БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321овной (профильной) продукции; количеством групп, видов и типов изделий (конструктивно и технологически однородных), выпускаемых предприятиями отрасли; долей продукции предприятий и цехов централизованного произ-ва, специализированных на выпуске отд. деталей, узлов и заготовок в общем объёме произ-ва. Для более полной характеристики развития специализации произ-ва дополнительно используются показатели организационного и технич. уровня произ-ва: серийность изготовляемой продукции, наличие автоматич., специального и специализированного оборудования в общем парке, доля стандартных и унифицированных деталей, узлов и др. Перечень специфич. отраслевых Т.-э. п., как правило, определяется в соответствующих отраслевых формах (разработках) и планах. Напр., в электроэнергетике при определении расхода условного топлива на 1 кет -ч отпущенной электроэнергии и 1 Гкал теплоэнергии учитываются: увеличение доли высокоэкономичного оборудования на высоких и сверхвысоких параметрах пара в общем произ-ве электроэнергии на тепловых электростанциях; рост выработки электроэнергии на тепловом потреблении; повышение тепловой экономичности агрегатов; изменение доли мазута и газа в топливном балансе электростанций. В металлургии применяются Т.-э. п. использования доменных печей (уровень использования производств, мощности и коэфф. использования полезного объёма доменных печей в номинальные сутки); показатель использования сталеплавильных агрегатов (уровень освоения производств, мощности), а для мартеновских печей, кроме того, съём стали с 1 м2 площади пода печей в календарные сутки, для кислородных конвертеров - среднесуточная выплавка стали с 1 т ёмкости. Т.-э. п. ж.-д. транспорта служит среднесуточная производительность грузового вагона рабочего парка, измеряемая в тонно-километрах нетто, приходящихся на условный четырёхосный вагон.

Для оценки технико-экономич. уровня произ-ва и выпускаемой продукции используется система общих показателей: доля продукции, Т.-э. п. к-рой превосходят или соответствуют высшим достижениям отечеств, и зарубежной науки и техники; удельный вес продукции, морально устаревшей и подлежащей модернизации или снятию с произ-ва; удельный вес продукции, осваиваемой произ-вом впервые в СССР, выпускаемой до трёх лет включительно (см. Качество продукции}; степень механизации и автоматизации труда (количество рабочих, выполняющих работу полностью механизированным способом; количество рабочих, переводимых в планируемом периоде с ручного труда на механизированный и автоматизированный труд в основном и вспомогат. произ-вах); абсолютное и относит, уменьшение численности работников; снижение себестоимости и рост производительности труда за счёт повышения технич. уровня произ-ва. Специфич. показатели техникоэкономич. уровня характеризуют: качественные и структурные изменения выпускаемой продукции (напр., средняя марка цемента); уровень технич. базы в отрасли и использование оборудования (напр., коэфф. использования полезного объёма доменных печей); материалоёмкость произ-ва (напр., расход условного топлива на 1 кет -ч отпущенной энергии); производительность труда в натуральном выражении (напр., добыча нефти, угля, газа на одного рабочего); объёмы произ-ва продукции с применением важнейших эффективных технологич. процессов и прогрессивного оборудования (напр., выплавка стали непрерывным способом ).

Уровень использования основных фондов и производств, мощностей характеризуется Т.-э. п.: экстенсивного использования (частное от деления времени фактич. использования на максимально возможное время использования фондов); интенсивного использования (частное от деления фактич. количества продукции, произведённого в единицу времени, на максимально возможное время использования основных фондов); интегрального использования (произведение первых двух показателей). При анализе применяются показатели: коэфф. сменности действующего оборудования, степень использования внутрисменного фонда времени, наличие излишнего и неустановленного оборудования.

Чёткая система Т.-э. п. по отраслям пром-сти в сочетании с правильной методикой их исчисления позволяет проводить систематич. сравнение технич. и организационного уровня предприятий, выявлять внутрипроизводств. резервы и улучшать разработку текущих и перспективных планов.

Лит.: Методические указания к разработке государственных планов развития народного хозяйства СССР, М., 1974; С м и р н и тс к и и Е. К., Экономические показатели промышленности, М., 1974. А. А. Синягов.

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ социалистических предприятий, комплексное изучение производств, деятельности предприятий и объединений с целью разработки мероприятий по повышению её эффективности; то же, что анализ хозяйственной деятельности социалистических предприятий (экономический анализ работы предприятий).

