БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321и. Коммунистич. отношение к труду формируется в процессе воспитания трудолюбия, готовности и способности выполнять полезную обществу работу, сознания ответственности за результаты труда, способности воспринимать интересы коллектива как личные, добросовестно и творчески относиться к решению трудовых задач. Основой и объективными предпосылками достижения целей Т. в. в социалистич. обществе являются социалистич. производственные отношения, соответствие конечных целей строительства коммунизма коренным интересам трудящихся, непрерывное повышение материального благосостояния и культурного уровня народа и др. Важнейшими путями и формами Т. в. являются: подготовка детей и юношества к труду в семье и школе, привлечение их к непосредственному и посильному участию в общественном производстве; использование всех средств морального поощрения передовиков производства и ознакомление широких масс с их опытом; последовательное проведение принципа материальной заинтересованности в результатах труда; создание необходимых условий для роста квалификации трудящихся и участия их в организации и управлении производством; широкое развитие социалистич. соревнования; использование в целях Т. в. средств массовой информации и устной пропаганды; решительная борьба с антиобщественным отношением к труду путём общественного и административного воздействия, критики, применения мер принуждения к нарушителям сов. законов о труде. Партия добивается повышения эффективности идеологич. деятельности путём комплексного подхода к воспитанию, т. е. обеспечения тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания с учётом особенностей различных групп трудящихся.

В классово-антагонистич. обществе Т. в. направлено на абсолютное подчинение трудящихся господствующим классам, укрепление существующего строя, воспитание покорных и усердных тружеников.

Педагогическая наука рассматривает Т. в. как органич. часть общего процесса воспитания подрастающего поколения в семье и школе. В бурж. педагогике вслед за Г. Кершенштейнером и Дж. Дьюи Т. в. рассматривается только как главное средство подготовки дисциплинированных, аккуратных и добросовестных исполнителей, стремящихся исключительно к достижению личного успеха и материального благополучия. Объективно такое определение целей Т. в. в бурж. педагогике направлено на затушёвывание классовых противоречий, на укрепление основ антагонистич. гос-ва.

Социалисты-утописты 16-18 вв. впервые высказали идею о Т. в. как средстве формирования свободного гармоничного человека, готового трудиться на благо всех членов общества. Т. Мор в "Утопии" провозгласил социалистич. идеал общества без эксплуататоров; все его члены заняты трудом, к-рому обучаются с детства в школах, на полях, в мастерских. Т. Кампанелла главную особенность воспитания видел в соединении обучения с трудом. Ж. Ж. Руссо предлагал привлекать детей к с.-х. труду и различным ремёслам, утверждая, что овладение профессиями обеспечивает человеку материальную независимость. Социалисты-утописты 19 в. К. А. Сен-Симон и Ш. Фурье утверждали, что осн. задача воспитания - подготовить молодое поколение к успешной трудовой деятельности, обеспечить его всестороннее развитие. Особенно подробно Фурье разработал методы привлечения детей к труду. В организованных Р. Оуэном школах дети с раннего возраста вовлекались в коллективный труд.

Значительный вклад в теорию Т. в. внесли рус. революционные демократы. Н. Г. Чернышевский развил мысль о превращении труда при коммунизме в первую потребность человека, удовлетворение к-рой будет приносить ему истинное наслаждение. Педагог К. Д. Ушинский (работа "Труд в его психическом и воспитательном значении", 1860) раскрыл значение свободного физич. труда для всестороннего развития человека и поддержания в нём чувства собственного достоинства.

К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин видели главное направление Т. в. в соединении обучения с производительным трудом. Ленин писал: "...нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения: ни обучение и образование без производительного труда, ни производительный труд без параллельного обучения и образования не могли бы быть поставлены на ту высоту, которая требуется современным уровнем техники и состоянием научного знания" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 485).

