БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321 был в кон. 15 в. Лютфи Такади (казнён в 1494 как еретик). Для 2-й пол. 15-16 вв. характерен интерес к навигации и географии. В нач. 16 в. из завоёванных Сирии и Египта было вывезено много араб. рукописей, содержавших геогр. описания и лоции. Тур. адмирал Пири Реис, критически переработав многие не дошедшие до нас португ. и венецианские источники, в 1513 составил карту мира, а в 1523- мор. атлас "Бахрие", остававшийся справочником в продолжение всей эпохи парусного флота. Сиди Али Реис оставил труды "Мухит" ("Океан" - навигац. описание Индийского ок.), "Мират аль-Малик" ("Зеркало стран" - странствия по Ю. Азии и Бл. Востоку). Ценные исто-рико-геогр. сведения содержатся в описании путешествия в Китай Али Экбера

Хатая, в кн. "Маназир аль-авалим" ("Зрелище миров") Мехмета Ашика и др. В 17 в. наиболее известны энци-клопедич. сводка Кятиба Челеби (Хаджи Халифе), впервые сопоставившего (в кн. "Джиханнума"-"Зеркало миров") данные европ. и араб. космогра-фии, и 10-томная "Книга путешествий" влии Челеби (описания Турции, Ю. России, Балкан, Центр. Европы, Египта).

В 18 в. возросло влияние европ. науч. лит-ры, чему способствовало основание в 1727 первой тур. типографии. Геогра-фич. сведения содержатся в многочисл. "Сефаретнаме" - описаниях посольств в европ. и др. странах. Появляются науч. работы в области математики (Геленбеви Исмаил-эфенди), картографии, изучения флоры и фауны Т. Мировую известность в 18 в. получило тур. цветоводство (культура тюльпанов, роз). В 1737 открыто первое в Т. уч. заведение с преподаванием точных наук (Инж. арт. школа в Ускюдаре). В Стамбуле в 1761 основана инж. школа для навигаторов, артиллеристов и фортификаторов, в 1773 - Мор. инж. училище (ныне Стамбульский технич. ун-т), в 1795 - Сухопутное инж. училище ("Мюхендисхане"), на базе к-рых начали создаваться нац. инж. кадры. В период реформ Махмуда II основано Воен.-мед. училище (1826). В 20- 30-е гг. 19 в. выделялись математики Хюсейн-эфенди и Исхак-эфенди, анатом и медик Шанизаде Атауллах, медик Муста-фа Бехмет-эфенди и др. Появился интерес к исследованию минер. ресурсов Т.: в 1828 открыты угольные месторождения в Сев. Анатолии - Зонгулдакский бассейн; в сер. 19 в. началась разработка месторождений медных и железных руд, магнезита и др. полезных ископаемых. Нек-рым стимулом для становления науки в Т. послужили реформы танзимата. Были основаны с.-х. училище и Школа ветеринаров (1847), Лесная школа (1858), Гражд. мед. училище (1866). Первые науч. об-ва - Тур. медицинское (1856), Османское научное (1861) - были осн. гл. обр. для популяризации европ. науки, однако в них велись и оригинальные исследования (особенно в области математики - Видинли Тевфик-паша, Салих Зекль). В 1884 открыта школа гражд. инженеров, в 1895 - гражд. вет. школа. В кон. 19 в. проводились прикладные исследования по ветеринарии, лесному делу, с. х-ву.

После Младотурецкой революции 1908 велось (с участием как тур., так и франц. и нем. специалистов) изучение природных ресурсов Т. В 1909-13 были разведаны месторождения хромитов и бокситов в Тавре, борное (пандермитовое) месторождение близ Бандырмы, ртутно-сурьмяные руды в Центр. Анатолии.

