БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321- Platt International (прядильное оборудование), Bentley Engineering (трикотажные машины), British Northrop (ткацкое оборудование).

Лит.: Куренков Ю. В., 3 у б ч а н ин о в В. В., И т и н М. И., Экономика текстильного машиностроения СССР, М., 1969; Азарных А. К., Ихильчик И. Е., Основные направления развития техники для текстильной и лёгкой промышленности в 1971 - 1975 гг., М., 1971; Куренков Ю. В., Лившиц В. Б., Текстильное машиностроение капиталистических стран, М., 1972; Лившиц В. Б., Прогноз развития текстильного машиностроения капиталистических стран до 1990 г., Обзор, М., 1975. В. А. Шалашов.

ТЕКСТИЛЬЩИК посёлок гор. типа в Московской обл. РСФСР, подчинён Калининградскому горсовету. Расположен на прав, берегу р. Клязьма (приток Оки). Ж.-д. станция (Болшево), в 25 км к С. от Москвы.

ТЕКСТОЛИТЫ (от лат. textus - ткань и греч. lithos - камень), материалы, состоящие из неск. слоев ткани (наполнителя), пропитанной синтетич. смолой (связующим). Различают Т. на основе стеклянных тканей - стеклотекстолиты, на основе асбестовых тканей -асботекстолиты (см. Асбопластики), на основе хл.-бум. (напр., бязь, миткаль, бельтинг, шифон) и тканей из искусств, и синтетич. органич. волокон (напр., вискозных, полиамидных, полиэфирных)-собственно текстолиты. Наполнителем для Т. может служить также нетканый материал.

По сравнению с асбо- и стеклотекстолитами собственно Т. значительно легче (плотность 1,3-1,4г/см3), характеризуются меньшей теплопроводностью, лучше подвергаются всем видам механич. обработки и склеиванию, однако менее прочны (напр., прочность при растяжении 50-ЮОМн/м2, или 500-1000 кгс/см2), обладают более низкой тепло- и химстойкостью. Связующими для Т. служат гл. обр. феноло-формальдегидные смолы, крезоло- и ксиленоло-альдегидные, мочевино- и меламиноформальдегидные смолы, полиамиды, полиолефины, ацетил- и этилцеллюлоза.

Т. производят в виде листов, пластин и плит, используемых для изготовления изделий чаще всего механич. обработкой (напр., подшипники скольжения, электрораспределительные панели, реже шестерни, втулки). Изделия из пропитанного наполнителя производят также прессованием в пресс-форме, намоткой (трубы, цилиндры, профили), послойной выкладкой с последующим контактным формованием (контейнеры, протезы, напр, рук и ног, лодки) и др. См. также Пластические массы. А. А. Пешехонов.

ТЕКСТОЛОГИЯ (от текст и ...логия), отрасль филологии, изучающая произв. письменности, лит-ры и фольклора в целях критич. проверки, установления и организации их текстов для дальнейшего исследования, интерпретации и публикации. Различают Т. антич. лит-ры, Т. медиевистическую, Т. новой лит-ры; своеобразные текстологич. проблемы возникают относительно ист. источников и произв. устного нар. творчества. Установление антич. текстов почти всегда сводится к реконструкции с применением тонко разработанного критич. метода, гипотез, дивинаций (дописывание, "досочинение") и конъектур; установленный текст остаётся гипотетичным. В меньшей степени это относится к ср.-век. текстам; но и Т. нек-рых произв. эпохи книгопечатания (напр., У. Шекспира) требует изощрённых методов исследования. В ср.-век. лит-ре (древнерус. и зап.) авторское начало ослаблено, ценность имеют все этапы истории текста, в т. ч. позднейшие переработки при переписывании, при включении в своды и компиляции. Сходным образом обстоит дело в Т. фольклора, где понятие "текст" особенно сложно: произв. нар. творчества бытует во множестве равноправных вариантов (исполнений), текст его синкретичен (существует и в словесной, и муз., и театр, и др. форме) и может быть непосредств. результатом импровизиров. исполнения. Те же проблемы возникают в Т. вост. лит-р, в к-рых бытуют смешанные лит.-фольклорные формы.

