БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321 свою родину.

Т. отдавал должное людям героич. склада, хотя они представлялись ему несколько ограниченными, однолинейными. Добролюбов, посвятивший "Накануне" ст. "Когда же придёт настоящий день?" (1860), отметил, что Инсаров неполно обрисован в романе, не приближен к читателю, не открыт ему. И поэтому, по мнению критика, главное лицо романа - Елена Стахова; в ней воплощена "общественная потребность дела, живого дела, начало презрения к мертвым принципам и пассивным добродетелям..." (Собр. соч., т. 3, 1952, с. 36). Россия для Т.- накануне появления сознательно-героич. натур (для Добролюбова - революционных). Т. не мог принять остропублицистич. истолкования романа, предложенного Добролюбовым, не мог согласиться с революц. позицией критика, выраженной на материале и при помощи его романа. Поэтому писатель возражал против опубликования статьи. Когда же она благодаря настойчивости Некрасова всё-таки появилась, он ушёл из "Современника". Осн. причина разрыва коренилась в том, что Т., стоявший на либеральных позициях, не верил в необходимость революции; по определению В. И. Ленина, ему "...претил мужицкий демократизм Добролюбова и Чернышевского" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 206). В то же время Т. отдавал дань уважения высоким душевным качествам революц. демократов и связывал с ними будущее России.

Поэтому в романе "Отцы и дети" (1862) Т. продолжал художеств. исследование "нового человека". "Отцы и дети" - роман не просто о смене поколений, а о борьбе идейных направлений (идеализма и материализма), о неизбежном и непримиримом столкновении старых и новых социально-политич. сил. Роман раскры вал жестокий и сложный процесс ломки прежних социальных отношений, конфликты во всех сферах жизни (между помещиками и крестьянами, выходящими из повиновения; между дворянами и разночинцами; внутри дворянского сословия). Этот процесс предстал в романе как разрушительная стихия, взрывающая аристократич. замкнутость, ломающая сословные перегородки, меняющая привычное течение жизни. Расстановка лиц в романе и развитие действия показали, на чьей стороне автор.

Несмотря на его двойственное отношение к герою, несмотря на спор, к-рый ведёт Т. с "нигилистом" Базаровым, об отношении к природе, любви, иск-ву, этот "отрицатель" выведен как мужественный, последовательный в своих убеждениях человек, к-рому предстоит большое и важное "дело". Рационализм суждений находится в противоречии с его глубокой, страстной натурой. Защитники прежних "принципов" - "сливки" дворянского общества (братья Кирсановы) - уступают герою в нравств. силе, понимании потребностей жизни. Трагич. история любви Базарова и Одинцовой, выявляя несоответствие между натурой и нек-рыми воззрениями героя, подчёркивает его нравств. превосходство над лучшими представителями дворянства. Трезво и серьёзно оценивал Т. не только роль героя, находящегося в "преддверии будущего", составляющего "странный pendant с Пугачёвым", но и место народа в этом процессе. Т. видел разобщённость народа с передовой интеллигенцией, ставшей на защиту его интересов. В этом, по Т., одна из причин трагич. положения новых деятелей.

Современники остро реагировали на появление романа. Реакц. печать обвинила Т. в заискивании перед молодёжью, демократическая упрекала автора в клевете на молодое поколение. Иначе понял роман Д. И. Писарев, увидевший в нём верное изображение нового героя. Сам Т. писал К. К. Случевскому по поводу Базарова: "...Если он называется нигилистом, то надо читать: революционером" (Полн. собр. соч. и писем. Письма, т. 4, 1962, с. 380). Однако известная противоречивость позиции Т. доныне порождает споры об отношении автора к герою.