Науч. исследования велись в науч.-преподават. центрах, созданных на терр. Т. при участии иностр. держав - Германии, Франции, а с нач. 20 в. и США. В 1912 при амер. Роберт-колледже (осн. в Стамбуле в 1863) создан инж. факультет, ставший центром пром.-технологич. исследований и разработок. Во время войны за независимость и последовавших реформ Ататюрка науч. деятельность в Т. оживилась. Были основаны новые науч. об-ва: в Стамбуле - химическое (1919), электрорадиографическое (1924), микробиологическое (1931) и хирургическое; в Анкаре - ветеринарное (1930) и др. Формировались нац. науч. кадры в области математики (Хусни Хамид-бей и его школа), медицины (Ассаф Дервиш-паша, Ахмед Бурханеддин, Мустафа Шевкет-бей, Нешет Эвгер-бей, Тевфик Ремзи), радиологии (Субхи Нешад-бей и его школа). Появились новые науч. центры. В 1933 в Стамбульском ун-те созданы физико-математич., мед. и др. ф-ты, а также н.-и. геогр. ин-т. В Анкаре были основаны Пед. ин-т им. Ататюрка (1926) и ин-т по изысканию и исследованию полезных ископаемых (1935). После 2-й мировой войны в Т. возникли науч. об-ва: геологич. (1946), биологич. (1949); н.-и. ин-ты: стандартов (1960), науч. и технологич. исследований Мраморного м. (1972); ун-ты: Анкарский (1946), Средневосточный технич. в Анкаре (1956, на средства спец. фонда ООН), Эгейский в Измире (1955), им. Ататюрка с н.-и. ин-том с. х-ва в Эрзуруме (1957), Черноморский технический в Трабзоне (1963), Босфорский в Стамбуле (1971). Б. Л. Старостин.

2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Философия. Филос. мысль в Т. в период феодализма (14-18 вв.) развивалась под влиянием осн. течений мусульм. ср.-век. философии (см. Ислам), особенно трудов Ибн аль-Араби, Газали и Ибн Рушда. Среди тур. мыслителей того времени наибольшую известность приобрёл шейх Бедреддин Симави, отстаивавший пантеизм, извечность мира, идею социального равенства. Начавшееся в 16 в. наступление реакц. духовенства привело к засилью релит. фанатизма и застою в культуре.

Со 2-й пол. 19 в. в Т. возникают фи-лос. течения, испытавшие влияние зап. бурж. философии. Под влиянием Великой Окт. социалистич. революции в Т. стали распространяться идеи марксизма, в пропаганде к-рых видную роль сыграли М. Субхи и ТТТ. Хюсню.

Работы Зии Гёкальпа, сторонника учения Э. Дюркгейма, положили начало развитию социологии в Т. В совр. условиях наряду с эмпирич. социологич. исследованиями различных аспектов жизни общества (Н. Абадан, М. Кирай) тур. социологи обращаются к общим проблемам экономич. и социально-политич. развития страны. Многие социологи (X. 3. Ульген, М. Н. Чанкы и др.) стоят на идеалистич. позициях. Ряд учёных (Д. Авджиоглу, М. Сойсал и др.) пропагандируют социалистич. идеи. Острая борьба развернулась вокруг вопроса о роли религии. Реакц. "традиционалистское" течение (А. Ф. Башгиль, А. Ялман, А. X. Башар), видя в исламе силу, способную противостоять росту влияния социалистич. идей в Т., выступило против принципа лаицизма (светского гос-ва). Другие бурж. учёные (Н. Беркес, Т. 3. Туная, Ш. Мардин) последовательно защищают идею лаицизма и разоблачают реакц. деятельность духовенства.

Получили распространение различные варианты "турецкого социализма", в основе которых лежат идеи мелкобурж. "исламского социализма", буржуазно-националистические (Дж. С. Барлас), социал-реформистские (X. Озген, М. Ай-бар), левацкие (М. Белли, Д. Перинчек) концепции. Вместе с тем работы Б. Бо-ран, С. Арена и др. свидетельствуют о растущем влиянии идей науч. социализма. Социологич. исследования ведутся на факультетах Стамбульского и Анкарского ун-тов. Издаётся социологич. журнал "Sosyoloji dergisi" (с 1945). М. С. Мейер.

Историческая наука. К числу самых ранних историч. сочинений на тур. яз. относятся анонимные летописные труды по османской истории (нач. 15 в.). Осн. формой историч. сочинений в ср. века были династийные хроники придворных биографов ("шахнамеджи"). Среди хронистов 15 в. наиболее известны Урудж бен Адиль, Ашикпашазаде, Нешри. Крупнейшими представителями тур. феод. историографии, расцвет к-рой приходится на 16-18 вв., были Ибн Кемаль, Са-деддин, Печеви, Мюнеджимбаши, Найма. Традиции феод. историографии сохранились и в 19 в. (Джевдет-паша, Ве-фик-паша и др.).

