БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321в.), часто украшенными нарядными узорами кирпичной кладки и орнамент, керамич. вставками. В 14-15 вв. здесь сооружались крепости (Маглич, Смедерево) и укреплённые монастыри (Манасия, Дечани). Исходившая от визант. прототипов стенопись Македонии отличалась драматич. экспрессией (фрески церкви св. Пантелеймона в Нерези, 12 в.), стенопись Сербии - возвышенностью и лирич. просветлённостью образов (фрески церкви в монастыре Сопочани, ок. 1265). В 15- 17 вв. в живописи усилились черты повествовательности и декоративной орнаментальности. Скульптура получила слабое развитие (близкий романской пластике резной декор построек Сербии 13- 14 вв., отличающийся упрощённостью и наивной выразительностью изображений). Резьба по дереву была распространена в Македонии. Своеобразны надгробные камни "стечаки" с плоскорельефными фигурами и нарядными орнаментами, распространённые в Боснии и Герцеговине, Черногории. После тур. завоевания (кон. 14 - 2-я пол. 15 вв.) стр-во в Македонии, Сербии, Боснии и Герцеговине сократилось. В городах возводились мечети, минареты, караван-сараи. Распространились дома т. н. балканского типа с глухими оштукатуренными стенами и выступающими верхними этажами. В изобразит, иск-ве вплоть до 18 в. сохранялись традиции поздневизант. культуры.

В нач. 19 в. во всех югославян. землях начало формироваться светское иск-во (портреты живописцев В. Караса - в Хорватии, К. Иванович, К. Данила - в Сербии, М. Лангуса, И. Томинца - в Словении). Стиль "бидермейер" сосуществовал в этот период с тенденциями романтизма. С развитием просветительского и нац.-освободит, движения в сер. 19 в. появилась нац. историч. и пейзажная живопись. Романтич. черты сочетались в ней с реалистич. тенденциями (работы Д. Аврамовича, Дж. Крстича и Дж. Якшича - в Сербии). В 1870- 1880-е гг. распространилась реалистич. жанровая живопись, отмеченная в Словении пленэрными исканиями (Я. и Ю. Шубицы), в Сербии и Хорватии - демократич. чертами (У. Предич, Н. Машич). Одновременно ^возникли академич. тенденции (П. Йованович). На рубеже 19-20 вв. мн. живописцы стремились освоить новейшие достижения европ. культуры, обращались к поискам новых средств художеств, выразительности. Переживало расцвет иск-во словен. импрессионизма, отмеч. демократич. тенденциями (И. Грохар, М. Стернен, Р. Якопич, М. Яма). К приёмам живописи постимпрессионизма обращались в портретах, жанровых сценах и нац. пейзажах (в Сербии - Н. Петрович, в Хорватии - М. Кралевич, И. Рачич). Со 2-й пол. 19 в. развивается скульптура, постепенно освобождающаяся от академич. канонов. Крупнейшим скульптором югославян. земель был в нач. 20 в. И. Мештрович. В его работах, проникнутых суровой мужественностью и героич. пафосом нац. утверждения, неоклассич. монументальность сочетается порой с чертами декоративной стилизации. В архитектуре со 2-й пол. 19 в. распространяются парадные постройки в духе европ. эклектики (ун-ты в Белграде и Любляне, Нар. театр в Загребе) и в стиле "модерн".

