БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321спедициями и береговыми станциями, организацией океанологич. науч. учреждений и междунар. объединений. Первая океанологич. экспедиция - плавание англ, судна "Челленджер" (1872-76), затем плавания С. О. Макарова на "Витязе" (1886-1889), "Альбатроса" (1888-1905), "Планет" (1906-07) и др. В 1920 Япония начала систематич. работы в районе Куросио. В открытой части Т. о. крупные экспедиц. исследования проводились судами Японии-"Манею" (1925-28). "Синтоку Мару" (1930-32), "Сюмпу Мару" (1928-30, 1933-35), судами США -"Карнеги" (1928-29), "Оглала" (1935), "Бушнелл" (1937-40), Великобритании - "Дисковери II" (1932-33), и др. Начались исследования Т. о. сов. экспедициями на судах "Витязь" (с 1949), "А.И. Воейков" (с 1959), "Ю. М. Шокальский" (с 1960), "Академик Сергей Королёв" (1970), на к-рых впервые стал проводиться широкий комплекс геофизич. исследований, направленных на изучение гидросферы и высоких слоев атмосферы. Одновременно велись исследования экспедициями США на судах "Хорайзн" (с 1946), "Хью М. Смит" (с 1950), "Спенсер Ф. Бэрд" (с 1946) и др., Великобритании-"Челленджер II" (1950-52), Швеции - "Альбатрос III" (1947-48), Дании - "Галатея" (1950-52) и мн. др.

Особое значение имели наблюдения по плану "Норпак" (авг. 1955) и "Эквапак" (в последующие годы), по программе Междунар. геофизич. года (МГГ) и Междунар. геофизич. сотрудничества (с 1957), а также по программе Междунар. исследований Куросио и прилегающих районов (с 1965). Выполнение этих программ позволило объединить и синхронизировать работу большого числа экспедиц. судов различных стран. Наибольшую активность в изучении подводного рельефа Т. о. в период МГГ проявили США (экспедиции на судах "Спенсер Ф. Бэрд", "Хорайзн", "Вима", "Атка", "Глейшер" и др.) и Сов. Союз (наиболее важные результаты были получены в экспедициях на "Витязе" и "Оби"). Материалы, собранные в период МГГ, дали возможность составления новых батиметрич. и мор. навигационных карт Т. о. Большую ценность представляют также работы по глубоководному бурению, проводимые с 1968 на амер. судне "Гломар Челленджер", работы о перемещениях водных масс на больших глубинах, биол. исследования. А. М. Муромцев.

Экономико-географический очерк. О бщая характеристика. Водные просторы Т. о., его острова, прибрежные районы материков Азии, Австралии, Юж. и Сев. Америки, Антарктиды охватываются понятием Тихоокеанский бассейн. Здесь сосредоточено ок. '/2 всего населения Земли. На Азиатском побережье Т. о. находится терр. СССР, Китая, КНДР и Юж. Кореи, Вьетнама, Кампучии (Камбоджа), Таиланда, Малайзии; на прилегающих к материку островах и островных группах расположены Япония, Филиппины, Индонезия, Сингапур. Воды Т. о. омывают вост. побережье Австрал. Союза. В Сев. Америке на Тихоокеанском побережье находятся США, Канада, Мексика; вдоль берега Т. о. в Центр. Америке - цепь малых гос-в: Гватемала, Сальвадор, Никарагуа, Коста-Рика, Панама; на побережье Юж. Америки - Колумбия, Экуадор, Перу, Чили. В пределах Океании расположены независимые государства H. Зеландия, Папуа - Новая Гвинея, Зап. Самоа, Науру, Тонга, Фиджи; французские владения - Полинезия. H. Каледония, о-ва Уоллис и Футуна" британские владения - о-ва Гилберта и Эллис, Соломоновы, Питкэрн; владения США - Гуам, Мидуэй, Вост. Самоа, Уэйк; владение Австрал. Союза - о. Норфолк; H. Зеландии - о-ва Кука, Ниуэ, Токелау и франко-брит, совладение -кондоминиум Новые Гебриды; территория, подопечная ООН (под управлением США), - Каролинские, Маршалловы и Марианские о-ва; Гавайские о-ва - штат США

Страны Т. о. обладают огромным экономич. потенциалом. Здесь сосредоточены богатейшие биологич. и минеральные ресурсы, крупное с.-х. произ-во, в т. ч. продукция тропич. и субтропич. земледелия, и значит, пром-сть. Через Т. о. пролегают жизненно важные мор. и возд. коммуникации, связывающие четыре материка. На Т. о. приходится наиболее значительная часть океанского улова рыбы и морепродуктов. В странах басе. Т. о. сосредоточена крупная добыча нефти, газа, угля, бокситов, жел. руд, марганца, хромитов, медных руд, олова, полиметаллических руд, вольфрама, никеля, кобальта, серы, редкоземельных и радиоактивных элементов.