После "Отцов и детей" для писателя наступил период сомнений и разочарований. В открытом споре с А. И. Герценом он отстаивает просветительские взгляды. Появляются повести "Призраки" (1864), "Довольно" (1865) и др., исполненные грустных раздумий и пессимистич. настроений. Меняется жанр тургеневского романа: всё более ослабляется централизующая роль гл. героя в общей композиции произведения. В центре романа "Дым" (1867) - проблема поколебленной реформой жизни России, когда "...новое принималось плохо, старое всякую силу потеряло" (Соч., т. 9, 1965, с. 318). В романе два осн. героя - Литвинов, в трагической любви к-рого отразились и "поколебленный быт", и противоречивое, неустойчивое сознание людей, и Потугин - проповедник зап. "цивилизации". Роман носил резко сатирич. и антиславянофильский характер. Ирония автора была направлена как против представителей революц. эмиграции ("Гейдельбергские арабески"), так и против высших правительств. кругов России ("баденские генералы"). Однако осуждение пореформенной действительности ("дым"), рассмотрение политич. оппозиции не как привнесённого извне явления, а как порождения российской жизни отличают этот роман от "антинигилистических" произв. других авторов. Грустные воспоминания о типе "лишнего человека" ("Вешние воды", опубл. 1872), раздумья о народе и сути рус. характера ("Степной король Лир", опубл. 1870) приводят Т. к созданию наиболее значит. произв. последнего периода - романа "Новь" (1877).

В обстановке горячих обсуждений судеб истории и иск-ва возникает "Новь" - роман о народнич. движении в России. Отдавая дань уважения героич. порыву молодёжи, её подвигу самопожертвования, но не веря в возможность революц. преобразований, Т. придаёт участнику "хождения в народ", "романтику реализма" Нежданову черты "российского Гамлета". Трезвый практик-постепеновец Соломин с его теорией "малых дел", по мнению Т., ближе к истине. Развёртывая в романе картины идейных споров представителей либеральных воззрений (Си-пягин), консервативных (Калломейцев) и народнических (Нежданов, Марианна, Соломин) взглядов, Т. отдаёт предпочтение народническим. "Новь" хотя и не сразу, но примирила писателя с молодым поколением. В последние годы жизни Т. создал неск. небольших произв., в т. ч. "Стихотворения в прозе" (ч. 1, опубл. 1882); в стих. "Порог", "Памяти Ю. П. Вревской" он прославил подвиг самопожертвования во имя счастья народа.

В 70-е гг., живя в Париже, Т. сближается с деятелями народнич. движения - Г. А. Лопатиным, П. Л. Лавровым, С. М. Степняком-Кравчинским; материально помогает народнич. журн. "Вперёд". Он следит за развитием рус. и франц. иск-ва; входит в кружок крупнейших франц. писателей - Г. Флобера, Э. Золя, А. Доде, бр. Гонкур, где пользуется репутацией одного из крупнейших писателей-реалистов. В эти годы и позднее Т. своим зрелым мастерством, утончённым искусством психологич. анализа оказывал несомненное влияние на зап.-европ. писателей. П. Мериме считал его одним из вождей реалистич. школы. Ж. Санд, Г. Мопассан признавали себя учениками Т. В скандинавских странах романы Т., в частности "Рудин", пользовались особой популярностью, привлекали внимание видных драматургов и прозаиков. Швед. критика отмечала "тургеневский элемент" в пьесах А. Стриндберга. Очень велика была роль Т. и как пропагандиста рус. лит-ры за рубежом.

Деятельность Т. в области лит-ры, науки и иск-ва была высоко оценена во Франции и Англии. В 1878 его избирают вице-президентом Междунар. лит. конгресса в Париже. В 1879 Оксфордский ун-т присвоил Т. степень доктора обычного права. Приезжая в Россию (1879, 1880), Т. участвовал в чтениях в пользу Об-ва любителей российской словесности. В 1880 он выступил с речью о Пушкине. Прогрессивная Россия встречала его овациями.

Творчество Т. ознаменовало новый этап в развитии рус. реализма. Чуткость К актуальным вопросам рус. жизни, филос. осмысление событий и характеров, правдивость изображения сделали книги Т. своеобразной летописью рус. действительности 40-70-х гг. 19 в. Особенно велики его заслуги в развитии рус. романа. Продолжая традиции Пушкина, Гоголя, М. Ю. Лермонтова, он создал особую форму "биографического", или "персонального", романа, романа героя. В центре внимания автора - судьба одного лица, характерного для своего времени. Т. принадлежит глубокое и объективное исследование типа "лишнего человека", получившее дальнейшее развитие в творчестве И. А. Гончарова, Л. Толстого, Достоевского, Чехова. Анализ характера героя, оценка его с обществ.-историч. точки зрения определяют композицию романа Т. Этим же принципом обусловлено и расположение действующих лиц. Гл. герой романа защищает определённую жизненную позицию. От того, насколько успешно он её отстаивает, зависит его судьба. Другие лица романа, выражая в спорах-поединках свои воззрения, соотносятся с гл. героем, оттеняя сильные и слабые стороны его убеждений и характера.