Воспитание у уч-ся готовности к труду, трудолюбия, профессиональная ориентация обеспечиваются в СССР всей системой уч. и внеучебной работы средней общеобразовательной школы (содержание уч. предметов, уровни трудовых уч. нагрузок, методы обучения, обеспечивающие высокую активность деятельности ученика, и т. д.). Т. в. осуществляется не только в процессе изучения предметов гуманитарного и естественноматематич. циклов, но и при выполнении общественных поручений пионерской и комсомольской орг-ций, воспитывающих своих членов в коллективном, сознательном и дисциплинированном труде на пользу общества. Решающую роль в Т. в. уч-ся играет их участие в общественном производстве, в труде взрослых (это позволяет на практике знакомиться с производств. отношениями и обязанностями, действенно проявлять и развивать духовные и физич. способности). С этой целью организуется работа уч-ся в уч. цехах, учебнопроизводств. комбинатах, ученич. производственных бригадах и лесничествах, лагерях труда и отдыха и др. Соединение обучения с производительным трудом создаёт широкие возможности для переноса знаний, полученных при изучении основ наук, в область практич. деятельности, стимулирует способность к самостоятельному, творч. решению трудовых задач, формирует важнейшие качества личности человека социалистич. общества.

Т. в. молодёжи также целенаправленно осуществляется в проф.-технич., ср. специальных и высших уч. заведениях в органич. связи с овладением специальностью. Задачи Т. в. решаются во всех формах уч. труда (лекции, лабораторные и практич. занятия и др.) и особенно в процессе учебной практики, производственного обучения, а также при выполнении общественно полезной работы в студенческих строительных отрядах и др. трудовых объединениях. В Т. в. работающей молодёжи значит. роль играют школы и бригады коммунистич. труда и получившее массовый характер наставничество - движение высококвалифицированных кадровых рабочих по обучению и воспитанию рабочей смены. Воспитание коммунистич. отношения к труду является одной из главных задач комсомольской и др. общественных организаций, ведущих воспитательную работу с молодёжью, занятой трудом на пром. предприятиях, в учреждениях, совхозах и колхозах.

В СССР проблемы Т. в. разрабатываются в н.-и. учреждениях АПН СССР, пед. н.-и. ин-тах союзных республик, а также на кафедрах педагогики пед. вузов.

В области права и судебной практики термин "Т. в." понимается как средство исправления и перевоспитания осуждённых путём привлечения их к труду в исправительных учреждениях. (См. Исправительно-трудовое право.)

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О воспитании и образовании, М., 1957; Ленин В. И., О воспитании и образовании, 3 изд., М., 1973; Калинин М. И., О воспитании и обучении, М., 1957; Крупская Н. К., Пед. соч., т. 4, М., 1959; Шацкий Т. С., Избр. пед. соч., М., 1958; Макаренко А. С., Соч., т. 5, М., 1958; Общие основы педагогики. Под ред. Ф. Ф. Королева и В. Е. Гмурмана, М., 1967; С у-хомлинский В. А., Воспитание коммунистического отношения к труду, М., 1959.

В. Г. Зубов.

ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, система правовых норм, к-рыми регулируются трудовые (и тесно связанные с трудовыми) отношения рабочих и служащих. Сов. Т. з. устанавливает высокий уровень условий труда, всемерную охрану трудовых прав рабочих и служащих.

Особенность Т. з. в СССР - участие профсоюзов в нормотворческой деятельности гос-ва в области труда и зарплаты. ВЦСПС и респ. советы профсоюзов наделены правом законодательной инициативы. По установившейся практике высшие органы гос. власти и гос. управления СССР и союзных республик не принимают ни одного нормативного акта по вопросам труда и зарплаты без заключения профсоюзных центров.

