БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321 и др. Как объединённое Всероссийское ДСО основано в 1957 на базе ведомственных спортивных обществ профсоюзов - "Авангард", "Красное Знамя", "Строитель", "Торпедо" и др.

В 1975 в "Т." действовало 8719 коллективов физкультуры, в т. ч. 107 спортивных клубов пром. предприятий, строек и ср. уч. заведений, объединявших 4,9 млн. чел.; физкультурно-спортивную работу вели св. 500 тыс. обществ. инструкторов и тренеров, ок. 320 тыс. спортивных судей.

В 1975 культивировалось 49 видов спорта. Имелось 726 стадионов, 2,3 тыс. спортивных залов, 136 крытых плавательных бассейнов, 2,8 тыс. футбольных полей, 3,7 тыс. оздоровительно-спортивных лагерей, домов охотника и рыболова, 2 тыс. лыжных баз; 472 детско-юношеские спортивные школы (121,9 тыс. уч-ся, крупнейшая - в Москве на стадионе "Юных пионеров"); 77 специализированных школ (в них 19 отделений высшего спорт. мастерства) по олимпийским видам спорта (19,8 тыс. чел.).

В 1972-75 подготовлено 2,8 тыс. мастеров спорта и мастеров спорта междунар. класса, ок. 5 млн. спортсменов массовых разрядов.

Лыжники "Т." - неоднократные победители чемпионатов СССР и Кубка СССР. Футбольная команда "Торпедо" (Москва) - 5-кратный обладатель Кубка СССР. Женская команда "Луч" (Москва) - 3-кратный чемпион СССР по ручному мячу. В Высшей лиге по хоккею с шайбой выступают команды "Т.": "Химик" (Воскресенск Моск. обл.), "Торпедо" (г. Горький), "Трактор" (Челябинск).

Спортсменами общества завоёвано золотых медалей: на Олимпийских играх - 43, чемпионатах мира - 91, Европы - 161, СССР - 790.

Среди спортсменов "Т." чемпионы и призёры Олимпийских игр, мира, Европы, СССР - М. М. Ботвинник (шахматы), В. И. Алексеев, Р. В. Плюкфельдер, Д. А. Ригерт, А. Н. Воронин, Н. А. Колесников (тяжёлая атлетика), Г. А. Кулакова, Н. В. Балдычева, А. С. Олюнина, Л. А. Мухачёва, Е. П. Беляев (лыжные гонки), И. С. Ярыгин, В. С. Юмин (борьба), С. А. Четверухин, В. Н. Ковалёв, И. В. Моисеева, А. О. Миненков (фигурное катание на коньках), И. В. Калинина (прыжки в воду), Ю. С. Тюкалов, Л. И. Пинаева (гребля), В. С. и Б. А. Стенины, Г. А. Степанская, Н. А. Статкевич (конькобежный спорт), Г. Сайхуджин (велоспорт), Л. И. Самотёсова, А. С. Спиридонов (лёгкая атлетика), В. В. Ушаков (водное поло), В. С. Коноваленко (хоккей), В. К. Иванов (футбол) и мн. др.

Св. 100 спортсменов общества за спортивные достижения удостоены правительственных наград. з. А. Федоренко.

ТРУД ЖЕНЩИН, см. Женский труд.

ТРУД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, см. в ст. Несовершеннолетние.

ТРУДА ИНСТИТУТ научно-исследовательский (НИИ труда), межотраслевое научно-исследоват. учреждение в СССР. Организован в 1955 в Москве в системе Гос. к-та Сов. Мин. СССР по вопросам труда и заработной платы. В 1975 в ин-те было 15 отделов. Филиалы в гг. Алма-Ате, Владивостоке, Ворошиловграде, Иркутске, Красноярске, Минске, Новосибирске. С 1958 при ин-те работает Центральное бюро нормативов по труду (ЦБНТ). НИИ труда занимается разработкой проблем: повышения обществ. производит. труда и использования трудовых ресурсов, распределения по труду в развитом социалистич. обществе, повышения уровня жизни, совершенствования социального обеспечения в стране, организации и нормирования труда в народном хозяйстве. Координирует исследования в области экономики труда; ведёт подготовку научных кадров.



ТРУДОВАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ, в СССР до 1964 учреждение, в к-ром содержались безнадзорные дети, а также подростки от 11 до 17 лет, совершившие незначит. преступления, возбуждение уголовного преследования против к-рых признано нецелесообразным. Целью Т. в. к. было изолирование таких подростков от отрицательно влиявшей на них среды, их трудовое воспитание, производств. и школьное обучение. С 1964 учебно-воспитат. учреждениями для воспитания и исправления таких несовершеннолетних являются специальные школы и специальные профессионально-технические училища.


ТРУДОВАЯ ДИСЦИПЛИНА, см. Дисциплина трудовая.


ТРУДОВАЯ КНИЖКА, по сов. праву осн. документ, в к-ром отражается трудовая деятельность рабочих и служащих. Т. к. ведутся на всех рабочих и служащих гос., кооп. и обществ. предприятий, учреждений, проработавших св. 5 дней, в т. ч. на сезонных работников, временных работников, а также на нештатных работников (см. Работники нештатные) при условии, если они подлежат государственному социальному страхованию. На лиц, работающих по совместительству, Т. к. ведутся только по месту основной работы.

В Т. к. вносятся сведения: о работнике (фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, профессия, специальность); о работе (приём на работу, перевод на др. работу, увольнение); о награждениях и поощрениях (награждение орденами и медалями, присвоение почётных званий; награждения и поощрения за успехи в работе, предусмотренные правилами внутр. трудового распорядка и уставами о дисциплине и т. д.), сведения об открытиях, на к-рые выданы дипломы, об использованных изобретениях и рацпредложениях и о выплаченных в связи с этим вознаграждениях. Взыскания в Т. к. не записываются.

Записи о причинах увольнения должны производиться в Т. к. в точном соответствии с формулировками действующего законодательства и со ссылкой на соответств. статью, пункт закона.

Порядок ведения Т. к. регулируется пост. Сов. Мин. СССР и ВЦСПС от 6 сентября 1973 (СП СССР, 1973, № 21, ст. 115) и инструкцией, утверждённой Гос. комитетом Сов. Мин. СССР по вопросам труда и заработной платы по согласованию с ВЦСПС 20 июня 1974 ("Бюллетень" Госкомтруда, 1974, № 9).

ТРУДОВАЯ КОЛОНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, в СССР в 1935- 1969 исправительно-трудовое учреждение, в к-ром отбывали наказание лица до 18 лет, осуждённые к лишению свободы. Имелось 2 вида колоний: общего типа и для содержания несовершеннолетних, осуждённых за тяжкие преступления. Осуждённые содержались в Т. к. д. н. до отбытия срока наказания, досрочного освобождения или до совершеннолетия (после достижения к-рого, как правило, должны были переводиться в исправительно-трудовые колонии для взрослых). С 1969 несовершеннолетние отбывают наказание в воспитательно-трудовых колониях.


ТРУДОВАЯ КОММУНА НЕМЦЕВ ПОВОЛЖЬЯ, название автономной области, созданной 19 окт. 1918 на терр. Ниж. Поволжья, заселённой в 18 в. немцами-колонистами. 19 дек. 1924 преобразована в АССР (см. ст. Немцев Поволжья Автономная Советская Социалистическая Республика).


ТРУДОВАЯ НАРОДНО-СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ, одно из назв. мелкобуржуазной партии народных социалистов в России; существовала в 1917 - 18.


ТРУДОВАЯ ПАРТИЯ КОРЕИ (ТПК). 10 окт. 1945 на учредительном съезде ответственных парт. работников и активистов 5 провинций Сев. Кореи было образовано сев.-кор. Оргбюро Коммунистич. партии Кореи (см. в ст. Коммунистическая партия Кореи). Этот день стал впоследствии отмечаться как дата образования ТПК. В авг. 1946 произошло слияние на основе идейных и организац. принципов марксизма-ленинизма компартии с Новой нар. партией (осн. в начале 1946) на С., в нояб. 1946 - с Народной и Новой нар. партиями (осн. в 1945) на Ю.; в результате были созданы Трудовая партия Сев. Кореи и Трудовая партия Юж. Кореи. В июне 1949 обе партии объединились в единую ТПК. Пред, ЦК ТПК был избран Ким Ир Сен.