Особое место в прозе Т. занимают женские образы. В женской натуре, по мнению автора, цельной, бескомпромиссной, чуткой, мечтательной и страстной, воплощено свойственное определённому времени ожидание нового, героического. Поэтому любимым своим героиням Т. даёт право суда над героем. Истории любви принадлежит центр. место в композиции романа Т. Осмысление любви не только как величайшего счастья, но и как трагедии человеческой жизни, анализ "трагического значения любви" имеют у Т. кон-цепционное значение. В несоединимости обществ. долга и счастья, выявляющей противоречия между натурой и убеждениями героя, обнаруживается представление Т. о неразрешимости конфликта передового деятеля с обществом в крепостнич. России, невозможности свободного проявления человеческой личности. Глубокое освещение осн. жизненного конфликта и характеров, одобрение прогрессивных социальных течений, вера в обществ.идеал соединяются у Т. с сознанием неосуществимости идеала в тот историч. период. Отсюда и двойственность в отношении автора к гл. герою: уважение к его высоким нравств. качествам и сомнение в правильности избранной им жизненной позиции. Этим же объясняется и грустная, лирич. атмосфера, возникающая вокруг героя, к-рому не удаётся воплотить в жизнь свои убеждения, и героини, стремящейся к активному добру.

Пейзаж в произв. Т.- не только фон для развития действия, но одно из гл. средств характеристики персонажей. Философия природы с наибольшей полнотой выявляет особенности мировоззрения и художеств. системы автора. Т. воспринимает природу как "равнодушную", "повелительную", "себялюбивую", "подавляющую" (см. Полн. собр. соч. и писем. Письма, т. 1, 1961, с. 481). Природа у Т. проста, открыта в своей реальности и естественности и бесконечно сложна в проявлении таинственных, стихийных, часто враждебных человеку сил. Однако в счастливые минуты она для человека - источник радости, бодрости, высоты духа и сознания.

Т.- мастер полутонов, динамического, проникновенного лирич. пейзажа. Осн. тональность тургеневского пейзажа, как в произв. живописи, обычно создаётся освещением. Т. улавливает жизнь природы в чередовании света и тени и в этом движении отмечает сходство с переменчивостью настроения героев. Функция пейзажа в романах Т. многозначна, он часто приобретает обобщённое, символич. звучание и характеризует не только переход героя от одного душевного состояния к другому, но и переломные моменты в развитии действия (напр., сцена у Авдюхина пруда в "Рудине", гроза в "Накануне" и др.). Эта традиция была продолжена Л. Толстым, Короленко, Чеховым.

В создании психологического и сатирического портрета Т.- последователь Пушкина и Гоголя. Портретные характеристики выполнены Т. в объективной манере (сам Т. говорил о необходимости "...быть психологом, но тайным"- там же, т. 4, 1962, с. 135). Напряжённость душевной жизни с тонко очерченной сменой различных состояний передана в её внешних проявлениях - в мимике, жесте, движении персонажа, за которыми как бы угадываются недостающие звенья единой психологич. цепи. Дело великих предшественников Т. продолжал и как непревзойдённый стилист, как мастер языка, сливший в своей прозе книжную культуру рус. слова с богатствами живой нар. речи.

Созданная Т. художеств. система оказала заметное влияние на поэтику не только русского, но и зап.-европ. романа 2-й пол. 19 в. Она во многом послужила основой для "интеллектуального" романа Л. Толстого и Достоевского, в к-ром судьбы центр. героев зависят от решения ими важного филос. вопроса, имеющего общечеловеческое значение. Традиции Т. развиваются и в творчестве мн. сов. писателей (А. Н. Толстой, К. Г. Паустовский и др.). Его пьесы составляют неотъемлемую часть репертуара сов. театров. Многие произв. Т. экранизированы.

Сов. литературоведение с первых лет революции занималось пристальным изучением наследия Т. Создано множество трудов, посвящённых жизни и творчеству писателя, выяснению его роли в рус. и мировом лит. процессе. Проведено научное исследование текстов, изданы широко комментированные собрания сочинений. Музеи Т. созданы в г. Орле и б. имении его матери Спасском-Лутовинове.