Страны Т. о. являются источником получения большого кол-ва древесины хвойных (США, Канада, Сов. Союз) и др. ценных пород деревьев (янга, сала, тика и др.), заготавливаемой преим. в Индонезии, на Филиппинах, хинной коры (Филиппины, Индонезия). Страны Т. о. дают значит, продукцию кокосовой и масличной пальм, арахиса, сои, сах. тростника, риса, пшеницы, хлопка, а также натурального каучука (90% мировой продукции; Малайзия, Индонезия, Китай). Большая часть животноводч. продукции поступает на мировой рынок из Австралии и H. Зеландии (мясо, шерсть, масло). После 2-й мировой войны 1939-45 развитие старых индустр. р-нов капиталистич. стран, возникновение новых индустр. центров в социалистич. и развивающихся странах привели к возрастанию удельного веса тихоокеанских стран в мировом пром. произ-ве. Крупным пром. потенциалом обладает Япония, к Т. о. выходит важный пром. Зап. р-н США. В Сов. Союзе Тихоокеанское побережье входит в один из ведущих экономич. районов страны - Дальневосточный экономический район.

Изменения политико-экономич. положения стран Т. о. в послевоен. годы привели к расширению внешнеэкономич. связей и судоходства, изменению структуры и направлений грузопотоков, росту грузопотоков на Т. о. В некоторой степени на размеры грузооборота стран Т. о. оказали влияние кризисные явления, охватившие в 1970-х гг. экономику развитых капиталистич. стран.

Судоходство развивается гл. обр. за счёт роста объёма мор. грузовых перевозок. В нач. 1970-х гг. через Т.о. перевезено ок. 1,5 млрд. т грузов из 8,5 млрд. т мировых океанских грузоперевозок всех стран. В результате доля Т. о. в этом виде перевозок составила 16-17% против 20% в годы перед 2-й мировой войной.

Трансокеанские пути связывают материки Азию, Америку, Австралию. Выделяются два направления наиболее интенсивного судоходства - морские пути, связывающие Сев. Америку с Азией, включая трансокеанские судоходные линии из Европы; судоходные пути, связывающие Азию с Австралией и Юж. Америкой, включая мор. пути из Индийского ок.

Межокеанские пути выходят к Индийскому ок. через проливы Малаккский и Зондский, к Атлантич. ок.- через Панамский канал, к Сев. Ледовитому ок.- через Берингов пролив.

Прибрежные мор. пути служат как для международных перевозок, так и для каботажных - между портами одной страны. По условиям судоходства в Т. о. различают 6 зон: центр, часть океана, гл. базой к-рой являются Гавайские о-ва; прибрежную зону Вост. Азии с прилегающими островами (Сов. Д. Восток и Япония); зону Южно-Китайского м. и вод Индонезии; зону мор. вод Австралии и Юж. Океании; зону прибрежных вод Лат. Америки и Панамского канала; зону прибрежных вод Сев. Америки.

Для стран Т. о., внешнеторг. оборот к-рых составляет примерно '/з всего оборота междунар. торговли, велика роль мор. транспорта. Однако большинство стран достаточным нац. флотом не обладают; значит, мор. торг, флот на Т. о. у Японии (39,7 млн. т в 1974), США, СССР, КНР, Индонезии, у др. гос-в он либо отсутствует, либо тоннаж его невелик. Морские перевозки многих стран зависят от иностранных, главным образом англ., амер. и япон., судоходных компаний.

Основу мор. грузоперевозок составляют нефть (из басе. Индийского ок., из Индонезии), лесоматериалы (из Индонезии, Канады, СССР, США), металлоруды (из Австралийского Союза, Канады, Малайзии, Индонезии, Таиланда и др.), продовольствие и с.-х. сырьё (из США, Австралийского Союза, Канады, Индонезии, с островов Океании и др.).

