БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321для сжигания топлива тяжёлых сортов и техобслуживания на борту судна, а также авиационные газовые турбины с редуктором. Мощность газотурбинных установок трансп. судов 0,07-14,5 Мет, удельный эффективный расход топлива 285-330 г/(квт -ч), частота вращения турбины 5000-8000 об /мин. Перспективно применение газовых турбин мощностью 6-37 Мет в качестве гл. двигателей крупных судов с горизонтальным способом погрузки, паромов, судов ледового плавания и т. п., а также как вспомогат. двигателей.

Лит.: Петровский H. В., Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация, М., 1966; Гаврилов В. С., Камкин С. В., Шмелев В. П., Техническая эксплуатация судовых дизельных установок, М., 1967; ПлаксионовН.П., Берете А. Г., Судовые турбинные установки, М., 1973; Справочник судового механика, под ред. Л. Л. Грицая, т. 1-2, М., 1973-74. Г. И. Белозерским, В. В. Маслов.

СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ, устройство для преобразования к.-л. энергии в полезную работу движения судна. С. д., напр. паруса, могут использовать "внешнюю" энергию (т. е. энергию течения воды, ветра) или же приводиться в действие мускульной энергией человека (весло, шест), судовыми двигателями. К лопастным С. д. непрямой реакции относятся гребной винт (колесо), крыльчатый движитель, воздушный винт', к С. д. прямой реакции - водомётные движители, воздушно-реактивные двигатели. Осн. характеристика С. д. -его движущая сила (упор), равная при прямолинейном равномерном движении силе сопротивления воды движению судна (у буксирного судна - сумме сопротивлений самого судна и буксируемого объекта). Эффективность С. д. в сочетании с корпусом судна и рулём характеризуется отношением буксировочной мощности судна к мощности на С. д. - т. н. пропульеивным коэффициентом (см. Пропульсивные качества). Выбор типа С. д. зависит от назначения судна. Напр., на судах, плавающих по мелководью или по засорённому фарватеру, применяются водомётные движители; на судах с повышенной манёвренностью - крыльчатые движители. Э. Г. Логвинович.

СУДОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ вспомогательные, обеспечивают работу гл. судовых двигателей, судовых систем и судовых устройств. К собственно С. м. относятся: насосы, компрессоры и вентиляторы, применяемые для перекачки пресной и забортной воды (напр., в системах охлаждения) и топлива, обеспечения воздухом пусковых систем гл. двигателя, охлаждения рефрижераторных трюмов, кондиционирования воздуха и в холодильных установках; сепараторы для очистки топлива и масел от механич. примесей и воды; рулевые машины, шпили; брашпили; якорно-швартовные, швартовные и грузовые лебёдки, подъёмные краны.

Судовые аппараты, входящие в С. м., включают: теплообменники для подогрева и охлаждения рабочих жидкостей (воды, топлива, масел, воздуха и др.) и конденсации пара; фильтры для очистки забортной воды, топлива и др., сепараторы льяльных (трюмных) вод.

СУДОВЫЕ СИСТЕМЫ, совокупность трубопроводов, арматуры, механизмов, приборов и приспособлений, обеспечивающих перемещение по судну, а также приём и выдачу с судна жидкости, пара и газа (в С. с. не входят системы, относящиеся к судовой энергетич. установке).

По назначению С. с. различают: осушительные, балластные, противопожарные, бытового водоснабжения, сточно-фановые, отопления и хозяйств, пароснабжения, вентиляции и кондиционирования воздуха, холодильные, сжатого воздуха и др. Всего на судах насчитывается ок. 80 С. с. Привод механизмов (насосов, вентиляторов и т. д.) С. с. осуществляется от вспомогат. или гл. энергетич. установок судна или от автономных приводов.

Рабочее давление в трубопроводах достигает 15-20 Мн/м2, диаметры трубопроводов от 3-5 мм до 1 м и более, протяжённость трубопроводов неск. десятков км, мощность приводов механизмов С. с. превышает 15 Мет. Комплектация С. с., обеспечивающих безопасность судна и защиту окружающей среды от загрязнения, регламентируется классификационными обществами и др. организациями, к-рые осуществляют также эксплуатац. надзор за С. с.

