БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321СТРЫЙ, река в Львовской обл. УССР, прав, приток р. Днестр. Дл. 232 км, пл. басе. 3060 км2. Берёт начало в Вост. Карпатах, течёт б. ч. в узкой долине. Питание смешанное. Весеннее половодье сменяется летне-осенними паводками, характерными и для зимы. Ср. расход воды в 17 км от устья 45,2 м3/сек, наибольший - 890 м3/сек. Ледовые явления с ноября до апреля, ледостав 2-2,5 мес. На С.- гг. Турка, Стрый, Жидачов.

СТРЫЙ, город областного подчинения, центр Стрыйского р-на Львовской обл. УССР. Расположен на р. Стрый (правый приток Днестра). Узел ж.-д. линий (на Львов, Ходоров, Дрогобыч, ИваноФранковск) и шосс. дорог. 55 тыс. жит. (1975). Предприятия по обслуживанию ж.-д. транспорта. 3-ды: кузнечно-прессового оборудования, вагонорем., железобетонных конструкций. Деревообр., суконное, швейное и др. предприятия. Техникум механизации с. х-ва.

СТРЯПЧИЙ, в Московском гос-ве 16 в. царский чиновник при хлебном, конюшенном и др. дворах. Должность С. была ликвидирована при Петре I, а затем восстановлена судебной реформой 1775 (С. стал называться помощник прокурора по уголовным делам). Особой компетенцией С. была правовая защита казённых интересов (удельных имений и пр.), с нач. 19 в.- надзор за местами заключения. По суд. реформе 1864 С. сохранились только в качестве поверенных в делах при коммерческих судах.

СТУДЕНИЦА, монастырь на Ю. Сербии, близ г. Кралево; памятник ср.-век. серб, архитектуры. Осн. в кон. 12 в. кн. Стефаном Неманей. В ансамбле выделяется церковь Успения богородицы (1183-96)-однонефный храм рашской школы, в архитектуре к-рого визант. композиц. схема сочетается с романской по формам скульптурной обработкой фасадов (в интерьере - фрески, 1209, 13 и 16 вв.). Сохранились также: церкви Иоакима и Анны (т. н. Королевская церковь; 1314, фрески - нач. 14 в.) и св. Николы (кон. 13 в., фрески того же времени), остатки крепостных стен, башни и трапезной. В ризнице - богатое собрание серб, икон, рукописей, произв. декоративноприкладного иск-ва. Лит.: Студеница, Београд, 1968.

СТУДЁНОЕ МОРЕ, название на Руси в 13-17 вв. Северного Ледовитого океана.

СТУДЕНТ (от лат. studens, род. падеж studentis - усердно работающий, занимающийся), учащийся высшего, в нек-рых странах и среднего уч. заведения. В Др. Риме и в ср. века С. называли любых лиц, занятых процессом познания. С организацией в 12 в. университетов термин "С." стал употребляться для обозначения обучающихся (первоначально и преподающих) в них лиц; после введения учёных званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) - только учащихся. В СССР, в отличие от С. вузов, обучающиеся в средних спец. уч. заведениях наз. уч-ся, в военно-учебных - курсантами (в училищах) и слушателями (в академиях). В США, Великобритании и ряде др. стран С. называют также уч-ся колледжей

СТУДЕНЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА в С С С Р, добровольные студенческие объединения, организуемые в вузах в целях привлечения студентов к н.-и. работе, распространения и обобщения опыта этой работы, повышения качества подготовки и воспитания будущих специалистов.