Наибольшая доля внешнеторг. оборота стран Т. о. приходится на Японию, она является крупным тихоокеанским центром притяжения и отправки грузов (общий грузооборот портов, без каботажа, 664,3 млн. т в 1974; только японский морской импорт жел. руд составил 142 млн. т, угля - 60 млн. т, нефти -250 млн. т, нефтепродуктов - 26 млн. яг). В Японии много крупных портов, являющихся одновременно важными индустр. центрами; наиболее крупный пром. портовый комплекс сложился (в 1960-х гг.) в Токийском зал., он объединяет 3 порта: Йокохама (грузооборот ок. 130 млн. т в 1974) - Кавасаки (св. 90 млн. т) - Токио (55,5 млн. т); крупная агломерация портов Кобе (142 млн. т)- Осака (77 млн. т) - Сакаи (75 млн. т)- в зал. Осака; крупные порты - Нагоя (88 млн. т), Нагасаки, Сасебо, Китакюсю, Тиба (123 млн. т), Хакодате (35 млн. т); расширяются порты зап. побережья в связи с ростом сов.-япон. торговли, в частности в р-не порта Ниигата построен спец. порт для приёмки грузов из Сов. Союза, реконструированы порты в зал. Тояма, Вакаса, в частности Майдзуру и порт г. Канадзава. Часть портов оборудована спец. контейнерными причалами. Увеличиваются мор. перевозки и расширяются порты КНДР: Хыннам, слившийся с индустр. центром Хамхын, Нампхо - аванпорт г. Пхеньян, а также Чхонджин и Вонсан. В Юж. Корее крупные порты - Пусан (грузооборот 14 млн т) у Корейского прол., Инчхон (11,6 млн. т) и Ульсан (13,8 млн. т в 1974). Возрос объём мор. перевозок Китая; реконструируется ряд портов с учётом увеличения экспорта нефти - Тяньцзинь и Далянь, расширяются гл. порты Китая - Шанхай и Гуанчжоу (Кантон). Во Вьетнаме наиболее крупные порты - Хайфон, Хошимин (б. Сайгон); в Малайзии общий грузооборот портов св. 35 млн. т в 1974, порты - Сандакан, Мири, Кланг. Из общего грузооборота портов Индонезии (свыше 100 млн. т в 1974) наибольшая часть приходится на порты Думай (свыше 50млн. т, нефть), Джакарта - Танджунгприок (8,5 млн. т), Палембанг (9,2 млн. т), Сурабая (3,7 млн. т). Общий грузооборот портов Филиппин св. 30 млн. т; гл. порты - Манила (с Батааном, нефть), Батангас. Два порта Юго-Вост. Азии, производящие крупные междунар. операции,- Сянган (Гонконг) с грузооборотом 18,6 млн. т и Сингапур - св. 60 млн. т (1974). За 1960-74 удвоился грузооборот портов Австралии (с 87 млн. т до 180 млн. т), что явилось следствием расширения добычи и вывоза минерального сырья. Наряду с увеличением грузооборота старых портов - Сиднея (14,9 млн. т), Мельбурна (14,4 млн. т), Ньюкасла (16,2 млн. т), Порт-Кембла (13,6 млн. т), Брисбена (8,9 млн. т), Дарвина - в 1960-х гг. вступили в строй порты Хедленд (26 млн. т в 1974 против 200 тыс. т в 1960) и Дампир (23 млн. т; оба - на Индийском ок.). Мор. грузооборот портов H. Зеландии св. 32 млн. т в 1973, в т. ч. наибольшая доля пришлась на Окленд (ок. 6 млн. т), Фангареи (7,7 млн. т), Уэллинггон (5,6 млн. т). Из общего грузооборота портов Канады (св. 170 млн. т) на Тихоокеанское побережье приходится ок. '/si крупный порт - Ванкувер (грузооборот 33,3 млн. т в 1974). Большие экономические изменения произошли в послевоенные годы на терр. Запада США (экономич. развитие к-рого проходило более быстрыми темпами, чем др. районов страны, и где возникли новейшие отрасли пром-сти - атомная, ракетная и др.), что обеспечило тихоокеанским портам США ок. 1/5 грузооборота всех портов США (ок. 700 млн. т, без каботажа, в 1974), в числе крупнейших на Т. о. -Лос-Анджелес и Лонг-Бич (ок. 47 млн. т), Сан-Франциско- Окленд (ок. 36 млн.т), Сиэтл (12,5 млн. т), Портленд (17 млн. т), Гонолулу на Гавайских о-вах (9,5 млн. т). Мор. перевозки тихоокеанских стран Юж. Америки намного меньше, чем Сев. Америки; наиболее крупные порты -Уаско (5,5 млн. т) и Вальпараисо (3,5 млн. т) в Чили, Кальяо (св. 3 млн. т) и Сан-Николас (9,4 млн. т) в Перу, Буэнавентура (1,8 млн. т) в Колумбии, Салинас, Гуаякиль, Эсмеральдас в Экуадоре. По мор. путям Т. о. осуществляются внешнеторг. связи СССР почти со всеми странами басе. Т. о. Через моря Т. о., в т. ч. через Берингово, Охотское, Японское, пролегают мор. пути, связывающие Европ. часть СССР с Сов. Д. Востоком, а также с водами сов. Арктики, с Северным морским путём. Порты Сов. Союза на Т. о.- Владивосток, Находка, Ванино, Нагаево, Петропавловск-Камчатский, Корсаков, Александровск на Сахалине. В связи с быстрыми темпами развития вост. р-нов СССР и расширением внешнеторг. связей страны введены (1974) первые объекты порта Восточный в бухте Врангеля, близ Находки.