Лит.: Александров А. В., Судовые системы, Л., 1966. Л. П. Иванов.

СУДОВЫЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ, радиоэлектронные, электрич., механич. и др. устройства, обеспечивающие двухстороннюю внутрисудовую связь и внеш. связь (с береговыми службами, судами, самолётами и т. д.). К С. с. с. относятся: радиостанции, радиотелефонные аппараты, телетайпы, проводные телефоны, мегафоны, прожекторы, семафор флажный и т. п.

Основные С. с. с. при плавании в открытом море - радиостанции (главные, эксплуатац., резервные). Гл. радиостанции служат для передачи и приёма сигналов тревоги, бедствия, аварии, навигац. предупреждений, гидрометеорологич. прогнозов, мед. информации; эксплуатационные - для служебных сообщений и частной корреспонденции; резервные (обычно автоматич.) - применяются во время бедствия судна или в экстренных случаях, когда не могут быть использованы гл. радиостанции. Радиотелефоны и телетайпы обеспечивают связь при плавании в прибрежных мор. водах, на озёрах и реках. Визуальные С. с. с. используются в пределах прямой видимости корреспондентов, а звуковые С. с. с.- на малых расстояниях (на рейде, в порту), если уровень шумов в точке приёма ниже порога слышимости сигнала. Комплектация С. с. с. регламентируется Международной конвенцией и правилами Регистра. В. И. Кулаков.

СУДОВЫЕ УСТРОЙСТВА, комплекс технич. средств, обеспечивающих эксплуатацию судна; предназначаются для управления судном на ходу, удержания на стоянке у причала или на акватории, производства грузовых операций и т. п. К С. у. относятся: рулевое устройство, грузовое устройство, якорное устройство, швартовное устройство, спасательное устройство судна, люковые закрытия и закрытия бортовых отверстий (лацпортов, используемых для подачи груза, прохода пассажиров) для защиты судовых помещений от попадания воды или их герметизации, рампы и пандусы, обеспечивающие транспортировку (въезд) груза с причала на судно, а также тральные и др. устройства. Характеристики важнейших С. у., обеспечивающих безопасность судна и людей, регламентируются классификационными обществами, к-рые осуществляют также эксплуатац. надзор за С. у.

Лит. :АлександровМ. H., Судовые устройства, Л., 1968. Л. П. Иванов.

СУДОГДА, город, центр Судогодского р-на Владимирской обл. РСФСР. Расположен в 6 км от ж.-д. ст. Судогда (конечная станция ветки от линии Ковров - Муром), на автодороге Владимир - Муром, в 40 км к Ю.-В. от Владимира. 3-д стекловолокна, льнопрядильная ф-ка.

СУДОМОДЕЛЬНЫЙ СПОРТ, технический вид спорта, включающий проектирование и постройку моделей кораблей и судов для спортивных соревнований. Спортивные модели делятся на 36 классов (в основе деления - принцип классификации кораблей военно-морского и торгового флотов). В самоходных моделях используются микродвигатели резиномеханич., инерционные, паровые, внутр. сгорания, электрические; парус. Различают соревнования стендовые - конкурсы настольных и нек-рых действующих моделей (оцениваются изящество изготовления и соответствие чертежам и прототипу) и ходовые (на скорость, устойчивость на курсе, манёвренность и др.) -самоходных моделей надводных судов и кораблей (в т. ч. и на подводных крыльях) и подводных лодок; скоростных кордовых моделей (произвольной конструкции); управляемых моделей (с помощью беспроволочной связи); классные гонки моделей парусных яхт.

