БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321закономерности, вытекающие из действия экономич. законов социализма. В. И. Ленин считал Т. важнейшим звеном в развитии переходных форм социалистич. экономики и необходимой формой экономич. связей при социализме.

В СССР Коммунистич. партия и Сов. гос-во с первых лет Сов. власти уделяли большое внимание всемерному развитию и совершенствованию Т. Наряду с национализацией была установлена гос. монополия на Т. (1918) важнейшими товарами нар. потребления. Эти меры подорвали экономич. позиции капиталистич. элементов, облегчили борьбу со спекуляцией, создали условия для улучшения снабжения трудового народа. В целях обеспечения централизованного снабжения населения товарами, организации заготовок с.-х. продуктов в нояб. 1917 был создан Народный комиссариат по делам продовольствия; в 1924 образован Нар. комиссариат внутр. торговли, преобразованный в 1946 в Мин-во торговли СССР. С начала Гражд. войны и иностр. интервенции (1918-20) установлено централизованное распределение предметов потребления. Частная Т. запрещена. В янв. 1919 введена продразвёрстка. С переходом к новой экономической политике продразвёрстка заменена продналогом. Начав с товарообмена в рамках местного хоз. оборота, гос-во перешло к организации Т. в масштабах всего нар. х-ва. По мере укрепления социалистич. форм в экономике страны, развития гос. и кооп. Т. вытеснялись частные посредники в оптовой и розничной Т.

Для сбыта продукции крупной социализированной пром-сти были созданы отраслевые синдикаты и др. гос. оптовые орг-ции. Важную роль играли товарные биржи и ярмарки. Розничная Т. находилась преим. в руках потребительской кооперации. Гос. Т. была представлена небольшой сетью торгов и др. орг-ций. Постепенное укрепление позиций обобществлённой Т. позволило уже в 1925- 1926 перейти к планированию завоза важнейших потребительских товаров в осн. экономич. р-ны страны и усилить роль планового начала во всех рыночных связях. В 1937 весь розничный товарооборот осуществлялся обобществлённым сектором.

С построением социалистич. общества (сер. 30-х гг.) усилилась роль планового начала во всех рыночных связях, возникли условия для планомерной организации Т. Создавалась система оптовых баз пром-сти, неуклонно расширялись торговая сеть гос. и кооп. Т. и обществ. питания, колхозная Т. Система внутр. социалистич. Т. в период Великой Отечеств. войны 1941-45 обеспечила регулярное и устойчивое снабжение населения и Сов. Армии. Системой гос. нормированного снабжения обеспечивалось до 77 млн. чел. Несмотря на огромные трудности, вызванные войной, уже в кон. 1947 была отменена карточная система, введённая в 1941, и осуществлён переход к открытой Т. К 1950 был превзойдён довоен. уровень розничного товарооборота и восстановлена торг. сеть. В 1945 объём розничного товарооборота составлял 45% (от уровня 1940), в 1950 - 110%. В последующие годы были обеспечены высокие темпы развития внутр. Т. Так, в 1974 розничный товарооборот в 8,2 раза превысил объём товарооборота 1940, только за годы 9-й пятилетки (1971-75) товарооборот увеличился на 36%. Внутр. Т. превратилась в одну из крупных отраслей нар. х-ва. Оборотные фонды Т. составили 22% от всех оборотных фондов нар. х-ва (1975).

В процессе развития социалистич. экономики созданы и получили развитие 3 формы внутр. Т.: гос., кооп. и колхозная. Ведущая гос. Т. обслуживает гл. обр. городское население, кооп. Т.- в основном сельское. Потребительская кооперация ведёт также комиссионную торговлю. Гос. и кооп. Т. совместно образуют организованный рынок страны, на к-ром цены устанавливаются непосредственно гос-вом. На долю гос. Т. приходится 69% общего объёма розничного товарооборота, на долю кооперативной - ок. 29%. Колхозная Т. представляет собой продажу колхозами и колхозниками излишков с.-х. продукции на рынке. Специфика колхозной Т. состоит в том, что она не планируется гос-вом, осуществляется по свободным ценам и в ней отсутствует посредник. Производители (гл. обр. колхозы и колхозники) ту часть своей продукции, к-рая не охвачена закупками по системе контрактации, продают непосредственно населению (преим. городскому) на колхозных рынках. На долю колхозного рынка приходится 2% общего объёма товарооборота (1975).