Воздушные сообщения играют гл. роль в пасс, перевозках через Т. о. между странами Вост. и Юго-Вост.

Азии, Сев. а Юж. Америки, Австралии, H. Зеландии, Океании. Б. ч. авиалиний проходит через сев. и центр, районы Т. о., важное транзитное значение для трансокеанских перелётов имеют Гавайские о-ва. Регулярные возд. рейсы через Т. о. начались в 1936 по маршруту Сан-Франциско (США) - Гонолулу (Гавайские о-ва) - Манила (Филиппины). В дальнейшем трасса была проложена до Сянгана (Гонконга). В 1940 открылось регулярное сообщение из Гонолулу в Окленд (H. Зеландия). Транстихоокеанские возд. маршруты стали звеньями дальних линий, связывающих центры Сев. Америки и Зап. Европы с Юж. Азией, Бл. Востоком. В эксплуатации возд. путей через Т. о. участвуют крупнейшие авиакомпании США, Великобритании, Франции, Нидерландов, Японии, Индии, стран Скандинавии. В 1954 Япония открыла первую регулярную междунар. линию от Токио до Сан-Франциско, а затем (в 1969) от Токио через Аляску до НьюЙорка. Новым этапом явилось установление возд. рейсов через Сов. Союз. Значительно приблизила страны Т. о. к Европе открытая в 1967 совместная сов.-япон. авиалиния Токио - Москва, продлённая затем (в 1970) до Парижа и Лондона; она стала самым коротким путём из Японии в Европу (ок. 13 лётных часов).

Наряду с ростом дальнего авиасообщения в странах Т. о. возросло значение авиалиний во внутр. перевозках. Возникли нац. авиалинии в КНР, в Австрал. Союзе, H. Зеландии, на Филиппинах, в Таиланде, Индонезии и в др. странах. Наиболее значит, авиапассажирские перевозки через Т. о. осуществляются Японией и США, а также Австрал. Союзом и H. Зеландией. Наибольшие по протяжённости трансокеанские возд. трассы Сан-Франциско - Сингапур и Сан-Франциско -Сидней (св. 12 тыс. км). Самая короткая трансокеанская трасса Ванкувер -Токио (св. 7,5 тыс. км); активно используются трассы от Ванкувера, Сиэтла, СанФранциско, Лос-Анджелеса (через Гонолулу) на Токио (далее на Сеул, Тайбэй, Сянган), на Манилу (далее на Бангкок, Сингапур, Дарвин), Суву (далее на Сидней, Окленд, Уэллингтон).

Средства связи. Для огромного по протяжённости Т. о. особенно велико значение различных средств связи как в пределах самих стран, так и между ними.

Первоначально особое внимание уделялось подводным кабелям через Т. о., связывающим Запад США с Японией и Китаем. Впервые изучение возможностей прокладки кабеля через Т. о. было сделано экспедицией на судне "Челленджер" (1872-76). Прокладка первого подводного телеграфного кабеля по дну Т. о. (дл. 12,55 тыс. км) была осуществлена в 1902 Великобританией, он проходит через о-ва Фаннинг и Фиджи, связывая Канаду, H. Зеландию, Австрал. Союз. В 1905 по дну Т. о. кабель проложили США из Сан-Франциско к Филиппинам, через Гавайские о-ва и о-ва Мидуэй и Гуам; от Гуама сделаны ответвления к Японии, Индонезии, Китаю, (дл. 14,1 тыс. км). Первый телефонный подводный кабель по дну Т. о. связал Сан-Франциско с Гонолулу (США) в 1957 (второй по тому же направлению проложен в 1964). В 1964 вступил в строй телефонно-телеграфный подводный кабель (дл. 9,9 тыс. км), к-рый связал Японию с

