БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321ний цвета и орнаментальных вставок, планировка квартир, учитывающая своеобразие тур. уклада жизни).

В изобразит, искусстве Т. 19 в. (когда художники впервые стали выезжать для учёбы в европ. страны, преим. Германию и Францию) мастерам, имитирующим иностр. салонное искусство, противостояли живописцы, стремившиеся сочетать новоевроп. реалистические и тур. ср.-век. художеств, принципы (О. Хамди-бей и др.). X. А. Лифиж, воспроизводивший патриархальный быт старых тур. городов, возглавил в нач. 20 в. течение тур. импрессионизма. События нац.-освободит, революции 1918-23, демократич. преобразования первых лет республики нашли отражение в плакате, объединяющем черты лубка, книжной миниатюры и станковой картины, а также в жанровой живописи Н. Исмаила, И. Чаллы и др. В 1929 возник "Союз независимых художников и скульпторов", а в 1933 - "Группа Д", члены к-рых в поисках нац. самобытности обратились к хеттскому искусству (живописец и скульптор Дж. Толлу), к ср.-век. миниатюре и нар. творчеству (Дж. Дерели, Т. Заим). Многие участники "Группы Д" использовали приёмы кубизма (Н. Берк) или постепенно переходили к абстрактному искусству (С. Беркель). В укреплении реа-листич. направления в тур. искусстве 60-70-х гг. (когда в Т. интенсивно развиваются "non-арт" и др. крайне модернистские течения) ведущую роль играет монументальная скульптура (А. X. Бара, X. Гёзер, 3. Мюридоглу), а также графика (И. Балабан, выступающий и как живописец, М. Аслыер, Н. Гюнал и др.), в т. ч. сатирическая. Продолжают развиваться многие старинные художеств, промыслы (ковроделие и др.).

Илл. см. также на вклейках - к стр. 400-401 и табл. XXVII, XXVIII (стр. 368-369).

Лит.: Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 2, т. 6, кн. 1, М., 1961 - 65; Всеобщая история архитектуры, т. 8, 11, М., 1969-73; Миллер Ю., Искусство Турции, М. - Л., 1965; его же, Художественная керамика

Турции, [Л., 1972]; Y etkin S. К., L'ar-chitecture turque en Turquie, P., [1962]; В е г k N., G e z e r H., 50 yilm Turk resim ve heykeli, 1st., 1973; Sozen M., Т a-pan M., 50 yilin Turk mimarisi, 1st., 1973.

XV. Музыка

Тур. муз. фольклор родствен музыке других тюрк. народов. Напр., мани (незатейливые песни частушечного склада), кошма тюркю (мелодически развитая песня лирич. содержания) напоминают аналогичные жанры, существующие в Ср. Азии, Казахстане, Азербайджане. Традиционная тур. музыка связана с арабо-иран. культурой: бытование сходных ладов (макамов), больших циклич. форм - фасиль, напоминающих по структуре араб. нубы. В тур. нар. музыке различаются произведения с мелодией небольшого диапазона, с равномерным ритмом- кирик хава (короткая мелодия) и развитые произведения с мелодией широкого диапазона, не укладывающиеся в чёткие метроритмич. схемы (преобладает меняющееся тактовое членение) - уэун хава (длинная мелодия). Для тур. мелоса характерны частые сопоставления хроматически изменяющихся ступеней, в результате перехода из одного лада в другой. Отсюда особая "цветистость" мелодий. В тур. музыке существует большое количество ладов (макамов) - хиджаз, зен-гуле, курды, гулистан и др., но они сводятся к 13-15 основным. Своеобразна ритмика. Существуют ритмы из 3-4 и даже более 20 долей (внутри цикла ноты группируются в различные ритмич. сочетания - усули). Зачастую циклы состоят из часто меняющихся неравномерных тактов, используются нечётные размеры. Популярен аксак-ритм ("хромой" ритм). В Т. распространено унисонное пение (иногда с инструм. сопровождением, также в унисон).