Одно из первых в России С. н. о.- научно-литературное об-во - было создано в Петерб. ун-те в 1882; в работе общества участвовали впоследствии известные учёные В. И. Вернадский, К. Д. Глинка, М. А. Дьяконов, H. М. Книпович, А. С. Лаппо-Данилевский, Ф. Ю. Левинсон-Лессинг, А. М. Ляпунов, С. Ф. Ольденбург, писатели В. В. Вересаев и А. С. Серафимович, революционеры А. И. Ульянов и М. Т. Елизаров. В 1909 в Моск. высшем технич. уч-ще проф. H. Е. Жуковский организовал студенческий науч. воздухоплавательный кружок, в к-ром занимались А. H. Туполев, А. А. Архангельский, Б. С. Стечкин, В. Я. Климов, Б. H. Юрьев и др. В СССР в 30-е гг. получили развитие хозрасчётные студенческие "бригады реального проектирования", научные кружки при кафедрах. В 40-е гг. различные кружки, бригады и т. п. были объединены в С. н. о. и конструкторские бюро, к-рые стали принимать широкое участие в н.-и. работе кафедр и проблемных лабораторий и во внедрении результатов исследований в нар. х-во. В 1950 С. н. о. и конструкторские бюро работали в 200 вузах, к кон. 60-х гг.- во всех вузах СССР. В 70-е гг. появились новые формы н.-и. деятельности студентов - студенческие н.-и. ин-ты, науч. центры, студенческие конструкторские отряды, науч. экспедиции и др.; науч. работа студентов стала органической частью уч. процесса в высшей школе. В целях координации и развития научно-конструкторской деятельности студентов созданы всесоюзный, республиканские, краевые, областные и вузовские советы по науч. работе студентов. В 1974 в различных формах н.-и. работы участвовало ок. 1,3 млн. студентов (руководство осуществляло ок. 185 тыс. профессоров и преподавателей). В 1970-1972 студенты были соавторами 3,5 тыс. изобретений, участниками 49 тыс. работ, внедрённых в произ-во. С 1958 Мин-во высшего и ср. спец. образования СССР и ЦК ВЛКСМ проводят всесоюзные конкурсы на лучшую науч. работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам, с 1966 - по общественным наукам, истории ВЛКСМ и междунар. молодёжного движения (победители награждаются медалями АН СССР, отраслевых академий, Мин-ва высшего и ср. спец. образования СССР, дипломами и грамотами ЦК ВЛКСМ). В 1973-74 состоялась всесоюзная олимпиада "Студент и научно-технический прогресс" (участвовало ок. 900 тыс. студентов из 742 вузов). В 1974 на Центр, выставке научно-технич. творчества молодёжи СССР (Москва) экспонировалось 347 работ студентов (св. 1 тыс. авторов), из к-рых 128 отмечены медалями ВДНХ СССР. Премия Ленинского комсомола удостоены научно-технич. студенческое об-во МВТУ им. H. Э. Баумана (1971) и студенческий н.-и. ин-т при Уфимском нефтяном ин-те(1974). Науч. работы студентов СССР экспонировались на выставках в НРБ, ВНР, ГДР, Индии, Канаде, США, ЧССР. Б. Д. Наместников, П. А. Нефёдов.

СТУДЕНЧЕСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ОТРЯДЫ (ССО) в СССР, трудовые коллективы студентов, добровольно объединяющихся на время летних каникул для участия в стр-ве нар.-хоз. объектов и агитационно-пропагандистской , культурномассовой и др. шефской работы среди населения. Первые ССО были организованы в 1959. Определяющим принципом деятельности ССО является органич. соединение процесса произ-ва с учебно-воспитательным процессом высшей школы. Участие в ССО помогает будущему специалисту на практике применять приобретённые в вузе знания, овладевать организаторскими навыками и опытом оощественно-политич. деятельности, формирует коммунистич. отношение к труду. Существуют специализированные студенческие отряды (по профилю будущей специальности или близких к ней) - связистов, энергетиков, строителей ж.-д. магистралей, механизаторов, нефтяников, пионервожатых, медиков, сферы обслуживания и т. д., а также отряды для работы на уборке урожая, на ж.-д. транспорте, в Аэрофлоте и др. ССО создаются из числа студентов, успешно выполняющих уч. программу и годных по состоянию здоровья к физич. труду. ССО (не менее 40 чел.) состоит из неск. производственных бригад (труд членов ССО оплачивается согласно объёму выполненных ими работ). Руководство ССО осуществляют отрядные, районные (зональные), областные, краевые и Центральный штабы. ССО участвуют в сооружении пром., с.-х., культурно-бытовых объектов на терр. всех союзных республик, работают на важнейших стройках страны (КамАЗ, ВАЗ, Байкало-Амурская магистраль, Саяно-Шушенская ГЭС, Бипибинская АЭС, нефтекомплексы Тюмени и Туркмении, стройки Нечерноземья, Саратовский и Крымский каналы. Уральский и Дальневосточный науч. центры, водохозяйств. объекты Белоруссии, Казахстана и др.). За годы существования ССО в их деятельности участвовало св. 3,3 млн. чел., ими освоено св. 5,5 млрд. руб. капиталовложений (в т. ч. 5 млн. руб. в г. Гагарине, где работают ССО, состоящие из лучших представителей студенчества всех союзных республик). В 1974 ССО работали (св. 600 тыс. студентов) на 35 тыс. объектах, из к-рых 17,8 тыс. введены в эксплуатацию, освоено 1162 млн. руб. капиталовложений, произведено продукции и оказано услуг населению на 115 млн. руб. В 1974 в составе интернациональных ССО работало св. 7 тыс. иностранных студентов (из 90 стран), обучающихся в вузах СССР и приехавших в составе групп в порядке студенческого обмена. А. Я. Семенченко.

