БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321онечное разложение компонентов пищеварит. секретов и остатков непереваренной пищи, синтез витаминов, ферментов и нек-рых др. физиологически активных веществ (см. Пищеварение). Подробнее см. Кишечник. О заболеваниях Т. к. см. статьи Аппендицит, Колит, Непроходимость кишечника, Проктит. Я. Л. Караганов.


ТОЛСТАЯ МОГИЛА, скифский курган 4 в. до н. э. близ г. Орджоникидзе Днепропетровской обл. УССР. Исследован в 1971 Б. Н. Мозолевским. Под курганом открыты две гробницы. В более поздней из них (боковой) находились останки знатной женщины и её малолетнего ребёнка, погребённых в расшитых золотыми пластинами одеяниях, с богатыми украшениями, в сопровождении четырёх убитых слуг. Центр. гробница, принадлежавшая представителю высшей скифской знати, оказалась разграбленной. Среди остатков погребального инвентаря - оружие, посуда, ок. 600 золотых украшений. Особую ценность представляет золотой нагрудник - пектораль с высокохудожеств. скульптурными изображениями сцен борьбы животных и сюжетов из жизни скифов. Рядом с гробницей находились погребения семи коней в богатой сбруе вместе с тремя конюшими. Находки хранятся в Музее историч. ценностей УССР (Киев).

Лит.: Мозолевский Б. Н., Курган Толстая Могила близ г. Орджоникидзе на Украине, "Советская археология", 1972, № 3. Б. Н. Мозолевский.



ТОЛСТИКОВ Василий Сергеевич [р. 24. 10(6.11).1917, Тула], советский парт. и гос. деятель, дипломат. Чл. КПСС с 1948. Род. в семье служащего. Окончил Ленингр. ин-т инженеров ж.-д. транспорта (1940). В 1941-46 в Сов. Армии, участник Великой Отечеств. войны. В 1946- 1952 работал в строит. орг-циях Ленинграда. С 1952 на парт. и сов. работе; в 1957-60 1-й зам. пред. Ленингр. горисполкома; в 1960-62 секретарь, 2-й секретарь, в 1962-70 1-й секретарь Ленингр. обкома КПСС. С сент. 1970 чрезвычайный и полномочный посол СССР в КНР. Чл. ЦК КПСС с 1961. Чл. Бюро ЦК КПСС по РСФСР в 1962-66. Депутат Верх. Совета СССР 6-8-го созывов, чл. Президиума Верх. Совета СССР в 1962-72. Награждён 4 орденами Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.


ТОЛСТОВ Владимир Сергеевич [7(19). 7.1884- 1956, Сидней], один из руководителей контрреволюции на Урале (в 1919-20), ген.-майор (1919). Род. в семье казачьего офицера. Окончил Николаевское кав. уч-ще (1905). Участник 1-й мировой войны 1914-18, командир 6-го Уральского казачьего полка, полковник. В марте 1919 провозглашён атаманом Уральского казачьего войска, командовал белоказачьим Уральским корпусом, затем Отдельной Уральской армией. После разгрома армии в р-не Гурьева (янв. 1920) с её остатками отступил в Форт-Александровский (ныне Форт-Шевченко), откуда эмигрировал в Иран. В 1921-22 входил в т. н. Русский совет во главе с ген. П. Н. Врангелем. С 1942 жил в Австралии, занимаясь предпринимательством.



ТОЛСТОВ Сергей Павлович [р. 12(25).1. 1907, Петербург], советский этнограф, археолог, историк-востоковед, чл.-корр. АН СССР (1953). Чл. КПСС с 1944. В 1939-51 проф., зав. кафедрой этнографии ист. ф-та МГУ, с кон. 1942 по 1966 директор Ин-та этнографии АН СССР. Осн. труды по археологии и первобытной, древней и ср.-век. истории народов Ср. Азии, истории религии, обществ. строя, этногенезу. Редактор многотомного издания "Народы мира". Организатор (1937) и руководитель (до 1969) Хорезмской археол.-этнографич. экспедиции. Гос. пр. СССР (1949) за работу "Древний Хорезм" (1948). Награждён 3 орденами, а также медалями.

Соч.: По следам древнехорезмийской цивилизации, М.- Л., 1948; По древним дельтам Окса и Яксарта, М., 1962.

Лит.: Жданко Т. А., Рапопорт Ю. А., Чебоксаров Н. Н., С. П. Толстов (к 60-летию со дня рождения), "Советская этнография", 1967, № 1.