США (через Гавайские о-ва). В 1969 был проложен дальневосточный кабель через Японское м., дл. 890 км. Широко и издавна практикуется радиосвязь. Для связи через Т. о. используются искусств, спутники Земли, что значительно расширило ёмкость каналов связи между странами бассейна Т. о.

Рыболовство и морские п р о м ы с л ы. Т. о. в общем мировом улове рыбы занимает ведущее место. По данным ООН, в 1971 из общего улова в 69,4 млн. т на Т. о. пришлось 33,5 млн. т, т. е. почти Vs всей продукции рыбы. Наибольшее промысловое значение имеют рыбы как тропич., так и умеренных широт. Среди них лососёвые, сельдевые, тресковые, окунёвые, камбаловые (см. Физико-географический очерк). Значит, улов составляют беспозвоночные - различные моллюски и ракообразные (крабы и др.). В сев. и юж. окраинных водах полярных широт ведётся китобойный промысел. В ограниченных размерах промышляют морского зверя - тюленей, моржей, котиков. Добывают ряд ценных водорослей (мор. капуста и др.), используемых в пищ. пром-сти и мед. практике. Наиболее результативный промысел рыбы осуществляется в Сев.-Зап. части Т. о. и в Зап.-Центр, районе океана.

Улов рыбы в Тихом океане и его районах, млн. т





















Районы

1965

1970

1971

1973





Северо-Западный

10,7

13,0

14,6

16,4





Северо-Восточный

1,5

2,6

2,0

1,9





Западно-Центральный

2,5

3,8

4,0

5,0





Восточно-Центральный

0,6

0,9

0,9

1,2





Юго-Западный

0,2

0,2

0,2

0,3





Юго-Восточный

8,3

3,7

11,7

2,9





Антарктический



















Весь Тихий океан

124,0

|34,3

33,51

27,7























По размерам улова в Т. о. на 1-м месте Япония (св. 10 млн. т в год), осн. районом лова к-рой является Т. о.; главные японские рыболовецкие базы -Токио, Нагасаки,Симоносеки. Крупные уловы у Китая; главные рыболовецкие базы - о-ва Чжоушань, Яньтай (Чифу), Циндао, Далянь (Дальний). Св. 1 млн. т вылавливают Таиланд (1,8 млн. т), Индонезия (1,3 млн. т), Филиппины (1,1 млн. т), Вьетнам, Юж. Корея, КНДР. Одним из важнейших районов добычи рыбы и морепродуктов в Т. о. является Сов. Д. Восток. На Австрал. Союз, H. Зеландию и Океанию приходится 0,25 млн. т. На Амер. побережье Т. о. наибольшие уловы рыбы в Перу (ок. 5 млн. т в год), Чили (ок. 1 млн. т), США (0,5 млн. т).

В басе. Т. о. создано и действует несколько междунар. конвенций по рыболовству, направленных на рациональное и эффективное использование биологич. ресурсов океана на основе применения научно обоснованных мер по регламентации промысла.

Использование минеральных ресурсов океана. В 1960-70-х гг. произошли изменения в оценке минеральных ресурсов Т. о.-в недрах его дна, на поверхности дна, в составе водной массы. Выявлены и осваиваются месторождения нефти и газа, гл. обр. в зоне шельфа. Если мировая добыча нефти на шельфе составила в нач. 1970-х гг. примерно */з всей добычи нефти, то на тихоокеанский шельф пришлось