В лит-pax нового времени, когда развилось авторское начало и авторизов. тексты стали размножаться средствами полиграфии, под "историей текста" понимается история создания его автором; последующие этапы представляют огранич. интерес. Все рукописи и авторизов. издания анализируются и сличаются для критич. проверки окончательной авторской редакции, изучения истории текста и воссоздания творч. процесса. Сохранившиеся автографы, психологические и эстетические соображения поддерживают критику текста.

В применении к ист. источникам Т. делится между источниковедением и археографией, и стабилизация текста как ист. источника принципиально неприемлема. Подобно этому в лингвистич. источниковедении трансформация языка памятника - важный объект наблюдений для нужд диалектологии и ист. языкознания. Текстологич. изучение переводов применяется при передаче на родном языке зарубежной классики и при исследовании ср.-век. лит-р, часто питавшихся переводами, переработками и заимствованиями. История текста в этом случае усложняется: текст оригинального сочинения также имеет свою историю. Здесь Т. соприкасается с сравнительно-историческим литературоведением и с общей теорией перевода художественного.

Все отмеченные различия не дают оснований для размежевания по этим отделам Т., к-рая в принципе, как наука, едина, имея в основе специфич. историко-текстовой аспект.

Важнейшую задачу Т. составляет установление, т. е. диахроническое, исторически осмысленное и критич. прочтение текста на основе углубления в его историю, изучения источников текста (рукописей, печатных изданий, различных ист. свидетельств), установления их генеалогии и филиации, классификации и интерпретации авторских переработок текста (редакций и вариантов), а также его искажений (редакторами, цензурой и т. п.).

Текстологич. исследование выступает и как часть литературоведч. метода, как способ изучения лит-ры. Закономерности развития лит-ры и различные обществ, тенденции находят отражение в изменении текстов, наблюдение к-рого помогает познать лит-ру как процесс и произв.-как продукт своего времени. Сравнительно-ист, и типологич. исследования затруднительны без углубления в историю текста. Диахронич. прочтение синхронич. "окончательного" текста, создавая интерполяцию, увеличивает число наблюдаемых объектов-моментов, даёт представление о динамике текста и позволяет полнее, правильнее его понять. На основе истории текста осуществляется также реконструкция творческого процесса и исследование творческой истории, к-рое много даёт для изучения психологии лит. творчества, законов восприятия, для историко-функцион. освещения "жизни" произв. в разные эпохи. Т. способствует филологич. и историко-лит. интерпретации произведения.

Частными вопросами истории текста являются атрибуция, датировка, локализация.

Издание текста лит. произв. (науч. э д и ц и я) является важнейшим прикладным применением Т. С этим связана серия проблем: выбор текста, отбор произв., их расположение, формирование справочного аппарата (сопроводит, статьи, комментарии, указатели и т. п.). Решение этих вопросов зависит от типа издания, обусловленного его назначением. Высший тип науч. издания - академия, издание - характеризуется: 1) точностью текста, установленного научно; 2) полнотой состава и полным сводом редакций и вариантов; 3) науч. комментарием, обобщающим результаты исследования текстов и содержащим сведения об источниках, наличии редакций, обоснования выбора текста, атрибуций, датировок и др. принятых решений; 4) научносправочным аппаратом, обеспечивающим удобное пользование изданием для науч. работы.

Популярные издания перепечатывают тексты, установленные научно, но с изменением состава, расположения материала и орфографич. режима. В аппарате издания лишь в минимальной степени находит отражение научно-подготовит. работа, преимуществ, развитие получают др. виды комментария - историке-лит., реальный.

Осн. метод Т.- филологич. анализ текста (см. Филология), опирающийся на своеобразие лит-ры как явления и сторического и как вида искусства. Осн. требования к текстологич. исследованию: историзм; прослеживание связи произв. с социально-ист, обстановкой, культурным и историко-лит. контекстом; изучение всех изменений текста данного произв., учёт лит. "конвоя" - др. произведений того же автора, а также др. авторов, работавших в сходных условиях; поиски отражения данного произв. в других; рассмотрение произв. как целого; изучение изменений текста не только по их внеш. признакам, но и в связи с изменением содержания памятников; доказательное объяснение установленного текста как единственно возможного, при к-ром весь текст подчиняется этому объяснению.