Партия возглавила трудящиеся массы в их борьбе за строительство новой жизни. Под её руководством в короткие сроки после освобождения страны (авг. 1945) был ликвидирован в Сев. Корее старый гос. аппарат япон. империализма и образованы органы гос. власти нового типа - нар. к-ты. В февр. 1946 был создан Врем. нар. к-т Сев. Кореи - высший орган нар. власти, осн. на союзе рабочих и крестьян во главе с рабочим классом. Под руководством партии нар. власть успешно провела демократич. преобразования, в т. ч. зем. реформу (март 1946) и национализацию пром-сти (авг. 1946). Менее чем за два года после освобождения страны от япон. колон. господства в Сев. Корее при руководящей роли ТПК была завершена антиимпериалистич., антифеод. демократич. революция. Сев. Корея вступила в период постепенного перехода к социализму. По инициативе ТПК в авг. 1948 как на С., так и на Ю. состоялись всеобщие выборы в Верх. нар. собрание, первая сессия к-рого 9 сент. 1948 приняла конституцию, провозгласила создание КНДР и сформировала пр-во во главе с Ким Ир Сеном. В 1949 был создан Единый демократический отечественный фронт Кореи, руководящей и направляющей силой к-рого является ТПК.

В период отечеств. освободит. войны кор. народа (1950-53) ТПК выступила организатором и вдохновителем всенародной борьбы против амер. интервентов и их приспешников. Под руководством ТПК кор. народ, получая единодушную поддержку народов братских социали-стич. стран и всего передового человечества, отразил вооруж. вторжение врагов и защитил независимость своей родины и революц. завоевания.

ТПК возглавила борьбу кор. народа за восстановление разрушенного войной нар. х-ва и дальнейшее строительство со-циалистич. экономики. 6-й пленум ЦК ТПК в авг. 1953 утвердил ген. линию послевоен. строительства, рассчитанную на преимуществ. развитие тяжёлой пром-сти с одновременным ростом лёгкой пром-сти и с. х-ва, а также на социали-стич. кооперирование с. х-ва. Решения пленума ЦК ТПК легли в основу 3-летнего плана восстановления и развития нар. х-ва КНДР на 1954-56, к-рый был успешно выполнен.

3-й съезд ТПК (апр. 1956) принял программу создания материально-технич. базы социализма и определил осн. задачи и направления 5-летнего нар.-хоз. плана КНДР (1957-61), к-рый был затем утверждён на 1-й парт. конференции в марте 1958. В борьбе за выполнение 5-летнего плана партия к концу 1958 добилась завершения кооперирования крест. х-в и социалистич. преобразования частной пром-сти и торговли, что привело к безраздельному господству социалистич. производств. отношений в городе и деревне. Состоявшийся в сент. 1961 4-й съезд партии утвердил контрольные цифры 7-летнего плана развития нар. х-ва КНДР на 1961-67. В условиях непрекращавшихся с 50-х гг. провокаций амер. империализма и южнокор. реакции против КНДР партия усилила внимание к защите революц. завоеваний кор. народа. Состоявшаяся в окт. 1966 конференция ТПК одобрила выработанный пленумом ЦК ТПК в дек. 1962 курс на параллельное развитие экономич. и оборонного строительства, приняла в связи с этим решение перенести сроки выполнения заданий 7-летнего плана развития нар. х-ва с 1967 на 1970.

В нояб. 1970 состоялся 5-й съезд ТПК, к-рый подвёл итоги выполнения плана развития нар. х-ва: в результате решения задач индустриализации КНДР превратилась в социалистич. индустриальное гос-во. В резолюции съезда указывалось, что гл. задача партии и народа - укреплять и развивать социалистич. строй, приблизить полную победу социализма. Съезд утвердил осн. задачи развития нар. х-ва КНДР на шестилетие (1971-76), направленные на то, чтобы упрочить и развить успехи в области индустриализации .

Важным событием в общественно-политич. жизни страны явились разработка по инициативе ТПК и принятие в дек. 1972 новой конституции КНДР, закрепившей социалистические завоевания корейского народа. ТПК является ведущей силой кор. народа в борьбе за мирное объединение страны на демократич. началах.

Делегации ТПК участвовали в работе междунар. Совещаний коммунистич. и рабочих партий в 1957 и 1960 в Москве и подписали принятые этими совещаниями документы.

