БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321еформу ун-та. Огромное революционизирующее воздействие на передовую студенческую молодёжь Лат. Америки оказывают социалистич. преобразования в Республике Куба. Деятельность нац. союзов стран Лат. Америки координирует региональный студенческий центр - Латиноамер. континентальная орг-ция студентов (ОКЛАЕ; осн. в 1955, воссоздана на артиимпериалистич. основе в 1966).С. д. в развивающихся странах Азии и Африки отличается весьма различной степенью активности. В ряде развивающихся афро-азиатских стран (Индия, Алжир, Сирия и др.) студенты поддерживают усилия своих пр-в, направленные на создание независимой экономики и осуществление прогрессивных социальных преобразований. Нередко они подвергают критике недостаточность этих усилий. Рост С. д. в странах Азии и Африки поставил вопрос о создании здесь региональных студенческих объединений взамен распавшихся студенческих союзов, объединявших по преимуществу студентов, обучавшихся в странах Запада. В 1969 был создан Азиатский союз студентов, в 1972 - Всеафриканский союз студентов (ВАСС). В социалисгич. гос-вах, осуществивших демократич. переустройство системы высшего образования, обществ, активность студентов - часть борьбы трудящихся за подъём социалистич. экономики и культуры, за мир и социальный прогресс во всём мире. Студенческая молодёжь в социалистич. странах сочетает учёбу с участием в созидат. труде, н.-и. работе и обществ.-политич. жизни. В СССР и др. социалистич. странах студенты принимают непосредственное участие в управлении уч. заведениями, входят в состав научных, культурных, спортивных и др. обществ, орг-ций, к-рые занимаются решением вопросов учёбы, быта, труда и отдыха студенческой молодёжи. Неотъемлемым фактором обучения и воспитания специалистов в социалистич. странах является их обществ, и н.-и. работа в научно-технич. об-вах, производств, практика, тесно связанная с потребностями нар. х-ва, социалистич. и коммунистич. строительства. Широкое распространение получили конкурсы студенческих работ в области естественных, технических, гуманитарных, общественных наук. ВЛКСМ и др. братские союзы молодёжи социалистич. стран содействуют марксистско-ленинскому образованию и коммунистич. воспитанию студенчества, оказывают помощь в повышении успеваемости, развитии творческих способностей студентов, активизации их общественнополитич. работы. Проявлением высокой обществ, активности студентов стало их массовое участие в движении добровольного труда на различных участках экономич. строительства (студенческие строительные отряды в СССР, бригадирское движение в Болгарии, бригады "Фройндшафт" в ГДР и др.). Важное направление общественно-политич. деятельности студенч. орг-ций социалистич. стран - участие в междунар. студенческом движении, кампаниях антиимпериалистич. солидарности студентов, деятельности МСС. Междунар. С. д.- активный участник борьбы народов за мир, междунар. безопасность, мирное сосуществование и сотрудничество между народами. Сотни тысяч студентов разных стран участвовали в массовых демонстрациях, походах, митингах солидарности, сборе материальных средств в рамках кампании "Всемирной солидарности с борьбой вьетнамского народа за свободу, независимость и мир", объявленной на Всемирной встрече в Хельсинки в 1969, а также во всемирной кампании антиимпериалистич. солидарности "Юность обличает империализм" (1970-73). Начиная с 1959 регулярно происходят Европейские студенческие встречи (13-я встреча состоялась в 1975 в Румынии), посвящённые вопросам сотрудничества студентов европ. стран, их вкладу в укрепление европ. безопасности. Прогрессивные студенческие организации приняли деятельное участие в проходивших в Бельгии в 1972 и 1975 Ассамблеях обществ, сил за безопасность и сотрудничество в Европе, во Всемирном конгрессе миролюбивых сил в Москве (окт. 1973). Ширится движение междунар. солидарности студентов с борьбой чилийских демократов в рамках междунар. кампании "Каждый университет - центр солидарности с Чили" (объявлена МСС в 1973). Программу совместных действий в борьбе за мир, безопасность, сотрудничество и нац. независимость, за демократич. и современное образование и права студентов обсудил 11-й конгресс МСС (Будапешт, май 1974), в к-ром участвовали нац. студенческие орг-ций из 94 стран мира. Укрепляется сотрудничество МСС с др. междунар. и региональными студенческими орг-циями - Всемирной федерацией студентов-христиан, Междунар. студенческим движением за Объединённые Нации (ИСМУН - самостоятельная организация с 1954), Междунар. федерацией университетского спорта (осн. в 1957), ОКЛАЕ, ВАСС, междунар. факультетскими студенческими орг-циями. Развитие прогрессивных тенденций, всё более активное участие в борьбе за демократию, мир, безопасность и свободу народов - важнейшие отличит, черты современного С. д. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О молодежи, М., 1972; Ленин В. И., О молодежи, М., 1970; Брежнев Л. И., Молодым - строить коммунизм. [Сб.], 2 изд., М., 1974; Молодежь - наше будущее. КПСС о комсомоле и задачах коммунистического воспитания молодежи в современных условиях, М., 1974; Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Всесоюзный слет студентов, М., 1972; Коммунисты и молодежь, Прага, 1962; Баталов Э. Я., Философия бунта, М., 1973; Фальшивые пророки, М., 1973; Б а нн о в Б., Мятеж возмущенного разума, М., 1970. См. также лит. при статье Молодёжное движение. А. С. Грачёв.

СТУДЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ, составная часть рус. освободит, движения. Возникло в 1-й четверти 19 в.; приобрело важное значение в обществ.-политической жизни страны во 2-й пол. 19-нач. 20 вв. Эволюционировало от академич. целей и средств борьбы (до кон. 19 в.) к движению, политически направленному на свержение царского самодержавия (с нач. 20 в.). Оказало заметную помощь росс, пролетариату в решении им демократич. задач освободит, борьбы. Студенчество, будучи социально разнородной массой, отражало настроения различных сословий и классов, с к-рыми оно было связано. В 80-90-х гг. С. д. развивалось на почве борьбы против реакц. политики царского пр-ва в постановке высшего образования (университетский устав 1884 и циркуляры Мин-ва просвещения, грубый полицейско-адм. произвол в отношении студенчества); было направлено на завоевание академически корпоративных прав и свобод. В разночинский период освободит. борьбы (1861-95) С. д. проявилось в различных специфич. формах: коллективный бойкот лекций реакц. профессоров, неподчинение распоряжениям уч. начальства, участие в неразрешённых сходках, кратковременные забастовки, коллективные петиции, манифестации и т. п. Руководящими органами движения радикально настроенного студенчества выступали землячества - полулегальные орг-ций учащихся, возникшие в 50-60-х гг. 19 в. Студенческие беспорядки во всех высших уч. заведениях произошли осенью 1861 в связи с введением т. н. путятинских правил для ун-тов. Весной 1869 студенты Петербурга требовали корпоративных свобод. Осенью 1878 происходило движение радикально настроенной молодёжи, вызванное агитацией народников "в народ!". Осень 1879 была отмечена студенческими волнениями против передачи функций выборного профессорского дисциплинарного суда суду, назначенному правлением ун-та. В 1880 нанесено публичное "оскорбление действием" (пощёчина) представителям уч. начальства в Московском, Варшавском и Казанском ун-тах в знак протеста против полицейских актов насилия над студентами. Брожение среди столичного студенчества весной 1887 вызвано деятельностью и арестом группы народовольцев во главе с А. И. Ульяновым; осенью оно привело к закрытию почти всех высших уч. заведений. 4 дек. 1887 состоялась сходка студентов Казанского ун-та, в к-рой активное участие принял В. И. Ленин. Весной 1890 прошли волнения студентов против "реформы" Петровской с.