Соч.: Собр. соч., т. 1-12, М., 1953-58; Полн. собр. соч. и писем, т. 1-28, М.- Л., 1960-68; Литературное наследство, т. 73, кн. 1 - 2, М., 1964; т. 76, М., 1967.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд.. т. 5, с. 301; т. 16, с. 43-44; Белинский В. Г., Полн, собр. соч., т. 7, М., 1955; т. 10, М., 1956; Чернышевский Н. Г.. Полн. собр. соч., т. 5, М., 1950; Добролюбов Н. А., Собр. соч., т. 6, М.- Л., 1963; Герцен А. И., Собр. соч., т. 18, М., 1959; Писарев Д. И., Соч., т. 2, М., 1955; Луначарский А. В., Статьи о литературе, М., 1957; Овсянико-Куликовский Д. Н., Этюды о творчестве И. С. Тургенева, 2 изд., СПБ, 1904; Сакулин П. Н., На грани двух культур. И. С. Тургенев, М., 1918; Алексеев М. П. И. С. Тургенев и музыка, К., 1918; Бродский Н. Л., И. С. Тургенев в воспоминаниях современников и его письмах, ч. 1 - 2, М., 1924; его же, И. С. Тургенев, М., 1950; И. С. Тургенев в воспоминаниях революционеров-семидесятников, М.- Л., 1930; Клеман М. К., Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева, М.- Л., 1934; его же, И. С. Тургенев. Очерк жизни и творчества, Л., 1936;Тургенев в русской критике, М., 1953; Тургенев и театр, М., 1953; "Записки охотника" И. С. Тургенева [1852 - 1952]. Сб. ст., Орел, 1955; Цейтлин А. Г., Мастерство Тургенева-романиста, М., 1958; Творчество И. С. Тургенева. Сб. ст., М., 1959; Богословский Н., Тургенев, 2 изд., М., 1961; Петров С., И. С. Тургенев. Творческий путь, М., 1961; Бялый Г. А., Тургенев и русский реализм, М.- Л., 1962; Крюков А., Тургенев и музыка, Л., 1963; Пустовойт П. Г., Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" и идейная борьба 60-х гг. XIX в., [2 изд., М., 1965]; Шаталов С. Е., Проблемы поэтики И. С. Тургенева, М., 1969; И. С. Тургенев в воспоминаниях современников, т. 1 - 2, [М., 1969]; Бялый Г. А. и Муратов А. Б., Тургенев в Петербурге, Л., 1970; Зильберштейн И. С.. Розыскания о Тургеневе. М.. 1970; Батюто А. И., Тургенев-романист, Л., 1972; Курляндская Г. Б., Художественный метод Тургенева-романиста, Тула, 1972; Маркович В. М., Человек в романах И. С. Тургенева. Л., 1975; Ефимова Е. М., И. С. Тургенев. Семинарий, Л., 1958; Библиография литературы о И. С. Тургеневе. 1918-1967, Л., 1970; Тургенев и Орловский край. Библиографич. указатель, Орел, 1971; Granjard H., Ivan Tourguenev et les courants politiques et sociaux de son temps, P., 1954; Magarshack D., Turgenev. A life, L., 1954; I. S. Turge-nev und Deutschland. Material.en und Untersuchungen, Bd 1, В., 1956. Э. М. Румянцева.



ТУРГЕНЕВ Николай Иванович [12(23). 10.1789, Симбирск, ныне Ульяновск,- 29.10 (10.11).1871, Париж], русский гос. деятель, декабрист, экономист. Род. в дворянской семье. Слушатель Моск. (1806-07) и Гёттингенского (1808-11) ун-тов. В 1813 рус. комиссар адм. департамента союзников в Германии. С 1816- в России, помощник статс-секретаря Гос. совета, с 1819 служил в Мин-ве финансов. В 1818 издал работу "Опыт теории налогов", положившую начало рус. финанс. науке. Выступал за ликвидацию крепостной зависимости крестьян при сохранении земли у помещиков, за применение вольнонаёмного труда в помещичьем х-ве. С 1817 член лит. кружка "Арзамас". В 1818 вступил в "Союз благоденствия" и стал одним из его идеологов; выступал за республику. В 1821 председатель Моск. съезда "Союза благоденствия". Один из основателей Северного общества декабристов; стоял на позициях умеренного крыла об-ва. В 1824 Т. уехал за границу и в восстании 14 дек. 1825 не участвовал. Заочно судим и приговорён к пожизненной каторге. Один из первых рус. революц. эмигрантов. За границей опубликовал в 1847 на франц. яз. книгу "Россия и русские", к-рая легла в основу либерально-бурж. концепции истории декабризма. В 1857 был восстановлен в правах. Автор ряда брошюр, в к-рых разрабатывались проекты отмены крепостного права. Лит.: Архив бр. Тургеневых, в. 1, 3, 5, 7, СПБ - П.- Л., 1911 - 30; Пугачев В. В., Исторические взгляды декабриста Н. И. Тургенева, "Уч. зап. Горьковского ун-та", 1961, в. 52; История русской экономической мысли, М., 1958, т. 1, ч. 2, с. 165-83.