"СТУДЕНЧЕСКИЙ МЕРИДИАН", ежемесячный общественно-политич. и лит.-художеств, журнал ЦК ВЛКСМ и Мин-ва высшего и ср. спец. образования СССР. Издаётся в Москве с 1974 (в 1968-73 изд-вом "Молодая гвардия" выпускался альманах с тем же названием). Рассчитан на широкие круги сов. молодёжи - студентов, уч-ся ср. спец. и проф.-технич. уч. заведений, курсантов воен. училищ, старшеклассников, а также на преподавателей, комсомольских работников и др. На страницах "С. м." освещаются вопросы коммунистич. воспитания учащейся молодёжи, совершенствования уч.-воспитат. процесса, общественно полезный труд, в т. ч. работа строительных отрядов, студенческих обществ, клубов и др. коллективов (науч., художеств., спортивных и др.). "С. м." публикует материалы о жизни студенчества за рубежом, о междунар. молодёжном движении, деятельности прогрессивных студенческих орг-ций. Наряду с публицистическими в "С. м." помещаются художеств, произведения, иллюстрации. Тираж (1976) 300 тыс. экз.

СТУДЕНЧЕСКИЙ СОВЕТ СССР, общественная орг-ция сов. студенчества. Осуществляет представительство сов. студентов в междунар. студенч. движении в борьбе за мир, безопасность, демократию, нац. независимость, социальный прогресс; содействует интернациональному воспитанию сов. студентов, укреплению их дружбы и сотрудничества со студентами др. стран, развитию связей с междунар., нац. и местными студенческими орг-циями. Учреждён в 1956 в Москве (в 1941-56 - Студенческая секция Антифашистского комитета советской молодёжи). Членами совета являются профессиональные, обществ., политич., спортивные, культурные, научные и др. орг-ции студентов. Совет входит в Комитет молодёжных организаций СССР в качестве ассоциированного члена, является членской орг-цией Международного союза студентов (МСС), членом Исполкома и Секретариата МСС, имеет в Секретариате своих постоянных представителей. В республиках, краях и областях, в студенческих центрах, уч. заведениях СССР также функционируют студенческие советы. А- H. Жариков.

СТУДЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, борьба студентов в защиту своих интересов, а также их участие в общеполитич. борьбе. В западноевроп. странах обществ, деятельность студенчества уже в 1-й пол. 19 в. стала важным фактором общественно-политич. жизни. Политически активные студенты, выходцы из бурж. и мелкобурж. слоев, участвовали в борьбе против феод.-монархич. реакции: в Германии - в орг-ции Вартбургских празднеств 1817 и др. антифеод, выступлений, во Франции - в деятельности тайных респ. обществ и студенч. клубов, в Италии - в выступлениях карбонариев, "Молодой Италии", в ряде стран - в революциях 1848-49 и др. С развитием массового социалистич. рабочего движения во 2-й пол. 19 в. передовые представители студенчества Зап. Европы стали переходить на позиции рабочего класса. Однако большинство студентов не приняло участия в рабочем движении, а среди нек-рых прослоек студенчества распространялись реакционно-националистич. идеи. С сер. 19 и особенно в кон. 19 -нач. 20 вв. активно включилась в революц.-демократич. движение студенческая молодёжь в России (см. Студенческое движение в России). В кон. 19 в. уже предпринимались попытки создать координирующий центр междунар. революц. С. д. В дек. 1893 в Женеве был созван Междунар. конгресс студентов-социалистов, к-рый принял решение об образовании Междунар. секретариата с целью установления и укрепления связей между студентами-социалистами разных стран. К конгрессу обратился с приветственным письмом Ф . Энгельс (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 22, с. 432). В нач. 20 в. передовые студенты активно участвовали в формировании междунар. социалистич. молодёжного движения, важной вехой к-рого стала Штутгартская междунар. конференция юношеских социалистич. орг-ций (1907), положившая начало Интернационалу молодёжи (см. в ст. Социалистический интернационал молодёжи). Во время 1-й мировой войны 1914-18 многие студенты-социалисты решительно и активно выступали против социал-шовинизма лидеров 2-го Интернационала, проявляя, однако, нередко ту же непоследовательность, к-рой были отмечены решения Бернской международной социалистической конференции молодёжи 1915. В период революц. подъёма, начавшегося под влиянием Вел. Окт. социалистич. революции, усилилась дифференциация среди студенчества. Лучшие его представители приняли участие в революц. борьбе, в создании первых коммунистич. молодёжных орг-ций, которые объединились в Коммунистический интернационал молодёжи (КИМ). Однако наиболее многочисл. часть студентов капиталистич. стран заняла буржуазные позиции; часть из них выступила в защиту бурж.парламентского строя, другая оказалась под влиянием крайне правых реакционно-националистич. элементов. В 20-х гг. отмечалась активизация таких междунар. студенч. объединений, как Всемирная федерация студентов-христиан (осн. в 1895), Всемирный университетский сервис (осн. в 1920) и католич. студенч. орг-ция"Пакс Романа" (осн. в 1921). Целью этих корпоративных по своему характеру орг-ций было сосредоточение внимания студенчества лишь на чисто академич. проблемах и специфических студенч. интересах (улучшение условий учёбы и быта студентов, защита университетской автономии). Значит, размаха достигло после 1-й мировой войны С. д. в странах Лат. Америки. Студенты боролись за университетскую реформу (кордовский манифест 1918, опубликованный аргент. студентами и поддержанный студентами всего континента), против подчинения Лат. Америки США, против военщины, олигархии и католич. церкви, против поддерживавшихся властями некомпетентных и реакц. преподавателей. В сер. 30-х гг., в условиях подготовки фашизмом новой мировой войны, передовые студенты выступили за сплочение всей антифаш. молодёжи. Содействуя выполнению этой задачи, 6-й конгресс КИМ (сент.- окт. 1935), в соответствии с указаниями 7-го конгресса Коминтерна (июль - авг. 1935), призвал коммунистич. молодёжные орг-ции преодолеть сектантскую замкнутость и создавать массовые юношеские орг-ции, в т. ч. и студенческие. Объединению усилий студенчества различных стран в антифаш. борьбе содействовали Всемирный студенческий конгресс (Брюссель, дек. 1934), Междунар. конгресс социалистич. и коммунистич. студенчества (Париж, июль 1937), на к-ром был образован Междунар. студенческий альянс, и др. междунар. студенческие встречи. Во время 2-й мировой войны 1939-45 сотни тысяч студентов разных стран с оружием в руках боролись против фашизма на фронте или в рядах Движения