ТЕХНИКУМ, принятое в СССР и ряде др. стран название осн. типа^ средних специальных учебных заведений, готовящих кадры со средним специальным образованием для различных отраслей пром-сти, с. х-ва, стр-ва, транспорта, связи. В СССР в 1975 функционировало 4286 ср. спец. уч. заведений, в т. ч. 2746 Т.: пром-сти - 1236, стр-ва - 220, транспорта - 213, связи - 31, с. х-ва -681, экономических - 361.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА, научно-технич. дисциплина, изучающая и устанавливающая признаки дефектов технич. объектов, а также методы и средства обнаружения и поиска (указания местоположения) дефектов. Осн. предмет Т. д.- организация эффективной проверки исправности, работоспособности, правильности функционирования технич. объектов (деталей, элементов, узлов, блоков, заготовок, устройств, изделий, агрегатов, систем, а также процессов передачи, обработки и хранения материи, энергии и информации), т. е. организация процессов диагностирования технического состояния объектов при их изготовлении и эксплуатации, в т. ч, во время, до и после применения по назначению, при профилактике, ремонте и хранении. Диагностирование -одна из важных мер обеспечения и поддержания надёжности технич. объектов.

Диагностирование осуществляется либо человеком непосредственно (напр., внешним осмотром, "на слух"), либо при помощи аппаратуры. Объект и средства его диагностирования в совокупности образуют систему диагностирования. Взаимодействуя между собой, объект и средства реализуют нек-рый алгоритм диагностирования. Результатом является заключение о технич. состоянии объекта - технический диагноз, напр.: "радиоприёмник исправен", "станок неработоспособен", "в телевизоре отказал частотный детектор". Различают системы тестового и функционального диагностирования. Системы первого вида применяют при изготовлении объекта, во время его ремонта и профилактики и при хранении, а также перед применением и после него, когда необходимы проверка исправности объекта или его работоспособности и поиск дефектов. В этом случае на объект диагностирования подаются специально организуемые тестовые воздействия. Системы второго вида применяют при использовании объекта по назначению, когда необходимы проверка правильности функционирования и поиск дефектов, нарушающих последнее. При этом на объект поступают только предусмотренные его алгоритмом функционирования (рабочие) воздействия. Разработка и создание систем диагностирования включают: изучение объекта, его возможных дефектов и их признаков; составление математич. моделей (формализованного описания) исправного (работоспособного) объекта и того же объекта в неисправных состояниях; построение алгоритмов диагностирования; отладку и опробование системы.

В изучении объектов большое значение имеет их классификация по различным признакам, напр, по характеру изменения значений параметров, по виду потребляемой энергии и т. п. Изучение дефектов проводится с целью определения их природы, причин и вероятностей возникновения, физ. условий их проявления, условий обнаружения и т. п.

Математич. модель объекта диагностирования (детерминированная или вероятностная) - описание объекта в исправном и в неисправном его состояниях в виде формальных зависимостей между возможными воздействиями на объект и его реакциями на эти воздействия. Модели (даже исправных объектов), используемые при диагностировании, могут отличаться от моделей, используемых при проектировании тех же объектов. Например, для диагностирования технич. состояния шумящих объектов моделями могут служить кривые шума или вибрации (при т. н. акустич. методах Т. д.), а в микроэлектронной технологии или в сварочном произ-ве - изображения объектов в рентгеновских лучах (при неразрушающем контроле).

Алгоритм диагностирования предусматривает выполнение нек-рой услоьной или безусловной последовательности определённых экспериментов с объектом. Эксперимент характеризуется тестовым или рабочим воздействием и составом контролируемых признаков, определяющих реакцию объекта на воздействие. Различают алгоритмы проверки и алгоритмы поиска. Алгоритмы проверки позволяют обнаружить наличие дефектов, нарушающих исправность объекта, его работоспособность или правильность функционирования. По результатам экспериментов, проведённых в соответствии с алгоритмом поиска, можно указать, какой дефект или группа дефектов (из числа рассматриваемых) имеются в объекте.

Средства диагностирования являются носителями алгоритмов диагностирования, хранят возможные реакции объекта на воздействия, вырабатывают и подают на объект тестовые воздействия, "читают" фактич. реакции объекта и ставят диагноз, сравнивая фактические реакции с возможными. Их делят на аппаратурные, программные и программно-аппаратурные (средства двух последних категорий применяют для диагностирования технич. состояния ЭВМ, работающих по сменной программе). Аппаратурные средства бывают внешние (по отношению к объекту) и встроенные. Первые применяются в основном в системах тестового, вторые -функционального диагностирования. Внешние аппаратурные средства могут быть автоматическими, автоматизированными или с ручным управлением, универсальными или специализированными.

