БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321иев - Чоп, Караганда - Целиноград - Магнитогорск; большинство грузонапряжённых линий оборудовано автоблокировкой и диспетчерской централизацией. В 1974 начато стр-во Байкало-Амурской магистрали (БАМ) протяжённостью 3145 км от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре, к-рая позволит вовлечь в нар. х-во огромные природные ресурсы, создать новый большой пром. район страны, воздвигнуть новые города и посёлки. Продолжается строительство вторых путей, реконструкция станций, электрификация и внедрение железнодорожной автоматики и телемеханики.

В 1950 введены в эксплуатацию автомагистрали Москва - Симферополь, затем Киев - Харьков - Орджоникидзе, Минск - Брест, Москва - Ленинград- Мурманск, Москва - Горький, Фрунзе - Ош, Москва - Куйбышев - Челябинск. В 70-е гг. широко развернулось стр-во автомагистрали Москва - Волгоград, сети дорог в Тюменской обл. Наиболее быстрыми темпами развивался воздушный транспорт. Переход на тяжёлые пасс. самолёты потребовал технич. реконструкции действовавших и стр-ва новых аэропортов. В 1959-65 построено и реконструировано более 60 аэропортов, в т. ч. Домодедовский в Москве, Борис-польский в Киеве, Толмачёвский в Новосибирске. Строятся (1976) новые взлётнопосадочные полосы в Шереметьевском междунар. аэропорту (Москва), в аэропортах Астрахани, Казани, Калининграда.



Протяжённость транспортных путей в СССР, тыс. км
Вид транспорта

1945

1950

1965

1975
Железные дороги Министерства путей сообщения СССР

112,9

116,9

131,4

138,3
в том числе электрифицированные

2

3

24,9

38,9
Автомобильные дороги с твёрдым покрытием

155,3

177,3

378,3

660,5
Речные судоходные пути

117,2

130,2

142,7

145,4
Воздушные линии

146,3*

300,5

481,1

827,0
Магистральные нефте- в нефте-продуктопроводы

4,4

5,4

28,2

56,9
Магистральные газопроводы

0,3

2,3

41,8

99,2
Линии метрополитенов в двух-путном исчислении, км

37*

43

147

274
* Данные на 1940,

На морском транспорте к 1950 в основном завершено восстановление портов и судоремонтных заводов с одновременной их реконструкцией. В последующие годы построены новые порты в Находке, Ванино, Петропавловске-Камчатском,Сочи, Йльичёвске. Реконструированы и расширены порты во Владивостоке, Ленинграде, Новороссийске, Одессе, Жданове, Баку, Астрахани, Красноводске. Введены в эксплуатацию уникальные железнодорожные паромные переправы Баку - Красноводск (1962) и Ванино- Холмск (1973). В ближайшие годы завершится стр-во крупного порта страны - Восточного в бухте Врангеля, порта в Григорьевском лимане близ Одессы. На речном транспорте вступил в эксплуатацию Волго-Балтийский водный путь, построены новые и реконструированы порты в Ленинграде, Ярославле, Горьком, Казани, Ульяновске, Куйбышеве, Волгограде, Перми, Омске, Иркутске, Якутске. Крупнейшие порты в Тобольске, Сургуте, Осетрове будут построены в нач. 10-й пятилетки 1976- 80.

Проложены магистральные нефтепроводы Туймазы - Иркутск, "Дружба", Субханкулово - Куйбышев - Новороссийск, Самотлор - Альметьевск - Горький - Ярославль - Кириши и др. К 1965 действовало 7 систем газопроводов: Центральная, Восточно-Украинская, Западная, Поволжская, Кавказская, Среднеазиатская, Уральская. По магистральным газопроводам транспортируется газ из Тюменской обл. в центр страны, работает на полную мощность 4-ниточная система Ср. Азия - Центр. Строятся новые линии метрополитенов в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку, Харькове, осуществляется (1976) строительство первой линии в Ташкенте. В городах с населением более 1 млн. чел. также проектируется их строительство (в Горьком, Новосибирске, Свердловске, Куйбышеве).

