БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321сёлок гор. типа в Папском р-не Наманганской обл. Узб. ССР. Расположен на прав. берегу Сырдарьи, в 12 км от ж.-д. станции Пап (на линии Коканд - Наманган). 3-д резинотех-нич. изделий.



УЙГУРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, литература уйгуров. С 1917 развивается сов. У. л. (в Ср. Азии) и лит-pa зарубежных уйгуров (Вост. Туркестан, ныне Синьцзян-Уйгурский авт. р-н КНР). Уйгурский народ создал богатейший фольклор во всём многообразии его жанров: песни и нар. стихи, сказки, лиро-эпич. сказания (дастан), историч. и историко-героич. песни, легенды, предания, устные повествования и рассказы, пословицы и поговорки, загадки.

На протяжении веков уйгурские племена (а позже - народ) находились на стыке трёх цивилизаций - среднеазиатской, индийской и китайской, что наложило отпечаток на складывание культуры и формирование У. л. Доминирующим было воздействие на уйгуров среднеазиат. культуры. Начало уйгурской письменности и лит. культуры восходит к тюркским рунич. эпиграфич. памятникам 7-8 вв., преим. к памятнику Моюн-Чуру, отражающему ранний этап уйгурской государственности. Памятники буддийского периода - переводы ре-лиг.-дидактич. книг - сутр на тюрк. язык. Среди них выделяется вероучи-тельное соч. "Сутра золотого блеска" - перевод с санскрита, сделанный в 10 в. и в 1913-17 изданный В. В. Радловым и С. Е. Маловым. Значит. часть лит. памятников классич. У. л. представляет собой общее наследие ряда тюркоязычных народов Ср. Азии и Вост. Туркестана. Таковы дидактич. поэма "Знание, дающее счастье" Юсуфа Баласагуни (11 в.), "Словарь тюркских наречий" Махмуда Кашгари (11 в.), этико-дидактич. поэма Ахмада Югнаки "Подарок истин" (кон. 12-нач. 13 вв.). К 14 в. относится лит. памятник мусульм.-религ. содержания "Сказание о пророках" Рабгузи, от 15 в. до нас дошла анонимная рукопись "Огуз-наме" на уйгурском яз.

Особый этап развития У. л. поздне-феод. времени начинается с творчества Мухаммада Имина Хиркати (1634 - 1724), автора гуманистич. поэмы "Любовь и труд" (1670). Лучшие традиции поэзии Хиркати были восприняты и развиты в лирике Задели (ок. 1674- 1723) и Новбати (годы жизни неизв.). В 17-18 вв. поэзия в У. л. достигла высокого художеств. уровня. Были созданы жанры этико-дидактич., любовно-ро-манич., героич. поэмы, творчески освоены такие лирич. жанры, как касыда, газель, рубай и др.; совершенствовались поэтический стиль и изобразительные средства.

В конце 18 - 1-й пол. 19 вв. в У. л. известны поэты Шаир Ахун, Арши, Хис-лат Кашгари, Норузахун Зияи, Турды Гариби и др., но особое значение имело творчество Абдураима Низари (1770 - г. смерти неизв.), к-рый создал свою поэтич. школу. Во 2-й пол. 19 в., в период освободит. борьбы уйгурского народа против маньчжуро-кит. владычества, выдвинулись поэты Садыр Палван, Сеид Мухаммад Каши, Мулла Шакир и др. Они сочувствовали трудовому народу, призывали к освободит. борьбе против колониального и феод. гнёта. Центральная фигура У. л. 19 в. - Билал Назым (1824-99), который создал ряд значительных произведений, проникнутых пафосом вольнолюбия и социального протеста.