Методологически Т. д. имеет много общего с мед. диагностикой. Т. д., к-рая определяет технич. состояние объектов в наст, момент времени, тесно связана с технич. прогностикой и технич. генетикой, определяющими будущие и прошлые технич. состояния соответственно через вероятные эволюции и предыстории настоящего технич. состояния.

Лит.: С е л л е р с Ф., Методы обнаружения ошибок в работе ЭЦВМ, пер. с англ., М., 1972; Основы технической диагностики, М., 1976. П.П.Пархоменко.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ,система графич. и текстовых документов, используемых при конструировании, изготовлении и эксплуатации пром. изделий (деталей, сборочных единиц, комплексов и комплектов), а также при проектировании, возведении и эксплуатации зданий и сооружений. Т. д. на пром. изделия определяет вид, устройство и состав изделия и регламентируется Единой системой конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системой технологич. документации (ЕСТД), входящими в Гос. систему стандартизации СССР (см. Стандарт).

ЕСКД - комплекс гос. стандартов, устанавливающих правила и положения о разработке, оформлении, комплектации и обращении конструкторской документации, в т. ч.: общие положения по выполнению документов, правила выполнения чертежей, текстовых документов и схем, условные графич. обозначения, правила выполнения эксплуатац. и ремонтной документации, правила обращения документов (учёта, хранения, дублирования и внесения изменений). Комплектность конструкторских документов на конкретное изделие определяется его видом и стадией разработки. За осн. виды конструкторских документов принимают: для деталей - чертёж детали, для сборочных единиц, комплексов и комплектов - спецификацию. Кроме того, к конструкторским документам относят схемы, ведомости, технические условия и др.

ЕСТД - комплекс гос. стандартов, устанавливающих правила и положения о порядке разработки, оформления, комплектации и обращения технологич. документации. К технологическим относятся документы, к-рые определяют технологию изготовления изделия и содержат необходимые данные для организации производства, в т. ч.: маршрутные и операц. карты, карты эскизов и схем, спецификация технологич. документов, технологич. инструкция, ведомость по материалам и оснастке. Операц. карты технологич. процессов выпускаются на изготовление отливок, раскрой заготовок, механич. и термич. обработку и т. п. (см. Технологическая документация). В. В. Данилевский, В. H. Квасницкий.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА МАССЫ, единица массы МКГСС системы единиц. Т. е. м. равна массе тела, к-рому сила 1 кгс сообщает ускорение 1 м/сек2, Обозначения: русское кгс -сек2/м, международное kgf -s2/m. 1 Т. е. м. = 9,80665 кг.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПЕТРОГРАФИЯ, петрография технического камня, раздел петрографии, занимающийся изучением искусств, каменных материалов: бетона, цемента, строит, кирпича, керамики, ситаллов и стёкол, шлаков, огнеупоров, абразивов, рудных агломератов и т. д. Помимо общей петрографии, Т. п. тесно связана с экспериментальной петрографией и минералогией, физикохимией равновесных процессов, в особенности с изучением диаграмм состояния силикатных, окисных и иных систем, с общей технологией силикатов.

Т. п. изучает характер изменения при нагревании различных видов пром. сырья (глины, тальк, карбонатные породы, гипс и т. д.); исследуя фазовый (минеральный) состав и микроструктуры технич. продуктов, способствует более глубокому пониманию физико-хим. процессов, протекающих при изготовлении искусств, каменных материалов, и помогает находить пути повышения их качества; вскрывает причины разрушения камня под влиянием высоких темп-р, хим. процессов, физич. выветривания и т. д.; позволяет создавать методы контроля технологич. процесса и заводской продукции (напр., на различных цем., керамич. и стек, з-дах).

Кроме того, результаты исследований технич. камня находят применение при изучении горных пород, так, напр., для выяснения особенностей кристаллизации изверженных горных пород могут быть использованы шлаки, плавленые цементы и огнеупоры, стёкла и т. п.; для метаморфич. пород - различные огнеупоры, клинкер, керамика; для осадочных пород - бетон и различные цсм. растворы. В Т. п. используются такие методы, как спектральный и хим. анализы, электронная микроскопия, термич. анализ, рентгеновский фазовый анализ и пр. Научные основы Т. п. в СССР заложены Д. С. Белянкиным (1932).