Как часть литературоведения, Т. состоит в обоюдной и взаимопроникающей связи с др. его сторонами - историей и теорией лит-ры, и составляет источниковедч. базу этих наук. С др. стороны, Т. использует весь арсенал литературоведения и всех обществ, наук. В качестве вспомогат. дисциплин привлекаются: библиография, источниковедение, палеография, герменевтика, ист. поэтика, стилистика. В Т. могут быть применены комплексные кибернетич., семиотич., вероятностно-статистич. методы.

История Т. уходят во времена антич. филологов. Аристарх (2 в. до н. э.) основал филологич. школу "критики и экзегетики" (текстов Гомера и др.). Позднее Т. развивалась на материале Ветхого и Нового заветов (см. ст. Библия), переводы и списки к-рых стали расходиться с древними подлинниками. Эпоха Возрождения вызвала интерес к восстановлению первонач. вида памятников антич. культуры. Развившись на материале ветхозаветной, антич., раннехрист. и ср.-век. лит-р, Т. была применена потом к лит-рам нового времени.

В России эмпирич. эдиционно-текстологич. работа возникла в сер. 18 в. (издание соч. А. Д. Кантемира, рус. летописей). Обильную науч. лит-ру вызвали "Слово о полку Игореве" и др. памятники древнерус. лит-ры и фольклора. Т. новой рус. лит-ры развивалась преим. на текстах А. С. Пушкина (изд. под ред. П. В. Анненкова и др.). Во 2-й пол. 19 в. создаются первые академич. издания (соч. Г. Р. Державина, К. H. Батюшкова и др.). Однако значение подлинной науки и методологич. оснащение Т. получила только в сов. время; особенно большое значение имели при этом труды Г. О. Винокура, Б. В. Томашевского, Д. С. Лихачёва. Т. в СССР связывается с всесторонним конкретно-ист, исследованием текста и становится необходимой частью литературоведческого исследования.

Лит.: Винокур Г., Критика поэтического текста, М., 1927; Т о м а ш е вс к и и Б. В., Писатель и книга. Очерк текстологии, 2 изд., М., 1959; Вопросы текстологии, в. 1 - 4, М., 1957 - 67; Лихачев Д. С., Текстология. На материале русской литературы X - XVII вв., М.- Л., 1962; его же, Текстология. Краткий очерк, М. -Л., 1964; Основы текстологии, под ред. В. С. Нечаевой, М., 1962; Р е и с е р С. А., Палеография и текстология нового времени, М., 1970; Принципы текстологического изучения фольклора, М. - Л., 1966; Текстологическое изучение эпоса, М., 1971; W i t k о ws k i G., Textkritik und Editionstechnik neuerer Schriftwerke, Lpz., 1924; G ors k i К., Sztuka edytorska. Zarys teorii, Warsz., 1956; Bowers F., Textual and literary criticism, N. Y.- L., 1966. А. Л. Гришунин.

ТЕКСТУРА (от лат. textura - ткань, связь, строение), преимуществ, ориентация кристаллич. зёрен (кристаллов) в noликристаллах или молекул в твёрдых аморфных телах (жидких кристаллах, полимерах), приводящая к анизотропии свойств материалов. Т. может возникать под действием упругих напряжений, тепловых воздействий, электрич. и магнитных полей и сочетания этих факторов (напр., термомеханической и термомагнитной обработки материалов). Различают осевые Т. с предпочтительной ориентацией нек-рых кристаллич. зёрен или молекул относительно одного направления (ось Т.), плоские Т. с ориентацией относительно плоскости (плоскость Т.). Т. наз. полными при наличии плоскости и выделенной оси Т. Возможно образование сложной Т. с неск. видами ориентации. В Т. обычно не бывает ориентации всех элементов. Существует разброс ориентации относительно выделенных осей и плоскостей. Распределение ориентации характеризуют т. н. полюсными фигурами, определяемыми рентгенографически. Распространены также оптич. методы изучения Т.