С. с. возник в нач. 20 в. на базе экспериментального судомоделирования, когда в отд. городах Европы (в т. ч. и в России) состоялись первые выставки настольных моделей кораблей. В СССР с кон. 20-х гг. выставки, а также соревнования парусных и резиномоторных моделей стали периодически проводиться во мн, городах. В 1940 прошли первые всесоюзные заочные соревнования судомоделистов; с 1949 всесоюзные соревнования по С. с. проводятся регулярно. Становление С. с. связано с деятельностью мастеров спорта А. С. Целовальникова, П. Ф. Тарасова, А. H. Павлова, П. А. Лачугина, В. В. Нагурного и др. В 1963 С. с. включён в Единую всесоюзную спортивную классификацию. В 1964 создана Всесоюзная федерация С. с. (работает под рук. ЦК ДОСААФ СССР), к-рая с 1966 является членом Европ. объединения судомоделизма и С. с.- НАВИГА (осн. в 1959). Ежегодно в СССР проводится св. 4 тыс. различных соревнований по С. с., в к-рых участвует ок. 200 тыс. чел., имеющих спортивные разряды. С 1955 сов. спортсмены участвуют в междунар. соревнованиях по С. с. Чемпионами Европы были Г. В. Самарин, В. Ф. Дьячихин, Ю. H. Николенко, К. В. Пачкория, М. А. Папуджян и др. В 1975 имелось св. 1 тыс. лабораторий С. с. в организациях ДОСААФ СССР, во мн. уч. заведениях и внешкольных учреждениях. При Центр, морском клубе ДОСААФ СССР работает Центр, лаборатория С. с. (осн. в 1964).

За рубежом С. с. развит в Швеции, Италии, ВНР, Великобритании, НРБ, ПНР, ЧССР, Швейцарии, Франции, ФРГ, ГДР. Неоднократными чемпионами и призёрами европ. первенств были И. Шустер (ЧССР), М. Маринов (НРБ), Г. Гофман (ГДР), Г. Мерлотти (Италия), X. Райнер (ФРГ), Т. Ольсон (Швеция), И. Абрахам (ВНР), Р. Берман (Великобритания).

Лит.: Судомодельный спорт, М., 1967; Морской моделизм, М., 1960. Г. П. Осиное.

СОДОМСКАЯ ВОЗВЫШЕННОСТЬ, возвышенность в Псковской обл. РСФСР, к Ю. от г. Порхова, вые. до 294м. Рельеф холмистый. Сложена в основании девонскими породами (песчаники, мергеля), перекрытыми сверху моренными суглинками и песками. Много мелких озёр. Леса южнотаёжные слово- и сосновомелколиственные.

СУДОПОДЪЁМ, комплекс мероприятий по подъёму затонувшего судна с грунта с частичным или полным извлечением его из воды. С. осуществляется для восстановления судна; расчистки порта, рейда, фарватера; получения металлолома; извлечения ценностей и документов; выяснения причин гибели судна. С. затонувшей подводной лодки - один из способов спасения её личного состава. К способам С. относятся: восстановление плавучести судна откачкой воды из отсеков насосами или же вытеснением воды из отсеков сжатым воздухом (газом), полиуретановой пеной, с помощью надуваемых мягких понтонов и т. д.; создание плавучести закреплёнными за корпус судна продуваемыми понтонами; подъём судна с помощью подъёмных кранов, килекторов и др. сооружений; вытаскивание судна на берег лебёдками. Для облегчения С. судно на грунте иногда разделяется на части взрывом или подводной резкой. Подъёму судна предшествует поиск, для чего применяют гидролокаторы, эхолоты, магнитные металлоискатели, телевизионные установки и пр. Для работ на больших глубинах могут использоваться подводные аппараты с манипуляторами. С. в СССР осуществляется Всесоюзным объединением "Совсудоподъём". Р. А. Анихнов.

СУДОПОДЪЁМНИК, сооружение, предназначенное для перемещения судов с одного уровня на другой. Различают трансп. С., служащие для преодоления перепада уровней воды на внутр. водных путях, напр. С. на гидроузлах, и судоподъёмные сооружения - для подъёма (и спуска) судов на судостроит. и судоремонтных предприятиях. В транспортныx С. (наклонных и вертикальных) судно, как правило, перемещается на плаву, в наполненной водой подвижной камере, оборудованной (в торцах) затворами для ввода и вывода судов. Камера движется по рельсовым путям, обычно с помощью механич. или электрич. тяги. Наклонные С. бывают продольные и поперечные (в первом случае судно располагается вдоль направления движения, во втором-перпендикулярно ему), односкатные и двускатные (последние -с поворотным устройством для перевода судна через водораздел или гребень плотины). Крупный наклонный С., построенный в 1969 в Бельгии (у Ронкьер), рассчитан на суда грузоподъёмностью до 1350 т и преодоление напора в 70 м, В СССР на Красноярском гидроузле завершено (1975) стр-во уникального наклонного С., оборудованного самоходной судовозной камерой (с гидравлич. приводом) и поворотным устройством; он предназначен для подъёма и спуска судов грузоподъёмностью до 2000 т при напоре 101 м (рис.).