Уже в первые годы после Великой Окт. революции 1917 у уйгуров, проживающих в СССР, произошли коренные перемены в экономике и культуре. Вслед за газетами, журналами, альманахами появились и сб-ки произв. уйгурских писателей. Первый коллективный сб. "Утренние лучи" был опубл. в 1930. Изданы были сб-ки рассказов Умара Мухаммади (1906-31), стихов Турды Хасанова (1909-37), Изима Искандеро-ва (1906-70), Нура Исраилова (1910- 1953). Уйгурские писатели создавали новую, неразрывно связанную с широкими массами лит-ру социалистич. реализма. Молодая сов. У. л. начинала свой путь под воздействием рус. и др. сов. лит-р и в то же время опиралась на лучшие традиции классич. У. л. и фольклора. Сов. У. л. достигла наибольшей творческой активности, консолидации сил и идейно-художеств. роста начиная со 2-й пол. 40-х гг. Изображение новой действительности, осмысление прошлого уйгурского народа и освещение жизни совр. зарубежных уйгуров - три тематич. линии, зародившиеся ещё в 20-е гг., получили дальнейшее развитие в романах "Маимхан" (1965), "Тайны годов" (кн. 1-2, 1967-72), "Одна папироса" (1970) Зия Самеди (р. 1914), в дилогии "Водоворот" (кн. 1-2, 1964-66), романе "Учитель" (1973) Джамала Бусако-ва (р. 1918), в романах Хизмета Абдул-лина (р. 1925) "Под небом Турфана" (1962) и "Односельчане" (1966), в романе Масимжана Зульпикарова (р. 1925) "Лутфулла Муталлип" (1969), в повестях "Традиция победителей" (1965) Джалала Мусаева (р. 1927), "Течение жизни" (1965) Ахмеджана Аширова (р. 1938), "Бесконечные песни" (1967) Юсупа Ильяса (р. 1927), в рассказах и очерках, поэмах и стихах Изима Бах-ниязова(р. 1929), Рози Кадыри (р. 1925), Патигуль Сабитовой (р. 1936), Абду-карима Ганиева (р. 1936), Долкуна Ясе-нова (Учкуна, р. 1938) и др.

Лит-pa зарубежных уйгуров делает первые шаги после победы восстания 1931-33, когда были завоёваны демо-кратич. свободы. Начиная с 1932 в Вост. Туркестане получили распространение произв. основоположника сов. У. л. Му-хаммадди и др. сов. уйгурских писателей. У истоков лит-ры зарубежных уйгуров стояли Лутфулла Муталлип (1925-45), Ним Шахид (р. 1906), Зуннун Кадыри (р. 1915), Hyp Бусаков (1920-52). После победы революции "Трёх вилаятов" (1944-46) и в первые годы после провозглашения КНР были созданы первые органы печати на уйгурском языке, изданы первые книга. В 1950 был организован подготовит. комитет Ассоциации лит-ры и иск-ва, а в 1953 создана и сама ассоциация; начал выходить об-щественно-художеств. журн. "Тарим". В 1961 основан журн. "Шинжан эдэбият сэн'ити". Первый съезд уйгурских писателей Синьцзяна состоялся в мае 1957.

Лит.: Хамраев М. К., Веков неумирающее слово, А.-А., 1969; Уйгур совет эдэбияти тарихинин очерклири, Алмута, 1967; Уйгур эдэбиятидики традиция вэ нова-турлук масилнлнригэ дайр, Алмута, 1970. Л. Валитова, М. Хамраев.



УЙГУРСКИЙ ЯЗЫК, новоуйгурский язык, восточно-тюркский язык, язык уйгуров. Распространён в Синьцзян-Уйгурском авт. р-не КНР (5,5 млн. чел.; 1975, оценка), в нек-рых р-нах Афганистана, Пакистана, Индии, а также в Казах. ССР, Узб. ССР, Кирг. ССР, Туркм. ССР (св. 150 тыс. чел.; 1970, перепись). Относится к юго-вост. (среднеазиатской, или карлукской) группе тюркских языков.

Представлен тремя диалектами: северо-западный, или центральный (объединяет 10 говоров, из них илийский лёг в основу совр. уйгурского лит. языка); восточный, или лобнорский; южный, или хатанский.

Фонетич. особенности: 10 гласных фонем; 26 согласных, в т. ч. ж [dз], к [q], н, [б]. h. Сингармонизм представлен непоследовательно. Морфологич. черты, присущие всем тюркским языкам. Лит. язык уйгуров СССР - единый нац. язык. Письменность на основе арабской графики (в Синьцзяне - до нашего времени, в СССР - до 1930), с 1930-46 в СССР - лат. алфавит, с 1946 - рус. графика с дополнительными знаками для специфич. фонем.

Название "У. я." введено для этого языка в 1921 по инициативе С. Е. Малова (хотя генетически У. я. не является продолжением древнеуйгурского языка). Лит.: Кайдаров А. Т., Уйгурский (новоуйгурский) язык, в кн.: Языки народов СССР, т. 2, М., 1966 (лит.); Уйгурско-русский словарь, А.-А., 1961.