Т. образуются при массовой кристаллизации, эпитаксиальном наращивании (см. Эпитаксия), адсорбции, фазовых переходах, вакуумном и электролитич. осаждении, при кристаллизации и деформации полимерных материалов; при отливке, протяжке, прокатке и сжатии металлов и др. обработке материалов.

Текстурированные материалы применяются в технике. Это - пьезоэлектрич. Т. (см. Пьезоэлектрическая керамика), оптич. Т. (см. Поляроид), текстура магнитная и др. Т. широко распространены в тканях растений и животных, в изделиях из веществ природного происхождения (волокна) и в др. материалах.

Лит.: Кудрявцев И. П., Текстуры в металлах и сплавах, М., 1965; Шубников А. В., Пьезоэлектрические текстуры, М.-Л., 1946; Б а н н Ч., Текстура полимеров, в кн.: Волокна из синтетических полимеров, под ред. Р. Хилла, пер. с англ., М., 1957; Вайнштейн Б. К..Дифракция рентгеновых лучей на цепных молекулах, М., 1963. Г.И.Дистлер.

ТЕКСТУРА ГОРНЫХ ПОРОД, особенности строения горных пород, обусловленные ориентировкой и пространственным расположением их составных частей (зёрен). См. Строение горных пород.

ТЕКСТУРА ДРЕВЕСИНЫ, естественный рисунок разреза древесины, отражающий особенности её анатомич. строения. Породное разнообразие Т. д. обусловлено видовыми особенностями макрои микроструктуры древесины и зависит от представленное™, размеров и взаимного расположения её осн. анатомич. элементов (сосудов, сердцевинных лучей, древесных волокон). Т. д. во многом определяет декоративную ценность древесины (при художеств, оформлении столярных изделий) и служит важным диагностич. признаком для распознавания пород древесины. Хвойные породы по сравнению с лиственными, как правило, обладают более простой и бедной Т. д. Породы, у к-рых анатомич. элементы плохо различимы простым глазом, относят к слаботекстурным (напр., берёза, груша, самшит). Породы с хорошо заметными широкими сосудами на продольных разрезах имеют штриховую Т. д. Если продольные штрихи собраны в широкие полосы (напр./дуб, амурский бархат, ясень), Т. д. наз. полосоштрих о в о и. Т. д. с беспорядочным расположением штрихов наз. рассеянноштриховой (напр., грецкий орех, хурма, эвкалипт). Древесина с хорошо заметными сердцевинными лучами (напр., бук, дуб, платан) характеризуется з е ркальчатой текстурой на радиальных разрезах (лучи видны как блестящие прерывистые полоски или пятна - зеркальца) и чешуйчатой на тангентальных разрезах (лучи имеют вид веретенообразных продольных чёрточек, как правило, более тёмных, чем окружающая древесина). Зеркальчатая Т. д. по декоративности выше чешуйчатой, поэтому для облицовки строганый радиальный шпон предпочтительнее лущёного тангентального. В некоторых случаях декоративность Т. д. повышают пороки древесины (см., например, Кап). Для обогащения природной Т. д. применяют: наклонное к продольной оси ствола резание, дающее своеобразную пирамидальную текстуру; строгание и лущение ножом с волнистым лезвием и последующее разглаживание шпона; коническое лущение; неравномерное прессование. Прозрачная отделка древесины увеличивает выразительность текстуры, усиливает её декоративный эффект.И. К. Черкасов.

Лит. см. при ст. Древесина.