ТОЛСТОВСТВО, религиозно-утопическое общественное течение в России кон. 19 - нач. 20 вв. Возникло в период политич. реакции 1880-х гг. под влиянием религиозно-философского учения Л. Н. Толстого. Основы Т. изложены Толстым в "Исповеди", "В чем моя вера?", "Крейцеровой сонате" и др. Толстовцы предполагали преобразовать общество путём религиозно-морального самоусовершенствования, проповедовали "всеобщую любовь", "непротивление злу насилием". В. И. Ленин писал, что толстовцы превратили "...в догму как раз самую слабую сторону его (Толстого.- Ред.) учения" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 210). Критика толстовцами православной церкви, офиц. религии, пассивное отрицание самодержавия, проповедь уравнительных принципов, сближение с сектантами (молоканами, духоборами, штундистами) вызывали преследования со стороны церковников и полиции. В 1897 Т. было объявлено вредной сектой. В 1901 Толстой был отлучён от церкви, его сторонники подвергались арестам и высылке.

Возникшие в 1880-х гг. колонии толстовцев в Тверской, Симбирской, Харьковской губерниях и в Закавказье (т. н. "культурные скиты") вскоре распались. Значительно большее значение имела просветительская деятельность толстовцев. Основанное толстовцами В. Г. Чертковым и П. И. Бирюковым изд-во "Посредник" издавало массовыми тиражами книги для народа: произведения Толстого, Г. И. Успенского, А. П. Чехова и др., пособия по агрономии, ветеринарии, гигиене. Т. нашло последователей в Зап. Европе, Японии, Индии (М. Ганди), к-рые в 1880-1900-х гг. пытались устроить толстовские колонии в Англии и Юж. Африке. Однако в рус. обществ. жизни Т. не оставило заметного следа. Будучи выражением "...примитивной крестьянской демократии" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 20, с. 20), порождением эпохи реакции и спада революц. движения, Т. в период нового обществ. подъёма нач. 20 в. изжило себя.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 1, с. 676); Кривенко С. Н., На распутьи, 2 изд., М., 1901; Пругавин А. С., О Льве Толстом и толстовцах, М., 1911. См. также лит. при статье Л. Н. Толстой.


ТОЛСТОГОЛОВКИ (Hesperiidae), семейство бабочек. Туловище толстое, крылья короткие, в покое складываются кверху. Между усиками, оканчивающимися продолговатой булавой, находится волосяной хохолок. Окраска от охристой до чёрной, на крыльях обычен рисунок из светлых или тёмных пятен. В полёте Т. напоминают ночных бабочек (не порхают). Ок. 3500 видов, в СССР св. 70 видов. Обычны Pyrgus malvae (гусеница развивается на травянистых розоцветных), Hesperia comma и Adopaea lineola (гусеницы - на злаках). Илл. см. т. 2, вклейка к стр. 504-505 (таблица II).



ТОЛСТОГОЛОВЫЕ ЗМЕИ (Dipsadinае), подсемейство пресмыкающихся сем. ужей. Дл. до 1 м. Голова короткая, толстая; шея очень тонкая и длинная; туловище неск. сжато с боков. 3 рода, включающие ок. 50 видов, распространённых в Центр. и Юж. Америке. Живут на деревьях. Нек-рые при опасности падают на землю и оцепеневают, напоминая по форме сухую ветку, чем вводят в заблуждение хищников. Питаются гл. обр. моллюсками, к-рых извлекают из раковин длинными и тонкими зубами ниж. челюсти, а также насекомыми и их личинками. Размножаются посредством откладки яиц.



ТОЛСТОЕ, посёлок гор. типа в Залещицком р-не Тернопольской обл. УССР. Ж.-д. станция на линии Чертков -Залещики. Хлебокомбинат, молокозавод, заводы: пластмассовых изделий, по производству гипса, кирпичный.