УЙГУРСКОЕ ПИСЬМО, буквенно-звуковое письмо, возникшее у уйгуров в кон. 1-го тыс. Восходит через согдийский алфавит к одному из сирийско-арамейских алфавитов. Уйгурским алфавитом писали сверху вниз, как бы нанизывая буквы на вертикальную черту, располагая строки слева направо. В зависимости от места в слове каждая из 22 букв имела разное начертание - особое для начала, середины и конца слова. В 11 -12 вв. уйгуры начали широко использовать араб. алфавит, к-рый постепенно вытеснил У. п. Оно продолжало применяться до нач. 18 в., а этнич. группа жёлтых уйгуров использовала У. п. и в 19 в. В 13 в. У. п. было заимствовано монголами, приспособившими его к особенностям фонетики монг. языка; в авт. р-не Внутр. Монголия оно сохранилось до наших дней. От монголов У. п., в свою очередь, заимствовали маньчжуры, использовавшие его до 18 в. Лит.: М а л о в С. Е., Памятники древне-тюркской письменности, М. -Л., 1951; Щербак А. М., Грамматический очерк языка тюркских текстов X-XIII вв. из Восточного Туркестана, М. -Л., 1961; Д и-р и н г е р Д., Алфавит, пер. с англ., М., 1963; GabainA. von, Das uigurische Konigreich von Chotscho. 850-1250, В., 1961.



УИГУРЫ, народ, коренное население Синъцзян-Уйгурского автономного района КНР (ок. 5,5 млн. чел., 1975, оценка). Живут также в нек-рых р-нах СССР, Афганистана, Пакистана, Индии. Говорят на уйгурском языке. Верующие исповедуют ислам, вытеснивший в 14-17 вв. шаманство, манихейство, христианство и буддизм. Антропологически относятся к европеоидной расе с незначит. монголоидной примесью. У. - один из древнейших тюркоязыч. народов Центр. Азии. Их предки - кочевые племена Вост. Туркестана играли значит. роль в гуннском племенном союзе (3 в. до н. э. - 3-4 вв. н. э.). В письм. источниках У. упоминаются с 3 в. н. э. (в т. ч. в орхонских надписях 8 в.). В 5-8 вв. У. входили в состав каганата жужан и затем Тюркского каганата. Процесс этнической консолидации У. завершился в 8 в. после распада Тюркского каганата и образования Уйгурского раннефеод. гос-ва на р. Орхон. В 840 гос-во У. было разгромлено енисейскими кыргызами. Часть У. переселилась в Вост. Туркестан и зап. часть Ганьсу, где были созданы два независимых гос-ва - с центрами в Ганьсу и Турфанском оазисе.

Первое было уничтожено тангутами, а второе в 12 в. стало вассалом каракитаев, а в 14 в. вошло в Моголистан. Длительное господство завоевателей, раздробленность и ряд др. причин привели к тому, что этноним "У." почти перестал употребляться. У. стали наз. по месту жительства - кашгарлык (кашгарец), тур-фанлык (турфанец) и др., или по роду занятий - таранчи (земледелец). Однако У. сохранили этнич. самосознание и свой язык. В 17-18 вв. в Вост. Туркестане существовало государство У., к-рое к 1760 было захвачено маньчжурскими правителями Китая. Нац. угнетение и жестокая эксплуатация вызывали многочисл. восстания У. против маньчжуро-цинских, а позднее гоминьдановских поработителей. С победой в 1949 нар. революции в Китае и образованием в 1955 Синьцзян-Уйгурско-го авт. р-на получили нек-рое развитие х-во и культура У.

Исконные занятия У. - земледелие и различные домашние ремёсла; начал складываться рабочий класс. У. создали богатую и своеобразную культуру (монументальная культовая архитектура, музыкальные и литературные произведения), оказавшую влияние на культуру мн. стран Востока. См. также Уйгурская литература.

В СССР У. живут в ряде р-нов Казах. ССР, Кирг. ССР, Узб. ССР и Туркм. ССР (общая числ. 173 тыс. чел.; 1970, перепись). У. переселялись в Ср. Азию (преим. в Семиречье и Фергану) из Кашгарии из-за притеснений кит. правителей с сер. 18 в. до нач. 20 в. В 1921 на съезде представителей У. в Ташкенте древнее самоназвание "У." было восстановлено как общенациональное. У. в СССР заняты главным образом в колхозном произ-ве, часть - в промышленности. Сложилась национальная интеллигенция.