-х. академии в духе университетского устава 1884. В разночинский период студенчество участвовало и в общедемократич. выступлениях: студенты Петерб. ун-та - в похоронах Т. Г. Шевченко 28 февр. 1861; студенты Казанского ун-та и духовной академии - в панихиде по крестьянам, убитым при подавлении Бездненского выступления 1861; движение студенческой молодёжи, связанное с массовым участием её в борьбе с голодом 1892-93, и др. Эти выступления способствовали пробуждению и росту политич. самосознания не только среди большинства студентов, но и в нар. массах. Участники С. д. пополняли ряды революц. орг-ций - народнических, а затем марксистских, социал-демократических. Во 2-й пол. 1890-х гг. произошли массовый отказ радикально настроенного студенчества присягнуть Николаю II, первая всеросс. студенческая забастовка зимой 1899 и др. выступления студентов. В пролетарский период освободит, борьбы (с 1895) под непосредственным влиянием революц. борьбы пролетариата С. д. в нач. 20 в. приняло ярко выраженный антиправительственный характер; распространились новые формы протеста: забастовка, уличная демонстрация. Крепли связи между студенч. нелегальными орг-циями разных уч. заведений и городов. В организац. к-тах, руководивших забастовками, землячествах и др. орг-циях студенчества усиливалась борьба между различными политич. группировками: в 1903 среди студенчества действовало 6 политич. групп, соответствовавших политич. группировкам российского об-ва (см. В. И. Ленин, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 7, с. 343). Это отразилось в ходе работы и решениях 2-го и 3-го всеросс. съездов представителей студенческих орг-ций (нояб. 1903, сент. 1905). (См. Всероссийские студенческие съезды.) Роль застрельщиков и руководителей выступлений учащейся молодёжи на рубеже 19-20 вв. перешла к представителям революц.-бурж. демократии, а в годы 1-й русской Революции 1905-07 - в большинстве случаев к социал-демократам. Важнейшими событиями С. д. в годы назревания революц. кризиса явились: 2-я и 3-я всеобщие студенческие забастовки зимой 1901 и 1902, в каждой из к-рых участвовало более 30 тыс. учащихся; демонстрации протеста совместно с рабочими в Петербурге, Москве, Киеве, Харькове и Казани против отдачи 183 студентов в солдаты, против "временных правил" пр-ва 29 июля 1899 и 22 дек. 1901; рабоче-студенческие демонстрации в Петербурге и Москве (ноябрь - декабрь 1904) в поддержку осн. политич. требований РСДРП. Протест учащейся молодёжи был поддержан передовыми рабочими и интеллигенцией и принял общенар. политич. характер. Политич. взгляды борющегося студенчества в этот период формировались под воздействием трёх обществ, сил: мелкобурж. демократии (эсеров и меньшевиков), бурж. демократии ("освобожденцев") и революц. социал-демократов, влияние к-рых росло с каждым годом. 2-й съезд РСДРП (1903) предложил всем местным парт, орг-циям содействовать молодёжи в усвоении социалистич. мировоззрения, помочь ей создать самостоят. opr-ции. На основе многолетнего опыта борьбы, под влиянием революц. пропаганды ленинской "Искры", политич. и организаторской деятельности большевиков демократич. студенчество стало одним из резервов пролетарского движения. В период Революции 1905-07 революц.-демократич. студенчество предоставило осенью 1905 помещения вузов для проведения политич. собраний и митингов рабочих. Оно заявило о поддержке осн. тактич. лозунгов большевиков, создавало свои боевые дружины, участвовавшие в боях на баррикадах Москвы, Харькова, Одессы. В годы реакции значит, часть студенчества отошла от революц. борьбы. Однако многочисленные студенч. большевистские орг-ции сумели возглавить студенческие волнения, происходившие в 1908 и в 1910-12. В дни Февральской революции 1917 С. д. влилось в общий революц. поток. О студенчестве в СССР см. соответствующий раздел в ст. Студенчество. Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд. (См. Справочный том, ч. 1, с. 667); Г у с я т н и к о в П. С., Революционное студенческое движение в России 1899 -1907, М., 1971; Пешников В. В., В. И. Ленин и студенческое движение в России, М-, 1973. П. С. Гусятников.