Организация и управление Т. с. совершенствовались на всех этапах развития социалистического народного х-ва. В 1954 образовано специализированное общесоюзное Мин-во трансп. стр-ва (Минтрансстрой), на к-рое возложено стр-во жел. дорог, больших мостов, тоннелей и метрополитенов, гидротехнич. сооружений в мор. и речных портах, а с 1959 - стр-во автомоб. дорог общегос. значения и аэродромов. Стр-во магистральных трубопроводов ведёт Мин-во стр-ва предприятий нефтяной и газовой пром-сти. В 1975 в системе Минтрансстроя 122 строительно-монтажных треста и управления стр-ва объединяли 1077 линейных стационарных и передвижных орг-ций с общей программой подрядных работ более 3 млрд. руб. в год. Небольшие объёмы работ по технич. реконструкции жел. дорог выполняют орг-ции Мин-ва путей сообщения. Стр-вом и ремонтом автомоб. дорог респ., обл., районного и местного значения ведают соответствующие министерства или главные управления при Совете Министров союзных республик.

Т. с. имеет собств. производств. базу, обеспечивающую непрерывное повышение уровня индустриализации строительства. В её состав входят предприятия по выпуску железобетонных и металлич. конструкций, нерудных стройматериалов, пористых заполнителей бетона, столярных изделий, стационарные и передвижные цементо- и асфальтобетонные з-ды, а также з-ды по ремонту строит. машин и оборудования. Большие капиталовложения предусмотрены на создание производств. базы для стр-ва БАМа: сооружаются новые предприятия в Шимановской, Тайшете, Кургане, Улан-Удэ,

Усть-Куте, Амазаре. В 1975 уровень комплексной механизации на земляных работах, монтаже строит. конструкций, бетонных работах и стр-ве автомоб. дорог достиг 98,3-99,6%, объём произ-ва сборных железобетонных конструкций на предприятиях Минтрансстроя возрос в 28 раз по сравнению с 1954, производительность труда - в 3,4 раза.

Технич. прогрессу в Т. с. способствовало объединение в едином министерстве ведущих отраслевых н.-и., проектно-конструкторских и строительно-монтажных орг-ций. Тесная связь науки с произ-вом позволила в короткий срок создать и широко внедрить сборные конструкции мостов, тоннелей, автомоб. дорог, аэродромов, портовых гидротехнических сооружений.

Земляное полотно жел. и автомоб. дорог возводится комплексно-механизированным способом с применением экскаваторов, скреперов, бульдозеров, автомобилей-самосвалов, спец. уплотнительных и планировочных машин, а также средств гидромеханизации и буровзрывной техники. Непрерывно возрастают мощности землеройных и трансп. машин. Железнодорожный путь заготавливается на звеносборочных машинах и в виде крупных блоков укладывается на земляное полотно с применением путеукладчиков, электробалластеров и др. путевых машин.

При стр-ве мостов применяют сборные железобетонные и стальные пролётные строения разных систем, фундаменты глубокого заложения на сборных железобетонных оболочках, буровых и забивных сваях. При возведении опор применяют мощные вибропогружатели, буровые станки и другое спец. оборудование. При сооружении тоннелей и метрополитенов широко используются сборные железобетонные обделки и др. конструкции. Подземные работы ведутся при помощи механизированных проходческих щитов. На стр-ве мор. и речных портов внедрены унифицированные железобетонные конструкции причалов, крупноблочные буны и волноломы. Нефтепродуктопро-воды и газопроводы прокладываются комплексно-механизированным способом с применением трубоукладчиков, сварочных и др. машин.

В других социалистич. странах Т. с. также развивается планомерно. С целью координации работы ж.-д. транспорта, к-рому принадлежит ведущая роль в обеспечении перевозок, помимо трансп. комиссии СЭВ создана Opr-ция сотрудничества жел. дорог (ОСЖД). Высокими темпами осуществляется электрификация и оборудование жел. дорог средствами автоматики. По согласованным планам реконструируются наиболее важные ж.-д. направления в междунар. сообщениях. Электрифицированы линии Чоп - Прага, Варшава - Прага и др. Строятся (1976) новые жел. дороги в МНР и на Кубе. По единому плану проводится расширение портов в бассейнах Чёрного м., Балтийского м. и р. Дунай, совместно проложен трансъевропейский нефтепровод "Дружба", строится междунар. газопровод Оренбург - Зап. граница СССР. С участием сов. специалистов проектируются и строятся метрополитены в Праге, Будапеште, Варшаве, Лодзи, Бухаресте, Софии, Белграде, Пхеньяне.