Наклонный судоподъёмник Красноярского гидроузла (перспективное изображение): 1 - здание диспетчерского пульта; 2 - поворотное устройство; 3 - монтажно-ремонтная площадка; 4 - судовозная камера с судном.

В е р т и к а л ь н ы е С. по принципу работы бывают механические (с противовесами), плунжерные (с гидравлич. прессами) и поплавковые. Наиболее распространённые механич. С. применяются для подъёма судов грузоподъёмностью до 1000 т, при макс, напоре 36м (напр., С., построенный в 1934 на канале Одер-Хафель у г. Нидерфинов, ГДР). Среди судоподъёмных сооружений наиболее распространены эллинги и слипы. Для вертикального подъёма судов используются преим. плавучие доки одно- и двухбашенного типов. Подъём судов может также осуществляться с помощью стреловых и мостовых кранов, гидравлич. подъёмников и т. д.

Лит. см. при ст. Судопропускные сооружения. С. H. Левачёв

СУДОПОДЪЁМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ, предназначаются преим. для извлечения судов из воды с целью осмотра, очистки, покраски п ремонта их подводной части. С. с.- осн. часть судоремонтного з-да и ремонтно-эксплуатац. базы флота. См. также Судоподъёмник.

СУДОПРОИЗВОДСТВО, порядок рассмотрения уголовных и гражд. дел (соответственно различается уголовное и гражд. С.). В СССР порядок уголовного С. определён Основами уголовного судопроизводства 1958, УПК союзных республик, гражданского С.- Основами гражд. судопроизводства 1961, ГПК союзных республик. Весь комплекс норм сов. уголовного С. направлен на полное и быстрое раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечён к ответственности и осуждён. Оно способствует укреплению законности, предупреждению и искоренений) преступлений. Гражданское С. обеспечивает правильное и быстрое рассмо!рение и разрешение гражд. дел в целях охраны гос. и обществ, строя СССР, социалистич. системы х-ва и социалистич. собственности, защиты прав и охраняемых законом интересов граждан, гос. учреждений, предприятий, колхозов и иных кооп. и обществ, орг-ций. С. строится на след, принципах: законность; осуществление правосудия только судом; гласность судопроизводства; равенство прав участников процесса; непосредственность, непрерывность и устность судебного разбирательства и др.

Законодательство о С. регламентирует осн. принципы рассмотрения дел органами суда, следствия и дознания, права и обязанности участников суд. процесса на различных его стадиях, порядок оценки доказательств, применения мер пресечения, порядок вынесения приговора, определения или решения суда, их обжалования и пересмотра, а также порядок их исполнения.

См. также Гражданский процесс, Уголовный процесс, Стороны в судебном процессе.

СУДОПРОПУСКНЫЕ СООРУЖЕНИЯ, гидротехнич. сооружения, предназначенные для преодоления судами перепадов уровней воды в гидроузлах и на судоходных каналах. Различают 2 осн. типа С. с.- судоходные шлюзы и трансп. судоподъёмники. Выбор типа С. с. производится на основе технико-экономич. расчётов. При этом учитываются грузоподъёмность судов, обеспеченность гидроузла водой для пропуска судов через шлюз (шлюзования), величины перепадов уровней воды и колебания их в верх, и ниж. бьефах, а таклсе топографич. и геологич. условия р-на гидротехнич. сооружений. Наибольшее распространение получили камерные шлюзы, сооружаемые для пропуска судов практически любого водоизмещения, при напорах до 40-60м, на гидроузлах, расположенных в самых разнообразных природных условиях. Судоподъёмники применяют гл. обр. при напорах 60-70 м, в условиях ограниченного расхода воды на шлюзование, для пропуска судов сравнительно небольшой грузоподъёмности (до 2 тыс. т). При высоких напорах и больших навигац. колебаниях уровней воды возводят С. с. комбинированного типа - с верховым шлюзом и односкатным наклонным судоподъёмником. При значит, подъёмах уровня воды в половодье на гидроузлах малого напора (3-5 м) для пропуска судов в период затопления шлюза целесообразно использование разборных судоходных плотин с устройством опускных затворов. В связи с расширением применения скоростных судов (напр., на подводных крыльях, на воздушной подушке) в составе гидроузлов нередко возводят спец. С. с., отличающиеся высокой пропускной способностью.