ТУРГЕНЕВО, посёлок гор. типа в Ардатовском р-не Морд. АССР. Расположен на р. Алатырь (приток Суры), в 4 км от ж.-д. станции Басово (на линии Канаш - Красный Узел). Ардатовский светотехнич. з-д.



ТУРГОР (позднелат. turgor-вздутие, наполнение, от лат. turgere - быть набухшим, наполненным), напряжённое состояние клеточной оболочки, зависящее от осмотического давления внутриклеточной жидкости (Р внутр.), осмотич. давления внешнего раствора (Р внеш.) и упругости клеточной оболочки (УО). Обычно УО клеток животных (исключая нек-рых кишечнополостных) невелика, они лишены высокого Т. и сохраняют целостность только в изотонических растворах или мало отличающихся от изотонических (разница между Р внутр. и Р внеш. меньше 0,5-1,0 am). У живых растит. клеток Р внутр. всегда больше Р внеш., однако разрыва клеточной оболочки у них не происходит из-за наличия целлюлозной клеточной стенки. Разница между Р внутр. и Р внеш. у растений (напр., у растений галофитов, грибов) достигает 50-100 ат, но даже при этом запас прочности растит. клетки составляет 60-70% . У большинства растений относительное удлинение клеточной оболочки вследствие Т. не превышает 5- 10% , а тургорное давление лежит в пределах 5-10 ат. Благодаря Т. ткани растений обладают упругостью и конструктивной прочностью. Все процессы автолиза, увядания и старения сопровождаются падением Т. В. В. Кабанов.

ТУРГОЯК, озеро в Челябинской обл. РСФСР. Пл. 27 км2. Дл. 6,7 км, ср. глуб. 19 м, наибольшая 33,5 м. Лежит на выс. 320 м, у подножия Ильменского хр. на Юж. Урале. Колебания уровня ок. 1 м. Туризм. К В. от Т.- Ильменский заповедник.



ТУРГОЯК, посёлок гор. типа в Челябинской обл. РСФСР, подчинён Миасскому горсовету. Расположен на вост. склоне Юж. Урала, на оз. Тургояк и р. Миасс (бассейн Оби), в 18 км к С. от ж.-д. станции Миасс (на линии Уфа - Челябинск). Большая часть населения Т. работает на Уральском автомобильном заводе (г. Миасс). К В. от посёлка - Ильменский заповедник.



ТУРГУНБАЕВА Мукаррам [р.30.4(13.5).1913, Фергана], советская артистка балета, балетмейстер, педагог, нар. арт. СССР (1959). Чл. КПСС с 1953. В 1929- 1933 училась в танц. студии Узб. муз. театра. Классич. танцем занималась у К. Бека, У. А. Камилова, В. И. Вильт-зака и др. С 1929 артистка Театра муз. драмы в Самарканде (позднее реорганизован в Театр оперы и балета им. А. Навои). С 1931 солистка, с 1937 балетмейстер Узб. театра оперы и балета им. А. Навои, участвовала в пост. первых узбекских балетов ("Шахида" Таля, 1939; "Ак-Биляк" Василенко, 1946). Среди партий: Шахида ("Шахида"), Ак-Биляк ("Ак-Биляк"), Гуляндом ("Гулян-дом" Брусиловского), Зарема ("Бахчиса райский фонтан" Асафьева). Знаток и собиратель узб. танц. фольклора, Т. с 1957 организатор и художеств. руководитель Ансамбля нар. танца Узб. ССР "Бахор". Среди её лучших композиций-"Ожидание", "Смелая девушка", "Наман-ганские яблоки" и др. В 1945-57 педагог Узб. хореогра-фич. уч-ща. Деп. Верх. Совета Узб. ССР 3-5-го созывов. Гос. пр. СССР (1946, 1951, 1973). Гос. пр. Узб: ССР им. Хамзы (1967). Награждена орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Лит.: [Авдеева Л.], Мукаррам Тургунбаева, Таш., 1960. В. И. Зарубин.