В развивающихся странах Т. с. направлено на укрепление гос.

сектора нац. экономики. При технич. помощи СССР в 60-70-е гг. построены автомоб. магистрали Кушка - Герат - Кандагар, Наибабад - Хайратон и др. в Республике Афганистан: жел. дороги Багдад - Басра в Иракской Республике; Конакри - Дебене в Гвинейской Республике; жел. дорога Аккари - Тартус и строятся Камышлы - Халеб - Латакия, Хомс - Дамаск и др. в Сирийской Арабской Республике.

В развитых капиталистич. странах Т. с. осуществляется за счёт частных и государственных капиталовложений на основе экономической конъюнктуры, без перспективных планов гармоничного сочетания различных видов транспорта. После 2-й мировой войны 1939-45 в условиях изобилия дешёвого жидкого топлива осн. капиталовложения направлялись на стр-во автомагистралей и перевод жел. дорог на тепловозную тягу. На 1973 было электрифицировано в США только 1%, в Великобритании 19 % всей сети жел. дорог. Во Франции, Италии, ФРГ, Швеции, Норвегии электрификация жел. дорог - осн. направление их модернизации. В Японии, ряде стран Зап. Европы, а также в США большое внимание уделяется созданию высокоскоростного ж.-д. транспорта. При решении сложных проблем развития городского транспорта наблюдается тенденция к расширению и реконструкции сети метрополитенов. Для крупнейших городов капиталистич. стран характерно стр-во многоярусных подземных комплексов, включающих станции и вестибюля метрополитена, автотранспортные и пешеходные тоннели, автогаражи и стоянки, магазины, коллекторы гор. сетей. Такие комплексы построены, напр., в Париже, Вене, Гамбурге, Мюнхене, Токио. См. также Морской транспорт, Речной транспорт, Воздушный транспорт. Железнодорожный транспорт, Автомобильный транспорт, Трубопроводный транспорт, Городской транспорт.

Лит.: Строительство, М., 1965 (Энциклопедия современной техники); Строительство в СССР, М., 1967; Транспортное строительство СССР, М., 1972; Левин Б. И., Переселенков Г. С.. Транспортное строительство в девятой пятилетке, М., 1973. Е. А. Величкин.

"ТРАНСПОРТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО", ежемесячный научно-технич. и производств. журнал, орган Мин-ва трансп. стр-ва СССР. Издаётся в Москве с 1931 (в 1936-40 выходил под назв. "Строитель железных дорог", в 1951- 1954 - "Железнодорожное строительство"). Журнал освещает вопросы изысканий, проектирования и стр-ва трансп. сооружений (жел. и автомоб. дорог, мостов, тоннелей и метрополитенов, мор. и речных портов, аэропортов, пром. и гражд. зданий); публикует сообщения об отечеств, и зарубежном опыте в области трансп. стр-ва, информац. и справочные материалы. Тираж (1976) ок. 16 тыс. экз.

ТРАНСПОРТНО-ОТВАЛЬНЫЙ МОСТ, автоматизированный агрегат для перемещения и складирования вскрышных пород во внутренние отвалы карьеров, работающий в комплексе с многоковшовым экскаватором. Применяется при разработке пластовых горизонтально залегающих месторождений с мягкими покрывающими породами вскрыши в условиях положительных среднегодовых темп-р. Конструктивно Т.-о. м. выполняется в виде ферм, опирающихся на две или три опоры на ж.-д. или иногда на гусеничном ходу (рис.). Расстояние между опорами моста 35-250 м, длина отвальной консоли 40-170 м. Т.-о. м. располагается поперёк карьера, перемещаясь со скоростью 4-6 м/мин вдоль забоя, одновременно передвигая за собой рель-сошпальное основание. Порода от экскаватора подаётся на Т.-о. м. по соединительным конвейерам. На Т.-о. м. располагаются обычно две линии конвейеров шир. 1000-1500 мм. Скорость транспортирования породы конвейерами моста 7,5-12 м/ceк.