ТЕКСТУРА МАГНИТНАЯ, преимущественная пространственная ориентация осей лёгкого намагничивания в поликристаллическом ферро- или ферримагнитном образце, в результате к-рой он обладает магнитной анизотропией. Т. м. возникает при действии на образец направленных механич. напряжений, создающих предпочтительную ориентацию кристаллитов (кристаллографич. текстуру); при термич. обработке образца ниже Кюри точки в присутствии магнитного поля (термомагнитная обработка); при термомеханической обработке. Создание Т. м. даёт возможность резко улучшить магнитные свойства нек-рых ферромагнитных материалов. К магнитно-текстурованным магнитно-мягким материалам относятся: кристаллографически текстурованное трансформаторное железо, перминвар, пермаллой (50 НП, 65 НП и т. п.) и др. Придание этим материалам Т. м. снижает значение коэрцитивной силы, уменьшает потери на гистерезис и т. д. Создание Т. м. у магнитно-твёрдых материалов (магнико, тиконала, бариевого, кобальтового ферритов и др.) приводит к повышению их основных магнитных характеристик (к увеличению коэрцитивной силы, остаточной индукции и др.).

Лит.: Металлы и сплавы в электротехнике, [3 изд.], т. 1-2, М.- Л., 1957; Преображенский А. А., Теория магнетизма, магнитные материалы и элементы, М., 1972.

ТЕКСТУРА МЕТАЛЛА, преимуществ, ориентировка кристаллич. решётки зёрен (кристаллитов) в металлич. изделии. Т. м. описывается с помощью указания кристаллографич. осей, совпадающих с определёнными направлениями в изделии: с осью в проволоке или прутке, с направлением прокатки и нормалью к плоскости в прокатанных листе или ленте и т. д. Разные зёрна в поликристаллич. изделии могут иметь одну и ту же или различные преимуществ, ориентировки; в соответствии с этим Т. м. может быть одно- или многокомпонентной. Т. м. характеризуется относит, объёмом кристаллитов с близкой ориентировкой, а также рассеянием - отклонением ориентировки зёрен от нек-рой средней. Т. м. возникает при литье, пластич. деформации и отжиге после неё (рекристаллизации), электроосаждении, напылении и др. воздействиях на металл. Поликристаллич. изделие с Т. м. обладает анизотропией механич. и физич. свойств, приближающейся в пределе к анизотропии свойств монокристалла. В нек-рых случаях Т. м. в изделиях получают намеренно (трансформаторная сталь, сталь для глубокой вытяжки, сплавы для постоянных магнитов), в других её стараются устранить (листовые сплавы меди и алюминия для глубокой вытяжки).

Лит.: Кудрявцев И. П., Текстуры в металлах и сплавах, М., 1965; В а с с е рм а н Г., Г р е в е н И., Текстуры металлических материалов, пер. с нем., 2 изд., М., 1969. В. Ю. Новиков.

ТЕКСТУРИРОВАННЫЕ НИТИ, высокообъёмные нити, нити из синтетич. волокон, отличающиеся от обычных текстильных нитей повышенным удельным объёмом, сильной извитостью, рыхлой структурой и в ряде случаев большой упругой растяжимостью.

Производство Т. н. возникло в связи с необходимостью расширить область применения синтетич. волокон, к-рая ограничена тем, что они обладают низкой гигроскопичностью и гладкой поверхностью с неприятным "стеклянным" блеском. Текстурирование улучшает эксплуатационные свойства и повышает гигиенич. показатели синтетич. нитей.

Т. н. успешно применяются для изготовления текст, изделий широкого потребления: чулок, носков, верхнего и нижнего трикотажа, формоустойчивого трикот. полотна, используемого для пошива мужских и женских костюмов (кримплен), пальто, для производства искусств, меха, ковров, одеял, драпировочных и обивочных тканей и др. Мировое производство Т. н. составляет ок. 1,5 млн. т в год (1976).

В зависимости от способа получения, свойств и назначения различают следующие виды Т. н.: высокорастяжимые, малорастяжимые, извитые, петлистые, профилированные, бикомпонентные, комбинированные, а также высокообъёмную пряжу.

Высокорастяжимые нити (в СССР они наз. эластик, за рубежом -чаще всего хеланка) вырабатывают по схеме: кручение комплексных синтетич. нитей (полиамидных, полиэфирных и др.) до 2500-5000 круток на 1 м; термофиксация закрученной нити; раскручивание термостабилизированной нити. В результате нить приобретает спиралеобразную форму, большую упругую растяжимость (до 400%), пушистость. См. также Эластик.