В соотношении между различными формами Т. предметами нар. потребления обнаруживается определённая тенденция: роль гос. Т. растёт, колхозного рынка уменьшается при известной стабилизации доли кооп. Т. в общем товарообороте. Развитие Т. и улучшение обслуживания населения неразрывно связаны с созданием материально-технич. базы Т., внедрением более совершенных видов торгового оборудования и технологич. процессов, дальнейшим совершенствованием методов Т. Увеличивается сеть специализированных магазинов. Строятся крупные универсальные магазины по продаже товаров повседневного спроса (универсамы); создаются совр. крупные складские х-ва, холодильники, плодоовощные базы и комбинаты. Большое значение для ускорения технич. прогресса в Т. имело Пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР от 7 янв. 1972 "О некоторых мерах по улучшению торговли и её технической оснащённости". Значит. развитие получает механизация и автоматизация торг. процессов. Внедрение прогрессивных методов продажи товаров обеспечивает повышение экономич. эффективности работы предприятий и улучшение культуры обслуживания населения. К прогрессивным методам продажи товаров относятся: метод самообслуживания, продажа по образцам, по заказам населения, с доставкой на дом, через автоматы и др. К нач. 1975 товарооборот магазинов, применяющих прогрессивные методы продажи товаров в гос. и кооп. Т. страны, достиг 55% от обшего товарооборота, в т. ч. продажа товаров по методу самообслуживания составляла 47%. Численность работников розничной Т. и обществ. питания в 1973 составила 6,4 млн. чел. (6,6% рабочих и служащих, занятых в нар. х-ве), из них в гос. Т. было занято 4,7 млн. чел.

Т. в зарубежных социалистич. странах в период становления нар. демократии находилась в основном в руках частных торговцев. Кооперативы имели сравнительно слабую материально-технич. базу и немногочисл. кадры торг. работников. Политика коммунистич. и рабочих партий и пр-в з.их стран сводилась к последовательному и неуклонному завоеванию господствующего положения в Т. гос. и кооп. секторами и постепенному вытеснению частных торговцев. Кооп. Т. получала всестороннюю гос. помощь, что способствовало её быстрому развитию в городам и сел. местности. Гос. Т. на первых этапах сосредоточивала сбыт продукции национализированной пром-сти и значит. долю оптовой Т. В 1946-47 уже примерно 4/5 оптового товарооборота находилось в руках обобществлённого сектора Т.

Происходившие во 2-й пол. 40-х- 50-х гг. социально-экономич. преобразования в нар. х-ве восточноевроп. стран, их интенсивное развитие по социалистич. пути предопределили необходимость перестройки всей сферы товарного обращения. Расширение гос. и кооп. Т. существенно ограничивало объём частной Т. Кооперативы включались в систему плановой экономики. Руководствуясь исто-рич. опытом СССР, др. социалистич. страны решали вопрос "кто - кого" в области Т. с помощью экономич. рычагов, ограничивающих частную Т. и обеспечивающих расширение обобществлённой Т. Так, уже к 1960 удельный вес частной Т. в общем объёме розничного товарооборота составлял (в % ): в Болгарии - 0,1, в Венгрии - 1,2, в Польше - 2,7 и Румынии- 0,1; только в ГДР он сохранялся ещё на уровне 22,7.