ТПК организована на принципе демократич. централизма. Высшим руководящим органом партии является съезд, а в промежутках между съездами - ЦК, избираемый съездом. ЦК избирает из своего состава Политич. к-т, Секретариат и Ген. секретаря ЦК ТПК. Числ. ТПК св. 2 млн. чл, и канд. в чл. партии (1975). Ген. секретарь ЦК ТПК - Ким Ир Сен. Печатные органы ЦК ТПК - газ. "Но-дон синмун" и журн. "Кынночжа".

Съезды и конференции Трудовой партии Кореи (все в Пхеньяне): 1-й съезд Трудовой партии Сев. Кореи - 28- 30 авг. 1946; 2-й съезд Трудовой партии Сев. Кореи - 27-30 мартая 1948; 3-й съезд ТПК - 23-29 апр. 1956; 1-я конференция ТПК - 3-6 марта 1958; 4-й съезд ТПК - 11 - 18 сент. 1961; конференция ТПК - 5-12 окт. 1966; 5-й съезд ТПК - 2-13 нояб. 1970.

Лит.: Третий съезд Трудовой партии Кореи. Док-ты и мат-лы, [пер. с кор.], Пхеньян, 1956; IV съезд Трудовой партии Кореи, пер. с кор., М., 1962; Ким Ир Сен, Избр. статьи и речи, пер. с кор., М., 1962; его же. Двадцать лет Трудовой партии Кореи, "Партийная жизнь", 1965, № 22; его же, Отчетный доклад Центрального Комитета Трудовой партии Кореи V съезду партии, Пхеньян, 1970; его же, Еще более укрепим социалистический строй в нашей стране, "Партийная жизнь", 1973, № 3; его же, Трудовой партии Кореи-30 лет, там же, 1975, № 24. Н. М. Шубников.



ТРУДОВАЯ ПОВИННОСТЬ в С С С Р, до 50-х гг. краткосрочная трудовая обязанность по выполнению в исключит. случаях общественно необходимых работ. В первые годы Сов. власти Т. п. применялась гл. обр. как метод привлечения к труду различных нетрудовых элементов. КЗоТ РСФСР 1922 допускал применение Т. п. для борьбы со стихийными бедствиями, при недостатке в рабочей силе для выполнения важнейших гос. заданий и др. В период Великой Отечеств. войны 1941-45 предусматривалась возможность проведения Т. п. в местностях, объявленных на воен. положении, для выполнения оборонных работ, охраны путей сообщения, средств связи, электростанций, электросетей и др. важнейших объектов, для участия в борьбе с пожарами и эпидемиями. Действующее законодательство понятия Т. п. не содержит.



ТРУДОВАЯ ШКОЛА, течение в реформаторской педагогике, представители к-рого выступали за создание школы, сочетающей образование, нравственное, эстетич. и физич. воспитание с выработкой у детей трудовых умений, с теми или иными формами проф. ориентации. Впервые идея Т. ш. была выдвинута представителями раннего утопич. социализма (Т. Мор, Т. Кампанелла), к-рые в своих проектах организации общества будущего предусматривали участие всех его членов в производительном труде. Отсюда вытекало и их требование подготовки детей в уч. заведениях к труду, привлечения их к посильной трудовой деятельности.

В 17 в. мысль о необходимости трудовой подготовки детей в школе высказал Я. А. Коменский. Англ. экономист Дж. Беллерс разработал проект "промышленной школы" - трудового объединения взрослых, являющегося одновременно и образцовым воспитательным учреждением, где дети учатся полезным наукам, овладевают конкретными профессиями, приобретают любовь и уважение к труду. Ж. Ж. Руссо выдвинул требование готовить детей к с.-х. и ремесл. труду в процессе воспитания.

Видное место вопросы Т. ш.- трудового обучения и воспитания занимали в проектах организации нар. образования эпохи Великой франц. революции.

В кон. 18 - нач. 19 вв. И. Г. Песталоцци сформулировал положения, сыгравшие важную роль в дальнейшей разработке идеи Т. ш., проблем трудового воспитания: труд в сочетании с физич. упражнениями и играми благотворно сказывается на развитии детей; воспитательные учреждения не должны ограничиваться выработкой у детей владения небольшим кругом ремесленных приёмов - у них нужно развивать разносторонние способности и навыки, необходимые для быстрого включения в практич. деятельность в различных отраслях х-ва.