Зарождение бурж. историч. науки в Т. относится к периоду танзимата. В работах тур. историков 2-й пол. 19 в. проявляется стремление преодолеть опи-сательность ср.-век. хроник, усвоить идеи и методы европ. историч. науки. После Младотурецкой революции 1908 было создано Об-во османской истории, поставившее своей целью изучение и публикацию архивных документов. В Стамбульском ун-те началась подготовка историч. кадров. Однако общий уровень тур. историч. науки в этот период оставался низким, исследования носили под-ражат. характер, повторяя в основном работы европ. авторов.

Новый этап в развитии тур. историографии начался после победы Кема-листской революции. Созданное в 1931 Об-во по исследованию тур. истории (преобразовано позже в Тур. историч. об-во) под непосредственным влиянием Ататюрка провозгласило гл. задачей исследователей более глубокую разработку истории Т. с целью разоблачения тенденциозных взглядов европ. бурж. историков, рассматривавших турок как второстепенную нацию и преуменьшавших значение вклада тур. народа во всемирную историю. Новые взгляды (т. н. нац. концепции) нашли своё отражение в 4-томной "Истории", давшей официозное толкование тур. истории с древнейших времён до респ. периода включительно. Однако в борьбе за пересмотр истории страны тур. историки нередко вставали на позиции крайнего национализма, во многих работах получили распространение идеи пантюркизма. Была начата разработка проблем социальной, экономич., культурной и религ. жизни тур. общества; наряду с работами по османской истории всё больше внимания стало уделяться истории Сельджукидов М. Азии 13-14 вв., этногенезу турок, древнейшей истории тюрк. народов, истории материальной культуры. Большой вклад в развитие тур. историографии в 30-40-е гг. внесли М. Ф. Кёпрюлю, А. Р. Алтынай, И. X. Узунчаршылы, А. Инан. Благодаря их работам значительно расширилась источниковедческая база исследования за счёт архивных материалов, документов вакуфов, лит. произведений и фольклора, историч. источников соседних народов.

После 2-й мировой войны и особенно в 50-60-е гг. в трудах тур. историков значит. место заняли проблемы новейшей истории, в особенности нац.-освободит. войны тур. народа под рук. Ататюрка и кемалистских реформ (исследования Ю. X. Баюра, Ф. Г. Уната и др.). Началось интенсивное изучение истории Т. 19 - нач. 20 вв., в частности причин превращения Т. в полуколонию империали-стич. держав (труды Э. 3. Карала, Т. 3. Туная, Н. Беркеса, Ш. Мардина и др.). Проблемы социально-экономич. и политич. развития османского общества в ср. века разрабатывались в трудах О. Л. Баркана, М. Акдага, X. Иналджи-ка, Т. М. Гёкбильгина, А. Н. Курата, С. Танселя, А. Гёкпынарлы. В ряде работ тур. историков наметился сдвиг к более глубокому науч. анализу. В работах нек-рых историков, левых политич. деятелей и журналистов (Б. Боран, М. Тун-чай) исследуются проблемы развития обществ. мысли, зарождения и развития рабочих и социалистич. организаций. В бурж. историографии значит. место занимают исследования по истории тюрк. народов (О. Туран, М. А. Кеймен, И. Кафесоглу), этнографии (X. Барлас, К. Гюнчер), археологии (Ш. А. Кансу, А. М. Манзель), истории искусства Т. (О. Асланпа) и ряду прикладных историч. дисциплин. Однако науч. значение большинства этих работ, содержащих большой фактич. материал, обесценивается националистич. и даже шовини-стич. взглядами их авторов.

Осн. историч. исследования координируются Тур. историч. об-вом и ведутся в ун-тах, при к-рых существуют исследовательские ин-ты, в т. ч. в Стамбульском - Ин-т экономич. и социальной истории, Востоковедческий и Тюрколо-гич. ин-ты, Ин-т исламоведческих исследований; при Анкарском - Ин-т истории, Ин-т истории тур. революции. В Анталье действует Центр археологич. исследований.

Материалы историч. исследований публикуются в журналах Тур. историч. об-ва: "Belleten" (с 1937), "Belgeler" (1964); Стамбульского ун-та: "Tarih der-gisi" (с 1949), "Turkiyat mecmuasi" (с 1925), "Vakiflar dergisi" (с 1947), "Iktisat fakultesi mecmuasi" (c 1939); Ан-карского ун-та: "Tarih arastirmalan dergisi" (c 1963), "Dil ve tarih-cografya fakultesi dergisi" (c 1942). М. С. Мейер.