Сопротивления. Укреплялась интернац. солидарность прогрессивного студенчества. В 1941 на проходивших в Лондоне студенческих встречах было решено объявить 17 ноября Междунар. днём студентов в память об антифаш. выступлениях чешских студентов в нояб. 1939 (наиболее значительное среди них - демонстрация в Праге 15 ноября, в день похорон погибшего в результате столкновения с фаш. оккупантами студента Яна Оплетала, за к-рой 17 ноября последовала жестокая карательная операция против студентов). В 1942 и в 1943 в США состоялись междунар. конференции студентов-антифашистов. Совместная борьба против фашизма заложила основу для объединения демократия, студенчества в подлинно всемирное движение. В нояб. 1945, после окончания Всемирной конференции молодёжи, на к-рой была создана Всемирная федерация демократической молодёжи, в Праге состоялась Всемирная конференция студентов; её участники решили созвать в 1946 Всемирный конгресс студентов (ВКС) для учреждения новой междунар. студенческой орг-ции. 18 авг. 1946 в Праге открылся учредительный конгресс Междунар. союза студентов (МСС), в к-рый при его основании вошли 35 нац. союзов, представлявших 2,5 млн. студентов. МСС принял активное участие в борьбе передового студенчества за мир, против угрозы новой войны, против фашизма, колониализма и империализма, против милитаризации высшей школы, за демократизацию образования, улучшение условий жизни и учёбы студентов. Деятельность МСС встретила сопротивление со стороны реакц. кругов в рядах студенчества и вне его, стремившихся направить С. д. в русло политики "холодной войны", использовать его для подрывной деятельности против социалистич. стран, демократических и миролюбивых сил Запада. С 1948 руководство ряда зап. нац. союзов студентов (США, Великобритании, Австралии, Франции и др.) стало проводить линию, направленную на подрыв МСС, раскол междунар. С. д. В янв. 1952 в Эдинбурге была созвана Междунар. студенческая конференция, объявившая о создании Координац. секретариата союзов студентов (сокращённое назв. МСК - КОСЕК; с 1964 - МСК). Эта орг-ция стала междунар. центром борьбы против МСС и демократич. С. д. Её руководители выступили против участия студенчества в социально-политич. борьбе, за ограничение сферы С. д. корпоративными студенческими интересами. Подобные установки, так же как и практич. деятельность МСК - КОСЕК, не встретили поддержки среди студенческой молодёжи. В 1962 на 10-й Междунар. студенческой конференции в Квебеке делегации от 27 национальных студенческих организаций покинули конференцию и заявили о своём выходе из МСК -КОСЕК. В 1966 на 12-й МСК в Найроби ещё 16 нац. союзов заявили о своём несогласии с курсом руководства МСК. В 1969, после опубликования в амер. печати материалов, разоблачающих связи руководства МСК с ЦРУ, финансировавшим её через Нац. студенческую ассоциацию США, МСК прекратила своё существование. МСС остался крупнейшей международной студенческой орг-цией (в 1974 она охватывала 88 нац. союзов студентов, т. е. более 3Д организованного С. д.). При его деятельном участии проводятся многочисл. многосторонние и междунар. встречи студенческой молодёжи, в т. ч. Всемирные фестивали молодёжи и студентов. 60-е гг. ознаменовались подъёмом С. д. в развитых капиталистических странах. Особенно бурные, беспрецедентные по своим масштабам студенческие выступления проходили на рубеже 60-70-х гг. Новый подъём С. д. тесно связан с общим обострением социальных противоречий в бурж. об-ве, сопровождающим развитие гос.-монополистич. капитализма, с углублением антагонизма между финансовой олигархией и подавляющим большинством нации и с современной научно-технич. революцией; эти процессы обусловливают сближение растущей численно трудовой интеллигенции с рабочим классом и переход значит, её части на антикапиталистич. позиции. Студенчество, по определению В. И. Ленина,-самая отзывчивая часть интеллигенции (см. Поли. собр. соч., 5 изд.,т. 7, с. 343). Поэтому С. д. особенно ярко отражает происходящие изменения как в положении и составе интеллигенции, так и в её идеологии. Интеллигенция в большинстве уже не привилегиров. прослойка. Всё большее число студентов в капиталистич. странах ожидает перспектива пополнения рядов пролетариата и даже армии безработных. Поэтому среди студенч. молодёжи всё шире распространяется враждебность к капиталистич. порядкам. Она подвергает резкой критике бурж. систему образования, её устаревшую структуру; социальную дискриминацию при поступлении в вузы; подчинение образования интересам монополий и воен.