ТОЛСТОЙ Алексей Константинович [24.8(5.9). 1817, Петербург,-28.9(10.10). 1875, Красный Рог, ныне Почепский р-н Брянской обл.], граф, русский писатель. В 1836 сдал экзамен за курс словесного отделения в Моск. ун-те. С 1834 служил в Моск. архиве Министерства иностр. дел, затем был на дипломатич. и воен. службе; с 1843 занимал различные придворные посты. В 40-х гг. формируется талант Т.-лирика и автора баллад. Мн. его лирические стихи (на- А. К. Толстой, печатанные в 50- 60-е гг.) приобрели широкую популярность ("Колокольчики мои", "Ты знаешь край, где всё обильем дышит", "Где гнутся над омутом лозы" и др.). Первая публикация - фантастич. повесть "Упырь" (1841, под псевд. Краснорогский) - была сочувственно встречена В. Г. Белинским. С 1854 печатал в "Современнике" стихи и лит. пародии от имени вымышленного Козьмы Пруткова (в соавторстве с А. М. и В. М. Жемчужниковыми). В кон. 50-х гг. сотрудничал в славянофильской "Русской беседе", затем в "Русском вестнике" и "Вестнике Европы". В 1861 Т. отдалился от двора и сосредоточился на лит. занятиях. Опубл. драматич. поэму "Дон Жуан" (1862), ист. роман "Князь Серебряный" (1863), ист. трилогию - трагедии "Смерть Иоанна Грозного" (1866), "Царь Фёдор Иоаннович" (1868), "Царь Борис" (1870). В 1867 вышло первое собр. стихотворений Т. В последнее десятилетие жизни писал баллады ("Роман Галицкий", "Боривой", "Илья Муромец", "Садко" и др.), поэмы, лирич. стихи.

В произв. Т. отразилось своеобразие его политич. и эстетич. позиции. Он ненавидел политич. гнёт, возмущался засильем бюрократии, едко высмеивал правительств. политику и попытки замаскировать её реакционность либеральной фразой (стихотв. сатиры "История государства Российского от Гостомысла до Тимашева", 1868, опубл. 1883; "Сон Попова", 1873, опубл. 1882), но не сочувствовал и революц. идеям, оспаривал революционно-демократич. эстетику (баллады "Поток-богатырь", "Порой весёлой мая").

Осн. достоинства романа "Князь Серебряный" - живое изображение инициативных, сопротивляющихся гнёту героев и занимательность повествования. В драматич. трилогии Т., рисуя трагедию трёх царствований кон. 16 - нач. 17 вв., показывает губительное воздействие неограниченной самодержавной тирании на психологию гос. деятелей и нравы их подданных. Значительность изображённых в трагедиях ист. конфликтов, разнообразие типич. характеров и замечательный, тонко очерченный психологич. образ царя Фёдора привлекают режиссёров и актёров. Постановкой "Царя Фёдора..." был открыт в 1898 МХТ. Две первые трагедии прочно вошли в репертуар сов. театров.

Лирич. стихотворения Т. просты и задушевны. Мн. из них представляют собой как бы психологич. новеллы в стихах ("Средь шумного бала, случайно...", "То было раннею весной"). Т. вводил в свою лирику элементы народно-поэтич. стиля, его стихи часто близки к песне. Более 70 стихотворений положено на музыку рус. композиторами - Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским, М. П. Мусоргским, А. Г. Рубинштейном, С. И. Танеевым и др. Успешно работал в области перевода (И. В. Гёте и др.).

С о ч.: Собр. соч. [Вступ. ст. и прим. И. Ямпольского], т. 1-4, М., 1969.

Лит.: Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 5, М., 1954; Стафеев Г. И., Сердце полно вдохновенья. Жизнь и творчество А. К. Толстого, Тула, 1973; его же, А. К. Толстой. Библиографический указатель, Брянск, 1969; Ямпольский И., Середина века, Л., 1974; Lirondelle A., Le poete Alexis Tolstoi', P., 1912. Л.М.Лотман.



ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич [29.12. 1882 (10.1.1883), г. Николаевск, ныне г. Пугачёв Саратовской обл.,-23.2.1945, Москва], русский советский писатель, обществ, деятель, акад. АН СССР (1939). Отец Т.- граф Н. А. Толстой, мать - детская писательница А. Л. Востром, урожд. Тургенева. Детство на степном хуторе под Самарой, нравств. кодекс матери, её народолюбивые взгляды оказали воздействие на формирование личности Т. Учился в Петерб. технологич. ин-те (1901-07), участвовал в студенч. демонстрациях. В 1905 выступил со стихами; в 1907 опубл. сб. стихов "Лирика", отмеченный подражанием символистам. В сб. прозы "Сорочьи сказки" (1910) и кн. стихов "За синими реками" (1911) обратился к разработке мотивов нар. творчества. Известность Т. принесли реалистич. рассказы и повести из жизни разоряющегося поместного дворянства (цикл "Заволжье", 1909-11), а также примыкающие к ним романы "Чудаки" ("Две жизни", 1911) и "Хромой барин" (1912), высоко оценённые М. Горьким. В 1914- 1916 как воен. корр. газ. "Русские ведомости" Т. совершил ряд поездок на фронт, был в Англии и Франции, опубл. серию очерков и рассказов о войне ("На горе", 1915; "Прекрасная дама", 1916, и др.).