Экономическая наука. Разработка нац. экономич. концепций в Т. практически началась после победы нац.-освободит. движения под рук. М. К. Ататюрка (1922). До этого тур. экономисты придерживались различных теорий западноевроп. бурж. политич. экономии.

Формирование экономич. науки в Т. происходило в тесной связи с практич. потребностями развития её нар. х-ва. В первые годы существования Тур. республики, когда правительство проводило курс поощрения частного капитала, приоритет имели концепции "экономического либерализма" и привлечения "нейтрального", "неэксплуатирующего" иностр. капитала (белы., швед., польск., голл. и др.). С переходом в 30-х гг. к политике гос. капитализма осн. внимание тур. экономисты стали уделять анализу роли и места государства в системе обществ. производства, теоретич. проблемам взаимоотношений гос. и частного секторов экономики, перспективам их развития. При этом высказывались различные точки зрения. Бурж. апологеты (Т. Альп, А. X. Башар, Дж. Кутай) с целью затушевать классовую природу гос. капитализма трактовали его в качестве метода удовлетворения "всеобщих интересов нации" и обеспечения "классовой гармонии". Мелкобуржуазные радикалы (Ш. С. Айдемир, Я. К. Караосманоглу, В. Н. Тёр, И. X. Тёкин) рассматривали его как особый (не капиталистический и не социалистический) способ обществ. производства, с элементами, присущими якобы только Т. Экономисты леводемократич. убеждений рассматривали гос. капитализм не как альтернативу капитализма, а, наоборот, как средство, призванное форсировать становление капиталистич. способа производства.

После 2-й мировой войны в экономич. политике Т. преобладала установка на свёртывание гос. предпринимательства и возврат к политике "экономич. либерализации". Для 40-50-х гг. стала вновь характерна приверженность тур. экономич. науки (начиная с политэкономич. терминов и кончая трактовкой социально-экономич. процессов) к теоретич. и мето-дологич. основам различных школ бурж.-политич. экономии стран Запада.

Благоприятные условия для разработки тур. экономистами теорий, отличных от офиц. концепции, сложились лишь после гос. переворота 27 мая 1960. Кроме внутр. условий, этому способствовали и внеш. факторы: победа социализма в ряде стран Европы и Азии, крушение колон. системы империализма, распространение в развивающихся странах концепции некапиталистич. пути развития. Наряду с офиц. экономич. доктриной, придерживающейся традиционно-консервативных установок "умеренного прогресса в рамках законности и порядка" (Ш. Билькур, О. Дж. Сардж, М. Эте), в Т. были разработаны концепции и теории, не поддерживаемые правящими кругами: концепция "направляемого капитализма", представляющая собой конгломерат идей, заимствованных из бурж.-экономич. учений 19 в., кейнсианства и кемализма, и предусматривающая преодоление общественно-политич. кризиса в стране на базе принятия последовательно капиталистнч. решений под прикрытием фразеологии о "социальной справедливости", "народном государстве", "развитии в условиях демократии" и т. д. (Б. Эджевит, И. Гиритли, С. Кючюк и др. сторонники курса "левее центра", провозглашённого Народно-республиканской партией); теория т. н. нового эта-тизма или "национального" ("демократического") социализма, эклектически сочетающая в себе идеи кемализма, социал-реформизма (лейбористского толка) и некапиталистич. пути развития (Д. Авд-жиоглу, М. Аксой, М. Сойсал); теория некапиталистич. пути развития, отстаиваемая Рабочей партией и содержащая наряду с науч. положениями ряд догма-тич. постулатов (Б. Боран, Ф. Наджи, С. Аксой, X. Айтекин).

В 60-70-х гг. возросло число учёных-экономистов, к-рые в своих исследованиях всё более опираются на марксистско-ленинскую экономич. теорию, используя её категории и методологию.

Между сторонниками различных экономич. концепций борьба ведётся по теоретич. проблемам развития нац. капитализма и системы "смешанной экономики", агр. вопросу, проблемам индустриализации, границ и возможностей планирования нар. х-ва. Необходимость составления экономич. планов развития страны поставила перед тур. экономистами задачу анализа нац. дохода.

Центры экономич. науки - ряд гуманитарных факультетов ун-тов, при к-рых функционируют н.-и. ин-ты, направляющие исследовательскую работу по экономическим специальностям. Экономич. исследования ведутся в ун-тах

Анкары, Стамбула и Измира. Аналитич. прикладные исследования осуществляют Гос. плановая орг-ция, исследовательские центры др. гос. организаций, ведающих вопросами социально-экономич. развития (отраслевых министерств, управлений гос. предприятий, крупных гос. банков), а также частные экономич. центры: Тур. экономич. об-во, Союз торг, и пром. палат и товарных бирж, иссле-доват. группы ряда крупных частных банков ("Ишбанкасы", "Яны ве креди банкасы", "Акбанк") и отд. компаний.