Лит.: Д е н е р т Г., Шлюзы и судоподъёмники, [пер. с нем.], М., 1961; Гришин М. М., Гидротехнические сооружения, М., 1962; Сема нов H. А., Варламов H. H., Б а л а н и н В. В., Судоходные каналы, шлюзы и судоподъёмники, М., 1970; Михайлов А. В., Внутренние водные пути, М., 1973. С. H. Левачёв.

СУДОРОГИ, приступообразные непроизвольные сокращения мышц, характеризующиеся крайней степенью их напряжения. Различают С. тонические -длительное напряжение мышц, и клонич е с к и е - синхронные толчкообразные сокращения; они могут иметь распространённый или ограниченный характер. Для обозначения тонич. С. определённых групп мышц применяются спец. термины: "тризм" - С. жевательных мышц, "блефароспазм" - С. круговых мышц глаза, и т. д. Клонич. С. всего тела иногда наз. кон вульсиями. С. возникают спонтанно либо в ответ на определённые внешние (напр., С. икроножных мышц при охлаждении в воде) или внутренние (напряжение мышц живота при перитоните) воздействия - рефлекторные С.; они могут быть проявлением эпилепсии, эклампсии, спазмофилии, воспалит, поражений, травм и опухолей головного мозга и мн. др. заболеваний. Наряду с С. поперечнополосатых мышц известны и С. гладкой мускулатуры: кардиоспазм, пилороспазм и др. С. у детей особенно легко возникают в раннем возрасте (что связано с особенностями строения и функций головного мозга) под влиянием инфекций, интоксикаций и травм, психогенных факторов н др. Проводится лечение осн. заболевания в сочетании с противосудорожными препаратами (фенобарбитал, гексамидин, дифенин и др.); важны абсолютное воздержание от алкоголя, соблюдение режима сна и т. д. В. А.Карлов.

СУДОСТРОЕНИЕ, отрасль тяжёлой пром-сти, осуществляющая постройку судов. С. как область коллективной деятельности людей зародилась в глубокой древности в связи с возникновением потребности в судах значит, размеров. Развитое С. существовало в Др. Египте, в Финикии, Др. Китае. В ср. века суда в значит, кол-вах строились в Византии, в гос-вах Средиземноморья и Сев. Европы, в Др. Руси. В 15-16 вв. С. начало интенсивно развиваться в Португалии и Испании, позднее - в Англии, Нидерландах, Франции и др. странах.

Приёмы постройки судов относительно мало менялись до нач. 19 в., когда для изготовления корпусов судов вместо дерева стал применяться металл, а вместо парусов - механич. двигатели (паровые машины). Переход к постройке стальных судов и к применению механич. двигателей исключил использование ранее накопленного опыта и потребовал создания расчётных методов проверки прочности, ходкости и др. качеств создаваемых судов, а также разработки новых технологич. процессов. Существенные изменения в технологию постройки стальных судов внесло внедрение в 1-й пол. 20 в. электросварки, заменившей применявшуюся до этого клёпку корпусных конструкций, а также резкое увеличение размеров судов и появление судов новых типов.

Судостроит. пром-сть включает судостроит. з-ды (часто с развитым машиностроением), конструкторские бюро (за рубежом они обычно принадлежат заводам), науч. организации, располагающие опытовыми бассейнами, кавитац. трубами и др. оборудованием для проведения исследований в области С. В.СССР в состав судостроит. пром-сти входят также машино- и приборостроит. предприятия.