промышленного комплекса; высокую стоимость обучения при ограниченном числе стипендий, вынуждающую многих студентов бросать учёбу или работать для того, чтобы иметь средства на её продолжение; растущие трудности при устройстве на работу. Сознавая, что подлинные причины кризиса высшей школы кроются в системе сложившихся при капитализме общественно-экономических отношений, студенты ведут борьбу против этих отношений со свойственными молодёжи задором и энергией. Их политическая активность, а также быстрый рост их численности (после 2-й мировой войны 1939-45 число студентов в развитых капиталистич. странах возросло в 2-3 раза) способствуют дальнейшему повышению их роли в обществ, жизни. Вместе с тем присущая в значит, части студенческой молодёжи политич. неопытность, социальная неоднородность, недостаточная организованность, отсутствие навыков длительной, будничной революц. работы в соединении со свойственными юношеству романтизмом и нетерпением облегчают проникновение в студенческие ряды деятелей лево-экстремистского толка (анархисты, троцкисты и др.); известным влиянием среди части студентов пользовались также мелкобурж. и бурж. идеологи (Г. Маркузе, П. Гудман, А. Хофман, Д. и М. Раунтри и др.), пытающиеся противопоставить С. д. борьбе рабочего класса. Все эти разнообразные влияния наложили печать на бурные студенческие выступления, охватившие в 1968-71 ун-ты США, Франции, ФРГ, Италии, Испании, Японии и др. развитых капиталистич. стран. Требования, выдвигавшиеся студентами, включали широкий круг насущных политич. вопросов: в ФРГ (в Кёльне, Мюнхене, Франкфурте-на-Майне, Гамбурге, Ганновере, Бонне и др.) и Зап. Берлине студенты и молодёжь выступали за отмену т. н. чрезвычайных законов, против неонацизма и "жёлтой прессы" Шпрингера; в США (в Вашингтоне, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Бостоне, Чикаго и др.) сотни тысяч студентов участвовали в антивоенных маршах протеста против американской агрессии в Индокитае, в защиту гражданских прав негритянского населения и др. угнетённых национальных меньшинств; в Японии (в Токио и др.) участники студенческих демонстраций требовали отмены японо-амер. "договора о безопасности", улучшения условий учёбы и жизни студентов; во Франции майские выступления студенчества в 1968 явились одним из важных факторов того мощного подъёма борьбы трудящихся против монополий и голлистского режима, высшим проявлением к-рого была всеобщая забастовка (май - июнь 1968), охватившая ок. 10 млн. чел. Подъём С. д. в 60-70-х гг. вызвал к жизни новые формы борьбы студенчества за удовлетворение его требований (уличные демонстрации и марши протеста, занятие ун-тов и студенческих общежитии, дискуссионные собрания). Наряду с традиционными нац. студенческими союзами возникло значит. число новых студенческих политич. объединений; нек-рые студенческие орг-ции были созданы анархиствующими (например, просуществовавшее 4 месяца в 1968 "Движение 22 марта во Франции"), троцкистскими группами (подавляющее большинство этих левацких групп вскоре распалось); в других развернулась борьба между "леваками" и противниками "левацкого" экстремизма. В это же время оживились реакционные, профашистские студенч. объединения. В ряде капиталистич. стран стали создаваться новые демократич. молодёжные, в т. ч. студенческие, орг-ции (среди них - осн. в 1969 в ФРГ Ассоциация марксистских студентов-"Спартак", с мая 1971 - Марксистский союз студентов - "Спартак"). Эти годы ознаменовались ростом влияния коммунистов в руководстве нац. союзами студентов (Франция, Великобритания, Япония, ФРГ) и авторитета союзов студентов-коммунистов (ФРГ, Финляндия, Франция).Коммунистич. партии развитых капиталистич. стран активно поддерживают демократич., антиимпериалнстич. по своей направленности движение студенчества, к-рое выступает "...не только против недостатков отсталой системы обучения, не только за право иметь свои организации и эффективно участвовать в руководстве учебными центрами, но и против политики господствующих классов" (Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969, с. 309). Решительно осуждая левый экстремизм в С. д., коммунисты борются за единство всех демократич. студенческих орг-ции, за единство действий студентов и рабочего класса.Возрастает роль С. д. в обществ, жизни Лат. Америки, где оно проходит под знаком борьбы против империализма США и поддерживающей его местной олигархии, за демократич. р