Произведения такого типа - бесте - в прошлом исполнялись только мужскими хорами. Многочисленные бесте созданы в 17 в. комп. Бухури-заде Мустафой Итри-эфенди. Развитой сложной формой отличаются инструм. произведения: пешрев (вступление) - рбндообразная пьеса, к-рой открывается фасиль; таксим - пьеса им-провизац. характера, также включающаяся в фасиль. Из муз. инструментов в Т. распространены кеманча, ребаб, тамбур, уд, ковар, дюдюк, зурна, дэф, давул. Большой вклад в развитие тур. музыки внёс учёный-энциклопедист Д. К. Кантемир (в 1687-1710 находился в Константинополе). Его произв., написанные в различных жанрах тур. клас-сич. музыки, пользовались популярностью до кон. 19 в. В 16 в. в Т. проникает европ. иск-во (гл. обр. итальянское и французское). В 1828-56 в Стамбуле работал Дж. Доницетти (брат знаменитого композитора), воспитавший многих тур. музыкантов. Его ученики явились основоположниками тур. композиторской школы - Осман Ибрахим, Али Рза-бей Каптан-заде, Неджип Везир-заде и др. Однако подлинное развитие проф. музыки началось после провозглашения Тур. Республики (1923). Были открыты Стамбульская (1923), Анкар-ская (1936), Измирская (1951) консерватории, Анкарский театр оперетты (1928). Большим событием в культурной жизни страны явилось создание оперных театров в Анкаре (1950-е гг.) и Стамбуле (I960). В 30-40-е гг. выдвинулась группа композиторов, т. н. тур. пятёрка - Джемаль Рашид Рей, Хасан Фарид Алнар,

Улви Джемаль Эркин, Ахмет Аднан Сай-гун, Неджиль Кязим Аксес. Среди совр. музыкантов: комп. Бюлент Тарджан, Илхан Усманбаш, Невит Кодаллы, Фе-рит Тюзюн; скрипачка Айля Эрдуран, пианистка Идил Бирет, певица Лейла Айше Генджер, певец Айхан Баран.

В Т. работают: симф. оркестры - президентский (в Анкаре, создан на базе придворного воен. оркестра, осн. в 1826), Стамбульский городской (осн. в 1943), Измирского филармонического об-ва (осн. в 1962), инструментальные, вокальнке коллективы. В Стамбуле проводится Ме-ждунар. муз. фестиваль (2-й - в 1974).

Лит.: Виноградов В., На фестивале в Стамбуле, "Советская музыка", 1975, № 6.

Рустам-заде Заур Паша оглы.

XVI. Драматический театр

Зрелищное искусство в Т. имеет многовековую историю. Традиц. формы нар. творчества - кукольный и теневой театры (карагёз), площадные игровые представления (орта оюну) и выступления рассказчиков-импровизаторов (медда-хов) - положили начало развитию проф. тур. театра. В 19 в. в Стамбуле гастролировали европ. театр. труппы. Армяне и греки, жившие в Т., познакомившись с европ. театром, основали первые любительские кружки. В 1869 был создан театр "Гедик-паша" (руководитель А. Вардовян, псевд.-Гюллю Акоп), в репертуар к-poro вошли пьесы классиков мировой лит-ры, тур. передовых писателей (Ахмед Мидхат, Намык Кемаль и др.). Первые тур. актёры: Ахмет Фе-хим, Ахмет Неджип и др. (женские роли исполняли греч. и арм. актрисы, т. к. религия запрещала турчанкам выступать в театре). В 18S4 театр закрылся. Были предприняты попытки организовать театр в провинции. Ахмет Ве-фик-паша (переводчик и меценат) в 1879 создал в г. Бурса театр, в к-рый вошли актёры "Гедик-паша" (театр просуществовал более 3 лет). Значительной была деятельность театра "Тулуат" (Театр импровизации, рубеж 19-20 вв.), возглавлявшегося Абдурреззаком-эфенди. Реакц. политика Абдул-Хамида II затормозила развитие тур. театр. искусства. После Младотурецкой революции 1908 появились полупроф. и любительские театры. В Стамбуле открылся нац. театр "Дарюльбедайи Османи" ("Османский храм искусства", осн. в 1914, первый спектакль - в 1916, с 1934 - Гор. театр). Среди актёров этого театра были первые актрисы-турчанки Афифс, Бедиа, Пери-хан.