Систему сов. законодательства о труде составляют: 1) общесоюзное законодательство о труде: Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде 1970; Закон СССР о государственных пенсиях 1956 с последующими изменениями; Положение о порядке рассмотрения трудовых споров 1974; Положение о правах ФЗМК профсоюза 1971 и др. (в развитие этих законов принят ряд пост. Сов. Мин. СССР - Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий 1972, Правила исчисления непрерывного трудового стажа 1973 и др.); 2) Т. з. союзных республик (гл. обр. кодексы законов о труде, принятые в 1971-73); 3) приказы, инструкции и иные акты министерств и ведомств по вопросам труда и зарплаты (особое место среди них занимают правила, инструкции и разъяснения Госкомтруда по вопросам труда, зарплаты, рабочего времени и времени отдыха, нормирования труда, пенсионному обеспечению и т. д. Наиболее важные акты издаются им совместно или по согласованию с ВЦСПС); 4) локальные нормы, устанавливаемые непосредственно на предприятиях администрацией по согласованию с ФЗМК, где отражаются специфич. условия конкретных предприятий.

В общую систему Т. з. входят также акты ВЦСПС по вопросам заключения коллективных договоров, социальному страхованию, деятельности технической инспекции.

В системе Т. з. есть нормы общего действия (распространяются на всех рабочих и служащих) и специальные (распространяемые на определённые категории работников), к-рые обычно устанавливают к.-л. изъятия из общих норм либо конкретизируют общие нормы, представляют дополнительные льготы (напр., для работающих в районах Крайнего Севера), устанавливают повышенную ответственность для отдельных категорий работников. См. также Антирабочее законодательство, Социальное законодательство, Трудовое право.

В. И. Смолярчук.



ТРУДОВОЕ ПРАВО в социалистич. гос-ва х, отрасль права, регулирующая трудовые отношения рабочих и служащих, а также отношения, тесно связанные с трудовыми: по социальному страхованию, осуществлению надзора за охраной труда; рассмотрению трудовых споров; права профсоюзов по защите трудовых прав работающих, и др.

Сов. Т. п. определяет порядок возникновения и прекращения трудовых отношений рабочих и служащих, условия труда (в т. ч. меру труда - продолжительность рабочего времени, порядок оплаты труда), устанавливает внутр. трудовой распорядок, предусматривает виды поощрений за успехи в труде и меры воздействия за неудовлетворит. исполнение трудовых обязанностей, закрепляет права профсоюзов в области регулирования охраны труда, по участию в управлении производством. Трудовые отношения колхозников регулируются нормами колх. права.

Осн. источники Т. п.- Основы законодательства СССР и союзных республик о труде 1970 и принятые на их основе респ. кодексы законов о труде.

Сов. Т. п. делится на общую часть (предмет и система Т. п., осн. принципы, правовое положение профсоюзов, коллективный договор и т. д.) и особенную часть (нормы, регулирующие конкретные виды обществ. отношений в области труда: трудовой договор, рабочее время, зарплата и др.).

Нормы Т. п., регулируя трудовые отношения рабочих и служащих, содействуют росту производительности труда, повышению эффективности обществ. производства, устанавливают высокий уровень условий труда, всемерную охрану трудовых прав работников. Социаль-но-экономич. основу сов. Т. п. составляют социалистич. собственность на средства производства, плановая система х-ва; гарантированная от эксплуатации свобода труда.

Основные принципы Т. п.: всеобщность труда, право на труд и свобода от безработицы; обязанность блюсти социалистич. дисциплину труда; обеспечение в старости и при потере трудоспособности за счёт гос-ва; участие трудовых коллективов в управлении предприятиями и т. д. В Т. п. последовательно проведено положение о равенстве в трудовых отношениях женщины с мужчиной и равноправия граждан независимо от их национальности и расы.

В бур ж. гос-вах Т. п. как самостоят. отрасль выделилось в 50-60-х гг. 20 в. Основой бурж. Т. п. является принцип т. н. свободы договора найма рабочей силы. Поскольку за этим лежит экономич. неравенство сторон, Т. п. закрепляет принудит. характер труда при капитализме. Бурж. нормы совр. Т. п. охватывают широкий круг отношений по применению наёмного труда: коллективный и трудовой договоры, зарплата, рабочее время, право на забастовку, деятельность профсоюзов и т. п., поэтому роль его в правовой надстройке бурж. гос-ва чрезвычайно велика. Оно используется господствующим классом для подавления рабочего движения, усиления эксплуатации трудящихся, а также для распространения реформистской идеологии в целях интеграции профсоюзов в политич. систему гос.-монополистич. капитализма.