Лит.: Народы Средней Азии и Казахстана, т. 2, М., 1963; Народы Восточной Азии, М. -Л., 1965; Тихонов Д. И., Хозяйство и общественный строй Уйгурского государства X-XIV вв., М. -Л., 1966; Хамраев М. К., Расцвет культуры уйгурского народа, А.-А., 1967; Исхаков Г. М., Этнографическое изучение уйгуров Восточного Typ-кестана русскими путешественниками второй половины XIX в., А.-А., 1975; Кабиров М. Н., Очерки истории уйгуров Советского Казахстана, А.-А., 1975. Г. М. Исхаков.



УЙДОБРО (Huidobro) Висенте (10. 1. 1893, Сантьяго, - 2. 1. 1948, Картахена, близ Сантьяго), чилийский писатель. Писал на исп. и франц. языках. Автор теории "креасионизма", изложенной в манифестах "Non serviam" (1914), "Манифесты" (1925) и в программном стих. "Поэтическое искусство" (1917), где он призывал художников с помощью поэтич. воображения и художеств. слова создать в своих произв. действительность, отличную от окружающей. В поэме "Экватор" (1918), "Элегии на смерть Ленина" (1924, рус. пер. фрагментов 1943, и др.) проявились ассоциативность и напряжённость образов, стремление к максимальной ёмкости слова, острый интерес к проблемам века. В поэме "Аль-тасар" (1931, рус. пер. "Высоколёт", 1931) отразилась драма поэта, скованного собств. теорией. Опубл. поэтич. сб-ки "Вдруг"(1925),"Видеть и ощущать"(1941), "Гражданин забвения" (1941), "Последние стихи" (1948), романы "Мой Сид, воитель" (1929), "Селитра" (1938, рус. пер. 1938), пьесы, стихотворения в прозе. Выступал против исп. и нем. фашизма во время нац.-революц. войны исп. народа 1936-39.

Соч.: Poesia у prosa, Madrid, 1957; Рое-si'as, [La Habana, 1968]; в рус. пер.- [Стихи], в сб.: Поэты Чили, М., 1972.

Лит.: А л е г р и я Ф., Горизонты реализма. Чилийская литература XX в., пер. с исп., М., 1974; Bajarlia J. J., La poleraica Reverdy-Huidobro. Origen del ultraismo, B. Aires, 1964; Diego G., Poesia у creacio-nismo de Vicente Huidobro, "Cuadernos his-panoamericanos", 1968, jun., № 222; Arenas В., Vicente Huidobro у el creacionismo, в кн.: Los vanguardismos en la America Latina, [La Habana, 1970].



УЙПЕШТ (Ujpest), северная часть г. Будапешта - столицы Венгрии.

УК, посёлок гор. типа в Нижнеудинском р-не Иркутской обл. РСФСР. Ж.-д. станция на Транссибирской магистрали, в 30 км к С.-З. от Нижнеудинска. Леспромхоз. Филиал Нижнеудинской ф-ки по обработке слюды. Свиноводческий совхоз.



УК, см Уголовный кодекс.

УКАЗ, в большинстве совр. roc-в акт главы гос-ва. По юридич. содержанию может быть нормативным, т. е. устанавливать новую правовую норму, и ненормативным (напр., У. о назначении на должность, награждении орденом). В СССР, в соответствии с Конституцией СССР, У. издают Президиум Верх. Совета СССР, Президиумы Верх. Советов союзных и авт. республик. У. нормативного характера, а также У. о назначении и освобождении членов пр-ва и нек-рых др. должностных лиц подлежат утверждению на очередной сессии соответств. Верх. Совета. У. общенормативного характера вступают в силу на всей терр. СССР одновременно по истечении 10 дней после их опубликования в "Известиях" или "Ведомостях Верховного Совета СССР" (если в самом У. не определён иной срок). У. ненормативного характера вступают в силу с момента их опубликования (если в самом У. не установлен иной срок).

В совр. бурж. гос-вах понятию "У." соответствуют понятия decret (франц.), Verordnung (нем.), Order (англ.).



УКАЗ О ЕДИНОНАСЛЕДИИ, законодат. акт Петра I Великого от 23 марта 1714 "О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах", закрепивший дворянскую собственность на землю. По указу отец мог передать недвижимое имущество только одному из сыновей или дочери (если нет сына); при отсутствии детей - одному из своих родственников, но непременно той же фамилии. Указ запрещал продавать и закладывать недвижимое имущество. Движимое имущество завещатель мог распределить между детьми по своему усмотрению. Указ был направлен против дробления дворянских имений, приводившего, по мнению Петра I, к разорению дворянства, и юридически ликвидировал разницу между поместьями и вотчинами, превратив их в единый вид дворянской земельной собственности. В связи с недовольством дворянства был отменён имп. Анной Ивановной 9 дек. 1730.