Отвальная опора в зависимости от устойчивости породы располагается на почве пласта или на специально отсыпаемом и уплотняемом самим Т.-о. м. предотвале. Высота отсыпаемого отвала 40-50 м. Производительность Т.-о. м. достигает 7500 м3/ч по разрыхлённой породе при собственной массе в 9500 т и общей мощности электродвигателей 4860 квт.

Т.-о. м. выпускаются в ГДР, где разработаны (1975) проекты Т.-о. м. для выемки вскрыши мощностью до 60 м, производительностью 23 тыс. м3/ч, с главной фермой длиной 270 м и массой 10 500 т и составным пятиопорным мостом для отработки вскрыши мощностью до 80 м, производительностью 11 тыс. м3/ч и массой около 15000 т. См. Карьерный транспорт.

Лит.: Андреев А. В., Шешко Е. Е., Транспортные машины и комплексы для открытой добычи полезных ископаемых, М., 1970. Ю. И. Анистратов.

ТРАНСПОРТНЫЕ ТАРИФЫ, см. Тарифы транспортные.

ТРАНСПОРТНЫЙ БАЛАНС, баланс ввоза и вывоза грузов. Составляется по отдельным предприятиям, станциям, портам, дорогам, районам. ЦСУ СССР ежегодно публикует Т. б. союзных республик. В них указывают: размеры отправления и прибытия грузов, внутриреспубликанские перевозки, вывоз и ввоз грузов из разных республик, а также превышение вывоза над ввозом или ввоза над вывозом. Указанные цифры даются не только в целом по союзной республике, но и по видам транспорта: железнодорожному, морскому и речному. Существует транспортно-экономический баланс, в к-ром, кроме вышеперечисленных сведений, указывают и осн. корреспондирующие районы или пункты, т. е. куда именно осуществляется вывоз той или иной продукции, в каком размере и откуда завозится продукция. Разработка и анализ трансп.-экономич. балансов позволяют точнее планировать объёмы грузовых перевозок и грузооборот, а также выявлять нерациональные перевозки.

Е. Д. Хануков.



ТРАНСПОРТНЫЙ КОРАБЛЬ в космонавтике, космический летательный аппарат, предназначенный для осуществления полётов (рейсов) между Землёй и искусств. космич. объектами (околоземными пилотируемыми кораблями, орбитальными станциями, автоматич. аппаратами) или между космич. объектами, находящимися на разных орбитах. Осн. назначение Т. к.- доставка на околоземную орбиту автоматич. и пилотируемых объектов (науч. и хозяйств. назначения) и возвращение их на Землю; аппаратов (т. н. межорбитальных буксиров), способных переводить полезный груз на более высокие орбиты или на траектории полёта к Луне и планетам. Экипаж Т. к. может производить обслуживание, ремонт и профилактич. осмотры орбитальных космических объектов, выполнять наблюдения и научно-технические исследования, участвовать в спасении космонавтов в аварийных ситуациях на орбите и т. д.

Т. к. может быть автоматическим или пилотируемым, одноразового или многоразового применения. Роль Т. к. одноразового применения выполняли нек-рые космич. корабли серии "Союз" (напр., при доставке космонавтов на орбитальную станцию "Салют") и "Аполлон" (для доставки космонавтов на орбитальную станцию "Скайлэб"). Т. к. многоразового применения - основная часть многоцелевых универсальных космических систем ("шаттл", или "челнок",- назв., принятое в зарубежной лит-ре), которые в будущем (ориентировочнок80-м гг.20в.) смогут заменить ракеты-носители я космич. корабли одноразового применения. А- А. Еременко.