После образования в 1918 единого югосл. гос-ва художеств, культура в условиях бурж.-монархич. режима развивалась противоречиво. Прогрессивное нац. направление в изобразит, иск-ве складывалось в борьбе с академизмом и воздействием модернистских течений Запада. В 1920-30-е гг. в творчестве ведущих художников обращение к отд. приёмам постимпрессионизма, кубизма, фовизма и экспрессионизма сочеталось с поисками нац. своеобразия, ярким жизнеутверждением (работы П. Добровича, М. Конёвича, И. Биелича - в Сербии, М. Милу-новича - в Черногории, Л. Личеноски, П. Мартиноски - в Македонии), а порою и социально-критич. нотами (работы Ф. и Т. Краль - в Словении). Ряд художников стремился развивать традиции нар. иск-ва (К. Хегедушич, примитивисты И. Генералич, М. Вириус - в Хорватии). С 1930-х гг. получила развитие социально заострённая графика (Дж. Андреевич-Кун - в Сербии, О. Постружник, М. Детони - в Хорватии, X. Смрекар - в Словении). В 1930-е гг. в Сербии переживало расцвет искусство т. н. "поэтического реализма" (интимные по звучанию пейзажи, портреты и жанровые сцены И. Табаковича, М. Челебоновича, Н. Гвозденовича). В скульптуре выделяются работы Мештровича и его последователей (А. Августинчича - в Хорватии, Т. Росандича - в Сербии). В зодчестве в 1920-30-е гг. поиски нац. стиля (постройки И. Вурника, И. Плечника - в Словении) сосуществуют с тенденциями неоклассики (В. Ковачич - в Хорватии) и функционализма (Н. Добрович, Д. Брашован - в Сербии, Д. Иблер, С. Гомбош - в Хорватии). В период Нар.-освободит, войны 1941-45 в Ю. мн. художники, участвовавшие в войне, оставляют выразительные зарисовки (Андреевич-Кун; Постружник, Детони; Б. Якац- в Словении, И. Муезинович - в Боснии и Герцеговине). Реалистические национальные традиции сохраняют своё значение в первые годы после установления нар. власти. К темам нац. истории, нац.-освободит, войны и социалистического строительства, к образам современников обращаются живописцы Андреевич-Кун, Г. А. Кос, П. Лубарда, Муезинович, скульпторы Августинчич, С. Стоянович, Б. и 3. Калины, Л. Долинар. С кон. 1950-х гг. преобладающее значение приобретают формально-пластич. искания. Композиции в духе абстракционизма и экспрессионизма создают живописцы М. Б. Протич, Л. Возаревич, Лубарда, Э. Муртич, скульпторы Д. Джамоня, И. Кратохвил. Распространяются сюрреализм (М. Станчич), "оп-арт", "кинетическая" скульптура и др. модернистские течения. Гуманизмом, жизненной выразительностью и поэтичностью образов, метафоричностью художеств, языка выделяются работы художников, не порывающих с изобразительностью (живописцы Л. Вуяклия, Ф. Михелич, Г. Ступица, К. Дивьяк, скульпторы В. Радауш, О. Янчич, Д.Тршар, Н. Глид и др.). С кон. 1940-х гг. успешно развивается архитектура. После завершения восстановления разрушенных фаш. оккупантами городов и сёл в Белграде, Загребе, Любляне, Сплите, Риеке, Нови-Саде, Титограде и др. городах сооружены нов. благоустроенные жилые р-ны. Заново отстраивается столица Социалистич. Республики Македонии г. Скопье, разрушенная землетрясением в 1963. Для построек Ю. характерны изысканная строгость профилировки фасадов, гибкость и целесообразность пространств, композиции (обществ, центры Нового Белграда, Титово-Ужице, пл. Революции в Любляне). При возведении новых р-нов тонко используется рельеф местности, применяются местные строит, материалы. Большие успехи достигнуты при стр-ве курортных комплексов на Адриатич. побережье. Выделяются работы архитекторов Добровича - в Сербии, Э. Равникара - в Словении, С. Радевич - в Черногории и др. Уделяется большое внимание сооружению мемориальных комплексов в память павших в годы борьбы с фашизмом (работы Б. Богдановича в Сремска-Митровице, Мостаре, с. Ясеновац и др., М. Живковича на Сутеске, и др.). Действует Союз художников Ю.

В нар. иск-ве Ю. развиты гончарство, резьба по дереву, художеств, ткачество и обработка металлов, изготовление кружев, отличающиеся локальными особенностями у каждого из наоодов. См. также Македония, Сербия, Словения, Хорватия, Черногория и ил л. при этих статьях.

Илл. см. на вклейке к стр. 192-193.