К сер. 70-х гг. почти во всех социалистич. странах внутр. Т. осуществлялась полностью гос. и кооп. предприятиями и орг-циями. Небольшая доля частной Т. в Болгарии (0,1%), Венгрии (0,8%) и Польше (0,9%) приходится на кустарей, реализующих изделия собственного изготовления, и владельцев мелких предприятий питания. Их деятельность не оказывает значит. влияния на развитие Т. в этих странах. Доля частной Т. в ГДР сокращается (в сер. 70-х гг. она составляла 15% розничного товарооборота). Для внутр. Т. зарубежных социалистич. стран характерны закономерности, присущие развитию Т. в СССР: устойчивые темпы роста розничного товарооборота, его прогрессивные структурные изменения, интенсивное развитие материально-технич. базы и совершенствование форм и методов продажи товаров. Так, за 1960-74 объём розничного товарооборота возрос: в НРБ - в 3 раза, в ВНР - в 2,6, в ГДР - в 1,7, в МНР -в 2, в ПНР - в 2,7, в Румынии - в 2,9, в ЧССР - в 2,3 раза. Среднегодовые темпы роста товарооборота в тот же период составляли (в % ): в ВНР, ГДР, ЧССР - ок. 6 в каждой, в СРР - 7,5, НРБ - 8,5, в ПНР - 11-12. Получили широкое распространение совр. крупные магазины самообслуживания, рассчитанные на удовлетворение потребностей населения в товарах повседневного спроса, напр. магазины "Кауфхалле" (ГДР), "ABC" (ВНР), "Суперсамы" (ПНР). Одновременно с магазинами растёт сеть предприятий обществ. питания - ресторанов, кафе и др. Особое внимание уделяется созданию комбинатов питания и столовых при пром. предприятиях и уч. заведениях. По вопросам внутр. Т. социалистич. стран ведётся многостороннее сотрудничество в рамках СЭВ.

Внешняя Т. социалистич. стран ведётся гос-вом на основе монополии внешней торговли.

Растущая роль междунар. Т. как одного из наиболее важных факторов экономич. роста и социального прогресса отмечалась на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975). Расширение междунар. Т. путём применения режима наибольшего благоприятствования на основе двусторонних и многосторонних межправительственных и др. соглашений - одна из осн. областей сотрудничества гос-в (см. Международное экономическое сотрудничество). Междунар. Т. играет важную роль в разрядке междунар. напряжённости, в укреплении принципов мирного сосуществования стран с различными со-циально-экономич. системами.

Лит.: Ленин В. И., По поводу так называемого вопроса о рынках, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3; его же, Грозящая катастрофа и как с ней бороться, там же, т. 34; Кулишер И. М., Очерк истории русской торговли, П., 1923; Лященко П. И., История народного хозяйства СССР, т. 1-2, 4 изд., М., 1956; Дихтяр Г. А., Внутренняя торговля в дореволюционной России, М., 1960. См, также лит. при статьях Внутренняя торговля, Внешняя торговля, Оптовая торговля, Розничная торговля. В. Ф. Сорокина, Б. И. Гоголь, И. И. Фельдман.

"ТОРГОВЛЯ ЗА РУБЕЖОМ", ежемесячный бюллетень Мин-ва торговли СССР, издаётся с 1956 в Москве. Освещает передовой опыт торговли и массового питания различных стран. Публикует также материалы об организации работы магазинов и универмагов, оптовых баз и складов, о произ-ве полуфабрикатов, новых видах тары и упаковки и т. п. Значит. место уделяется информации о специализированных выставках и ярмарках. Имеются разделы "Рецепты иностранной кухни" и "Моды". Тираж (на 1 янв. 1976) 14 тыс. экз.

ТОРГОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, технич. средства (машины, автоматич. устройства, поточные линии и т. п.), используемые на предприятиях розничной и оптовой торговли, общественного питания, в складах, хранилищах и на базах. Различают Т. о. для продовольств., пром. товаров и универсальное; для обычных и т. н. прогрессивных (самообслуживание, продажа товаров в кредит) методов торговли. В зависимости от назначения выпускается Т. о. для транспортировки и погрузки (разгрузки) товаров; их хранения, демонстрации и продажи; обработки; взвешивания товаров; расчётов с покупателями. Отд. группу составляют торговые автоматы.