В пьесе "Касатка" (1916), комедиях "Нечистая сила" (1916), "Мракобесы" (1917) и др. (всего за творч. жизнь Т. написал 42 пьесы) подвергнуты критике разные стороны жизни буржуазно - дворянской России. Окт. революцию 1917 Т. сначала воспринял враждебно, в 1919 эмигрировал (Франция, потом Германия), но затем порвал с эмигрантскими кругами и в 1923 вернулся в СССР. Любовь к Родине, к рус. языку выразилась в поэтич. картинах повести "Детство Никиты" (1919-20, отд. изд. 1922) - одном из наиболее гармонич. и цельных созданий Т. В творчестве 20-х и нач. 30-х гг. получила развитие критика капитализма: рассказы "Чёрная пятница" (1924), "Союз пяти" (1925), сатирич. роман "Похождения Невзорова, или Ибикус"(1924), науч.-фантастич. роман " Гиперболоид инженера Гарина" (1925-27). В романе"Чёрное золото" (1931, позднее под назв. "Эмигранты") разоблачаются попытки империалистов задушить молодую Сов. республику. Осваивая тематику сов. современности, Т. пишет науч.-фантастич. роман "Аэлита" (1922-23), рассказы "Голубые города" (1925), "Гадюка" (1928) и др.

Осмысление единства судьбы личности и движения нац. истории составляет магистральную линию творчества Т., обретает новое содержание и размах в результате перехода писателя на позиции социалистич. реализма. Потерянная и возвращённая Родина - внутр. тема монументальной трилогии "Хождение по мукам" [Гос. пр. СССР, 1943; романы "Сестры" (1922, новая ред. 1925), "Восемнадцатый год" (1927-28), "Хмурое утро" (1940-41)]. Писатель передаёт бурное движение эпохи, напряжённый драматизм социальной борьбы, раскрывая зависимость внутр. эволюции героев от грандиозных событий нар. жизни. Герои трилогии - интеллигенты Даша, Катя, Телегин, Рощин - разными путями идут к приятию обновлённой, социалистич. Родины. К трилогии тематически примыкает повесть "Хлеб" (1937). Особенно значительное создание Т.- историч. роман "Пётр Первый" (Гос. пр. СССР, 1941; кн.1, 1929-30; кн. 2, 1933-34; кн. 3, неоконч., 1944-45). Если в более ранних произв. (рассказ "День Петра", 1918; пьеса "На дыбе", 1929) Т. показывал эпоху Петра I односторонне, то роман явился масштабной эпопеей о судьбах рус. нации в один из переломных моментов её развития. Впечатляющие образы Петра I и др. героев, проникнутое патриотич. гордостью изображение крепнущей мощи Рус. гос-ва, замечат. умение писателя живо воскрешать обстановку далёкой старины, язык, близкий к нар. речи, тонко передающий колорит эпохи,- всё это определяет художеств. ценность романа Т. как выдающегося произв. сов. лит-ры.

К роману примыкают два варианта пьесы "Пётр I" (1934 и 1938) и одноим. киносценарий. В 1936 опубл. кн. для детей "Золотой ключик, или Приключения Буратино" (по мотивам итал. повести). В 1937 Т. побывал в респ. Испании, выступал на междунар. антифаш. конгрессах в Париже, Лондоне, Мадриде. Патриотич. тема проходит через всё творчество Т. периода Великой Отечеств. войны 1941-45, прежде всего через его страстную воен. публицистику. В "Рассказах Ивана Сударева" (1942-44) показаны замечат. качества сов. людей, проявившиеся в тяжёлых испытаниях. Драматич. дилогия "Иван Грозный" ("Орёл и орлица", 1942, и "Трудные годы", 1943; Гос. пр. СССР, 1946), посв. выявлению "дивной силы сопротивления русского народа" его врагам, страдала некоторой идеализацией царя и опричнины. Произв. Т. переведены на мн. языки народов СССР и иностр. языки. Деп. Верх. Совета СССР 1-го созыва. Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Полн. собр. соч., т. 1 - 15, М., 1946 - 53; Собр. соч. [Вступ. ст. В. Щербины], т. 1-10, М., 1958-61.