Малорастяжимые нити отличаются от эластика повышенной объёмностью, большой извитостью и пушистостью при небольшом упругом удлинении. В СССР такие нити, полученные из комплексных капроновых нитей, наз. мерой, из лавсановых нитей - мелан; за рубежом - саабо или астралон. Их вырабатывают путём дополнительной термообработки высокорастяжимых нитей. См. также Малорастяжимые текстурированные нити.

Извитые нити получают преим. способом гофрирования; при этом синтетич. нить плотно набивают в специальную камеру и в таком виде подвергают тепловой обработке (в СССР эти нити наз. гофрон, за рубежом - банлон). Извитые нити отличаются большой пилообразной извитостью, мягкостью, высоким удельным объёмом, но сравнительно небольшой растяжимостью. Второй способ основан на том, что синтетич. нить при протягивании по лезвию стальной пластинки подвергается сложной деформации; в результате отдельные элементарные нити приобретают спиралеобразную форму. Такие нити в СССР наз. рилон, за рубежом - аджилон. Извитые нити вырабатывают также трикот. способом. При этом из обычных термопластичных комплексных нитей на высокоскоростных трикот. машинах производят полотно, к-рое подвергают тепловой обработке, в результате чего нити после роспуска полотна приобретают устойчивую извитость.

Петлистые нити получают, воздействуя воздушной струёй на комплексную нить в момент её прохождения через канал прибора, в к-рый под давлением подают воздух. Эти нити в СССР наз. аэрон, за рубежом - таслан.

Профилированные нити (полиамидные, полиэфирные и др.) формуют, используя фильеры с отверстиями не круглого, а фигурного сечения. В результате получают нити с различной конфигурацией поперечного сечения или же с внутренними каналами. При обычной растяжимости они имеют более низкую объёмную массу, матовый оттенок, обладают повышенной гигроскопичностью. Таким способом можно получить нити, по внеш. виду и свойствам похожие на натуральные.

Бикомпонентные нити формуют из двух или более полимеров. При этом отверстия фильер разделены перегородкой на несколько (две или более) частей, к каждой из к-рых подаётся свой прядильный расплав. Образующиеся нити состоят из нескольких различных по хим. составу частей. После вытягивания они подвергаются тепловой обработке, в результате к-рой вследствие различной усадки полимеров нити приобретают извитость, повышенную объёмность, рыхлую структуру.

Комбинированные (армированные, каркасные) нити получают при совм. текстурировании различных нитей (напр., ацетатных и капроновых) или при скручивании уже готовых Т. н., обладающих различными структурой и свойствами, а также при скручивании обычных комплексных или высокорастяжимых нитей со штапельными волокнами.

Высокообъёмная пряжа вырабатывается из смеси химич. штапельных волотсон (в основном полиакрнлонитрильных), имеющих усадку 20-30%, с низкоусадочным волокном. При термообработке такой пряжи в свободном состоянии высокоусадочные волокна укорачиваются, а низкоусадочные почти не меняют своей длины, но, будучи связаны с высокоусадочными волокнами силами трения, изгибаются, придавая пряже пушистый вид.

Потребность в Т. н. непрерывно увеличивается, поэтому будут создаваться новые и совершенствоваться существующие способы текстурирования. Технич. прогресс в технологии текстурирования осуществляется в следующих направлениях: повышение производительности оборудования; создание новых принципов текстурирования, напр, путём разделения совместно скручиваемых нитей без применения сложных и дорогостоящих механизмов ложного кручения; совмещение нескольких процессов, напр, формования, вытягивания и текстурирования, на одном агрегате; увеличение ёмкости паковок; механизация и автоматизация операций (заправка машин, ликвидация обрывов, съём готовых паковок); автоматич. регулирование технологич. параметров с помощью программирующих устройств и др.

Лит.: У с е н к о В. А., Переработка химичес