Транспортировка и погрузка (разгрузка) товаров. Междугородные перевозки грузов осуществляют автомобильные поезда. Скоропортящиеся продукты и полуфабрикаты доставляют обычно автомобилями-холодильниками, оборудованными системой охлаждения, замороженные продукты - автомобилями с изотермич. кузовами. Мелкие партии товаров перевозят на автомобилях с кузовом, 3-колёсных мотороллерах, полуприцепах и т. п. Доставку жидкостей, сыпучих продуктов, а также живой рыбы производят в автомобилях-цистернах и автоцистернах-прицепах. Распространены контейнерные перевозки товаров.

В торг. предприятиях используют погрузочно-разгрузочные машины: погрузчики, снабжённые грузозахватными приспособлениями; штабелёры, имеющие меньшую ширину, чем погрузчики, что позволяет использовать их в узких проходах складов. На небольшие расстояния грузы перемещают средствами безрельсового транспорта (тягачи, грузовые тележки и др.), а также стационарными и передвижными конвейерами (ленточными, пластинчатыми и роликовыми). Подъём товаров производят грузовыми лифтами, элеваторами и др. типами подъёмников. Используют однорельсовый транспорт - электрич. тали, подвесные или опорные краны-штабелёры, передвигающиеся между стеллажами. Созданы комплексы оборудования для автоматич. выгрузки упакованных товаров из вагонов, перемещения их по транспортёрам к лифтам, подъёма и накопления на транспортёрах-накопителях в секциях складов, а затем укладки товаров на стеллажи.

Хранение, демонстрация и продажа товаров. К Т. о. этой группы относят стационарные и передвижные стеллажи, горки, прилавки, витрины, шкафы, вешала для одежды, тару-оборудование, холодильное оборудование и т. п. Механизир. и автомати-зир. склады оборудуют многоярусными контейнерами-накопителями для хранения однородных (на каждом ярусе) товаров, перегружающими устройствами, пакетоформирующими и распакетирующими машинами и т. п. Имеются устройства, к-рые доставляют расфасованные товары из складских помещений в торг. зал, автоматически выбирают и размещают товар на освободившуюся полку горки, а также убирают пустую тару и транспортируют её на склад. В магазинах самообслуживания для продажи хлебобулочных изделий, овощей и пр. используют тару-оборудование, к-рое состоит из расположенных в зале магазина шкафов, прилавков, горок и помещаемых в них передвижных контейнеров. Продукты загружают в контейнеры в местах произ-ва и без перегрузки доставляют в торг. зал.

Скоропортящиеся продовольств. товары хранят и демонстрируют с помощью холодильного оборудования: камер, охлаждаемых шкафов, прилавков, витрин, прилавков-витрин и т. п. (см. Холодильная техника). Холодильное оборудование подразделяют на низкотемпературное (в охлаждаемом объёме поддерживается темп-pa от -8 до -15 °С) и среднетемпературное (от 0 до 10 °С). В магазинах самообслуживания устанавливают витрины открытого типа с т. н. воздушной завесой - перед лицевой (открытой) частью витрины с помощью вентиляторов создаётся поток охлаждаемого воздуха. Большие магазины оборудуются системами централизованного холодоснабжения.

Обработка продовольств. товаров при подготовке их к продаже производится на поточных линиях очистки, мойки, сортировки и упаковки овощей и фруктов, на машинах для расфасовки и упаковки сыпучих товаров (см. Расфасовочно-упаковочный автомат), линиях и машинах для нарезки и упаковки гастрономич. товаров, масла и т. п. При этом используют аппараты для сварки полимерной плёнки, оборудование для упаковки в термоусадочную плёнку. Упаковка может производиться под вакуумом, в среде инертного газа. Пром. товары готовят к продаже с помощью установок для раскатки и накатки тканей, машин для печатания и крепления товарных ярлыков и ценников, контрольно-измерит. оборудования (напр., для проверки радиоаппаратуры) и т. п.

Взвешивание товаров выполняется на рычажно-механич., электро-тензометрич. и электронных весах. Для грузов массой свыше неск. десятков кг используют передвижные и стационарные платформенные товарные весы (шкально-гирные, шкальные и циферблатные); показания снимаются визуально или регистрируются с помощью спец. устройств. Стационарные весы обычно предназначаются для взвешивания грузов вместе с транспортом (весы в этом случае наз. автомобильными, вагонными). При продаже пользуются настольными рычажными циферблатными весами или электронными, к-рые автоматически определяют стоимость товаров.