Экономич. журналы и газеты: "Eko-nomi" (с 1944), "Istanbul ticaret odasi mecmuasi" (с 1884), "Turkiye iktisat ga-zetesi" (c 1952). П.П.Моисеев.

Языкознание. Системное описание и науч. изучение тур. языка началось в сер. 19 в. в эпоху Танзимата: было издано много грамматик, учебников, трактатов, Шемсеттин Сами создал "Словарь турецкого языка" ("Kamus-i Turki", 1899-1901). В 19 в. исследования османского лит. языка (см. Турецкий язык) находились под сильным влиянием традиций араб, лингвистич. школы и не отражали многих типологич. особенностей тур. языка.

Возникшая после нац.-освободит, революции 1918-23 проблема создания новых форм лит. тур. языка, близких к нар. языку, изменила ориентацию и методы исследования. Мероприятия по языковому строительству, включая реформу алфавита 1928, получили наименование "языковой революции" (Dil Devrimi) и связаны с деятельностью Тур. лингвистич. об-ва (Turk Dil Kurumu, 1932).

Значительны успехи тур. лексикологии и лексикографии: нормативный толковый "Словарь турецкого языка" ("Turkic Sozluk", 1945), "Словарь диалектной лексики" Омера Асыма Аксоя ("Derleme Sozlugu", т. 1-8, 1963-75), "Исторический словарь турецкого языка" Омера Асыма Аксоя и Д. Дильчина ("Та-rama Sozlugu", т. 1-7, 1963-74), "Словарь неологизмов" А. Пюскюллюоглу ("PZ Tiirkce Sozcukler ve Terimler Sozlugu", 1966), "Словарь турецкого арго" Ф. Де-веллиоглу ("Turk Argo Sozlugu", 1970), "Орфографический словарь" ("Yeni Imla Kilavuzu", 1970), энциклопедич., переводные и терминология, словари.

Ведутся исследования в области тур. диалектологии (работы А. Джафероглу, О. А. Аксоя, X. 3. Кошая, О. Айдына), грамматики (по морфологии и синтаксису - работы А. Д. Эмре, Т. Н. Генджана, В. Хатибоглу), фонетики (Т. Бангуоглу). Среди работ по истории, развитию, совр. состоянию и изучению тур. языка наиболее крупными являются исследования К. Эрена, X. Куна, А. Дильачара, А. С. Левента. Широко публикуются памятники тур. и тюрк, лит-ры с переводами и комментариями, в т. ч. и уникальные рукописи, находящиеся в книгохранилищах Турции: "Словарь тюркских языков Махмуда Кашгарского", переведённый Б. Аталаем ("Divanti Lfi-gat-it-Turk Tercumesi", т. 1-3, 1939-72), "Кутадгу билиг" ("Kutadgu Bilig", т. 1-3, 1942-43), "Деде Коркут" ("Dede Korkut Kitabi", т. i-2, 1958-63; издан Мухарремом Эргином е индексом и грам-матич. очерком).

Осн. языковедческие центры: Анкар-ский ун-т; Об-во тур. языка (Turk Dil Kurumu, Анкара); Стамбульский ун-т. Осн. периодич. лингвистич. изданиями являются ежегодник "Turk Diliara?tirmalan Yilhgi Belleten" (с 1953) и журналы ("Turk Dili", с 1951, и др.).

Л. Н. Баскаков.