Лит.: Щербина В. Р., А. Н. Толстой. Творческий путь, М., 1956; Алпатов А. В., Алексей Толстой - мастер исторического романа, М., 1958; Крестинский Ю. А., А. Н. Толстой. Жизнь и творчество, М., i960; Рождественская И. С. и Xодюк А. Г., А. Н. Толстой. Семинарий, Л., 1962; Поляк Л., Алексей Толстой - художник, М., 1964; Баранов В. И., Революция и судьба художника. А. Толстой и его путь к социалистическому реализму, М., 1967; Смирнова Г. М., Трилогия А. Н. Толстого "Хождение по мукам", Л., 1969; Оклянский Ю. М., Шумное захолустье. Из жизни двух писателей, 2 изд., Куйбышев, 1969; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 5, М., 1968.


ТОЛСТОЙ Дмитрий Андреевич [1(13).3. 1823, Москва,-25.4 (7.5). 1889, Петербург], граф, русский гос. деятель, чл. Гос. совета (1866). Окончил Царскосельский лицей (1843). С 1853 директор канцелярии Морского мин-ва. В 1865-80 обер-прокурор Синода, с 1866 одновременно мин. нар. просвещения. Провёл гимназич. реформу 1871, обеспечившую преобладание классического образования. В 1882-89 мин. внутр. дел и шеф жандармов. Один из столпов политич. реакции 80-х гг., сторонник "сильной власти". Его деятельность была направлена к возвышению дворянства, регламентации крестьянского быта, расширению влияния администрации на местное управление. Принятые по инициативе Т. "Врем. правила" 1882 (см. Цензура) ещё более ограничили свободу печати. С помощью А. Д. Пазухина подготовил проекты "контрреформ". С 1882 президент Академии наук. Осн. труды по истории России: "История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины имп.Екатерины II"(1848), "Римский католицизм в России" (1876), биографич. словарь "Люди екатерининского времени" (1882) и др.

Лит.: Зайончковский П. А., Российское самодержавие в конце XIX ст., М., 1970.



ТОЛСТОЙ Иван Иванович [14(26).8. 1880, Петербург,-27.10.1954, Ленинград], советский филолог-античник, академик АН СССР (1946). Окончил историко-филологич. ф-т Петерб. ун-та (1903), где преподавал с 1908. В 1918-53 проф. классич. филологии ЛГУ. Важным методо-логич. достижением Т. в исследовании др.-греч. лит-ры явилось привлечение фольклорного (в т. ч. русского) материала, позволившее вскрыть во мн. антич. сюжетах долитературные источники, уточнить социальную направленность ряда антич. жанров. В области лингвистики внимание Т. привлекали проблема формирования языка др.-греч. эпоса и памятники др.-греч. яз. Сев. Причерноморья. Под ред. Т. изданы переводы произв. мн. антич. авторов.

Соч.; Начало комедии и древняя аттическая комедия, в кн.: История греческой литературы, т. 1, М.- Л., 1946; Аристофан, там же; Новая аттическая комедия..., там же, т. 3, М., 1960; Греческие граффити древних городов Северного Причерноморья, М.-Л., 1953; Харитон. Повесть о любви Херея и Каллирои. Пер. с др.-греч. и комментарии акад. И. И. Толстого, М.-Л., 1954; Аэды. Античные творцы и носители древнего эпоса, М., 1958; Статьи о фольклоре, М.-Л., 1966.

Лит.: И. И. Толстой (1880-1954), М., 1958. В. Н. Ярхо.



ТОЛСТОЙ Лев Николаевич [28.8(9.9). 1828, Ясная Поляна, ныне Щёкинского р-на Тульской обл.,-7(20).11.1910, ст. Астапово Рязано-Уральской ж. д., ныне ст. Лев Толстой Липецкой обл.; похоронен в Ясной Поляне], граф, русский писатель. Отец Т.- граф Николай Ильич Толстой (1794-1837), участник Отечеств. войны 1812; мать - Мария Николаевна (1790-1830), урожд. Волконская. Т. получил домашнее образование; в 1844-47 учился в Казанском ун-те (не окончил курса). В 1851 отправился на Кавказ в станицу Старогладков-скую - к месту воен. службы старшего брата Н. Н. Толстого. В дневнике 1851 отмечены его первые лит. замыслы ("История вчерашнего дня" и др.). Дневник, к-рый Т, вёл с 1847 до конца жизни, был первой его лит. школой - школой скрупулёзного самоизучения, уловления тайных движений души, строгости предписываемых себе правил морали. Характерная для Т. автобиографичность также идёт от дневника.