В 1-й пол. 19 в. проблема трудового обучения и воспитания детей в школе привлекала внимание представителей утопич. социализма - Р. Оуэна, Ш. Фуръе, К. А. Сен-Симона, В. Вейтлинга. Наиболее интересны мысли Оуэна, считавшего, что в коммунистич. обществе будущего каждый ребёнок в процессе обучения и воспитания будет знакомиться с осн. видами труда.

Большинство представителей реформаторских течений в бурж. педагогике кон. 19 - нач. 20 вв. причисляли себя к сторонникам Т. ш., хотя сам труд уч-ся трактовался представителями различных пед. течений по-разному. В теории Т. ш. можно выделить 3 крупных направления. Представители первого из них видели сущность Т. ш. в том, что в уч. план вводится ручной труд как особый предмет преподавания, а трудовые умения и навыки, приобретаемые уч-ся на уроках по этому предмету, способствуют изучению других уч. дисциплин. Т. о., ручной труд являлся и предметом и принципом всего обучения. Сторонники этого направления (т. н. мануалисты) много сделали для пропаганды идеи педагогически целесообразного ручного труда, разработки его методики, они стремились установить связь между ручным трудом и уч. занятиями, активизировать тем самым весь пед. процесс.

Сторонники второго направления, идеологом к-рого был нем. педагог Г. Кершенштейнер, рассматривая труд в начальной нар. школе тоже как предмет и принцип обучения, видели его гл. цель в выработке у детей старательности, честности, добросовестности и т. п. Т. ш. такого типа рассматривалась в качестве важного средства гражд. воспитания. К третьему направлению в движении Т. ш. принадлежали представители мн. течений в реформаторской педагогике (индивидуальная педагогика, педагогика личности, педагогика действия и т. п.), к-рые трактовали труд детей расширительно и видели сущность Т. ш. в разнообразной самостоятельной познавательной и художеств. деятельности уч-ся.

Бурж. педагоги, говоря о Т. ш., фактически имели в виду начальную нар. школу, к-рая не давала основ науч. образования, а сам труд носил ремесленный характер. В средней же школе трудовой принцип трактовался как стимулирование умственной самостоятельности уч-ся, а собственно труд, если он вводился в уч. план, использовался как средство физич. развития. Идеи трактуемой таким образом Т. ш. применяются в совр. школе и педагогике в бурж. странах.

Создав в сер. 19 в. теорию науч. коммунизма, К. Маркс и Ф. Энгельс уделили в ней значит. место и проблемам воспитания, показав их неразрывную связь с социально-экономич. условиями жизни общества. Марксистское учение о гармонич. развитии человеческой личности, о соединении умственного образования с политехнич. и трудовым обучением как обязательном условии всестороннего развития человека явилось фундаментом социалистич. педагогики и теоретич. обоснованием политехнич. Т. ш. Эти идеи впервые получили реализацию в практике строительства новой, сов. трудовой школы после Окт. революции 1917. Марксистское понимание Т. ш. требует осознания учащимися роли труда в развитии общества, выработки трудовых умений и навыков, а также вооружения школьников политехнич. знаниями (см. Политехническое образование). Лит.: Маркс К., Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 16; его же, Капитал, т. 1, гл. 4, 5, 8, 9, 12, 13, там же, т. 23; Ленин В. И., Гимназические хозяйства и исправительные гимназии, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2; его же, Перлы народнического прожектерства, там же; его же, О политехническом образовании. Заметки на тезисы Надежды Константиновны, там же, т. 42; Крупская Н. К., Пед. соч., т. 1, М., 1957; т. 4, М., 1959; Пискунов А. И., Теория и практика трудовой школы в Германии (До Веймарской республики), М., 1963; Синицкий Л. Д., Трудовая школа, её принципы, задачи и идейные корни в прошлом, М., 1922; Трудовая школа в свете истории и современности. Сб. статей, под ред. М. М. Рубинштейна, Л., 1924; Фортунатов А., Теория трудовой школы в её историческом развитии, ч. 1- От Т. Мора до К. Маркса, М., 1925; Andersоn L. P., History of manual and industrial school education, N. Y.- L., 1926; Bennet С h. A., History of manual and industrial education, 1870 to 1917, Peorfa (111), 1937; Burger E., Arbeitspadagogik, 2 Aufl., Lpz., 1923; Heуwang E., Was ist Arbeitsschule?, 3 Aufl., Langensalza, 1927; Panthier A., Enquete historique sur 1'enseignement manuel dans les ecoles non techniques, P., 1907; Schloen H., Entwicklung und Aufbau der Arbeitsschule, В., 1926; Wolff A.. Arbeitspadagogik, Tl 1, Langensalza, 1925; "Jahrbuch fur Erziehungs und Schulgeschichte", Jg 1, В., 1961.