Лит.: Эксперимент в области технического минералообразования, М., 1975. В. В.Лапин.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА, науч. дисциплина, изучающая социально-культурные, технич. и эстетич. проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой для жизни и деятельности человека средствами пром. произ-ва. Составляя теоретич. основу дизайна, Т. э. изучает его обществ, природу и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования, проблемы проф. творчества и мастерства художника-конструктора (дизайнера).

Осн. разделы Т. э.- общая теория дизайна и теория художеств, конструирования. Общая теория дизайн а изучает его социальную сущность, условия возникновения, историю, совр. состояние и перспективы развития, взаимосвязь дизайна с искусством, техникой и культурой в целом, вопросы эстетики предметной среды; она также формулирует требования Т. э. к пром. продукции, определяет методы комплексной оценки и прогнозирования технико-эстетич. показателей качества пром. продукции, а также принципы формирования оптимального ассортимента товаров, отвечающего задачам создания гармоничного предметного мира. Теория художественного конструирования устанавливает место художеств, конструирования в общей структуре процесса проектирования, его типологич. особенности, исследует закономерности творческого мышления художника-конструктора и определяет средства и методы его проф. деятельности. Существенной её частью является теория формообразования и композиции промышленных изделий. Законы формообразования раскрывают связи формы изделия с его конструкцией, материалом, технологией изготовления, функцией, выявляют историч. тенденции изменения формы и стиля изделия. Теория композиции исследует закономерности и проф. методы создания целостной, гармоничной формы. Осн. категории композиции: объёмно-пространств. структура, тектоника, пластика (пластичность), средства гармонизации (пропорции, ритм, контраст, нюанс). На основе анализа проектно-конструкторской деятельности разрабатывается методика художественного конструирования, служащая руководством для практич. работы. Методика содержит описание принципов и средств проф. творческой деятельности художника-конструктора, форм представления проектов, опыта выполнения образцовых работ. Особый раздел Т. э. составляет разработка основ художественно-конструкторского образования: пропедевтических курсов (см. Художественное образование), содержания и структуры учебных дисциплин, методики развития проф. мышления и навыков.

Тесная связь Т. э. с социальной практикой приводит к тому, что статус этой дисциплины оказывается весьма различным в разных социальных условиях. Совр. капиталистич. общество, с одной стороны, вынуждено развивать Т. э. и использовать её достижения, т. к. они непосредственно влияют на конкурентоспособность практически всех отраслей пром-сти. С др. стороны, стихийный характер буржуазной экономики ставит непреодолимые препятствия на пути последовательного и планомерного использования данных Т. э., а законы рекламы нередко толкают художественно-конструкторскую мысль к созданию вещей, в к-рых модный внешний вид скрывает устаревшую конструкцию. В противоположность этому, при социализме Т. э. играет важную роль в создании наилучших условий труда, быта и отдыха людей, в воспитании гармонически развитого человека, его коммунистич. отношения к материальным, культурным и эстетич. ценностям. Т. э. непосредственно участвует в формировании условий, при к-рых "художественное начало еще более одухотворит труд, украсит быт и облагородит человека" (Программа КПСС, 1976, с. 130).

Формирование условий для возникновения дизайна и его теории связано с эпохой разделения и обособления сфер техники и искусства, с распадом ремесленного и становлением пром. произ-ва. При этом предметный мир постепенно утрачивал единство, становился всё более разнородным и эклектичным: художеств, ценность признавалась лишь за произв. искусства, технич. функция закреплялась за продуктом пром. произ-ва. Однако на рубеже 19-20 вв. возникает представление о собственной красоте машин и технич. сооружений. Одновременно осознаётся необходимость упорядочения и перестройки всего предметного мира на основе принципов гармонизации. Под влиянием этих идей во мн. странах зародилось движение за единство искусства и техники, возникли художественно-пром. союзы, сформировались творческие группы и школы (напр., Немецкий Веркбунд, Австрийский Веркбунд и др.).