Большое влияние на развитие тур. театр. иск-ва оказала деятельность Мух-сина Эртугрула, пропагандиста лучших традиций рус. и сов. театра (работал с К. С. Станиславским и В. Э. Мейерхольдом; с 1927 возглавил "Дарюльбедайи Османи"; в 1925, 1927, 1934 и 1973 приезжал в СССР). Ставились произведения зап.-европ. драматургии, тур. пьесы, посвящённые национально-освободит. борьбе: "Герой" и "Родина" Фарука Нафыза, "Пастух" и "Аттила" Бехчета Кемаля Чаглара и др., позднее-драмы Назыма Хикмета: "Череп", "Дом покойника" и др. Многие годы театр был ведущим в стране. После провозглашения Тур. Республики (1923) театры возникли в Анкаре, Измире и др. городах, позднее сложившиеся как государственные, гор. и частные театры. Появились многочисл. любительские труппы. Наиболее известные театры: Большой, Анкарский художественный, Театр друзей - в Анкаре; Городской (в шести зданиях), Актёров Кентер - в Стамбуле и др. В 1934 создан первый детский театр.

Нек-рые труппы популяризируют древнее искусство карагёз и орта оюну. В репертуаре театров - пьесы тур. классиков и совр. писателей, произв. мировой классич. лит-ры, совр. драматургов, прогрессивные театры ставят рус. и сов. авторов (У. Шекспир, Б. Брехт, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, М. Горький и др.). Среди спектаклей 60-70-х гг.: "Жертва" Ган-гира Кальонджу, "Легенда о любви" Назыма Хикмета, "Жестянка" Яшара Кс-маля, "Заключённые" Мелнха Андая, "Сказка об Али из Кешана" Халдуна Taнepа и др. Ведущие актёры и режиссёры: И. Кентер, Дж. Гёкчер, В. Р. Зобу, Эркал, X. Дормен, Э. Джсззар, Г. Су-рури, М. Джанова, Б. Алчан. В стране функционируют Тур. театр. центр (президент М. Эртугрул) Междунар. ин-та театра; имеются театр. кафедра при Анкарском ун-те и Ин-т исследований о театре. В Стамбуле выходит ежемесячный журн. "Тиятро" ("Театр", с 1969). Лит.: Познаньска К., Старая и новая Турция, пер. с польск., М., 1974, с. 168 - 75; С e v d e t Kudret, Karagoz, с. 1 - 3, Ankara, 1968-70; его же, Ortao-yunu, Ankara, 1973; S e v e n g i lR. A., Turk tiyatrosu tarihi, c. 1 - 5, 1st., 19И - 1969; And M., 50 yihn Turk tiyatrosu, 1st., 1973.

XVII. Кино

В 1914 оператор Ф. Узкынай снял первый документальный фильм. В 1915 было создано Центр. армейское управление по вопросам кинематографии, деятели к-ро-го снимали видовые и документальные фильмы. Первые художеств. фильмы - "Пятерня" и "Лазутчик" (оба - 1917, реж. Седат Симави). В 1919-22 руководство кинематографией возглавляло Об-во помощи инвалидам и ветеранам войны, киноотдел к-рого поставил фильмы: "Гувернантка" (1919, по X. Р. Гюр-пынару) и "Бинназ" (1920, по Ю. 3. Ор-тачу) (реж. обоих фильмов Фехим-эфен-ди), трилогия "Учитель Биджац-эфенди", "Сон Биджан-эфенди" и "Эконом Пиджак-эфенди" (1921, реж. Шади Кара-гёзоглу).