Лит.: Советское трудовое право, М., 1972; Трудовое право и научно-технический прогресс, М., 1974; Киселев И. Я., Современный капитализм и трудовое законодательство, М., 1971. В. И. Смолярчук.

ТРУДОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ, по сов. праву одна из форм договора, в к-рую на практике иногда облекаются как трудовой договор, так и гражданско-правовой договор о выполнении той или иной трудовой деятельности (напр., договоры подряда, поручения). Оформление договорных отношений с помощью Т. с. ещё не является достаточным основанием для отнесения конкретного договора к определённому виду.

ТРУДОВОЕ УВЕЧЬЕ, см. Увечье трудовое.



ТРУДОВОЙ ДОГОВОР, по сов. праву соглашение между трудящимися и предприятием (учреждением, орг-цией), по к-рому трудящийся обязуется выполнять работу по определённой специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а предприятие (учреждение, орг-ция) - выплачивать ему зарплату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон. Условия труда (включая условия о его оплате), предусмотренные законодательством о труде и коллективным договором, не вырабатываются сторонами Т.д., однако обязанность администрации по их обеспечению для конкретных рабочих и служащих возникает именно из заключённого Т. д. Недействительны условия Т. д., ухудшающие положение работника по сравнению с нормами законодательства о труде или противоречащие ему.

Т. д. заключается на неопределённый срок, на определённый срок, но не более 3 лет, или на время выполнения определённой работы, как правило, путём непосредственного соглашения между самим трудящимся и предприятием, учреждением (в лице его руководителя или другого компетентного лица).

Т. д. может быть заключён в устной или письменной форме. Приём на работу оформляется приказом или распоряжением администрации, объявляемым работнику под расписку.

Работник вправе расторгнуть Т. д., заключённый на неопределённый срок, предупредив об этом администрацию письменно за 2 недели. По инициативе администрации Т. д. может быть расторгнут лишь в случаях, предусмотренных законом, и по общему правилу лишь с согласия ФЗМК (см. Увольнение).

В капиталистич. странах Т. д. юридически - договор личного найма, а по своему экономич. содержанию - договор вынужденной продажи работником своей рабочей силы капиталисту.

Лит.: Смолярчук В. И., Социалистический трудовой договор, М., 1974.



ТРУДОВОЙ СПИСОК, в СССР в 1926- 1938 документ, в к-рый заносились сведения о прохождении службы в гос. учреждениях, кооп. и обществ. орг-циях. Т. с. (и их копии) могут служить одним из доказательств, подтверждающим наличие у работника определённого трудового стажа. Отменены в связи с введением трудовых книжек.



ТРУДОВОЙ СТАЖ, см. в ст. Стаж трудовой.



ТРУДОВЫЕ АРМИИ, воен. формирования Красной Армии, временно использовавшиеся в 1920-22 в нар. х-ве. Инициатором использования воен. частей на хоз. фронте был РВС 3-й армии, поддержанный В. И. Лениным (см. Полн. coбp. соч., 5 изд., т. 51, с. 115). 15 янв. 1920 Совет рабочей и крест. обороны преобразовал 3-ю армию в 1-ю (Уральскую) революц. армию труда. По соглашению СНК РСФСР и Всеукраинского ревкома 21 янв. было принято Положение о Совете Украинской Т. а., к-рая образовывалась из войск Юго-Зап. фронта. 23 янв. СНК РСФСР принял Положение о Совете Кавказской Т. а. (она же - Трудовая армия Юго-Востока России), к-рая была сформирована из частей 8-й армии Кавк. фронта. Постановлением Совета рабочей и крест. обороны 23 янв. Запасная армия Республики направлялась на восстановление ж.-д. сообщения Москва - Екатеринбург. Постановлением Совета рабочей и крест. обороны 27 февр. 2-я армия Кавк. фронта была преобразована во 2-ю особую ж.-д. Т. а. (она же - Трудовая ж.-д. армия Кавк. фронта). 10 февр. Совет рабочей и крест. обороны направил на трудовой фронт 7-ю армию, получившую назв. Петроградской Т. а. Постановлением СНК РСФСР 21 апр. из частей 4-й армии Туркестанского фронта была сформирована 2-я революц. Т. а. В дек. 1920 начала действовать Донецкая Т. а. В янв. 1921 была сформирована Сибирская Т. а.