ТУРГУТЛУ (Turgutlu), город на 3. Турции, в долине р. Гедиз, в иле Маниса. 41 тыс. жит. (1970). Ж.-д. станция. Хлопкоочистит. и маслоб. предприятия.

ТУРДА (Turda), город в Румынии, в уезде Клуж. 53,2 тыс. жит. (1974). Крупный центр произ-ва стройматериалов (цемент, известь, кирпич, железобетон) и керамических изделий; хлорно-содовый з-д. Металлообр. и пищ. пром-сть.

ТУРДАШ (Turdas), культура развитого неолита (4 - нач. 3-го тыс. до н. э.) на терр. Румынии (гл. обр. в зап. части страны). Племена культуры Т. занимались примитивным земледелием и скотоводством, жили в шалашах и землянках, а на позднем этапе - в больших прямоугольных наземных жилищах. Микролитические (см. Микролиты) каменные орудия постепенно вытеснялись сравнительно крупными. На поселениях встречаются полированные кам. топоры, изредка - медные предметы. Керамика: сосуды на высоких цилиндрич. подставках и ножках, миски, чашки, шаровидные и конич. горшки. Орнамент налепной, врезной и др. Погребения (в скорченном положении на боку) совершались обычно прямо на поселениях. На одном из поселений (Тартария) найдены 3 керамич. таблицы со знаками дошумерийского письма из Месопотамии (нач. 3-го тыс. до н. э.).

Лит.: Федоров Г. Б., Полевой Л. Л., Археология Румынии, М., 1973.



ТУРДЕТАНЫ, турдулы (лат. Turdetani, Turduli), иберийские племена на Ю. Испании (обл. Турдетания, совр. Андалусия). В кон. 3 - нач. 2 вв. до н. э. завоёваны римлянами, а область их расселения в 197 до н. э. вошла в рим. провинцию Испания Дальняя.

ТУРДИ (наст. имя; псевд.- Фароги) (гг. рожд. и смерти неизв.), узбекский поэт 17 - нач. 18 вв. Писал на узб. и тадж. языках. Много путешествовал. Участник нар. восстания 1685-86, направленного против деспотизма Аштарханидов. Писал лирич. и сатирич. стихи. Его газели, мухаммасы, особенно "Сатира о Субханкулихане" и "Раздражительные господа",- образцы прогрессивной узб. лит-ры. Сохранился диван Т.

Соч.: Танланган асарлар. [Сузбоши Ёкубов X.], 2 нашр, Тошкент, 1960; в рус. пер.- Избр. произведения, Таш., 1951.

Лит.: Абдуллаев В., Узбек, адабиёти тарихи, кит. 2, Тошкент, 1964, с. 48-60; Валихужаев Б., Турди ижоди, "Совет мактаби", 1964, № 6.



ТУРЕ (Тоurе) Секу, Ахмед Секу (р. 9.1. 1922, Фарана), гос. и политич. деятель Гвинейской Республики. Из семьи крестьянина народа малинке. В 1936-37 учился во франц. технич. лицее в г. Конакри. В кон. 30-х - нач. 40-х гг. работал в частных компаниях и почтовом ведомстве. С юношеских лет активно участвовал в политич. и профсоюзной деятельности. Инициатор создания в Гвинее первых профсоюзов афр. трудящихся. Один из основателей (1946) Африканского демократического объединения (РДА). С 1952 ген. секретарь Демократической партии Гвинеи (осн. в 1947). В 1956-58 депутат Нац. собрания Франции. С нояб. 1958 президент независимой Гвинейской Республики, в 1958- 1972 одновременно глава пр-ва. Междунар. Ленинская пр. "За укрепление мира между народами" (1961). В 1959, 1960, 1965 посетил СССР с офиц. визитами. Автор многочисл. работ по вопросам борьбы афр. народов за независимость, в к-рых обосновывается необходимость развития стран Африки, в частности Гвинеи, по некапиталистич. пути.

ТУРЕНЬ, Турен (Touraine), историческая область во Франции, в зап. части страны, в басс. р. Луара. Терр. Т. 6. ч. входит в департамент Эндр и Луара. Гл. город - Тур.



ТУРЕЦКИЙ ЯЗЫК