ТРАНСПОРТНЫЙ ТОННЕЛЬ городской, тоннель, сооружаемый на пересечении гор. трансп. магистралей с интенсивным движением и служащий для пропуска в разных уровнях различных средств транспорта. Для пересечения трансп. магистралей пешеходами служат переходы. Расположение Т. т. увязывают с системой гор. движения, планировкой и застройкой улиц и размещением подземных коммуникаций. Т. т. обычно имеет двускатный профиль. Т. т. включает, как правило, один закрытый (тоннельный) участок и два открытых (рамповых) участка, обеспечивающих двустороннее движение гор. транспорта (в СССР обычно в 3 ряда в каждом направлении). Глубину заложения Т. т. назначают минимальной. Чаще всего Т. т. сооружают в открытых котлованах. Конструкцию закрытой части Т. т. обычно выполняют из сборного железобетона в виде замкнутой в поперечном сечении двухпролётной рамы. Конструкция открытых (рамповых) участков состоит из подпорных стенок, железобетонных фундаментных блоков и лотка, объединяемых в единую конструктивную систему омоноличиванием стыков. Конструкции Т. т. защищают от проникновения воды гидроизоляц. покрытием. В верхней части стен рамп устраивают обвязку из монолитного железобетона, к-рая служит для установки парапета. На парапете обычно монтируют опоры для светильников и подвески контактной сети троллейбуса.

Лит. см. при ст. Тоннель. В. П. Волков.

ТРАНССУДАТ (от транс... и лат. su-do - просачиваюсь), отёчная жидкость, скапливающаяся в полостях тела вследствие нарушения крово- и лимфообращения (напр., брюшная водянка - асцит - при сердечной недостаточности или циррозе печени). Образование Т. происходит без воспалит. изменений тканей, что отличает его от выпота.



ТРАНСУРАНОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, химические элементы, расположенные в периодической системе элементов Д. И. Менделеева за ураном, т. е. с ат. н. Z>= 93. Известно 14 Т. э. Из-за относительно высокой скорости их радиоактивного распада Т. э. в заметных количествах не сохранились в земной коре. Возраст Земли ок. 5 *109 лет, а период полураспада Т1/2 наиболее долгоживущих изотопов Т. э. меньше 107 лет. За время существования Земли Т. э., возникшие в процессе нуклеосинтеза, либо полностью распались, либо их количество резко уменьшилось (до 1012 раз). В природных минералах найдены микроколичества 244Рu- наиболее долгоживущего Т. э. (Т1/2~8*106 лет), к-рый, возможно, сохранился на Земле с момента её формирования. В урановых рудах обнаружены следы 237Np (Т1/2~2,14*106 лет) и 239Рu (Т1/2~2,4*104 лет), к-рые образуются в результате ядерных реакций с участием ядер U.

Первые T. э. были синтезированы в нач. 40-х гг. 20 в. в Беркли (США) группой учёных под рук. Э. Макмиллана и Г. Сиборга, удостоенных Нобелевской премии за открытие и изучение этих элементов. Известно неск. способов синтеза Т. э. Они сводятся к облучению мишени потоками нейтронов или заряженных частиц. Если в качестве мишени используется U, то с помощью мощных нейтронных потоков, образующихся в ядерных реакторах или при взрыве ядерных устройств, можно получить все Т. э. до Fm (Z = 100) включительно. Процесс синтеза состоит либо в последовательном захвате нейтронов, причём каждый акт захвата сопровождается увеличением массового числа А, приводящим к В-pacпaду и увеличению заряда ядра Z, либо в мгновенном захвате большого числа нейтронов (взрыв) с длинной цепочкой

В-распадов. Возможности этого метода ограничены, он не позволяет получать ядра с Z> 100. Причины - недостаточная плотность нейтронных потоков, малая вероятность захвата большого числа нейтронов и (что наиболее важно) очень быстрый радиоактивный распад ядер с Z > 100.

Элемент с Z = 101 (менделевий) был открыт в 1955 при облучении 25399Es (эйнштейния) ускоренными а-частицами. Пять элементов с Z>101 были получены на ускорителях заряженных частиц [циклотрон Объединённого института ядерных исследований (ОИЯИ; Дубна, СССР) и линейный ускоритель тяжёлых ионов "Хайлак" (Беркли, США)] в ядерных реакциях с ускоренными тяжёлыми ионами. Определяющий вклад в эти работы внесли группа учёных под рук. Г. Н. Флёрова (Дубна) и группа Г. Сиборга - А. Гиорсо (Лаборатория им. Лоуренса, Беркли). Существенные результаты были получены также в Окриджской нац. лаборатории США.