СТУДЕНЧЕСТВО, учащиеся высших уч. заведений. Термин "С." обозначает собственно студентов как социально-демографич. группу, характеризующуюся определённой численностью, половозрастной структурой, терр. распределением и т. д.; определ. обществ, положение, роль и статус; особую фазу, стадию социализации (студенческие годы), к-рую проходит значит, часть молодёжи и к-рая характеризуется определёнными социально-психологич. особенностями. С. как особая группа возникло в Европе в 12 в. одновременно с первыми университетами. Средневековое С. было крайне неоднородно как в социальном, так и в возрастном отношениях. С развитием капитализма и повышением социальной значимости высшего образования роль С. в жизни об-ва возрастает. С. является не только источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу. Хотя высокая стоимость высшего образования и наличие целого ряда др. социальных барьеров делали его доступным в большинстве случаев только для состоят, слоев об-ва и само оно давало получившим его людям значит, привилегии, уже в 19 - нач. 20 вв. С. отличалось высокой политич. активностью и играло заметную роль в обществ, жизни. В. И. Ленин в 1903 писал, что С. "является самой отзывчивой частью интеллигенции, а интеллигенция потому и называется интеллигенцией, что всего сознательнее, всего решительнее и всего точнее отражает и выражает развитие классовых интересов и политических группировок во всем обществе. Студенчество не было бы тем, что оно есть, если бы его политическая группировка не соответствовала политической группировке во всем обществе,- „соответствовала" не в смысле полной пропорциональности студенческих и общественных групп по их силе и численности, а в смысле необходимой и неизбежной наличности в студенчестве тех групп, какие есть в обществе" (Л ен и н В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 7, с. 343). Научно-техническая революция повлекла за собой крупные сдвиги в положении и составе С. Потребность в образованных кадрах повсеместно вызывает быстрый рост абсолютного числа студентов, а также их удельного веса в общей массе населения и особенно в молодёжных возрастных группах. С 1950 по 1966 численность студентов высшей школы увеличилась в мире в 3,2 раза. В 1913 число студентов на 10 тыс. населения составляло в Европе от 7 до 11, в 1934 - от 11 до 30 чел. Эта пропорция составляла в США в 1971/72 уч. г. 273, в СССР (1973/74) - 186, во Франции (1970/71) -132, в Италии (1972/73) - 118, в Великобритании (1971/72) - 94, в ФРГ (1971/72) - 66. Быстро растёт число студентов в развивающихся странах. В связи с укрупнением высших уч. заведений усиливается концентрация С., студенческие городки становятся всё более многолюдными. Растущая массовость высшего образования подрывает его былую элитарность, делает С. более демократическим по социальному происхождению. Определённые сдвиги происходят и в половозрастной структуре С., в частности увеличивается количество женщин. Несмотря на различия своего социального происхождения и, следовательно, материальных возможностей, С. связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определённую социальнопроф. группу. Общая деятельность в сочетании с терр. сосредоточением порождает у С. известную общность интересов, групповое самосознание, специфич. субкультуру и образ жизни, причём это дополняется и усиливается возрастной однородностью, к-рой не имеют др. социальнопроф. группы. Социально-психологич. общность объективируется и закрепляется деятельностью целого ряда политич., культурно-просветит., спортивных и бытовых студенческих орг-ций. Однако, несмотря на эти общие черты, С. социально неоднородно и нет никаких оснований считать его обществ, классом, как это предлагают нек-рые зап. социологи (напр., И. Л. Горовиц и У. Фридленд, США). С. не занимает самостоят, места в системе произ-ва, студенческий статус является заведомо временным, а обществ, положение С. и его специфич. проблемы определяются характером обществ, строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономич. и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования.