В широком социальном плане проблемы Т. э. впервые были осмыслены и получили глубокую и чёткую разработку после Великой Октябрьской социалистич. революции. Большое внимание Сов. гос-ва к этим проблемам нашло отражение, напр., в постановлении ВСНХ от 16 октября 1920 о создании при ВСНХ Художественно-производств. комиссии, на к-рую возлагалось руководство всей художеств, деятельностью в пром-сти. С организацией Высших гос. художественно-технич. мастерских (Вхутемас) развернулась деятельность "производственников" (см. Производственное искусство), ставивших своей целью слить иск-во с произ-вом, перестроить жизнь по законам красоты (худ. В. Е. Татлин, А. М. Родченко, Л. М. Лисицкий, арх. М. Я. Гинзбург, братья Веснины и др.). Одновременно велись исследования в области научной организации труда (А. К. Гостев), закладывались основы эргономики. В последующие годы по мере развития отечеств, индустрии теоретич. представления об использовании методов художеств. конструирования в пром-сти обогащались опытом работ в области судостроения, автомобилестроения, ж.-д. транспорта и др. отраслей.

За рубежом крупнейшим н.-и. и идейно-педагогич. центром Т. э. в 20-30-е гг. стал "Баухауз*, возглавлявшийся В. Гропиусом, X. Мейером и Л. Мис ван дер РОЭ. После прихода к власти в Германии фашизма "Баухауз" был закрыт. Почти все его основатели эмигрировали в разные страны; науч. разработка проблем Т. э. велась лишь отд. исследователями. В послевоен. период разработка вопросов Т. э. возобновилась в Улъмской высшей школе художественного конструирования (ФРГ), Королевском колледже искусств (Великобритания), в ряде ун-тов США.

Теоретич. поиски 20-х гг. во многом предвосхитили совр. развитие Т. э. Однако становление её как самостоятельной науч. дисциплины, тесно связанной с запросами практики, происходит лишь в 60-е гг. В этот период в СССР формируется гос. система организации художеств, конструирования, включающая Всесоюзный н.-и. ин-т технич. эстетики (ВНИИТЭ), его филиалы, отраслевые спец. художественно-конструкторские бюро (СХКБ), подразделения художеств, конструирования на пром. предприятиях, в проектных и н.-и. орг-циях. В результате формирования этой системы не только расширился объём исследований, но и произошли существенные качеств, изменения в области художеств, конструирования. Его объектом всё в большей мере становятся не отд. предметы, а системы вещей, сложные связи между ними и целыми группами людей. Это поставило перед Т. э. задачи межотраслевого характера, потребовало системного подхода к исследуемым проблемам.

Ведущие орг-ции по Т. э. социалистич. стран, в т. ч. и СССР, являются членами Междунар. совета орг-ций по художеств, конструированию (ИКСИД). В СССР вопросы Т. э. освещаются в информац. бюллетене "Техническая эстетика" и др. спец. изданиях, за рубежом - в журналах "Промишлена естетика" (София, с 1969), "Wiadompsci" (Warsz., с 1958), "Design v teori a praxi. Bulletin" (Praha, c 1969), "Industrijsko oblikovanje i marketing" (Beograd, c 1971), " Form + Zweek > (В., c 1969), "Forms. (Opladen, c 1957), "Form" (Stockh., c 1905), "Design Industrie" (P., c 1952), "Design" (L., c 1949), "Industrial Design" (N. Y., c 1954) и др.

Лит.: Вопросы технической эстетики. Сб. ст., в. 1 - 2, М., 1968-70; Основы технической эстетики. Расширенные тезисы, М., 1970; Труды ВНИИТЭ. Техническая эстетика, в. 1 - 9, М., 1971 - 75; Б е ген а у 3. Г., Функция, форма, качество, пер. с нем., М., 1969; Нельсон Д ж., Проблемы дизайна, пер. с англ., М., 1971; Archer L. В., Techno ogical innovation - a methodology, L., 197"!; Dorfles G., Introduzione al disegno industriale. Linguaggio e storia della produzione di serie, Torino, 1972; М a 1 d onado Т., Avanguardia e razional.ta. Articoli, saggi, pamphlets 1946-1974, Torino, 1974; Nob let J., Design. Introduction a 1'histoire de 1'evolution des formes industrielles de 1820 a aujourd'hui, P., 1974. Ю. Б. Соловьёв.

"ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА", ежемесячный информационный бюллетень Всесоюзного н.-и. ин-та технической эстетики Гос. комитета Сов. Мин. СССР по науке и технике. Выходит в Москве с 1964. "Т. э." освещает вопросы теории, истории и совр. практики сов. и зарубежного художественного конструирования, эргономики, художественно-конструкторского образования, публикует обзорные материалы по выставкам, рецензии на книги, посвящённые технич. эстетике. Тираж (1976) 29 500 экз.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ВИДЫ СПОРТА. собирательное название различных комплексов общефизич. упражнений, навыков и умений в области владения, управления