Для расчётов с покупателями служит кассовое оборудование: электро-механич. контрольно-кассовые машины (односчётчиковые, многосчётчиковые или многосекционные; со счётчиками, суммирующими стоимость неск. покупок для магазинов самообслуживания); автоматич. кассы (для оплаты разовых услуг и приобретения наборов продуктов); электронные контрольно-кассовые машины; комплексно-автоматизированные системы расчёта (автоматизируют процесс расчёта с покупателями, ведение учёта и отчётности; содержат электронные контрольно-кассовые машины, блок памяти, ЭВМ, пульт управления).

Применяются также аппараты для приготовления и продажи напитков (кофеварки, установки для приготовления коктейлей и т. п.), оборудование для развозной торговли (автолавки, ручные тележки с термосами для продажи мороженого и т. п.); вспомогат. оборудование (сортировочные и счётные машины, автоматы для размена монет и т. п.). Помимо Т. о., в торговле используют инвентарь (фляги, ценники, подставки и т. п.) и инструментарий (ножи, инструменты для вскрытия тары и т. д.).

Совершенствование Т. о. связано с распространением прогрессивных методов торговли, применением новых технич. средств, напр. электронных устройств для продажи товаров в кредит, ЭВМ для управления торг. предприятиями.

Лит.: Торговые машины и аппараты, М., 1964; Торгово-технологическое оборудование. Справочник, М., 1969; Торговые и холодильные машины и аппараты, 2 изд., М., 1970; Воронков Б. Г., Лапидус С. Я., Чулкова А. Ф., Организация и техника торговли продовольственными товарами, М., 1970; Торговая техника, М., 1975.

Б. Г. Воронков, К. В. Советов.



ТОРГОВОЕ ПРАВО, в ряде бурж. гос-в самостоят. отрасль права, регулирующая наряду с гражданским правом отношения, возникающие в сфере гражд. и торг. оборота. В странах, где имеются спец. торговые кодексы (Франция, ФРГ, Япония), существует т. н. дуализм гражд. права. Т. п. возникло в ср. века в связи с развитием междунар. торговли в Средиземноморье как особое, т. н. купеческое, право (jus mercatorum). Оно складывалось как сословное обычное право отд. городов и закреплялось в гор. статутах или статутах купеческих гильдий; имелись сборники Т. п. (напр., Рагузинские статуты, Родосский морской закон). В нек-рых странах кодификация торг. законодательства предшествовала кодификации гражданского (напр., в Германии). В странах, где Т. п. действует как самостоят. отрасль, оно регламентирует деятельность торг. товариществ, вопросы их регистрации, ведения документации (в т. ч. торговых книг), вопросы представительства, оборот ценных бумаг (чеки, векселя, акции и т. д.), т. н. торг. сделки, прекращение торг. товариществ, в частности объявление их несостоятельными, и т. д.

Поскольку в связи с развитием и расширением сферы капиталистич. обращения нормы гражданского и Т. п. практически регулируют одни и те же отношения, в ряде стран (Швейцария, Италия) произошла унификация этих отраслей в едином законодат. акте - гражд. или обязательств. кодексе. В США развитие норм, регулирующих деловой капиталистич. оборот, пошло по иному пути. Там нет федерального гражд. кодекса. По инициативе заинтересованных деловых кругов в США был подготовлен и одобрен нац. конференцией уполномоченных по унификации законов, Амер. институтом права и ассоциацией адвокатов единообразный Торговый кодекс США и издан в 1957. Этот неофиц. кодекс послужил основой офиц. кодификации торг. законодательства во всех штатах, кроме Луизианы .

Лит.: Гражданское и торговое право капиталистических государств, М., 1966, с. 9 -12.



ТОРГОВОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО,

торгпредство, в социалистич. странах орган гос-ва, осуществляющий за границей права гос-ва в области принадлежащей ему монополии внешней торговли. Т. п. учреждаются по решению пр-ва и с согласия иностр. гос-ва, на территории к-рого они создаются. В задачи Т. п. входит представительство интересов гос-ва по вопросам внешней торговли в стране пребывания, содействие развитию торг. отношений с этой страной. Т. п. регулируют и контролируют внешнеторг. деятельность орг-ций, допущенных к самостоят. выходу на внешнеторг. рынок; выдают разрешения на ввоз в свою страну товаров, на транзит товаров через неё, а также др. необходимые документы. На Т. п. возложена работа по изучению общих экономич. условий и торг. конъюнктуры страны пребывания и информация об этом Мин-ва внешней торговли.

Т. п.- составная часть соответствующего полномочного представительства и в силу этого пользуется иммунитетами и привилегиями, предоставляемыми полпредству (напр., помещения, занимаемые Т. п., пользуются экстерриториальностью; торг. представитель, возглавляющий Т. п., и его заместители входят в состав дипломатич. персонала). Иммунитеты сохраняются за Т. п. и в случае осуществления им операций по внешней торговле; в виде исключения Т. п. может выступать в качестве ответчика в иностр. суде только по спорам, вытекающим из торг. сделок, заключённых Т. п. в данной стране, и притом только в тех гос-вах, в отношении к-рых пр-во выразило на то своё согласие. В СССР правовой статус Т. п. определяется Положением о торговых представительствах и торговых агентствах Союза ССР за границей, утверждённым пост. ЦИК и СНК СССР 13 сент. 1933, междунар. договорами и общепризнанными началами международного права.



ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА СССР (ТПП СССР), общественная орг-ция, содействующая развитию внешней торговли и экономич. связей, ускорению прогресса науки и техники в СССР. Создана в 1932 как Всесоюзная торговая палата (ВТП). В 1972 реорганизована в ТПП СССР в связи с развитием экономики, ростом объёма торговли и изменениями в её структуре, образованием тор-гово-пром. палат в союзных республиках, расширением экономич. и научно-технич. связей СССР с зарубежными странами. В сент. 1974 на внеочередном съезде ТПП СССР принят действующий устав. Высшие органы ТПП СССР - съезд, Совет и Президиум ТПП (избираемые съездом). В 1975 действит. членами ТПП СССР состояли: пром. предприятия (1927), торг. орг-ции (729), научно-исследовательские ин-ты (169), внешнеторг. орг-ции (65), строит. и трансп. орг-ции (93), учреждения связи, учебные заведения, общественные организации и др. (98).

Ежегодно палата совм. с Мин-вом внеш. торговли СССР, Гос. к-том по науке и технике, мин-вами и ведомствами, пром. предприятиями - членами палаты отбирает и направляет на междунар. выставки до 70 тыс. машин, приборов, различных товаров нар. потребления. Палата организует в СССР иностр. выставки (ежегодно зарубежные фирмы ввозят для демонстрации до 80 тыс. экспонатов). ТПП СССР осуществляет патентование иностр. изобретений в СССР и советских - за границей; регистрацию товарных знаков; выдаёт удостоверения о происхождении товаров, вывозимых из СССР; проводит экспертизы качества товаров. Связи с деловыми кругами зарубежных стран ТПП СССР поддерживает через смешанные торговые палаты. ТПП СССР имеет секции права, торг. мореплавания и мор. права, по охране промышленной собственности, к-рые разрабатывают вопросы, связанные с деятельностью палаты.

При ТПП СССР постоянно действуют Внешнеторговая арбитражная комиссия, Морская арбитражная комиссия и Бюро диспашеров.



ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАРТИЯ, контрреволюц. партия крупной русской торг.-пром. и финанс. буржуазии. Осн. в Москве в нояб. 1905. Программное воззвание партии от 12 нояб. 1905, подписанное моск. капиталистами Г. А. Крестовниковым, А. И. Коноваловым, В. П. и М. П. Рябушинскими (см. Рябушинские), призывало "...образовать мощную партию для содействия правительственной власти