В капиталистич. странах, несмотря на значит, рост численности С., высшее образование остаётся классовым. Растущая стоимость высшего образования, инфляция, недостаточность числа и размеров стипендий, неподготовленность высших уч. заведений к наплыву студентов и т. д. особенно тяжело сказываются на представителях беднейших слоев об-ва. Численность детей рабочих и особенно крестьян в вузах значительно меньше, чем выходцев из ср. слоев; они также чаще отсеиваются. Во мн. странах, в т. ч. развивающихся, содержание образования не соответствует запросам жизни, архаич. система высшего образования (в частности, односторонний крен в сторону гуманитарных дисциплин) не обеспечивает подготовки специалистов того профиля, к-рый требуется нар. х-ву. В др. странах (напр., в США) перенасыщение рынка рабочей силы вызывает высокую безработицу среди квалифициров. кадров. Это сказывается на положении и настроениях С., побуждает его к протесту (см. Студенческое движение). В социалистич. странах С. представляет передовой отряд молодёжи. Если численность населения СССР в 1922-72 выросла на 55%, то число студентов вузов увеличилось в 21 раз. В 1940/41 уч. году в СССР было 812 тыс. студентов, в 1973/74 - 4621 тыс.; выпуск специалистов возрос соответственно со 126,1 тыс. в 1940 до 692,3 тыс. в 1973. Важным завоеванием является увеличение числа женщин в составе С. (с 28% в 1927/28 до 50% в 1973/74). Систематически увеличивается стипендиальный фонд и принимаются др. меры для повышения материальной обеспеченности С. Подготовит, курсы, рабфаки и сами правила приёма направлены на то, чтобы облегчить поступление в вузы представителей рабоче-крестьянской молодёжи и обеспечить равенство социальных возможностей всех классов и социальных групп. Высокая социальная активность С. выражается в том, что, помимо овладения науч. знаниями, С. активно участвует в трудовой и общественно-политич. жизни страны (летний трудовой семестр, комсомольская работа и т. д.). Коммунистич. партия и Сов. гос-во уделяют большое внимание совершенствованию системы образования и идейно-политич. воспитанию С., его вовлечению в самостоят, науч. работу, расширению культурного кругозора. Лит.: Рубин Б. Г., Колесников Ю- С., Студент глазами социолога, Ростов н/Д., 1968; Кон И. С., Студенчество на Западе как социальная группа, "Вопросы философии", 1971, № 9; Молодёжь и образование, М., 1972; Турченко В. H., Научно-техническая революция п революция в образовании, М., 1973; И конникова С. H., Молодёжь. Социологический и социально-психологический анализ, Л., 1974; Л ис о в с к и и В. Т., Дмитриев А. В., Личность студента, Л., 1974; Parsons Т., Р 1 a t t G. М., The American university, 2ed., Camb. (Mass.), 1974. См. также лит. при ст. Молодёжь. И. С. Кон. Студенчество в СССР. Сов. С. под руководством партийных и комсомольских орг-ций участвует в хоз., социально-политич., науч., культурной и спортивной жизни страны, а также в междунар. студенческом движении. Деятельность С. в СССР неразрывно связана с интересами сов. народа. В 20-е гг., следуя указанию В. И. Ленина о необходимости "... довести до конца начатое с Октябрьской революции 1917 года дело прсвращения школы из орудия классового господства буржуазии в орудие разрушения этого господства..." (Поли. собр. соч., т. 38, 5 изд., с. 116), С. способствовало "пролетаризации" высшей школы. Студенты-коммунисты участвовали в создании рабочих факультетов, К 30-м гг. изменился социальный состав студентов, среди них выросло число комсомольцев (см. Высшее образование). В годы довоен. пятилеток (1929-40) сов. С. помогало осуществлению социалистич. преобразований: индустриализации страны, коллективизации с. х-ва, культурной революции (введение всеобщего семилетнего образования, ликвидация неграмотности и др.). Тысячи студентов оказывали помощь предприятиям и стройкам, колхозам и совхозам. Комсомольские орг-ции вузов осн. внимание обращали на совершенствование уч. процесса и политич. воспитания, соединение теоретич. обучения с производств, практикой, развитие н.