Два года уединённой жизни на Кавказе Т. считал необыкновенно значительными для своего духовного развития. Написанная здесь повесть "Детство" - первое печатное произв. Т. (опубл. под инициалами Л. Н. в "Современнике", 1852, № 9) - вместе с появившимися позднее повестями "Отрочество" (1852-54) и "Юность" (1855-57) входила в обширный замысел автобиографич. романа "Четыре эпохи развития", последняя часть к-рого - "Молодость" - так и не была написана. В первых повестях Т. как бы перенёс реалистич. принципы натуральной школы 40-х гг.- предметность, точность и детальность описаний - в область исследования психологии, внутр. мира ребёнка, подростка, затем юноши. Он заявляет себя исследователем человеческой природы, желающим понять сокровенные законы, по каким движется сознание. Уже в "Детстве" Нико-ленька Иртеньев учится преследовать всякую тень фальши, неискренности в чувстве (своём и чужом). В следующих повестях трилогии нарастают недовольство героя самим собой, рефлексия и самоанализ, смутное ощущение острых противоречий жизни, жажда нравств. совершенствования. Психология ребёнка для Т.- первый повод к исследованию "естественного человека", чуждого сословным привилегиям.

В 1851-53 Т. на Кавказе участвует в воен. действиях (сначала в качестве волонтёра, затем - арт. офицера), а в 1854 отправляется в Дунайскую армию. Вскоре после начала Крымской войны его по личной просьбе переводят в Севастополь (в осаждённом городе он сражается на знаменитом 4-м бастионе). Армейский быт и эпизоды войны дали Т. материал для рассказов "Набег" (1853), "Рубка леса" (1853-55), а также для художеств. очерков "Севастополь в декабре месяце", "Севастополь в мае", "Севастополь в августе 1855 года" (все опубл. в "Современнике" в 1855-56). Эти очерки, получившие по традиции назв. "Севастопольские рассказы", смело объединили документ. репортаж и сюжетное повествование; они произвели огромное впечатление на рус. общество. Война предстала в них безобразной кровавой бойней, противной человеческой природе. Заключит. слова одного из очерков, что единств. его героем является правда, стали девизом всей дальнейшей лит. деятельности писателя. Пытаясь определить своеобразие этой правды, Н. Г. Чернышевский проницательно указал на две характерные черты таланта Т.- "диалектику души" как особую форму психологич. анализа и "...непосредственную чистоту нравственного чувства..." (Полн. собр. соч., т. 3, 1947, с. 423, 428).

В 1855 Т. приехал в Петербург, сблизился с сотрудниками "Современника", познакомился с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым, И. А. Гончаровым, Чернышевским и др. Годы 1856-59 ознаменованы попытками Т. найти себя в незнакомой лит. среде, освоиться в кругу профессионалов, утвердить свою творческую позицию; это - и пора поисков, проб, ошибок, творческих экспериментов. В рассказе "Утро помещика" (1856, фрагмент неосуществлённого "Романа русского помещика") Чернышевский впервые отметил у автора "мужицкий" взгляд на вещи (см. там же, т. 4, 1948, с. 682). Написанная под влиянием кружка А. В. Дружинина повесть "Альберт" (1857-58) выражала идею "избранничества", священного огня, вложенного в художника свыше. В рассказе "Люцерн" (1857), навеянном впечатлениями первой поездки в Зап. Европу (1857), обществ. темперамент Т., яростно атакующего бурж. лицемерие, бессердечие, социальную несправедливость, предвещает автора "Воскресения" и поздних публицистич. трактатов. Роман "Семейное счастье" (1858-59) призван был показать крушение идеала уединённого "счастливого мирка". В финале романа зарождалась будущая толстовская концепция семейного долга женщины, её добродетели и самопожертвования в браке. Роман, опубликованный в "Русском вестнике" М. Н. Каткова (что ознаменовало отход Т. от "Современника"), заметного успеха у читателей не имел.

Тяготение к нар. теме, широкому эпосу вызревало у Т. уже в повести "Казаки" (1853-63). На Кавказе, среди величавой природы и простых, чистых сердцем людей герой повести полнее сознаёт фальшь светского