В 1919 братья К. Седен-эфендп и Ш. Седен-эфенди создали в Стамбуле первую фирму по прокату фильмов, преобразованную в 1922 в киностудию "Кемаль-фильм". Главный режиссёр этой студии, выдающийся мастер тур. театра М. Эртугрул экранизировал неск. оперетт, снял историч. картины и драмы на совр. сюжеты. Наиболее значительный из поставленных им фильмов - "Огненная рубашка" (1923, по X. Э. Адывар) о нац.-освободит. борьбе тур. народа (в этом фильме впервые в истории нац. кино снялись актрисы-турчанки Н. Эртугрул и Б. Муваххит). В 1928 Эртугрул возглавил вновь созданную прокатно-производств. кинофирму "Ипек-фильм" (Стамбул), на к-рой им созданы первый тур. звуковой фильм "На улицах Стамбула" (1931) и киноповесть "Нация просыпается" (1933, по Н. Н. Тепеделен-лиоглу), посвящённая борьбе Т. за нац. независимость. В батальных эпизодах этой картины заметно влияние сов. киношколы (Эртугрул жил в СССР в 1925-26). В 1934 сов. реж. сняли в Т. документальные фильмы: С. И. Юткевич - "Анкара - сердце Турции", Э. И. Шуб - "Турция на подъёме", в работе над к-рыми принимали участие тур. кинодеятели. В годы 2-й мировой войны импорт иностр. фильмов сократился, что дало импульс развитию отечеств. кинематографа.

После войны выпуск фильмов увеличился, были созданы новые киностудии. Однако осн. массу кинопродукции составляли и составляют коммерческие боевики с много-числ. сценами потасовок, стрельбы, сентиментальные мелодрамы. Передовые мастера тур. кино, продолжая традиции, заложенные Эртугрулом, стремятся показать на экране жизнь тур. народа, тяжёлое положение трудящихся, их борьбу за свои права. Среди лучших фильмов с социальной тематикой: "Белый платок" (1955, реж. Л. Акад)., "Месть змей" (1962, реж. М. Эрксан), "Бесконечная дорога" (1965, реж. Д. Сахыроглу), "Четыре женщины в гареме" (1965, реж. X. Рефиг), "Надежда" (1970), "Плач" (1971), "Отец" (1972), "Товарищ" (1974), "Беспокойство" (1975) (реж. всех фильмов Й. Гюней), "Рассерженная земля" (1973, реж. Ф. Туны),"Бедрана"(1974, реж. С. Дуру), "Падшая Эмине" (1975, реж. О. Кавур). В числе ведущих актёров: Т. Шорай, Ф. Гирик, X. Кочингит, Й. Кентер, М. Юн, Т. Иигит, X. Балымир, X. Хам-заоглу. С 1955 получил развитие жанр науч. и учебных фильмов, прокат к-рых организован в 13 илах страны. В целях поощрения нац. киноискусства в Анталье и Измире с 1960 проводятся нац. кинофестивали; с этого же года тур. фильмы демонстрируются на Междунар. кинофестивалях. В 1974 поставлено 183 художеств. фильма, работало св. 3 тыс. кинотеатров (из них ок. 1500 стационарных), 10 крупных киностудий, ок. 50 различных кинофирм.

Лит.: О z 6 n N., Turk sinema tarihi, 1st., 1962. А.А.Гусейнов.

ТУРЧА (Hottonia), род многолетних водных растений сем. первоцветных. Корни отсутствуют. Листья мутовчатые, гребневидно перисторассечённые. Безлистный цветонос, возвышающийся над водой, несёт на верхушке кистевидное соцветие. Цветки неодинаковые вследствие гетеростилии. В роде 2 вида. Т. б о л о т н а я (Н. palustris) растёт в водоёмах со стоячими и медленно текучими водами в Европ. части СССР, а также в М. Азии. Т. вздутая (Н. inflata) (вздуты междоузлия) встречается в Сев. Америке.