2632.htm
Социально-экономическое развитие У. во 2-й пол. 17 - 1-й пол. 18 вв. К кон .1654 рус. и укр. войсками были освобождены Смоленщина и часть Белоруссии, а затем Подолия и б. ч. Вост. Галиции. Лишь вторжение союзных полякам крымских татар заставило рус. и укр. войска отступить на Приднепровье. В 1656 началась рус.-швед. война за Прибалтику. Трудность ведения одновременных войн на С.-З. и 3. заставила рус. пр-во заключить Виленское перемирие (1656). Для Левобережной У., вошедшей в состав России, большое значение имели последствия нар.-освободит. войны 1648-54. Ликвидировав господство польск. шляхты, война в значит.мере расшатала и ослабила феод.-крепостнич. систему. Во время войны много крестьян стало казаками. Однако после её окончания укр. феодалы стали расширять свои владения. Усиление ими эксплуатации вызвало протест нар. масс. В 1657-58 произошли крест.-казацкие восстания под предводительством М. Пушкаря и Я. Ф. Барабаша, в 1659 - И. Богуна против гетмана И. Е. Выговского, пытавшегося оторвать У. от России и восстановить польск.-шляхетскую власть (см. Гадячский договор 1658). В 60-е гг. 17 в. укр. народ боролся против гетманов-изменников Ю. Б. Хмельницкого, П. И. Тетери, П. Д. Дорошенко, И. М. Брюховецкого, к-рые намеревались восстановить зависимость У. от Польши и Турции. Война между Россией и Польшей за У. завершилась Андрусовским перемирием 1667, по к-рому Левобережная У. и Киев остались в составе России.

На Правобережной У. господствовала польск. шляхта, здесь существовали тяжёлая барщина и многочисл. поборы и повинности. Турция в 1672 захватила Подолию и в 1677 назначила гетманом У. своего ставленника Ю. Б. Хмельницкого, предприняла попытку подчинить и остальные укр. земли, но встретила отпор со стороны крупных рус. и укр. сил (см. Чигиринские походы 1677-78). Понесённые поражения вынудили тур. пр-во заключить с Россией Бахчисарайский мирный договор 1681. Однако продолжавшаяся угроза тур. агрессии заставила Россию заключить т. н. "Вечный лир" 1686 с Польшей. Левобережье и Киев, а также Запорожье окончательно закреплялись за Россией. Польша сохраняла своё господство в Правобережной У. и Галиции. Подолия некоторое время ещё оставалась под властью Турции (до 1699); ещё более длительным было турецкое господство в Северной Буковине (до 1774); Закарпатье продолжало находиться под властью венгерских феодалов.

В 17 в. начался процесс складывания укр. бурж. нации. В кон. 17-1-й пол. 18 вв. на Левобережной и Слободской У. происходил рост крупного феод.-старшинского землевладения в результате скупки и насильственного захвата крест. и казацких земель. Универсал 1701, изданный гетманом И. С. Мазепой, узаконил барщину; начались ограничения крестьянских переходов (запрещения ухода на слободы, вступления в казацкие полки и т. д.). Старшине принадлежали промышленные предприятия: селитренные, стеклянные, железоделательные. В её руках сосредоточивалась и значительная часть торговли. Оформляются сословные привилегии старшины.


В полках и сотнях складываются старшинские династии (Апостолы, За-белы, Лизогубы и др.). Растущее закрепощение и эксплуатация вызывали протест нар. масс (восстание 1687, крест.-казацкие выступления в 90-х гг. 17 в., движение под рук. К. Бу-лавина в 1707-08). Положение крестьян на правобережных и зап.-укр. землях по-прежнему было тяжёлым. К 4-5-дневной барщине прибавлялись др. повинности в пользу шляхты, администрации, униатской церкви. Укр. культура и православная церковь подвергались преследованиям. Всё это обусловило здесь большой размах освободит. движения (нар. восстание 1702-04 во главе с С. Ф. Па-лием, выступление отрядов повстанцев-гайдамаков в 30-40-х гг., движение опришек под предводительством О. В. Довбуша в Галиции в 30-40-х гг., нар. выступления в Закарпатье в 1703- 1711).