Лит.: Алешина Л. С., Яворек а я Н. В., Искусство Югославии, М., 1966; Белоусов В. Н., Современная архитектура Югославии, М., 1973; М а 1 J., Zgodovina umetnosti pri Slovencih, Hrvatih i Srbih, Ljubljana. 1924; Kasanin M., L'art yougoslave des origin.es a nos jours, Beograd, 1939; Mole W.. Sztuka slowian pojudniowych, Wr.-Kr.- Warsz., 1962; Д ePOKO А., Споменици архитектуре IX - XVIII века у Дугославщи, Београд, 1964; Millet G., Frolow A., La peinture du Moyen Age en Yougoslavie. v. 1 - 4, P., 1954 - 1969; [Celebonovic A.], Savremeno slikarstvo u Jugoslaviji, [Album, Zagreb], 1965; Umetnicko blago Jugoslavije, Beograd, 1974. Т. С. Голенко.

XV. Музыка

В муз. культурах различных областей страны - Боснии и Герцеговины, Македонии, Сербии, Словении, Хорватии, Черногории (см. раздел Музыка в соответствующих статьях) - отразились особенности их культурно-историч. развития. Многонац. состав населения, влияние муз. культур соседних народов (нем.-австр. классич. музыки, итал. песни, ориентальной, а также античной и внзант. культур) способствовали многообразию муз. "диалектов" и обусловили специфич. черты национальной профессиональной музыки.