-и. работы. В 30-е гг. сов. студенты создавали хозрасчётные студенческие "бригады реального проектирования", науч. кружки при кафедрах; в 40-е гг. науч. кружки, бригады и др. были объединены в науч. студенч. об-ва и студенч. конструкторские бюро (см. Студенческие научные общества в СССР). В годы Великой Отечественной войны 1941-45 240 тыс. студентов стали воинами Сов. Армии. Более 1000 воспитанников МГУ в июне 1941 ушли на фронт добровольцами. В 460 вузах страны студенты учились под девизом: "Всё для фронта, всё для победы!". 150 тыс. из них совмещали учёбу с работой на производстве. В 1941 в Москве была создана студенческая секция Антифаш. к-та сов. молодёжи (с 1956 Студенческий совет СССР). После окончания войны 30 тыс. фронтовиков поступили в вузы. Они оказывали существенное влияние на студенческую молодёжь своей принципиальностью, политич. активностью и трудолюбием. В кон. 50-х гг. зародились студенч. строит, отряды, участники к-рых во время летних каникул работают на пром. и с.-х. объектах страны, прокладывают линии электропередач, жел. и шосс. дороги, строят жилые дома, школы, больницы и клубы. Студенты работают летом в торговле, в сфере обслуживания, на транспорте. В 1974 в таких отрядах было более 600 тыс. студентов. Совместный труд с рабочими и колхозниками стал школой обществ.-политич. и трудовой закалки будущих специалистов. В 60-70-е гг. сов. студенты участвовали в создании школ молодого лектора, факультетов обществ, профессий, организации всесоюзных студенческих агитпоходов и всесоюзных конкурсов студенч. работ по обществ, наукам, истории ВЛКСМ и междунар. молодёжному движению. 19-20 окт. 1971 в Москве состоялся Всесоюзный слёт студентов. В 1972-74 в 5-м всесоюзном конкурсе, посвящённом 50-летию со дня присвоения комсомолу имени В.' И. Ленина, участвовало более 1,5 млн. студентов (в первом конкурсе 1966/67 уч. г.- 86 тыс.). С 1973 проходит всесоюзная олимпиада "Студент и научно-технический прогресс". Развивается н.-и. деятельность студентов. В 1971-74 они получили св. 5300 авторских свидетельств и патентов, участвовали в выполнении более 70 тыс. работ, внедрённых в произ-во.

Студенты участвуют в создании обществ, подготовит, курсов для поступающих в вузы. Они являются членами групп нар. контроля и др. Представители студенческих орг-ций входят в Совет по высшей школе при Мин-ве Высшего образования СССР, в советы ректоров уч. заведений, в состав науч., технич., культурных, спортивных и др. обществ, орг-ций, к-рые занимаются вопросами учёбы, быта, труда и отдыха молодёжи вузов. В СССР выходит обществ.-политич. и лит.-художеств, журн. "Студенческий меридиан". Сов. студенты имеют своё спортивное об-во "Буревестник". В жизни сов. студентов большую роль играют комсомольские орг-ции. В 1974 они охватывали более 95% студентов вузов (в 1928 - 19,2%, в 1935 - 32,5%). Сов. студенты на протяжении всей истории Сов. гос-ва участвовали в междунар. движении прогрессивного С. Они входили в Коммунистический интернационал молодёжи в 1919-43, боролись за создание антифаш. фронта молодёжи в годы 2-й мировой войны 1939-45. Студенч. совет СССР сотрудничает со студенч. орг-циями более 100 стран. Представители сов. С. участвуют в работе Международного союза студентов, в мероприятиях, проводимых совместно со Всемирной федерацией демократической молодёжи (ежегодно отмечается Междунар. день студентов, организуются Всемирные фестивали молодёжи и студентов и др.). Сов. студенты - участники всемирных летних и зимних универсиад, студенческих лагерей и др. За отличную учёбу, активную обществ, деятельность, самоо