ТУРЧАНИНОВ Иван Васильевич (24.12. 1822, Область войска Донского,- 18.6. 1901, Анна, шт. Иллинойс, США), военный деятель и публицист революционно-демократич. направления. Род. в помещичьей семье. Окончил Михайловское арт. уч-ще в Петербурге (1841) и Академию Генштаба (1852). Полковник Генштаба (1855). Будучи противником само-державно-крепостнич. строя, выехал в 1856 за границу и поселился в США, где был известен как Турчин (Turchin) Джон Безил. В письме к А. И. Герцену (1859) подверг острой критике амер. бурж. демократию. Участвовал в Гражд. войне 1861-65 в США на стороне Севера. Бригадный генерал (1863), участник рейда в Алабаму, сражений при Чаттануге и Чикамоге. В 1865 издавал в Чикаго воен.-политич. обозрение "Милитэри рамблс" ("Military Rambles"), в к-ром отстаивал революц. методы борьбы с рабовладельцами .

Соч.: Chickamauga. Noted battles for the Union during the Civil War, Chi., 1888.

Лит.: И. В. Турчанинов и его жена - Герцену, в кн.: Лит. наследство, т. 62 - Герцен и Огарев, ч. 2, М., 1955; С т а р ц е в А. И., И. В. Турчанинов и Гражданская война в США, "Новая и новейшая история", 1974, № 6. А. И. Старцев.

ТУРЧАНИНОВ Николай Степанович [1796, с. Никитовка, ныне Белгородской обл.,-26.12.1863 (7.1.1864), Харьков], русский ботаник. Окончил Харьковский ун-т (1814). Служил чиновником в разных ведомствах в Петербурге (с 1814), Иркутске (с 1828), Красноярске (с 1837). После отставки (1845) жил в Таганроге, затем в Харькове (1847). Собирал бота-нич. коллекции в Петерб. губ., Вост. Сибири, Монголии. Издал "Байкале-Да ур-скую флору" (1842-57), удостоенную Демидовской пр. Петерб. АН (1857). Описал св. 100 новых родов и св. 1000 новых видов растений из России, Китая, Монголии, Австралии, Индонезии, Филиппин, Юж. Америки, Мексики и др. Гербарий Т. (ок. 50 тыс. видов) находится в Ин-те ботаники АН УССР (Киев).

Лит.: Липшиц С. Ю., Жизнь и творчество замечательного русского ботаника-систематика Н. С. Турчанинова (1796-1863), "Ботанический журнал", 1964, т. 49, № 5 (лит.).



ТУРЧАНИНОВА Евдокия Дмитриевна [2(14).3.1870, Москва,-27.12.1963, там же], русская советская актриса, нар. арт. СССР (1943). В 1891 окончила драматич. курсы при Моск. театр. уч-ще (педагог А. П. Ленский) и вступила в труппу Малого театра. Начинала как комедийная характерная актриса и травести (Таня - "Плоды просвеще-ния" Л. Н. Толстого, Керубино - "Свадьба Фигаро" Бомарше). Нац. характер дарования Т., блестящее владение русской речью, знание старого уклада жизни помогали ей с особенным успехом играть в пьесах А. Н. Островского (ок. 70 ролей). В сов. время Т. в исполнение ряда ролей своего дореволюц. репертуара внесла социальную остроту и сатирич. краски. Её лучшие роли: в пьесах А. Н. Островского - Поликсена и Мавра Тарасовна ("Правда - хорошо, а счастье лучше"), Чебокса-рова-мать ("Бешеные деньги"), Устинья Наумовна ("Свои люди -сочтёмся"), Мур-завецкая ("Волки и овцы"); а также Богаевская ("Варвары" Горького), Миссис Хиггинс ("Пигмалион" Шоу), Горностаева ("Любовь Яровая" Тренёва). Гос. пр. СССР (1943, 1948). Награждена 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Лит.: Е. Д. Турчанинова. Сб. статей, [М.], 1959.


ТУРЧАНСКИ-СВЕТИ-МАРТИН (Tur-ciansky Svaty Martin), город в Чехословакии, см. Мартин.


ТУРЫ, кавказские каменные козлы (Turus), подрод парнокопытных животных рода козлов. 1 вид - кубанский Т. (Т. coucasica), вклю чающий 3 подвида (иногда принимаемые за самостоят. виды): восточнокавказский, или дагестанский, Т.; центральнокавказ-ский Т., или тур Гюльденштедта; запад-нокавказский Т., или тур Северцова.