Наибольшее своеобразие сохранил муз. фольклор центр, р-нов Ю., а также Черногории (меньше внешних влияний). Особенно самобытны героич. эпич. песни, исполняемые в сопровождении гусе, и песенно-танц. жанр коло. Развитие проф. музыки тормозило тур. владычество (15-19 вв.); в Хорватии и Словеш и, где уровень проф. муз. иск-ва издагна был более высоким, проявлению нац. традиций препятствовало господство Габсбургов. В Словении проф. музыканты появились в 15 в., в Хорватии - в 16 в. (в монастырях Далмации, позднее - в Дубровнике). В 16-18 вв. европ. известность получили Я. Галлу с, И. Лукачич, И. М. Ярнович. В 18 - нач. 19 вв. крупными муз. центрами стали Любляна (в 1701 осн. Филармонич. академия, одна из старейших в Европе; в 1794 - Филармонич. об-во, в 1816 при нём открылась муз. школа - первая на Балканах) н Загреб (в 1827 осн. муз. об-во "Музикферайн", с 1829 при нём - муз. школа). С кон. 18 в. в Ю. гастролировали иностр. оперные труппы (постоянно в Сословном театре в Любляне, осн. в 1765; в Загребе - с 1797). Первые словен. оперы - "Белин" Я. Зупана (ок. 1780) и "Фигаро" Я. Новака (1790). В 19 в. под воздействием нац.-освободит, движений начался подъём нац. культур; созданы первые хорв. нац. оперы -"Любовь и злоба" (1846) и "Порин" (1851, пост. 1897) В. Лисинского; в Загребе открылся оперный театр (1834, позднее Хорв. нац. театр). В Сербии в 40-е гг. возник нац. театр, жанр "пьесы с пением". Муз.-просвет. работу вели хоровые об-ва в Сербии и Хорватии (в Панчево, 1838: в Загребе, 1839; в Белграде, 1853) и т. н. "читальни" - в Словении (в Любляне, 1852). Развивались гл. обр. песенно-хоровые жанры. Среди композиторов - Ф. Ливадич и ^Дисинский (Хорватия), Н. Джуркович и И. Шлезингер (Сеобия), Ю. Флейшман, Г. и К. Машеки (Словения). В связи с новым подъёмом нац.-освободит. движения 60-х гг. возникли Драматич. об-во и "Глазбена матица" (Словения, 1867, 1872); муз. школы в Любляне (1882), Белграде (1899, ныне "Мокраняц") и др.; осн. Нац. театр ("Народно позориште") в Белграде (1868), опеоные тоуппы при Хорв. нац. театре (1870, с 1895 - в новом здании) и Словен, нац. театре (1892). Среди многсчисл. хоровых об-в - рабочие об-ва (в Сербии - в 1876 в Крагуевце, в 1880 - в Белграде, позднее "Абрашевич"). В числе композиторов кон. 19 - нач. 20 вв. - К. Станкевич, И. Маринкович, С. Мокраняц (основоположник сепб. муз. классики), И. Зайц, Д. Енко. Основана Словен. филармония (1908). 13 Белграде оперными спектаклями и симф. концертами руководил С. Бинички, автор первой серб. оперы"На рассвете" (1903). Объединение югославян. народов в 1918 в единое гос-во способствовало развитию их культур. Оживилась муз. жизнь; открылись консерватории в Загребе (1916, с 1922 Муз. академия), Любляне (1919, с 1939 Муз. академия); в Белграде создана Муз. академия (с 1937). Основаны муз. школы в Сараеве (1920), Баня-Луке (1934), Скопье (1934), Цетине (1929), Подгорице (ныне Титоград, 1937), а также хоровые муз. об-ва во всех крупных городах страны. Работают музыкальные театры -в Белграде (с 1920), Загребе, Любляне; оперные спектакли ставились в Сараеве (с 1929), Скопье (с 1936). Организованы филармонические оркестры в Загребе (1920), Белграде (1923), Сараеве (1923), Любляне (1936); квартеты и трио в Белграде, Загребе, Любляне. Среди хоровых об-в -"Обилия", "Станкевич", "Коло", "Люблинский колокол". В 20-30-е гг. формировались нац. композиторские школы в развитых областях страны, зарождалась проф. музыка в остальных её частях. Среди композиторов - П. Конёвич, М. Милоевич, С. Христич (Сербия), К. Баранович, Я. Готовац, И. Славенский (Хорватия), М. Когой, С. Остерц, М. Бравничар (Словения), Ф. Мачеёвский, В. Милошевич (Босния и Герцеговина), Ж. Фирфов, Т. Скаловский, Т. Прокопьев (Македония), И. Иванович (Черногория). В кон. 30-х гг. выдвигаются первые в Ю. музыканты П. Марковац и В. Вучкович, разрабатывавшие проблемы муз. эстетики, муз. социологии и истории музыки с марксистских позиций; оба были разносторонними муз. деятелями (погибли во время фаш. оккупации). Вторая мировая война 1939-45 прервала развитие музыкальной культуры Ю.; музыканты, участники нар.-освободит, борьбы, создавали массовые хоровые песни. После освобождения страны основаны многочисленные муз. организации, коллективы, муз. уч. заведения во всех крупных городах. Созданы Союз композиторов Ю. (1950) и республиканские творческие союзы. Работают музыкальные театры в крупнейших городах Ю.; симфонические оркестры Радио и филармонические оркестры; Академический хор и симфонический оркестр Дома Югосл. нар. армии в Белграде; камерно-инструментальные ансамбли, в т. ч. "Загребские солисты". Во всех республиках созданы ансамбли нар. песни и танца ("Коло", "Ладо", "Танец", "Оро", "Шота" и др.), многочисл. хоры. Проводятся фестивали, в т. ч. междунар. "Дубровницкие летние игры" (с 1950), "Загребские биеннале" (с 1961). Выходят муз. журналы "Звук", "Словенска глазбена ревия", "Музыка и школа" и др. Среди совр. музыкантов - композиторы М. Ристич, С. Райичич, Д. Радич (Сербия), Н. Девчич, И. Брканович, М. Келемен (Хорватия), М. Козина, П. Рамовш, Д. Швара (Словения), Б. Ивановски, В. Николовски, Т. Зографски (Македония), Д. Шкерл (Босния и Герцеговина); музыковеды И. Андрейс (Хорватия), С. Джурич-Клайн (Сербия), Д. Цветко (Словения); дирижёры О. Данон, Ж. Здравкович, Д. Жебре, С. Хубад, М. Башич, М. Хорват; певцы и певицы М. Чангалович, Б. Цвейич, В. Хейбалова, В. Руждьяк, Л. Корошец, В. Буковец, Р. Бакочевич, М. Стоянович; пианисты Д. Трбоевич, А. Прегер, 3. Марасович, И. Мачек, Ю. Мурай, Б. Мусулин; скрипачи И. Озим, К. Рупел, В. Маркович, И. Пинкава.