ок. Vie всей добычи на шельфе Мирового океана; гл. страны, добывающие нефть в прибрежных областях океана: в Азии -Индонезия (Яванское м.), Малайзия,Япония; в Америке - США (Аляска, Калифорния); в Океании - Австрал. Союз и H. Зеландия. В числе первых стран по подводной добыче нефти-США (св. 25 млн. т), Австрал. Союз (ок. 15 млн. т) и Малайзия (св. 10 млн. т). В Китае введены в эксплуатацию нефт. скважины в мелководной части Жёлтого м. В Японии расширяется добыча нефти и газа на шельфе. Действуют шахты для добычи из недр дна океана твёрдых полезных ископаемых (Япония, Австрал. Союз, Чили, Тайвань). Изучается проблема извлечения со дна океана железо-марганцевых конкреций (Япония). Добывают в прибрежных мор. россыпях ильменит, рутил, циркон, монацит (Австрал. Союз, Япония, H. Зеландия), касситерит (Индонезия, Малайзия, Таиланд). В СССР прибрежно-морские россыпи титаномагнетита известны у Курильских о-вов, Сахалина. Из мор. воды извлекают поваренную соль, наиболее крупные промыслы в Китае (Чанлу) и др. к. М. Попов. Историко-политический очерк. С глубокой древности между населением островов и прибрежных стран Т. о. поддерживались мор. связи. Китай - одна из крупнейших держав на берегах Т. о., осуществляя с 3 в. до н. э. активную экспансию в юж. направлении, неоднократно совершал завоевательные походы [против Аннама и Тонкина, в период Юаньской династии (13-14 вв.) - против Японии, в 17-18 вв.- против Бирмы, Вьетнама, Кореи]. В 16 в. на Т. о. появились европ. суда - вначале португ. и исп., к кон. 16 - нач. 17 вв.- голл., англ, и др. В 16 в. испанцы захватили Тихоокеанское побережье Центр, и Юж. Америки, во 2-й пол. 16 в. европейцы начали терр. захваты в азиат, части Т. о. [испанцы захватили часть Филиппин и ряд др. островов, португальцы -Макао (Аомынь) в Китае, голландцы начали в 17 в. завоевание Индонезии и т. д.]. В 30-х гг. 17 в. к берегам Т. о. вышли русские землепроходцы и мореплаватели; открыв Курильские и Алеутские о-ва и Аляску (в 18 в.), русские стали заселять их. Со 2-й пол. 18 в. в басе. Т. о. резко возросла активность Великобритании, к-рая в результате Семилетней войны 1756-63 укрепила свои позиции в Индии, на подступах к Т. о., и овладела Канадой (к-рая стала одним из плацдармов для закрепления на Тихоокеанском северо-западе), позднее (с 1788) захватила Австралию, в 1819-1824 - Сингапур, в 1840 - H. Зеландию, затем ещё ряд островных территорий, а в 1842 отторгла от Китая о. Гонконг (Сянган). Значение Т. о. в мировой торговле в 19 в. резко возросло в связи с переходом от парусного флота к паровому, а также открытием золота в Калифорнии и Австралии и их быстрым заселением. К сер. 19 в. через Т. о. пролегли многочисл. торг. пути. Борьба главных капиталистич. держав за опорные базы, рынки сбыта и источники сырья в басе. Т. о. сопровождалась порабощением народов, населяющих этот район. Великобритания и Франция, поддержанные во 2-й пол. 19 в. США, развязали ряд агрессивных войн против Китая, с к-рым были заключены неравноправные договоры. В 1854 США навязали первый кабальный договор Японии. Франция захватила в 1853 H. Каледонию, в 1857-85 -Индокитай. Великобритания продолжала в 19 в. начатое в кон. 18 в. завоевание Малайи, завершила в 1880-х гг. завоевание Бирмы, захватила весь сев. берег Калимантана (1881-89), юго-вост. часть H. Гвинеи (Ириан, 1884), о-ва Гилберта (1892) и др. США в 1867 купили у России Аляску и Алеутские о-ва. Германия заняла в 1884 сев.-вост. часть H. Гвинеи (её зап. часть уже в 20-х гг. 19 в. стала объектом колон, притязаний Нидерландов). Япон. пр-во в 1875 добилось передачи Россией Японии Курильских о-вов, открытых русскими и по праву принадлежавших России; в 1876 Япония навязала кабальный договор Корее, а в результате японо-кит. войны 1894-95 захватила о. Тайвань и о-ва Пэнхуледао. Наряду с Японией в 90-х гг. 19 в. активное участие в продолжавшемся разделе Китая на сферы влияния принимали и др. крупнейшие державы. Германия в 1897 захватила бухту Цзяочжоу с прилежащим к ней районом кит. провинции Шаньдун; Великобритания в 1898 получила под видом "аренды" порт Вэйхайвэй, Франция -зал. Гуанчжоувань; Россия тогда же приступила к созданию базы в Порт-Артуре на терр. полученной в "аренду" Квантунской обл.

С переходом капитализма в империалистич. стадию начало воор