А. И. Пискунов.



ТРУДОВИКИ, "Трудовая группа", мелкобуржуазная политич. орг-ция в России. Возникла в апр. 1906 как группа депутатов из крестьян и интеллигентов народнич. направления в 1-й Гос. думе. "Проект программы" Т. требовал образования общенародного земельного фонда из казённых, удельных, кабинетских, монастырских земель, а также частновладельческих, не превышавших "трудовой" нормы, т. е. ликвидации помещичьего землевладения и фактич. национализации земли. Подготовку агр. реформы "Проект" предлагал передать крестьянам, к-рые должны были избрать на основе всеобщего избират. права местные земельные к-ты. Выражая общекрестьянские земельные требования, "Проект" вместе с тем допускал выкуп земель, что отвечало интересам зажиточных слоев крестьянства. В "Проекте" содержалось требование демократич. преобразования политич. строя России, в т. ч. введения всеобщего избират. права. Осн. положения "Проекта" получили развитие в проекте "104-х" и проекте "35-ти", внесённых в Думу 23 и 24 мая 1906. В своей деятельности как в Думе, так и вне её Т. колебались между кадетами и революц. пролетариатом. Большевики, поддерживая социально-экономич. требования Т., отражавшие интересы крест. масс, проводя тактику соглашения с ними по отд. вопросам, вместе с тем критиковали их политич. неустойчивость, побуждали их к отходу от кадетов. Однако Т. не стали последовательной революц. крест. орг-цией. После Третьеиюньского государственного переворота 1907 в условиях реакции деятельность Т. на местах прекратилась. Идейная близость Т. с народными социалистами (энесами) после Февр. революции 1917 привела к образованию Трудовой народно-социалистической партии на 6-м съезде Т. [17-23 июня (30 июня - 6 июля) 1917]. Выражая интересы кулачества, эта партия поддерживала бурж. Временное правительство, боролась с большевиками, после Окт. революции 1917 выступала на стороне контрреволюции и вскоре распалась.

Лит.: Ленин В. И., Крестьянская или "Трудовая" группа и РСДРП, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 13; его же, Опыт классификации русских политических партий, там же, т. 14; его же, "Услышишь суд глупца", там же; его же, Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905-1907 гг., там же, т. 16; Колесниченко Д. А., Аграрные проекты Трудовой группы в I Государственной думе, в сб.: Исторические записки, т. 82, М., 1968; её же, К вопросу о политической эволюции Трудовиков в 1906 г., там же, т. 92, М., 1973; В. И. Ленин н история классов и политических партий в России, М., 1970. Д. А. Колесниченко.

ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОРДЕН, см. Ордена СССР.

ТРУДОВОЕ, посёлок гор. типа в Приморском крае РСФСР, подчинён Артёмовскому горсовету. Расположен на берегу Амурского зал., в 33 км к С.-В. от Владивостока и в 15 км от г. Артём. 14,3 тыс. жит. (1975). Ж.-д. станция (Угольная) на линии Хабаровск - Владивосток. Добыча угля. Кирпичный з-д. Плодово-ягодная опытная станция.

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ, формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда; в социалистич. обществе - в широком смысле - целенаправленное формирование коммунистич. отношения к труду как основы нового духовного облика человека, воспитания высокосознательного и всесторонне развитого гражданина; органич. составная часть коммунистического воспитания; в более узком смысле - целенаправленный, тесно связанный с обучением в школе процесс подготовки детей и юношества к трудовой деятельност