Укр. казацкое войско участвовало в крымских (1687 и 1689) и азовских походах 1695-96 рус. войск. Заключение мирного договора России с Турцией (1700) на время прекратило грабительские набеги турок и татар на У. Определённую роль сыграло укр. казацкое войско и в 1-м периоде Северной войны 1700-21. В это время возник заговор части старшинской верхушки против России, возглавленный гетманом Мазепой. Он стремился возвратить Левобережную У. под власть Польши и заключил тайные договоры с Польшей и Швецией, направленные против России. Попытки ген. судьи В. Л. Кочубея и полковника И. И. Искры разоблачить предательство гетмана оказались безуспешными. С вторжением швед. войск на У. (окт. 1708) на их сторону перешёл Мазепа с частью старшины и небольшим числом казаков (ок. 2-3 тыс.). Укр. народ остался верен союзу с Россией и начал нар. войну против швед. захватчиков. Героически отразили все атаки швед. войск население Полтавы и небольшой гарнизон крепости под команд. полк. А. С. Келина (апр.- июнь 1709). Укр. казацкие полки участвовали в Полтавском сражении 1709 и преследовали шведов до Днепра. Победоносное окончание Северной войны избавило У. от угрозы захвата её иностр. захватчиками.

Однако неудачный Прутский поход 1711 заставил Россию на время отказаться от попыток освобождения Правобережной У. Реформы, проведённые пр-вом Петра I в России, оказали положит. влияние на У. (началась разведка полезных ископаемых, возникли в 1720-30-х гг. крупные мануфактуры в Ахтырке, Путивле, По-чепе, Рясках и др. городах). Вместе с тем царское пр-во проводило политику всё большего подчинения У. В связи с изменой Мазепы рус. войска в 1709 разгромили Запорожскую Сечь. Бежавшие на терр. Крымского ханства запорожцы образовали там т. н. Алешковскую Сечь. Затем они просили и получили разрешение рус. пр-ва вернуться и в 1734 осн. Сечь Новую. В 1709 при гетмане была учреждена должность царского резидента, в 1722 создана Малороссийская коллегия, контролировавшая деятельность гетмана и старшины. После смерти гетмана И. И. Скоропадского (1722) выборы нового гетмана не были разрешены. Управлял У. временный (наказной) гетман П. Л. Полуботок. Обострение отношений с Турцией заставило царское пр-во согласиться на избрание гетманом в 1727 Д. П. Апостола. После его смерти (1734) выборы вновь не были разрешены.

Управление У. перешло к Правлению гетманского уряда, состоявшего из царских чиновников и старшины. Терр. Левобережной У., находившаяся под его управлением, получила назв. Гетманщина. В 1750 гетманом У. был назначен К. Г. Разумовский. В 1764 царское правительство окончательно упразднило гетманство, и Левобережной У. вновь начала управлять Малороссийская коллегия, которую возглавлял фельдмаршал П. А. Румянцев-Задунайский. Царское пр-во в 1775 ликвидировало Новую Сечь. Осн. часть её земель оно раздало рус. и укр. помещикам. В 1787 было образовано Черноморское казачье войско, переселённое в 1792-93 на Кубань. Группа старшины и казаков, недовольных ликвидацией Сечи, бежала из пределов Росс. империи и переселилась в тур. владения, образовав в низовье Дуная Сечь Задунайскую. В 1781 царское пр-во ликвидировало на Левобережье адм.-полковое устройство. На Левобережной, Слободской и Юж. У. в 80-х гг. 18 в. были созданы Киевское, Черниговское, Новгород-Северское, Харьковское и Екатеринославское наместничества.

2-я четв. 18 в. отмечена дальнейшим закрепощением крестьянства У. Крест. переходы всё больше ограничивались.

Феодально-крепостнические отношения во 2-й пол. 18 в. и зарождение капитализма на У. Во 2-й пол. 18 в. на У. господствовала феод.-крепостнич. система х-ва. В её недрах начинал зарождаться капиталистич. уклад, что способствовало разложению феод. способа произ-ва. Усилилось развитие товарно-ден. отношений, проникавших во все отрасли нар. х-ва. Помещики приспосабливали свои х-ва к требованиям товарного произ-ва и усиливали эксплуатацию феод.-зависимого крестьянства. Размер барщины составлял 3 дня, а в нек-рых имениях 4-5 дней в неделю. Царский указ от 3 мая 1783 юридически оформил полное закрепощение крестьян Левобережной и Слободской У. В 1785 казацкая старшина была уравнена в правах