Лит.: Асафьев Б., Из области юго-славянского народного музицирования и взаимосвязи русской и славянской музыки, Избр. труды, т. 4, М., 1955; Мартынов И., Стеван Мокраньяц и сербская музыка, М., 1958; Ямпольский И., Музыка Югославии, М., 1958; Из прошлого югославской музыки. Сб. статей югославских музыковедов, М., 1970; Jugoslav music, ed. J. Andreis, S. Zlatic, Beograd, 1959; A n d r eis J., Cvetko D., В u r i c-K 1 a j n S., Historijski razvoj muzicke kulture u Jugosla viji, Zagreb, 1962. См. также лит. при статьях Македония, Сербия, Словения, Хорватия, Черногория. Е. И. Гордина.

XVI. Балет

Первые балетные спектакли показаны в Ю. в 18 в. итал. и нем. гастрольными труппами. В 1894 в Загребе сформировался небольшой балетный коллектив под рук. О. Бартика, поставивший в 1895- 1898 "Коппелию" Л. Делиба, "Жизель" А. Адана; были предприняты первые попытки постановки нац. балетов; позднее эта труппа выступала только в оперных спектаклях. После 1918 складывались постоянные балетные труппы в театрах Белграда, Любляны, Загреба. Их руководителями были рус. танцовщики (Е. Полякова, Маргарита и Макс Фроманы). В 1927 был поставлен нац. балет "Пряничное сердце" К. Барановича (балетм. Маргарита Фроман), в 1933 - "Охридская легенда" С. Христича, в 1938-"Чёрт в деревне" Ф. Лотки. В 30-40-е гг. часто ставились балеты, в к-рых использовался нац. фольклор (балетм. Фроманы, Пиа и Пино Млакары, О. Хармож). После Народно-освободительной войны 1941-45 созданы труппы в Сараеве, Нови-Саде, Скопье, Мариборе и др. В Белграде работал один из ведущих балетмейстеров Д. Парлич, ныне руководитель труппы К. Обрадович; в Загребе - А. Ройе, М. Йованович, С. Павлетич. В спектаклях используются элементы нац. хореографии, ставятся одноактные балеты (часто бессюжетные) на классич. музыку, балеты композиторов разных стран, т. ч. советских. С 1960 раз в два года в Любляне проводятся международные балетные фестивали. В 1947 создана балетная школа (Белград).

Лит.: Marinkovic Rakic В., N ikolajevic R., Ballet Jougoslave, Beograd, 1958.

XVII. Театр

Театр Ю. вобрал в себя традиции иск-ва народов, населяющих Боснию и Герцеговину, Македонию, Сербию, Словению, Хорватию, Черногорию. После образования в 1918 единого югосл. гос-ва театр развивался в более благоприятных условиях, хотя и испытывал трудности, связанные с реакционной политикой правящих кругов великосербской буржуазии. Повышению уровня актёрского мастерства и режиссёрского иск-ва способствовало творчество реж. Б. Гавеллы, работавшего в Нац. театрах Белграда, Нови-Сада, Загреба и Любляны. Гавелла утверждал на сцене принцип ансамблевой игры; выступал также как театр, критик и педагог, близкий принципам системы К. С. Станиславского. Укреплению на сцене прогрессивных обществ, тенденций помогали комедии Б. Нушича, а также пьесы Б. Шоу, Л. Пиранделло, К. Чапека, произв. сов. авторов (В. П. Катаева), вводившиеся в репертуар вопреки запретам цензуры. Создавались рабочие самодеятельные и студийные театры с революц. репертуаром (напр., "Пролетарская сцена" в Любляне, 1928-35, реж. Ф. Делак). В годы 2-й мировой войны 1939-45 мн. театры закрылись. Актёры - участники Нар.-освободит, войны 1941-45 создавали профессиональные и любительские труппы, игравшие пьесы национальных классиков, инсценировки, пантомимы.