Кубанский тур.


ТУРЫ (франц. tour, от лат. turris - башня), плетёные из прутьев или хвороста цилиндрич. корзины, наполнявшиеся землёй и применявшиеся с древности для устройства насыпей при возведении полевых укреплений и стр-ве различных укрытий от пуль и снарядов в сыпучих грунтах. Высота Т. была 0,8-1,3 м, диаметр до 1 л. При необходимости устройства высоких насыпей Т. устанавливались в неск. рядов друг на друга. С появлением нарезной артиллерии (2-я пол. 19 в.) Т. утратили значение.

ТУРЬИНСКИЕ РУДНИКИ, прежнее (до 1944) название г. Красиотуръинск в Свердловской обл. РСФСР.

ТУРЬЯ, река в Свердловской обл. РСФСР, прав. приток р. Сосьва (басс. Оби). Дл. 128 км, пл. басс. 1160 км2. Берёт начало на Сев. Урале. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Ср. расход воды в 72 км от устья 2,64 м3/сек. Замерзает в 1-й пол. ноября, вскрывается в конце апреля - 1-й пол. мая. Используется для пром. и бытового водоснабжения. На Т.-Богословское водохранилище (6 км2), гг. Карпинск и Краснотурьинск.

ТУРЬЯ, Т у р и я, река в Волынской обл. УССР, прав. приток р. Припять (басс. Днепра). Дл. 184 км, пл. басс. 2800 км2. Берёт начало на Волынской возв. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Ср. расход воды в 20 км от устья 9 м3/сек. Замерзает в ноябре - декабре, вскрывается в конце февраля - начале апреля. На Т.- г. Ковель.

ТУСАР (Tusar) Властимил (18.10.1880, Прага,- 22.3.1924, Берлин), чешский по-литич. деятель. В 1900-03 секретарь профсоюза работников торговли в Праге. В 1903-11 в Брно редактор, а затем гл. редактор с.-д. газ. "Ровност" ("Rovnost"). В 1911-18 деп. рейхсрата от Чехосла-вянской с.-д. рабочей партии. Во время 1-й мировой войны 1914-18, являясь секретарём Чеш. союза (объединение депутатов парламента от основных чеш. по-литич. партий), проводил проавстрийскую политику. После образования в 1918 Чехословацкой республики возглавлял в 1919-20пр-во т. н. красно-зелёной коалиции (правые с.-д., социалисты, аграрии). В 1921-24 посланник в Германии.

ТУСИ, учёный-энциклопедист 13 в.; см. Насирэддин Туей.



ТУСКАРОРА, злак из рода зизания, дико растущий в Сев. Америке.

ТУСКАРОРА (Tuscarora), прежнее назв. Курильской впадины (см. Курило-Кам-чатский жёлоб), употреблявшееся до нач. 50-х гг. 20 в. Названа именем океанографич. судна амер. экспедиции, проводившей в 1873-76 изыскания по проектируемой трассе подводного кабеля Сан-Франциско - Йокохама и впервые открывшей впадину глуб. св. 8000 м.


ТУСКАРОРЫ, одно из индейских ирокезских племён; см. Ирокезы.


ТУС КИИЗ, в народном иск-ве Казахстана и Киргизии - настенный войлочный ковёр, украшенный аппликацией из красного, чёрного или синего сукна, часто сочетающейся с вышивкой (цветными шелками, золотой нитью) и металлич. нашивками.



ТУСНАК, категория зависимого населения в ср.-век. Башкирии, по правовому положению приближавшаяся к рабам.

ТУСОН (Tucson), город на Ю.-З. США, на р. Санта-Крус, в шт. Аризона. 285 тыс. жит. (1974). Трансп. узел Центр р-на орошаемого земледелия, пастбищного животноводства и горнодоб. пром-сти (медь, полиметаллы, урановая руда). Авиаракетная, радиоэлектронная, металлообр., пищ. пром-сть. Цветная металлургия. Климатич. курорт. Ун-т.