3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Единая система науч. учреждений и единый координирующий центр отсутствуют. Некоторые координирующие функции выполняют Гос. плановая организация, определяющая осн. направления н.-и. работ, Тур. науч.-технич. исследовательское об-во (осн. в 1963, подчинено Совету Министров) и ряд министерств. С 60-х гг. на н.-и. работы выделяется 0,4% валового нац. продукта, ок. 400 млн. лир (в 1970 выделено лишь 0,35%), к-рые распределяются приблизительно поровну между гос. и частными науч. учреждениями. Кроме того, создан спец. фонд (400 млн. лир) для развития пром. н.-и. работ в гос. секторе. Осн. масса н.-и. работ приходится на ун-ты, в к-рых, кроме собственных н.-и. работ, осуществляются изыскания по договорам с гос. и частными предприятиями. Н.-и. группами располагают многие министерства. Крупные частные предприятия имеют лаборатории с небольшим штатом науч. сотрудников. Ограниченную науч. работу проводит Тур. науч.-технич. исследовательское об-во (издаёт информац. бюллетень "Указатель по турецкой науке"). Общая численность науч. работников ок. 10 тыс. чел., из к-рых 38% - в медицине, 26% - в с. х-ве, 22% - в технике, 10% - в гуманитарных науках. Науч.-технич. прогресс вызвал повышенный спрос на кадры высшей квалификации, к-рые пока не могут удовлетворить вузы страны. Однако тур. учёные в поисках лучших условий н.-и. работы эмигрируют в про-мышленно развитые капиталистич. страны Америки и Европы; "утечка умов" наносит большой ущерб развитию н.-и. работ. Г. И. Старченков.

XII. Печать, радиовещание, телевидение

В 1976 в Т. издавалось св. 900 газет и 600 журналов; большая часть их выходит в Стамбуле и Анкаре, в основном на тур. языке. Наиболее влиятельные: ежедневная газета "Адалет" ("Adalet"), с 1962, тираж 16 тыс. экз., поддерживает ДП; "Барыш" ("Ban?"), с 1972, 10 тыс. экз., неофиц. орган НРП; "Гюнайдын" ("Gun-aydin"), с 1968, 500 тыс. экз.; "Джумху-риет" ("Cumhuriet"), с 1923, 100тыс. экз., одна из наиболее влиятельных и информированных газет Т.; "Дюнья" ("Dunya"), с 1951, 14 тыс. экз., газета правого направления; "Истанбул" ("Istanbul"), с 1949, 50 тыс. экз., газета правого направления; "Миллиет" ("Milliyet"), с 1950, 350 тыс. экз., газета с буржуазно-либеральным уклоном; "Ресми газете" ("Т. С. Resmt Gazete"), с 1920, офиц. газета, правительств, вестник; "Сон ха-вадис" ("Son Havadis"), с 1952, 34 тыс. экз., фактич. орган ПС; "Терджюман" ("Tercuman"), с 1961, 400 тыс. экз., газета правого направления; "Хюрриет" ("Hurriyet"), с 1948, 600 тыс. экз. Журналы: "Янкы" ("Yanki"), с 1972, 4,5 тыс. экз.; "Еди гюн" ("Yedi gun"), с 1972, поддерживает НРП; "Озгюр инсан" ("Ozgur insan"), с 1972, теоретич. орган НРП.

Анатолийское агентство (АА), ведущее информац. агентство, осн. в 1920; акц. об-во, большинство акций принадлежит пр-ву. Имеются неск. частных агентств;

Об-во радиовещания и телевидения, осн. в 1964; смешанное об-во с преобладанием гос. капитала. Радиопередачи с 1927; на заграницу ведутся на англ., араб., болг., греч., нем., рум., серб.-хорв., тур., франц. языках. Телевизионные передачи С 1968. Н. Нестеров.

XIII. Литература

Древнейшие произведения тур. фольклора сохраняют доисламские мифы о сотворении мира и происхождении человека. Из памятников героич. эпоса наиболее значителен вобравший такие мифы цикл "Огг/з-наме". Послеисламской формой огузского эпоса явился цикл, связанный с именем деде Коркуда (см. \Kuma6u деде Коркуда). К более позднему фольклору (с 13 в.) принадлежат легендарные сказания, построенные на историч. основе. Особой славой пользуется цикл да-станов о Кёр-оглы. Значит, место занимают романтич. рассказы х и к я е, произведения т. н. лубочной лит-ры, сказки - волшебные, бытовые, шуточные и т. п., басни о животных, анекдоты (в т. ч. о Ходже Насреддине), пословицы, поговорки, загадки. Всегда были особенно популярны четверостишия-частушки м а-н и, лирич. песни тюркю и кошма, песни хулы т а ш л а м а.

Турки, сравнительно поздно приобщившиеся к исламу, восприняли также и мусульм. культуру. В гос-ве Сельджуки-дов Рума араб, язык был языком религии и науки, а персидский - языком придворной поэзии. Первые точно датированные произведения письменной лит-ры, созданной в М. Азии на тур. языке, относятся к сер. 13 в. Первые произведения ранней тюркоязычной или т. н. староанатолийской лит-ры (