После образования ФНРЮ начали работать Нац. театры в столицах всех республик. В 1948 в Белграде был создан Югославский драматический театр (гл. реж. Б. Ступица, до 1970), ставящий югосл. и мировую классику, совр. пьесы, произв. рус. и сов. драматургии. В Загребе начал работать драматический театр "Гавелла" (с 1954). Репертуар этих театров основывается преим. на совр. отечеств, и зарубежной драме. Ведущий театр страны - Национальный театр в Белграде, к-рый ориентируется на широкого зрителя, знакомит его с отечеств, и мировой классикой, пьесами Б. Нушича, М. Глишича, совр. югосл. авторов М. Крлежи, М. Матковича, М. Джоковича, А. Поповича и др., произв. Ж. Ануя, Б. Брехта, Л. Н. Толстого, У. Шекспира и др. Драматич. труппа Сербского нац. театра в Нови-Саде чаще ставит отечественную классику (И. Стерня-Попович, К. Трифкович и др.). Высоким уровнем исполнительского иск-ва отличается драматич. труппа Хорватского нац. т-ра в Загребе (гл. реж. К. Спаич). В её репертуаре пьесы Крлежи, Р. Маринковича.

Словенский нац. театр в Любляне работает над произв. словен. и зарубежной классики, пьесами совр. словен. драматургов (Б. Крефта, М. Бора и др.). В Ю. имеются экспериментальные коллективы. В 50-60-е гг. репертуар их составляли произв. "театра абсурда", в сер. 70-х гг. - совр. отечеств, и зарубежная сатира, произв. классиков. Среди этих коллективов наиболее значит. - "Ателье 212" (Белград). С 1969 организуются интернац. театр, фестивали. В Ю. проводятся также фестиваль "Стерийно позорье", (с 1956, Нови-Сад), Театр, встречи "Йоаким Вуйич" (с 1974, Вршац), а также междунар. фестиваль - "Дубровницкие летние игры" (с 1950) и Фестиваль студенч. театров в Загребе. С 1950 в Белграде, Загребе, Любляне и др. городах работают науч. центры, Академии театра, кино и телевидения, в к-рых ведётся подготовка молодых специалистов. Издаются журналы "Сцена" (с 1964, Нови-Сад), "Театрон" (с 1973, Белград). Вопросы теории и истории театра разрабатывает Ин-т лит-ры и театра Югославян. академии наук и иск-в в Загребе (с 1948).

Лит.: Баталова Н. М., Театр народов Югославии. Сценическое искусство, драматургия, в кн.: История зарубежного театра, ч. 2, М., 1972; е ё ж е, Театр Социалистической Федеративной Республики Югославии, в кн.: История зарубежного театра, ч. 3, М., 1977; Гавелла Б., Драма и театр, М., 1976. Н. М. Ваганова.

XVIII. Кино

Первые киносъёмки были произведены в 1905 фотографом М. Манаки. Кадры кинохроники последующих лет запечатлели Балканские войны (1912- 1913), эпизоды 1-й мировой войны. Первый югосл. игровой фильм-"Карагеоргий" (1910, реж. И. Станоевич-Чича), посвящённый вождю первого сербского восстания 1804-13. В период между двумя мировыми войнами предпринимались попытки наладить отечеств, кино-произ-во, но все они потерпели неудачу. Полулюбительские югосл. фирмы не могли выдержать конкуренции иностр. лент.