ТУСПАН-ДЕ-РОДРИГЕС-КАНО (Tux-pan de Rodriguez Саnо), город на В. Мексики, в шт. Веракрус. 65,2 тыс. жит. (1970). Порт на берегу. Мексиканского зал., в устье р. Туспан. Центр добычи и переработки нефти. Деревообр., кож. пром-сть.


ТУССЁЛЬ (Tousseul) Жан (псевд.; наст. имя и фам. Оливье Деже; Degee) (7.12.1890, Ланденн-сюр-Мёз, близ г. На-мюр,-9.2.1944, Сей, близ г. Льеж), бельгийский писатель. Писал на франц. яз. Переменил много профессий. В 1916 опубл. сб. рассказов и стихов "Для друзей". В след. сб-ках писатель с сочувствием и горечью пишет о тяжёлой жизни и труде бедняков ("Смерть Маленькой Бланш", 1918, и др.). За антивоенные статьи в 1919 был заключён в тюрьму. В 20-е гг. был связан с "Кларте". Лучшее в творчестве Т.- автобиографич. роман "Жан Кларамбо" (т. 1-5, 1927-36) и трилогия "Тетрадь Франсуа Стиенона" (т. 1-3, 1938). В первом показан мир простых тружеников. Действие трилогии о крест. роде Стиенонов происходит в 19 в. Симпатии автора на стороне забастовщиков, обездоленных крестьян, парижских коммунаров. В произв. 30-х гг. наряду с идеализацией патриархальных форм жизни усиливается налёт мистицизма ("Итоги", 1936).

С о ч.: Feuillets rustiques, Brux., 1962; Almanach et tablettes, Brux., 1963; в рус. пер.- История одного бедняка. Рассказы. М.- Л., 1927.

Лит.: D e m e u s e P., Introduction a Jean Tousseul, [Brux.], 1942. И. Н. Пожарова.


ТУССЕН-ЛУВЕРТЮР (Toussaint Lou-verture) Франсуа Доминик (20.5.1743 - 27.4.1803), руководитель освободит. борьбы Гаити. Род. в Сан-Доминго (зап. часть о. Гаити) в семье раба, был продан французу, работал кучером. В 1791 участвовал в восстании негров-рабов Сан-Доминго против франц. колон. гнёта. Во время начавшейся в 1793 войны Франции с Испанией, владевшей вост. частью острова, перешёл на сторону испанцев, обещавших отменить рабство, но после принятия респ. Францией декрета об отмене рабства (1794) выступил против испанцев и нанёс им ряд поражений, в результате чего Испания отказалась в пользу Франции от своей части острова (1795). Т.-Л. получил звание генерала и стал (в 1797) главнокомандующим вооруж. силами Сан-Доминго. В 1798 изгнал с острова англ. оккупац. войска, занимавшие с 1793 ряд зап. р-нов. В янв. 1801 Т.-Л. провозгласил отмену рабства на всей терр. острова, фактически приобретшего самостоятельность, и с июля стал его пожизненным правителем. В 1802 армия Т.-Л. оказала решительное сопротивление франц. войскам, пытавшимся вновь подчинить остров. Т.-Л. был предательски арестован и вывезен во Францию, где и умер в крепости Жу.


ТУСТЕП (англ. two-step, от two - два и step - шаг), бальный танец. Возник в США в нач. 20 в. В Европе стал популярен с 1920-х гг. Муз. размер 2/4. Основные движения: два быстрых шага (на 1-ю долю такта) и один медленный (на 2-ю).


ТУСТЛА-ГУТЬЕРРЕС (Tuxtla Gutier-rez), город на Ю.-В. Мексики, адм. ц. деп. Чьяпас. 69,3 тыс. жит. (1970). Торг. центр с.-х. р-на. Пищ., деревообр., кож. предприятия.


ТУТАЕВ (до 1918 - Романов-Борисоглебс к), город, центр Тутаев-ского р-на Ярославской обл. РСФСР. Расположен на р. Волге, в 38 км к С.-З. от Ярославля. Пристань (на прав. берегу). Ж.-д. веткой (15 км) соединён со станцией Чебаково (на линии Ярославль - Рыби