Совр. судно - одно из наиболее сложных инженерных сооружений. Оно состоит из большого числа компонентов (деталей корпуса, а также единиц энергетич., электронного и др. оборудования). При его постройке используются материалы широкой номенклатуры. К судам часто предъявляются противоречивые требования, из-за чего технич. решения, улучшающие одни качества, могут ухудшать другие. Судно эксплуатируется (обычно 20-25 лет) в составе больших транспортных, промысловых или иных систем, особенности к-рых должны быть учтены при его проектировании. Всё это предопределяет сложность, большую трудоёмкость и значит, длительность проектных и проектно-технологич. работ, в ходе к-рых получается и фиксируется информация, необходимая для постройки и обеспечения последующей эффективной и безопасной эксплуатации судна. С целью повышения качества этих работ, сокращения их трудоёмкости и длительности в ряде стран (в т. ч. и в СССР) создаются системы автоматизир. выполнения работ с помощью ЭВМ.

Постройка совр. стального судна включает подготовку листового и профильного материала, вырезку деталей корпуса, осуществляемую преим. на газорезальных машинах, гибку деталей, сварку отд. корпусных конструкций, изготовление в цехах предварит, сборки секций и блоков массой до 600 т (на нек-рых заводах - св. 1000 т), монтаж ксрпуса из секций и блоков, спуск судна на воду, насыщение его оборудованием и отделку судовых помещений, испытания судового оборудования и судна в целом. Корпуса крупных судов собираются из секций и блоков в строит, доках или на наклонных продольных стапелях. Суда малых и средних размеров часто строятся на слипах. На ряде предприятий серийная постройка судов производится поточным методом с передвижкой формируемого из секций и блоков судна с позиции на позицию, на каждой из к-рых выполняется определённый объём сборочных, монтажных и др. работ. С целью ускорения процесса постройки судов значит, объём монтажных работ осуществляется при предварит, сборке путём насыщения секций и блоков механизмами, устройствами и др. комплектирующим оборудованием. При этом широко применяется агрегатирование оборудования, обеспечивающее помимо ускорения монтажа повышение качества в результате проведения сборки и испытаний агрегатов в специализированных цехах, а не на достраиваемом судне.

Особые технологич. процессы применяются при изготовлении отд. конструкций (напр., надстроек) или корпусов целиком из лёгких сплавов, железобетона, пластмасс. Из-за широкой номенклатуры используемых при постройке судов материалов и изделий при относительно небольшой потребности во многих из них для С. характерна развитая кооперация (в том числе международная) со многими отраслями промышленности, а из-за существенных различий в конструкции и оборудовании судов разных типов - специализация заводов по типам строящихся судов. Мировое С. характеризуется высокой концентрацией в небольшом числе стран: ок. половины валовой вместимости построенных в мире судов в 1965-75 дала Япония, а общая доля 10 стран с наиболее развитым С. превышает 80% (по валовой вместимости) мирового объёма стр-ва судов (см. табл.). Во мн. странах суда строятся гл. обр. на экспорт; напр., в 1974 в Испании на экспорт построено 70% судов, в ФРГ и Японии - по 65%, в Швеции - 70% (по валовой вместимости всех построенных в этих странах судов). Развитое С., ориентирующееся на экспортные заказы, создается в ряде стран, располагающих избытком дешёвой рабочей силы (Бразилия, Греция, Сингапур, Юж. Корея).

Трансп. С. развито в СССР, ПНР, ГДР, СФРЮ; в капиталистич. странах-в Японии, Швеции, ФРГ, Испании, Франции, Великобритании. Плавучие средства для освоения океана, напр, буровые платформы, строятся гл. обр. в США, Норвегии, Великобритании. По промысловому С. среди социалистич. стран ведущее место занимают СССР, ПНР, ГДР; среди капиталистических - Япония. Речное С. наиболее развито в СССР, ЧССР и ГДР, а в капиталистич. странах-в США.

Боевые корабли и вспомогат. суда