Для синтеза далёких Т. э. используется два типа ядерных реакций - слияния и деления. В первом случае ядра мишени и ускоренного иона полностью сливаются, а избыточная энергия образовавшегося возбуждённого составного ядра снимается путём "испарения" нейтронов. При использовании ионов С, О, Ne и мишеней из Pu, Cm, Cf образуется сильно возбуждённое составное ядро (энергия возбуждения ~ 40-60 Мэв). Каждый испаряемый нейтрон способен унести из ядра энергию в среднем порядка 10-12 Мэв, поэтому для "остывания" составного ядра должно вылететь до 5 нейтронов. С испарением нейтронов конкурирует процесс деления возбуждённого ядра. Для элементов с Z = 104-105 вероятность испарения одного нейтрона в 500-100 раз меньше вероятности деления. Это объясняет малый выход новых элементов: доля ядер, к-рые "выживают" в результате снятия возбуждения, составляет всего 10-8-10-10 от полного числа ядер мишени, слившихся с частицами. В этом кроется причина того, что за последние 20 лет синтезировано всего 5 новых элементов (Z = 102-106).

В ОИЯИ разработан новый метод синтеза Т. э., основанный на реакциях слияния ядер, причём в качестве мишеней используются плотно упакованные устойчивые ядра изотопов РЬ, а в качестве бомбардирующих частиц сравнительно тяжёлые ионы Ar, Ti, Cr. Избыточная энергия ионов расходуется на "распаковку" составного ядра, и энергия возбуждения оказывается низкой (всего 10-15 Мэв). Для снятия возбуждения такой ядерной системы достаточно испарения 1-2 нейтронов. В итоге получается весьма заметный выигрыш в выходе новых Т. э. Этим методом был осуществлён синтез Т. э. с Z = 100, Z = 104 и Z = 106.

В 1965 Флёров предложил использовать для синтеза Т. э. вынужденное деление ядер под действием тяжёлых ионов. Осколки деления ядер под действием тяжёлых ионов имеют симметричное распределение по массе и заряду с большой дисперсией (следовательно, в продуктах деления можно обнаружить элементы с Z значительно большим, чем половина суммы Z мишени и Z бомбардирующего иона). Экспериментально было установлено, что распределение осколков деления становится шире по мере использования всё более тяжёлых частиц. Применение ускоренных ионов Хе или U позволило бы получить новые Т. э. в качестве тяжёлых осколков деления при облучении урановых мишеней. В 1971 в ОИЯИ были ускорены ионы Хе с помощью 2 циклотронов, к-рыми облучалась урановая мишень. Результаты показали, что новый метод пригоден для синтеза тяжёлых Т. э.

Т. э. испытывают все виды радиоактивного распада. Однако электронный захват и В-распад - процессы относительно медленные, и их роль становится небольшой при распаде ядер с Z>100, имеющих короткие времена жизни относительно а-распада и спонтанного деления. По мере утяжеления элемента конкуренция между спонтанным делением и В-распадом становится всё более заметной. Нестабильность относительно спонтанного деления, очевидно, определяет границу периодической системы элементов. Если период полураспада для спонтанного деления 92U~1016 лет, для 94Рu - 1010 лет, то для 100Рm он измеряется часами, для 104-го элемента - секундами (см. Курчатовий), для 106-го элемента - несколькими мсек. О химических свойствах Т. э. (до Z = 104) и строении их электронных оболочек см. в ст. Актиноиды.

Теоретич. рассмотрение показывает, что возможно существование очень тяжёлых ядер, имеющих повышенную стабильность относительно спонтанного деления и а-распада. "Остров стабильности" должен располагаться вблизи магического ядра, у к-рого число протонов 114, а число нейтронов 184. Если гипотетич. область стабильности окажется реальной, то границы периодич. системы элементов существенно расширятся. Ведутся поиски экспериментальных путей для проникновения в эту область элементов. Получить 114 протонов в новом ядре