Т, а. подчинялись в воен.-адм. отношении РВС Республики, а в хоз.-трудовом - СТО. Деятельностью Запасной и Железнодорожной Т. а. руководили РВС этих армий, остальных - Советы Т. а., состоявшие из представителей командования армии и представителей Совета рабочей и крест. обороны (с апр. 1920 - СТО), ВСНХ и различных наркоматов и ведомств. Т. а. восстанавливали ж.-д., угольную и нефтедоб. пром-сть; заготовляли топливо и продовольствие, вели культурно-массовую работу среди населения. Только за 1-ю пол. 1920 в хоз. работах участвовало 2,5 млн. красноармейцев. С окончанием Гражд. войны 1918-20 Т. а. и отдельные воинские подразделения, использовавшиеся на трудовом фронте, были переданы постановлением СТО от 30 марта 1921 "О трудовых частях" в ведение Наркомтруда. 30 дек. 1921 СТО постановил расформировать Т. а.

Лит.: Ленин В. И., Доклад о работе ВЦИК и Совнаркома на первой сессии ВЦИК VII созыва 2 февраля 1920 г., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 40; его же, Наказ от СТО (Совета труда н обороны) местным советским учреждениям. Проект, там же, т. 43; Красная армия на хозяйственном фронте, в кн.; Пять лет власти Советов, М., 1922; Из истории гражданской войны в СССР, т. 3, М-, 1961,

В. П. Бутт



ТРУДОВЫЕ РЕЗЕРВЫ, см. Государственные трудовые резервы СССР.

"ТРУДОВЫЕ РЕЗЕРВЫ", всесоюзное добровольное спортивное общество ( ДСО), объединяющее уч-ся и работников системы проф.-технич. образования. Создано в 1943 при Гл. управлении трудовых резервов при СНК СССР, с 1959 самостоятельное ДСО, осуществляющее совместно с органами проф.-технич. образования физич. воспитание (в уч. процессе ) и массовую физкультурно-спортивную работу в уч. заведениях проф.-технич. образования.

