в ботанич. садах: Харьковском акклиматизационном (1804) и др., на опытных полях (Полтавском, Херсонском, Одесском) и станциях (Носовской, Уманской, Харьковской, Немерчанской и др.)- Опыты по плодоводству успешно вёл Л. П. Си-миренко. В кон. 19 в. начались работы по акклиматизации и селекции животных в Аскании-Нова. В кон. 19 в. созданы первые высшие технич. уч. заведения: Харьковский технологич. ин-т (1885), Киевский политехнич. ин-т (1898) и Екатеринославское высшее горное училище (1889, с 1912 - горный ин-т), где проводили педагогич. и науч. работу А. М. Терпигорев, М. М. Протодьяконов, М. М. Фёдоров. В кон. 19 в. были начаты работы по механизации доменного производства, металловедению, термич. обработке металлов, машиностроению, теоретич. проблемам электротехники, по теории электрич. машин и др. В Харькове проводились исследования по аэродинамике. Работы в области механики велись в Киевском политехнич. и Екатеринославском горном ин-тах (А. Н. Динник).

В условиях царизма немногочисленные науч. учреждения и высшие уч. заведения У. не могли развернуть свою деятельность в широких масштабах. Прогрессивные устремления учёных и специалистов, направленные на развитие науки, не получали поддержки властей. Только Великий Октябрь создал все условия для творческой науч. деятельности на благо народа.

Развитие естественных и технических наук после Великой Октябрьской социалистической революции. 1917-45. В результате Великой Окт. социалистич. революции и победы трудящихся в Гражд. войне были созданы необходимые условия для развития естеств. и технич. наук в Укр. ССР. В 1919 начала работу Академия наук УССР (первый президент- В. И. Вернадский). Были созданы отраслевые н.-и. ин-ты: в Харькове, Киеве, Днепропетровске и др. пром. центрах республики. Значительно расширили н.-и. работу кафедры и лаборатории высших уч. заведений. Поставленные Коммунистической партией задачи социалистич. реконструкции экономики, индустриализации страны, коллективизации с. х-ва, культурного строительства определили осн. направления развития укр. науки в этот период. Значит. развитие получили фундаментальные и прикладные исследования во мн. отраслях наук.

Н. М. Крыловым и Н. Н. Боголюбовым были заложены основы нелинейной механики. Проведены важные исследования по интерполяции и механич. квадратурам. Большое внимание уделялось проблемам строит. механики, прочности, теории сооружений (К. К. Си-минский, Е. О. Патон, Ф. П. Белянкин), связанным с практич. вопросами стр-ва и восстановления мостов, гражд. и пром. сооружений. Широкое признание получили основанная А. Н. Динником школа в области теории упругости, труды по гидродинамике и инженерному проектированию гидротурбин, насосов и гидропередач Г. Ф. Проскуры. Созданная Д. А. Граве укр. школа алгебраистов заложила теоретич. фундамент, на к-ром впоследствии успешно развивались исследования и по ряду смежных наук. Основополагающие работы выполнены в области теории групп (О. Ю. Шмидт), исследованы теория конексов и её связь с теорией дифференциальных ур-ний (Д. М. Синцов), вопросы построения приближённых методов интегрирования дифференциальных и интегральных ур-ний (М. Ф. Кравчук). Предложен способ формального интегрирования различных классов дифференциальных ур-ний с частными производными. Получены важные результаты по аналитич. теории дифференциальных ур-ний и их приложений к задачам небесной механики (Ю. Д. Соколов). Изучены свойства аналитич. функций, созданы методы чебы-шевского приближения функций, разработано аксиоматич. обоснование теории вероятностей (С. Н. Бернштейн), создано направление в области аппроксимации функций методами функционального анализа.

Успешно развивались исследования по физике, в их организации на У. видную роль сыграли А. Ф. Иоффе, И. В. Об-реимов, К. Д. Синельников, Л. Д. Ландау, А. К. Вальтер, Л. В. Шубников и др. Были начаты исследования по физике низких температур, ядерной физике, физике твёрдого тела, теоретич. физике, радиофизике и др. В 1932 впервые в СССР проведены эксперименты по расщеплению атомного ядра лития, получен жидкий гелий. А. И. Лейпунским изучено взаимодействие атомных ядер и нейтронов различных энергий. Д. И. Блохинцев дал первую квантовую теорию фосфоресценции (1934). На У. построен первый в СССР электростатич. ускоритель заряженных частиц (1935-36), создан первый в СССР радиолокатор (1939). В области астрономии выполнялись исследования по деформации Земли и движению полюсов (А. Я. Орлов), сложилась школа в области изучения планет под руководством Н. П. Барабашова.

В результате геологоразведочных работ выявлены запасы нефти, жел. руды, кам. угля и др. полезных ископаемых. Исключительное влияние на развитие наук о Земле в УССР оказал Вернадский. Развитию горной науки способствовал выход в свет шеститомника "Описание Донецкого бассейна" (1914-22), работы А. А. Скочинского, Н. А. Старикова и др. Проблему угленосности недр Донбасса изучали Н. И. Лебедев, А. 3. Широков и др., геологию буроугольных месторождений- В. Н. Чирвинский, участвовавший также в проведении геол. съёмки на терр. У. Широкую извест