Новый этап в развитии югосл. кинематографии связан с Нар.-освободит, войной 1941-45. Партиз. хроникёры снимали воен. операции против оккупантов, эпизоды становления новой жизни на освобождённых территориях и т. д. Первый фильм нар. Ю. -"Кинохроника, № 1" (1945). В авг. 1945 основаны киностудии в Белграде, Загребе, Любляне, в 1947 - в Сараеве, Скопье, в 1949 - в Подгорице (с 1952 Титоград). Звуковая художеств, кинематография Ю. началась фильмом "Славица" (1947, сценарий и реж. В. Африч) об антифаш. борьбе в Далмации. С тех пор ведущей и наиболее разработанной в югосл. кино стала военно-патриотич. тема. С её воплощением связаны достижения югосл. экрана: •"Большой и маленький" (1956, реж. В. Погачич), "Девятый круг" (I960., реж. Ф. Штиглиц), "Козара" (1962, реж. В. Булайич), "Прометей с острова Вишевица" (1964, реж. В. Мимица), "Битва на Неретве" (1969, реж. Булайич), "Сутьеска" (1973, реж. С. Делич), "Ужицкая республика" (1974, реж. Ж. Митрович) и др. В 60-70-е гг. кинематографисты обращаются к актуальным проблемам современной югославской действительности: "Лицом к лицу" (1963, реж. Б. Бауэр), "Подопечный" (1966, реж. В. Слиепчевич), "Дом" (1975, реж. Б. Жижич) и др. Большое место среди нац. фильмов занимают экранизации произв. классич. и совр. нац. лнт-ры: "Своего тела господин" (1957, реж. Ф. Ханже-кович), "Незаконнорождённые" (1963, реж. И. Претнар), "Дервиш и смерть" (1974, реж. 3. Велимирович), "Поезд в снегу" (1976, реж. М. Реля) и др. Значит, успехов достигло югосл. документальное кино. Мировую известность завоевала загребская школа мультипликации (возникла в 1950). Её виднейшие представители - Д. Вукотич, Н. Драгич, Б. Довникович. С 1971 в Ю. проводится междунар. кинофестиваль - "Фест". В СФРЮ (1976) 12 студий художественных и 20 - короткометражных фильмов. С 1949 в Белграде функционирует Югославская кинотека. Издаются журналы "Filmska kultura" (с 1957), "Ekran" (с 1962), "Sineast" (с 1967).

Илл. см. на вклейке, табл. XXIV (стр. 352-353).

Лит.: Анохин И., Киноискусство Югославии, М., 1966; Кино Югославии, М., 1978. И. М. Райгородская.

ЮГОСЛАВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР (Jugoslovensko dramsko pozoriste), создан в Белграде в 1948. Гл. режиссёр и художеств, руководитель театра в 1948-70 (с перерывами) - Б. Ступица. В 50-60-е гг. здесь работали реж. Т. Танхофер, М. Милошевич, М. Белович. Театр ставит отечеств, и зарубежную классику, совр. нац. и сов. пьесы. Наряду с исканиями в области театр, форм особое внимание уделяет общественному звучанию спектакля. Ведущие актёры 50-70-х гг. - М. Айваз, М. Црнобори, М. Живанович, Л. Йованович, И. Рутич, Л. Тадич, С. Симич, Б. Каталинич, Р. Джуричин, М. Янкетич и др.; режиссёры - М. Белович, Б. Плеша, С. Жигон, Д. Мияч. Среди спектаклей: "Дядя Ваня" Чехова (1948), "Дундо Марое" Држича (1949), "Егор Булычев и другие" Горького (1951), "Ифигения в Тавриде" Гёте (1960), "На грани безумия" Крлежи (1963), "Генерал и его шут" Матковича (1970), "Мистер Доллар" Нушича (1975), "Враги" Горького (1976). С 1969 работает Малая сцена-"Боян Ступица", где в основном выступает молодёжь. В 1956 и 1965 театр был на гастролях в СССР.

Лит.: Jugoslovensko dramsko pozoriste. Dvadeset pet godina rada, 1948-1973, Beo-grad, [1973]. Н. М. Вагапова.

ЮГОСЛАВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР (Narodno pozoriste), осн. в Белграде в 1869. Объединяет драматич., оперную (с 1920) и балетную (с 1921) труппы. Первым руководителем был И. Джорджевич, с 1898 - М. Исайлов