В 1975 в 5538 коллективах физич. культуры (при уч. заведениях) было св. 2,7 млн. чел., работали 9,7 тыс. тренеров, руководителей, преподавателей физич. воспитания (для подготовки их имелось 4 техникума физич. культуры и спорта проф.-технич. образования). Культивировалось 44 вида спорта; наиболее популярны: лёгкая атлетика, бокс, борьба, гребля, лыжи, стрельба, футбол, баскетбол, волейбол. Общество "Т. р." имеет 18 тыс. спортивных сооружений, в т. ч. 39 стадионов, 50 бассейнов, св. 3 тыс. спортивных залов. В 1943-75 подготовлено 16,4 млн. значкистов ГТО, 19,8 млн. спортсменов-разрядников, 107 мастеров спорта междунар. класса и ок. 4 тыс. мастеров спорта СССР. В 1975 83,7% выпускников уч. заведений проф.-технич. образования имели значок ГТО, 80,5% - спортивные разряды, 39,5 % - звание общественного инструктора или судьи. Сборные команды "Т. р."- неоднократные победители всесоюзных соревнований по боксу, прыжкам на лыжах с трамплина, художеств. гимнастике, акробатике, водно-моторному и мотоциклетному спорту. В 1947-75 спортсменами "Т. р." завоёвано золотых медалей: на Олимпийских играх - 9, чемпионатах и первенствах мира - 32, Европы - 67, СССР - более 1,2 тыс.; установлено рекордов: мира - 45, Европы - 5, СССР - 348. Среди чемпионов и призёров Олимпийских игр, мира и Европы: В. Н. Енгибарьян, О. Г. Григорьев, Д. И. Поздняк, Б. Н. Кузнецов, В. А. Соломин, В. И. Меднов, В. Н. Чернышев (бокс); Н. Н. Соловьёв, М. В. Цалкаламанидзе (борьба); А. В. Кошель (спортивная гимнастика); Л. Б. и А. Б. Назмутдиновы (художеств. гимнастика); А. И. Богданов, М. А. Ит-кис, В. П. Насонов, Е. Н. Поликанин (стрельба), Н. А. Устинова и др. В "Т. р." начинали спортивный путь засл. мастера спорта В. В. Петров и Б. П. Михайлов (хоккей), П. А. Столбов (гимнастика), А. П. Колчина (лыжи), B.C. Цибуленко (лёгкая атлетика) и др.

С 1946 общество проводит Всесоюзные спартакиады, а с 1975 - Всесоюзные спортивные игры уч-ся системы проф-техобразования. Общество "Т. р." награждено орденом Трудового Красного Знамени (1973).

И. П. Залетаев.



ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ, часть населения страны, обладающая необходимым физич. развитием, знаниями и практич. опытом для работы в нар. х-ве. В Т. р. включают как занятых, так и потенциальных работников.

Социалистическое государство, в отличие от капиталистического, планомерно использует Т. р., обеспечивая полную занятость населения. Отсутствие безработицы - крупнейшее социальное завоевание трудящихся социалистических государств.

В СССР в практике планирования и учёта к Т. р. относят: население в трудоспособном возрасте, т. е. мужчин 16- 59 лет, женщин 16-54 лет (за исключением неработающих инвалидов 1-й и 2-й групп и лиц, получающих пенсии по старости на льготных условиях на 5-10 лет ранее,- работники вредных произ-в, нек-рых видов искусств и многодетные матери с 4 и более детьми); мужчин 60 лет и старше; женщин 55 лет и старше, а также подростков в возрасте до 16 лет, работающих в государственном секторе хозяйства и в общественном производстве колхозов.

Подавляющую часть Т. р. страны составляет население в трудоспособном возрасте. В составе работников за пределами трудоспособного возраста св. 4/5 приходится на мужчин и женщин пенсионного возраста. Мера их участия в общественном производстве во многом связана с потребностями нар. х-ва в рабочей силе и системой материального поощрения. Труд подростков используется гл. обр. в колхозах и совхозах в период напряжённых с.-х. работ.

Изменение численности Т. р. зависит от естеств. движения населения - его рождаемости и смертности. При прочих равных условиях быстрому росту населения соответствует быстрый рост Т. р. и наоборот. Однако на Т. р. изменение рождаемости сказывается лишь через 16 лет; соотношение численности поколений, вступающих в трудоспособный возраст и переходящих в пенсионный возраст, тоже меняется. Поэтому удельный вес населения трудоспособного возраста во всём числе жителей страны колеблется: в 1926 он составил 52,1%, в 1939 - 53,6%, в 1959 - 57,4%, в 1970 - 54%, в 1975 - 56,3%.

Важное значение для характеристики Т. р. имеет состав их по возрасту и полу. Удельный вес работающих в каждой возрастной группе характеризуется (по данным переписи 1970) след. данными:

Возрастные группы

Удельный вес работающих в общественном хозяйстве, в %
до 20 лет

менее 40
20-29 лет

87
30-39 лет

94
40-49 лет